Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью
презентация к уроку
Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью программы является изучение особенностей развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью и корректировка их коммуникативных умений
Задачи: 1. Развитие коммуникативных способностей. 2. Проведение цикла занятий с подростками с умственной отсталостью в соответствии с коррекционно-развивающей программой по развитию их коммуникационных умений 3.Отработка навыков общения. 4. Обучение вербальным и невербальным средствам общения.
Форма работы с подростками — групповая, индивидуальная
Ожидаемые результаты: 1. Развитие умения межличностной коммуникации: - умение передавать информацию; - умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; - умение организовывать и поддерживать диалог в общении; -умение активно слушать собеседника. 2. Развитие перцептивных коммуникативных умений : -умение ориентироваться в коммуникативной ситуации взаимодействия; -умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты; -умение понимать эмоциональное состояние.
Содержание программы Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Речевая коммуникация является частью общения, потому достаточно хорошо развитая речь является залогом успешной коммуникации, то есть одним из коммуникативных умений. Подростки с умственной отсталостью имеют значительно больше проблем, чем подростки с нормальным психическим развитием. Психическое развитие подростков с УО затруднено внешними и внутренними неблагоприятными условиями. Главными и ведущими неблагоприятными факторами для подростков с УО оказываются их слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные умения развиваются у подростков с УО крайне медленно, неравномерно и неполноценно. Специфические особенности развития подростков с УО ограничивают возможности общения, нередко сам процесс общения является для них трудной задачей, а неуклюжие попытки коммуникации вызывают насмешки со стороны окружающих, что отбивает желание общаться и препятствует развитию коммуникативных умений. Ограничение в общении тормозит общее развитие личности подростков с УО. Развитые коммуникативные умения являются необходимым условием развития личности и делают доступным успешное общение подростка с УО как со сверстниками, так и с взрослыми.
Развитию коммуникативных умений способствует коррекционно - развивающая психологическая работа с подростками с умственной отсталостью по программе, учитывающей исходный уровень развития их коммуникативных умений и содержащей упражнения игрового характера.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Методы обработки результатов исследования: -количественный и качественный анализ результатов исследования; -метод презентации данных. Эмпирические методы исследования: -метод эксперимента в единстве трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного: -метод беседы; -метод наблюдения
Для психологического исследования подростков обычно используют неэкспериментальные методы (наблюдение, беседы, анкетирование, игры) и диагностические методы (тесты, опросники и проективные методики). К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
Для диагностического исследования коммуникативных умений у подростков с УО нужно выбрать адаптированные к особенностям развития исследуемых методики. Диагностику желательно проводить в игровой форме, наблюдая за поведением исследуемых, задавая проясняющие вопросы, тем самым получая дополнительную информацию из вербализации испытуемым своего ассоциативного ряда, по возможности - привлекая исследуемых к анализу и обсуждению полученных результатов.
Игра : “Встреча Штирлица с резидентом “ Цели игры: а) обратить внимание участников на возможность контакта глаз в общении ; б) научить детей устанавливать контакт глаз; в) показать разные способы демонстрации своего желания или нежелания вступать в контакт (контакт глаз, мимика, поза, движения).
Ведущий: “Сейчас один из нас будет “Штирлицем”, который приходит на встречу с “резидентом””. “Штирлиц” ненадолго выйдет из комнаты, а мы за это время решим, кто будет “резидентом”. Когда “Штирлиц” войдет, “резидент” без слов будет показывать “Штирлицу” свое желание вступить с ним в контакт, а остальные будут показывать свое нежелание вступить в контакт. “Штирлицу” нужно определить, кто из участников - “резидент”. Когда “Штирлиц” выходит, участники выбирают резидента, и ведущий предлагает ему смотреть в глаза “Штирлицу”, а остальным участникам - не смотреть. Затем входит “Штирлиц” и пытается определить “резидента”. Если “Штирлиц” называет “резидента” неправильно, ведущий говорит ему: “Ты ошибся, попробуй еще”, а когда “резидент” найден, ведущий задает “Штирлицу” вопрос: “Скажи, пожалуйста, по каким признакам ты определил “резидента”?” Затем из комнаты выходит другой “Штирлиц”, а тренер говорит всем остальным: “Теперь у нас будет три “Резидента”, которые будут стоить глазки “Штирлицу”, посылать короткие импульсы глазами, взглядывая “Штирлицу” в глаза и тут же отводя взгляд”. Остальные участники будут показывать “Штирлицу” нежелание вступать с ним в контакт. После того как “Штирлицы” названы правильно, комнату покидает следующий “Штирлиц”, а тренер дает задание всем участникам: “Теперь каждый сам, не говоря ничего другим, решит, кем он будет “резидентом” или “не резидентом”, и каким способом он будет показывать “Штирлицу” свое желание или нежелание вступать в контакт.” Последний шаг игры. Очередной “Штирлиц” выходит , а ведущий предлагает группе выбрать одного “резидента”. Когда “Штирлиц” войдет, все будут устанавливать с ним контакт глаз и сразу переводить взгляд на “резидента”, указывая на него глазами (но, не поворачивая голову). “Штирлицу” нужно догадаться, кто же “резидент”.
Игра : “Шкала самочувствия. “ Цель игры: Выяснить психологическое состояние детей перед проводимой коррекционной работой ; Описание: Тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие.
Игра : “Картина “ Цель: достижение групповой сплоченности, дать детям и подросткам почувствовать радость совместного творчества, дать группе ощутить себя чем-то целым. Ведущий:”Сейчас мы все будем рисовать картину, и делать мы это будем не карандашами или красками, а словами. Я беру большой лист бумаги ( показывает руками) и рисую на нем линию горизонта. Я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом ученика). Участник “берет картину” и говорит: “Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовала ... (имя тренера), рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину) и передаю эту картину тебе,... (имя следующего участника)”. Таким образом, каждый участник называет все, что до него “нарисовали” другие, в том порядке, в каком эти предметы появлялись на картине, при этом добавляя: “...который нарисовал ты, ... (имя автора)” Затем тренер говорит: “Вот какая у нас получилась картина”.
Игра : “Откровенно говоря“ Цель: а) выработать навыки ответственного отношения к делу, к самому себе; б) выработать навыки самоанализа; в) участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему “ Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Будете откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и группы в целом. Откровенно говоря... Дата занятия___________________________________________ Мое имя___________________________________ 1. Во время занятия я понял, что..._________________________ 2. Самым эффективным считаю..._________________________ 3. Я не смог быть более раскованным, так как..._____________ 4. На занятии мне не удалось..._____________________________ 5. Больше всего мне понравилось, как работал(а)...___________ 6. На следующим занятии я хотел бы...______________________ 7. На месте ведущего я...___________________________________ Подпись
Игра : “Европейский городок“ Цель: проводится в начале занятия для снятия напряжения и преодоления барьеров, а также для тренировки внимания. Ход игры: все стоят посередине комнаты. Ведущий говорит: “Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы постараемся соблюдать их обычаи. У населения этого городка есть обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они услышат один удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда они услышат два удара - партнеры, берут друг друга за плечи и слегка потряхивают; когда они услышат три удара колокола, они трутся друг об друга спинами. Давайте мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами, и каждый постарается поприветствовать каждого, никого не пропустить. Удары колокола я буду изображать хлопками”. Ведущий подает сигналы в любом порядке, после четырех-пяти приветствий тренер просит внимательно посмотреть друг на друга, чтобы убедиться что он поприветствовал всех. Если это не так то игра продолжается.
Упражнения "Сделай как я". Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники пытаются в точности воспроизвести. Попеременно каждый ребенок выступает сам в роли "задающего движение". "Наоборот". Дети делятся на две группы и становятся в шеренги напротив друг друга. Одна группа детей, предварительно сговорившись, выполняет движение, другая - пытается их повторить наоборот. "Брыкание". Ведущий говорит: "Маленькие дети, ползунки, не умеют ходить и говорить. Если они чем-то недовольны или что-то хотят, то брыкаются руками и ногами, лежа на спине, и при этом кричат. Все мы были такими малышами. Давайте вспомним этот возраст и попытаемся привлечь внимание взрослого человека подобными действиями". "Зеркало". Дети разбиваются на пары. Ведущий напоминает принцип зеркала - оно отражает в себе того, кто в него смотрится, движения, мимику данного человека. Один ребенок играет роль "зеркала", другой - смотрящегося в него. Через некоторое время они меняются ролями. Подвижная игра "Башмачник". Играющие становятся в круг, берутся за руки. В середину круга на скамеечку садится башмачник и делает вид, что шьет сапоги, напевая: "Хорошие ножки, хорошие ножки, примерьте сапожки!" Дети, быстро вертясь, отвечают: "Примеряй, примеряй!" после этого сапожник должен, не вставая с места, не передвигая скамейки, протянуть руки и поймать кого-нибудь из круга; пойманный и башмачник меняются местами.
Расслабление - упражнение : “ Котенок спит “ Ведущий: "Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох - выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака, котенок потянулся, выгнул спину и встал".
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей подростков"
Представленный материал включает в себя сообщение для родителей младших подростков по теме "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей пордростков" с презентацией....
Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...
Статья по теме "Методика обучения математики в коррекционных классах, направленных на развитие математических способностей учащихся"
Методическая разработка по развитию математических способностей учащихся классов ЗПР...
Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...
«Фольклор как средство развития музыкальных способностей обучающихся с умственной отсталостью»
Целью реализации программы образования обучающихся с умственной отсталостью, с введением ФГОС НОО с у/о (с 01.09.2016 года), является создание условий для максимального удовлетворения особых образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...