Проект программы по обучению чтению по православно-ориентированным произведениям детей с ОВЗ"
опыты и эксперименты (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная разработка является компонентом проекта обучения чтению в старших классах коррекционного образования (школ VIII вида).
Курс по чтению православно-ориентированной литературы направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода:
— воспитание уважительного отношения к окружающим, патриотизма, воспитание интереса и любви к предмету;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
По мнению специалистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. Мы придаём большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и формулировать вопросы самостоятельно, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст с разной степенью детализации, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учётом особенностей подростков с психическими нарушениями мы постарались тактично познакомить, обогатить представления обучающихся о православной вере на основе произведений художественной литературы.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Обучающиеся закрепляют умения:
• читать вслух правильно, бегло, выразительно; • читать про себя доступные по содержанию тексты; • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя); • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе; • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова; • ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам; • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя.
Мы выражаем особую признательность авторам чудесных произведений, которые вдохновляют и дарят теплоту не только детям, но и нам, педагогам.
- Тема: «Роман для юношества А.Лимонова «Девочка Прасковья». Пролог»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: дать понятие о таких литературоведческих терминах как посвящение, пролог, современник; учить пользовать словарем познакомить старшеклассников с понятием святые, мученики, житие
- Коррекционно-развивающие: формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений; устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы;
- Воспитательные: сопричастность к культуре и традициям страны; воспитывать самостоятельность
Организация начала урока
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Слово учителя о посвящении
Работа в тетради
Посвящение — это вступительные к произведению строки, указывающие на то, в честь кого оно написано автором
- Что вам известно о великомученике Георгии Победоносце и великомученице Параскеве Пятнице?
Великомученик Георгий жил на рубеже III - IV веков в Лидде (Палестина) в семье благочестивых христиан. Услышав однажды бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий раздал свое имущество бедным и явился к жестокому правителю того времени Диоклетиану. Святой Георгий объявил себя христианином и обличил в жестокости и несправедливости императора. Смелого христианина уговаривали отречься от Христа, но это было бессмысленно. Святой Георгий оставался верным истинному Богу. Он подвергся жестоким пыткам. Погиб верный христианин от усекновения главы в 303 году. За духовную победу над мучителями и за мужество, за чудодейственную помощь людям святого Георгий называют еще Победоносцем.
Святая мученица Параскева жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За исповедание православной веры претерпела она великие мучения. Язычники усекли голову святой великомученице Параскеве Пятнице. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием.
Демонстрация на ММД
- В каких произведениях мы можем узнать о жизни святых?
Житие — это жанр литературы, где описывается жизнь святых людей.
Слово учителя о писателе
Анатолий Лимонов — это писатель и художник, который живет в настоящее время. Это наш современник. Родился он на Урале в 1964г. Живет и работает в Липецкой области. Анатолий Лимонов пишет статьи, составляет кроссворды, создает рисунки, пишет повести и рассказы.
Сегодня мы начнем наше знакомство с одной из повестей этого писателя - «Девочка Прасковья»
Чтение учителем пролога
Физкультминутка
Работа в тетради
Пролог — это вводная часть, предисловие. Здесь представляются герои произведения до начала действия
Первичная проверка усвоенных знаний
с.4
Словарная работа
Уписывать (салат) - съесть без остатка и с аппетитом
- Вспомним, это слово относится к литературной норме или - к разговорному стилю?
Арабский язык — официальный язык всех арабских стран
С.5
- О каких пирамидах идет речь?
Историческая справка — демонстрация на ММД
Египетские пирамиды — слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. Это архитектурные памятники древнего Египта. Пирамида Хеопса входит в список семи чудес света. Всего насчитывается более ста пирамид. Среди них примечательны также Пирамиды Гизы - огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Мираж- это такое явление в атмосфере, когда потоки света преломляются в воздухе из-за разницы температур.
С.5
Бедуинка — от слова «бедуин» - житель арабского мира (относится к женскому полу).
С.7
Скауты — от слова «скаут» - разведчик. Это всемирное юношеское движение, которое зародилось в Англии. Схожее с этим понятием — смены в детских оздоровительных лагерях.
Закрепление знаний
Чтение цепочкой по абзацу
Работа в парах
- Составьте систему персонажей по прологу
- Какие черты характера свойственны Жорке?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – с. 12 – 17 прочитать сюжет о тете Клаве
- Тема: «На пароме» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета; проверить усвоение самостоятельного задания; учить пользовать словарем
- Коррекционно-развивающие: актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений; устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы;
- Воспитательные: воспитывать интерес к учебе
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – фронтальный письменный опрос (по карточкам)
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На пароме»
Работа в тетради
Патриотизм — это любовь к Родине, готовность пожертвовать ради нее
- Какие примеры патриотизма вы можете привести из истории русского народа?
Демонстрация на ММД
- Что вы знаете про уральскую землю?
Первичная проверка усвоенных знаний
с.18
Словарная работа
Паром – плавучее сооружение, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами реки.
Густое марево — переливающийся видимый слой теплого воздуха у поверхности земли (в солнечную погоду).
- Приходилось ли вам видеть марево? В какой ситуации это происходило?
С.24
- Сравните слова. Дайте им определение
Бидон — бетон
Бидон - жестяной сосуд с крышкой для хранения жидкостей
Бетон - искусственный каменный строительный материал
Физкультминутка
Закрепление знаний
Нахождение по данному началу всего отрывка
Дидактическая игра
- Подбери отрывок к рисунку
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – с. 31 – 33 прочитать про случай, который однажды произошел между Пашкой и Жоркой
- Тема: «На пароме» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета; расширить представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; учить пользовать словарем
- Коррекционно-развивающие: корригировать внимание путем смены видов деятельности; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений; устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы
- Воспитательные: воспитывать умение работать в командах
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа по кроссворду в командах
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На пароме» (продолжение)
Первичная проверка усвоенных знаний
с.35 Демонстрация на ММД
Словарная работа
Бесхозная – никому не принадлежит
Норд-ост – северо-восточный ветер
- Подберите синонимы к выражению хлипкое судно
С.40
Пухлый фолиант – толстая книга большого формата
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение, деление на части отрывка (с.50 - 52)
- Прочитайте сюжет, в котором мы видим отношение девочки к своему обидчику
- Как бы вы поступили на месте Прасковьи?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – с. 50 – 52 перескажите отрывок по заданному плану
- Тема: «В пещере» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить применять на практике полученные знания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания
- Коррекционно-развивающие: развитие слухового восприятия; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений; устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы
- Воспитательные: нравственное воспитание на примерах главных героев
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа по перфокартам
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В пещере»
Первичная проверка усвоенных знаний
с.55
Словарная работа
Гадюка – ядовитая змея
- Какие меры предосторожности при встрече со змеями вам известны?
Змеи не нападают на человека первыми. Наоборот, стремятся как можно скорее скрыться. Все случаи укусов гадюк происходят либо когда змею застигли врасплох, либо при попытке намеренно приблизиться к ней. Увидев змею, не нужно кричать и паниковать. Спокойно обойдите животное и продолжайте движение. Ни в коем случае нельзя убивать змей.
Выходить в лес необходимо в высокой прочной обуви, например сапогах или ботинках, которые защитят вас даже в случае случайного укуса. В поисках ягод и грибов необходимо смотреть не только на объект своей «охоты», но и вокруг. Многие грибники используют палки, которыми ворошат траву или раздвигают кустарник.
- Что делать, если все-таки змея ужалила человека?
Если же укуса не удалось избежать, также не стоит паниковать. Необходимо как можно скорее доставить пострадавшего в медицинское учреждение. По возможности ему необходимо обеспечить покой и давать обильное питье.
С.64
Небесный покровитель – в православной вере это святой, в честь которого нас назвали
С. 65
- Определите различие слов именины – день рождения
Именины – день памяти святого, в честь которого нас назвали
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение, составление схем «История семьи Пашки» - «История семьи Жорки»
- Как вы думаете, было ли обидно Прасковье, когда она слышала про семью мальчика?
Обида – это грех. Послушайте стихотворение Татьяны Шороховой «Обида и прощение»
День уходит. Вечер ближе-ближе…
Совесть мне покоя не дает.
Сам обидел маму, но обижен
Я на целый свет. Тоска гнетёт.
Ничего меня не манит в мире,
В сердце сам с собою не дружу,
Просто так слоняюсь по квартире,
Места в ней себе не нахожу.
Мама тоже мучается, знаю.
Жду ее, одно хочу сказать:
– Мамочка, прости меня, родная!
Я тебя не буду обижать,
Обижаться на тебя не буду,
Постараюсь слушаться тебя!..
Мне не надо никакого чуда,
Только б жить, прощая и любя.
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – составьте кроссворд по прочитанному
- Тема: «В пещере» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания
- Коррекционно-развивающие: развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений; устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы
- Воспитательные: уважение к традициям страны
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа в парах по кроссвордам
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В пещере» (продолжение)
Первичная проверка усвоенных знаний
Физкультминутка
с.74
Словарная работа
Саркофаг – гробница для богатых людей в Древнем мире (Египет)
- В каком произведении вы слышали выражение кисельные берега?
- Какой жанр этого произведения:
- литературная сказка
- русская народная сказка
С.78
«Живые помощи» – корректнее сказать – «Живый в помощи Вышнего…» - это 90-тый псалом из книги псалмов пророка Давида. Встречается тканевый пояс с напечатанной на нем молитвой 90-го псалма:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речёт Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящий, от сряща и беса полуденнаго. Падёт от страны Твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очйма твойма смотриши, и воздаяние грешников узрищи. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовёт ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
- Как вы понимаете эту молитву?
С. 80
- Самого Конюхова сделала…Что вам известно про этого человека? Чем он известен миру?
Фёдор Фили́ппович Ко́нюхов (род. 12 декабря 1951, село Чкалово, Запорожская область, Украина) — российский путешественник, писатель, художник, пилот свободного аэростата, священник православной церкви (Московского патриархата).
Совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый российский гражданин, побывавший на всех Семи вершинах, на Южном и Северном полюсах.
Закрепление знаний
Чтение, дидактическая игра «Четвертый лишний»
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – нарисуйте иллюстрацию к главе «В пещере» по понравившемуся сюжету
- Тема: «На болоте» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: проверить усвоение самостоятельного задания продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета; расширять представления обучающихся новыми знаниями;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать умение сопереживать другому человеку
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа в парах «Придумай название рисунка соседа»
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На болоте»
Первичная проверка усвоенных знаний
с.83
Словарная работа
Демонстрация на ММД
Нефертити – одно из наиболее известных произведений древнеегипетского искусства, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 14 в. до нашей эры.
С.87
Жалкий скарб – пожитки, имущество
- Как пахнет хвоя? Для чего она полезна?
Демонстрация эфирного масла можжевельника.
Как профилактическое средство предупреждает развитие вирусных и инфекционных заболеваний, укрепляет иммунную систему. При простудных заболеваниях оказывает одновременно противовоспалительное, отхаркивающее и смягчающее воздействие на дыхательные пути.
Миль 120…
1 миля – почти 2 км. Примерно, 1.8 км.
- Сколько миля всего?
С. 88
- Как вы думаете, правильно ли вели себя ребята в незнакомом лесу? Какие правила поведения в лесу вам известны?
1. Собираясь в лес, основательно подготовьтесь. Обязательно возьмите с собой спички, нож, компас, мобильный телефон, воду. Одежда должна быть только ярких цветов (никакого камуфляжа), чтобы вы были хорошо заметны.
2. Лучше всего не ходить в лес одному, а взять с собой человека, который хорошо ориентируется на данной местности.
3. Придя в лес, не стоит углубляться в чащу, ходите по краю и придерживайтесь каких-либо ориентиров (дорога, железнодорожные пути, линия электропроводов, газопровод и т. п.), старайтесь не сходить с тропы.
4. Прежде чем войти в лес посмотрите по компасу, с какой стороны вы заходите, чтобы в случае потери ориентира выйти хотя бы в ту же сторону, с какой зашли.
5. Если вы все- таки потерялись, специалисты рекомендуют, прежде всего, успокоиться. Постарайтесь прислушаться, не слышно ли голосов людей, звука машин.
6. Если вы точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте, разведите костер и ждите. Можете время от времени подавать звуковые сигналы: голосом или стучите палкой по дереву.
7. Если же вы решили попытаться выйти самостоятельно, выберите себе ориентир, проведите визуально прямую линию и идите по ней. Продолжайте двигаться, таким образом, выбирая себе новый ориентир по той же прямой линии, через каждые 100-150 м.
8. Если у вас есть проблемы со здоровьем, обязательно возьмите с собой необходимые лекарственные средства.
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение, разгадывание ребусов на тему «В лесу»
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – прочитайте отрывок про святого Досифея (с. 96 - 99)
- Тема: «На болоте» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – фронтальный опрос по рассказу про святого Досифея
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На болоте» (продолжение)
Первичная проверка усвоенных знаний
с.102
- Назовите ошибки, которые допустил Пашка на болоте? Какие правила поведения на болоте вам известны?
Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.
Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.
Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.
Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Оставляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.
Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.
Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.
Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!
Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.
Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.
Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.
Физкультминутка
- «Ох и трудная это работа – из болота тащить бегемота» Откуда эта выдержка? Кто автор этого произведения?
Словарная работа
Демонстрация на ММД
С. 125
- Дивная берегиня - в древних народных славянских поверьях это русалка
Закрепление знаний
Чтение, подбор текста к пословицам:
Слово – не воробей, вылетит не поймаешь
Не знаешь – где найдешь, где потеряешь
Поспешишь – людей насмешишь
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – подготовьте пересказ сюжета о том, как девушка спасала Жорку
- Тема: «В лесу» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – опросная цепочка при пересказе фрагмента про спасение Жорки
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Загадка о лесе:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В лесу»
Физкультминутка
Первичная проверка усвоенных знаний
Словарная работа
с.134
Сопка – гора, холм
Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир.
- Для чего нужно было ребятам определять азимут? Как это правильно делать?
Работа с учителем географии
Закрепление знаний
Чтение обучающимися отрывка про святую Параскеву Пятницу
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите в тексте 5 словосочетаний существительных с прилагательным, обозначающим какой-либо оттенок (например, бело-снежистые облачка).
- Тема: «В лесу» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – проверка тетрадей (5 словосочетаний со словами, обозначающими оттенок)
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Проблемный вопрос: сегодня мы сможем найти ответ на вопрос: почему же Пашка сначала невзлюбил девочку Прасковью?
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В лесу» (продолжение)
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися отрывка про святую Параскеву Пятницу
Работа по иллюстрации (с.149)
- Подберите фразы из текста, которые комментируют данный рисунок в книге
- Найдите ответ на вопрос: почему же Пашка сначала невзлюбил девочку Прасковью?
- Как вы понимаете ответ самого Жорки?
- Случалось ли с вами похожее?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – составьте план пересказа ночного дежурства Жорки
- Тема: «У Берендея»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – индивидуальный опрос у доски
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Игра: как называется лес, в котором растет:
- Ель – ельник
- Сосна – бор
- Дуб – дубрава
- Береза – березняк
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «У Берендея»
Словарная работа
С. 152
Берендей – сказочный персонаж, лесной царь в непролазном лесу
- Как вы понимаете, что такое молитва?
Молитва – это наш разговор с Богом. Она необходима нам, как воздух или пища. Именно молитва дает почувствовать радость от общения с Господом. Молитва – это дар.
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися текста
Работа с деформированным планом:
- Ошибка Жорки
- Случай в малиннике
- Лесные кроватки
- Таинственное царство Берендея
- Молитвы бывают разные
- Расставание с гостеприимной поляной
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – прочитайте отрывок о святом Георгии Победоносце
- Тема: «На заимке» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа по раздаточному материалу
(допиши предложения своими словами):
«Георгий был храбрым…»
«…воспитала его истинным христианином»
«Император Диоклетиан страшно пытал Георгия, но …»
«Славить Христа стала и императрица …»
«Святой Георгий победил…»
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Словарная работа
Заимка – это охотничья избушка в тайге
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На заимке»
Словарная работа
С. 181
Мисс Марпл – персонаж книг и фильмов, в которых пожилая женщина мисс Марпл является талантливым детективом, человеком, который расследует преступления
- Как вы понимаете, за какие грехи осуждал себя Жорка?
Чревоугодие – это обжорство, угождение чреву
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися текста
- Как можно было помочь Жорке при отравлении грибами?
Беседа с врачом
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – сделайте детальный рисунок заимки по описанию (с. 186 - 187)
- Тема: «На заимке» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа по иллюстрациям
(сверка с текстом):
«железная печка», «небольшая поленница дров», «сундук защитного цвета»,
«у окна стояли стол и две лавки», «топчан-лежанка», «на стенах: пила-двуручка, удочка, сеть, полка с посудой…»
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Ребус
– Прочитай пословицу (беды мучат – уму учат)
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «На заимке» (продолжение)
Работа с текстом
- Подберите синонимы к словам:
- Хворь (болезнь)
- Провизия (запасы еды)
- Барабанил дождик (стучал дождик)
- Найдите антонимы в примерах с Жоркой и Прасковьей (с.200)
- Она бедна – я в достатке
- Модник – скромница
- Сильный – слабая
- Обжора – постница
- Неверующий – благочестивая
- Злой – добрая
- Наглый - стыдливая
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися текста цепочкой по абзацу
Демонстрация керосиновой лампы (ее устройство, принцип работы, заправка)
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите отрывки текста (с.202 - 204), которые помогут вам ответить на вопросы: 1) Каким стал считать себя Жорка на замке? 2) Какое качество ярко проявляется в Прасковье в разговоре ребят про Египет?
- Тема: «В поселке» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – индивидуальный опрос
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Проблемный вопрос:
– Можно ли 2 рыбками и пятью хлебами накормить несколько тысяч человек?
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В поселке»
Словарная работа
С.207
Таранка – название любой сушеной или вяленой рыбы
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение с сокращением текста (с. 209 - 212). Подготовка к сжатому пересказу
Чтение евангельской истории о двух рыбках и пяти хлебах
Размышления обучающихся
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите отрывок из текста, в котором описана борьба чувств Жорки. Объясните это со своей точки зрения
- Тема: «В поселке» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – сочинение-миниатюра «Какая борьба чувств происходила у Жорки в душе?»
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «В поселке» (продолжение)
Словарная работа
С.213
Изба, собранная из кругляка – изба, построенная из бревен
С.215
…разнокалиберных и разномастных лаек –собак разного размера и разной породы
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающихся, пересказ
Беседа «Чем опасна незнакомая собака?»
Это крайне опасно возможностью развития бешенства – болезни, которую на данный момент человечество лечить не научилось, но которую можно и нужно предупреждать.
Бешенство – острая вирусная инфекционная болезнь, которой болеют и животные, и люди и возбудитель которой передается контактным путем в результате укуса или ослюнения поврежденных слизистых оболочек или кожных покровов. Заболевание характеризуется прогрессирующим поражением центральной нервной системы, смертельным для человека. Бешенство широко распространено в мире. Ежегодно в нашей стране регистрируются сотни случаев болезни среди диких (лисы, енотовидные собаки, волки, ежи и др.) и домашних (собаки, кошки, крупный рогатый скот, лошади) животных и более 10 смертельных случаев водобоязни среди людей. Источником бешенства является дикое животное, а также домашнее животное, которое подверглось нападению со стороны другого больного животного. От заболевших животных происходит заражение человека.
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите ответы на вопросы (на внимание) и запишите ответы:
- Что утешало Жорку в страшном происшествии?
- В каком месяце лета это произошло?
- Где ребята смогли найти себе убежище от собак?
- Тема: «Под землей» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – проверка тетрадей
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Игра «Четвертый лишний»
- Гром, гроза, град, молния
- Грот, пещера, вертеп, гора
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Под землей»
Словарная работа
С.226
Самоцветы – полудрагоценные или драгоценные поделочные камни разного цвета
Сталактит – образования в виде сосулек, которые свешиваются с потолка
Сталагмит – натечное образование в виде конуса, «растущее» кверху
Туча с красными всполохами – грозовая туча с яркой вспышкой
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу:
Авось да как-нибудь до добра не доведут
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Человек предполагает, а Бог располагает
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите отрывок из текста, в котором описана пещера. Выпишите 7 словосочетаний (сущ+прил), которые описывают красоту природы
- Тема: «Под землей» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – проверка тетрадей
«волшебное великолепие», «прекрасные бриллианты», «радужная дымка», «живописнейшее местечко», «ярко-изумрудный цвет», «желто-голубые блики», «хрустально-чистая вода»
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Под землей» (продолжение)
Житие святого Меркурия – чтение с иллюстрацией на ММД
- Как вы думаете, известный вам с детства богатырь Илья Муромец был вымышленным персонажем?
- Какой корень в слове богатырь?
В настоящее время корень в этом слове богатыр-. Исторически этот корень выделялся от слова Бог. То есть одаренный Богом.
Физкультминутка
Закрепление знаний
Работа классом: чтение – вопрос (ученик читает текст и задает вопрос по прочитанному соседу)
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – найдите и прочитайте житие Ильи Муромца
- Тема: «Момент истины» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать нравственные качества
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – опрос по цепочке («Житие святого Ильи Муромца»)
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Проблемный вопрос:
– В какой ситуации человек говорит только правду, какой бы горькой она не была?
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Момент истины»
Словарная работа
С.259
Половицы – доски пола у дома
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение текста по цепочке по абзацу
- Как вы думаете, что испытывал Пашка в тот момент, когда девочка говорила ему правду?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – пересказать прочитанный отрывок
- Тема: «Момент истины» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа по раздаточному материалу
- Закончите предложения своими словами
«Пашка сильно ослабла из-за…»
«Мы с трудом добрались до …»
«Нашим странным гостем оказался…»
«Жорка заботливо набрал для Прасковьи лесной ягоды - …»
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Момент истины» (продолжение)
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение с комментированием
- Как вы относитесь к Жорке после его ночной исповеди?
Размышления обучающихся
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – проведите сравнение Жорки до путешествия с Прасковье с тем Жоркой, который в ночном лесу просил о спасении девочки, запишите в виде таблицы
- Тема: «Вот и окончилось все» - первый час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – обсуждение сравнительного анализа одного из главных персонажей
до… | после… |
гордый | учится смирению |
лживый | старается не обманывать |
самолюбивый | способен жертвовать ради другого |
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Вот и окончилось все»
Словарная работа
С.294
Буржуйка – металлическая печь для обогрева помещений
Валежник – упавшие на землю в лесу стволы деревьев и их части
С. 297
Кирка – орудие с острым стержнем
Геологи – (гео «земля», логос «наука») наука о земле, природных ископаемых
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися
- Как вы понимаете выражение «руду вот всякую на горбушке ворочаем»?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – с.302 – 305 – читать, подготовить пересказ отрывка
- Тема: «Вот и окончилось все» - второй час
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – фронтальный опрос обучающихся
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Вот и окончилось все»
Физкультминутка
Закрепление знаний
Чтение обучающимися эпизода прощания Жорки с Прасковьей с. 316 - 319
- Как вы понимаете выражение «с этим неожиданным рейсом улетела добрая половина меня самого»?
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – чтение, пересказ по плану
- Тема: «Эпилог»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить обучающихся с произведением современника
Задачи:
- Образовательные: учить пользоваться знаниями, приобретенными на практике; расширять представления обучающихся новыми знаниями; проверить усвоение самостоятельного задания; продолжать знакомить обучающихся с развитием сюжета;
- Коррекционно-развивающие: устанавливать причинно-следственные связи при ответе на вопросы развитие личностных качеств обучающихся; актуализировать знания и умения, приобретенные ранее; совершенствовать навыки самоконтроля; формировать навык связной устной речи, навык толкования слов и выражений;
- Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим людям
Организация начала урока
Проверка домашнего задания – работа с деформированным планом
- Поломка вертолета
- Страшный сон Жорки
- Прощание с Пашкой
- Помощь геологов
- Встреча с лосенком
Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Словарная работа
Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с дальнейшей их судьбой
Изучение нового материала
Чтение учителем главы «Эпилог»
Словарная работа
С.324
Мещера - это болотистая низменность, расположенная не территории преимущественно Рязанской области
Иван-чай – народное название целебного растения, известного под названием кипрей
Беседа со священником (Святое Причастие, Символ Веры)
Физкультминутка
Закрепление знаний
Работа классом: чтение – вопрос (ученик читает текст и задает вопрос по прочитанному соседу)
Подведение итогов урока
Разъяснений домашнего задания и оценивание работы обучающихся – подготовиться к написанию отзыва об этом произведении
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 108»
119421 г. Москва, Ленинский проспект, д. 97 к. 2,3, тел./факс (499) 132-55-38,
E-mail: int 108@mosuzedu.ru, ОГРН 102770472238, ИНН/КПП 7736210899/773601001
Проект обучения чтению
по православно-ориентированным произведениям
в старших классах коррекционного образования
(школ VIII вида)
Учитель: Артемьева Т.Н.
Москва 2016/2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. «Обучение чтению глобальным и послоговым методом детей с проблемами в развитии»
Автором предлагается календарно-тематическое планирование курса дополнительного образования, направленного на формирование навыка чтения у детей с трудностями в овладении письменной речью традиционным...
Обучение поисковому чтению на примере художественного произведения ("Lady Windermere\'s Fan” by Oscar Wilde)
Поисковое чтение направлено на нахождение в тексте специфичной информации для ее последующего использования в определенных целях. Овладение...
АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».
Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс
На уроках чтения и развития речи в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
Инновационный проект «Программа опережающего обучения игре в волейбол»
Инновационный проект. МКОУ "Стан-Бехтемирская сош". Кружковая спортивная работа в общеобразовательной школе. Программа опережающего обучения игре в волейбол. 4-8 кл....