По теме "Звуки П и Пь. Буква П"
план-конспект по теме

Серасхова Алена Петровна

Конспекты коррекционно-развивающихся занятий с детьми 6-7 лет с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.02.16                                                                                        

Конспект  логопедического занятия  для детей 6-7 лет .

Тема занятия: «Звуки [п], [п`]. Буква П».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [п] и [п`], знакомство с буквой П.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [п] и [п`];
  2. закрепить навык различения звуков [п] и [п`];
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать навыки фонематического анализа;
  5. развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
  6. развивать общую и мелкую моторику;
  7. развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

  1. познакомить с буквой П;
  2. закрепить знания о звуках [п] и [п`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – карточка с буквой П; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); картинки с изображением посуды, помидоров, 1 помидора, пальто, цифры 5; счетные палочки.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Показ буквы.

3. Артикуляция и характеристика звуков.

4. Речевая зарядка.

5. Дидактическая игра «Светофор».

6. Дидактическая игра «Дополни предложение».

7. Физкультминутка.

8.  Выкладывание из счетных палочек.

9. Работа в тетрадях.

10. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

 1.Организационный момент.

Логопед просит детей встать

- Ребята, за парту сядет тот,

 кто назовёт мне слово со звуком [п] или [п]`

Далее – он опрашивает всех

 детей по очереди.

- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- С какими?

Дети встают в круг.

Ребенок называет слово со звуком [п], садится за парту.

Дети отвечают и занимают свои места.

- Да.

- [п] и [п`].

2 мин

2. Основная часть.

1. Показ буквы.

- Правильно. А теперь

 посмотрите, пожалуйста, на  карточку.

Логопед показывает карточку с буквой П.

- Какая буква здесь напечатана?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква П?

- Молодцы. Послушайте  стихотворение.

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Подходящие ворота. Проходи, кому охота!

Дома букву П найдём,

Заглянув в дверной проём.

2. Артикуляция и характеристика звуков.

- А теперь попробуйте закончить предложение. Слушайте внимательно.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.  Среди овощей

Нет сочней…

- Правильно.

Логопед показывает картинку с изображением помидора.

- Какой первый звук в слове помидор?

- А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно его произносить. Вначале у нас губы сомкнуты, а потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха, будто мы стреляем. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

- А сейчас подумаем, что мы можем сказать о звуке [п]. Он какой?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Молодцы. Теперь закончите другое предложение.

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе…

-Правильно, пять.

Логопед показывает картинку с изображением цифры 5.

Далее – проводится работа, аналогичная описанной выше. При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий.

3. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Па-пя, ап-апь, по-пё, оп-опь, пу-пю, уп-упь, пы-пи, ыпь-ипь

- Уп-уп-уп – какой же вкусный суп.

- Пу-пу-пу – мы включили лампу.

- Пи-пи-пи – мы купили пирожки.

4. Дидактическая игра «Светофор».

- Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

- Правильно. А зеленым?

- Хорошо. Внимательно слушайте звуки, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если услышите звук [п], а зеленую – если [п`]. Когда я произношу другой звук, вы никакую карточку не поднимаете. Всем понятно задание?

- Хорошо.

Словарный материал:

 [п, м, п`, т, п`, н, о, д, п`, п, т`, м, ф, б, п, б ].

Далее – аналогичное задание со слогами, а затем словами.

Словарный материал:

 па, мя, ба, па, пя, бя, бы, пи, ти, пу, ку, бу, пё, Паша, Оля, перо, Павел, Полина, молоко, пироги, корова, пила, компот, капуста, бак, копьё, суп.

6. Дидактическая игра «Дополни предложение».

Логопед вывешивает на доску картинки: помидор, помидоры, пальто, посуда.

- Молодцы. Все загадки разгадали. Посмотрите на доску.

- Назовите, что здесь нарисовано. Отвечаем полным предложением.

Логопед спрашивает всех ребят по очереди.

- Хорошо. А теперь я буду говорить предложения, в которых не будет хватать одного слова. Вы должны подумать, какого слова не хватает из тех, которые мы сейчас назвали. Подсказка у вас на доске.  

Предложения, которые читает логопед – На огороде вырос  большой красный… Мама купила вкусные… Мальчик помыл… Полина сняла…

Дети рассматривают букву.

- П.

- На ворота.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети внимательно слушают логопеда.

- Помидора.

- П.

Дети произносят [п-п-п] сначала вместе, а затем по очереди.

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

- Пять.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги и фразы.

Дети берут карточки в руки.

- Твердый.

- Мягкий.

- Да.

При произнесении логопедом звуков [п ] и [п`], дети поднимают карточку нужного цвета, а при проговаривании им других звуков -  карточку не поднимают.

Дети выполняют задание.

Дети смотрят на доску.

Дети называют картинки.

Дети придумывают недостающее слово и отвечают полным ответом.

12 мин

3.Физкульт

минутка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

\Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения. Дети прыгают;

перескакивают с одной ноги на другую;

наклоняются сначала влево, затем вправо;

«грозят» пальчиком;

Улыбаются;

перескакивают с одной ноги на другую.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Выкладывание из счетных палочек.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь возьмите счетные палочки и выложите букву П. Из скольки элементов она состоит?

- Хорошо. А теперь выложите слоги, которые я напишу на доске (ПА, ПИ, ПЕ).

Логопед пишет слоги на доске.

- Кто сделает, поднимет руку, я проверю.

Логопед проверяет работы.

- Молодцы. А попробуйте самостоятельно выложить обратные слоги. При необходимости – логопед приводит пример.

- Кто закончил, поднимает руку, я подойду – проверю.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву П, слоги и слова с ней по образцу (П, п, Па, Пи, Пир, Суп, Липа). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку. Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети садятся.

Дети берут счетные палочки и выкладывают букву.

-Из трёх.

Дети выкладывают слоги, а затем поднимают руку.

Дети выкладывают обратные слоги, а затем поднимают руку.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.

- [п], [п`].

- Игра «Светофор».

- Хорошо.

2 мин

30 м



Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия  для детей 6-7 лет .

Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков т и т`;
  2. закрепить навык различения звуков т и т`;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать навыки фонематического анализа;
  5. упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных, учить изменять существительные единственного числа по падежам);
  6. упражнять в словообразовании (развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных);
  7. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
  8. развивать общую моторику;
  9. развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

  1. познакомить с буквой Т;
  2. закрепить знания о звуках т и т`.

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – карточка с буквой Т; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); картинки с изображением телефона, кота, торта, тыквы; счетные палочки.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

 1.Организационный момент.

Логопед просит детей встать.

- Ребята, за парту сядет тот,

 кто назовёт мне слово со

 звуком т или т`.

Логопед спрашивает одного из ребят.

- Правильно, садись на свое

 место.

Далее – он опрашивает всех

 детей по очереди.

- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- С какими?

Дети встают .

Ребенок называет слово со звуком т, садится за парту.

Дети отвечают и занимают свои места.

- Да.

- Т и Т`.

2 мин

2. Основная часть.

1. Показ буквы.

- Правильно. А теперь

 посмотрите, пожалуйста, на

 карточку.

Логопед показывает карточку с

 буквой Т.

Какая буква здесь

 написана?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква Т?

- Молодцы. Т трудилась целый

 день, забивала гвозди в пень.

Логопед показывает детям

 картинку с изображением

 молотка, демонстрируя

 схожесть буквы Т и данного

 инструмента.

2. Артикуляция звуков.

- А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки т и т`. Сначала скажем все вместе т-т-т. Говорим правильно.  Зубки у нас сближены, но не сомкнуты. Кончик язычка за верхними зубками стучит. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком т`.

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

2. Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках т и т`. Какой звук т?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем т-т-т. Не вибрирует?

- А чем отличается звук т от т`?

3. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Та-та-та – у нас в доме чистота.

- Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

- То-то-то – стали мы играть в лото.

- Ат-ат-ат – берем с собою самокат.

- Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

- Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

- Ать-ать-ать – мы идём гулять.

4. Развитие фонематического слуха.

- Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте.  Я буду вам произносить звуки, и если вы услышите звук Т или Т`, то хлопните в ладоши.

Логопед произносит следующие звуки - В П Т М Т Д К Н Т` Г Т Т`.

- Сейчас я буду произносить слоги, и если вы услышите слог со звуком Т или Т`, хлопните в ладоши.

Логопед говорит следующие слоги – ТА, ДА, РУ, ТУ, ТИ, ШИ, ВИ, АТ, УХ, ЫМ, ЫЛ, ЫТ, ДЕ, ТЕ, ЧЕ, ЖЕ.

4. Дидактическая игра «Светофор».

- Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

- Правильно. А зеленым?

- Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук Т, а зеленую – если Т`. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

- Хорошо.

Логопед называет слова (тишина, танк, книга, тележка, таблетка, телевизор, телефон, дверь, туфли, дым, котёнок, теремок, топор, тумбочка, дыня, компот, ток, дорога).

5. Изменение слова по падежам.

- Молодцы. Ребята, а теперь посмотрите на картинку. Это что?

- Хорошо. А как мы скажем, если его у меня нет? У меня нет чего? Отвечаем полным предложением.

- А если мы его дали другу, то как мы скажем? Мы дали другу что?

- Правильно, а если мы от него отказались, то скажем как? Мы отказались от чего?

- А когда мы о нем говорим, то мы говорим о чём?

Далее – логопед предлагает аналогичное задание со словами торт и кот.

6. Загадки.

- Хорошо. А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем?

- Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

- Что это?

- Правильно, угадали. Где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце?

- Хорошо, а если она маленькая, то как мы ее ласково назовем? Не туча, а…

- Правильно. Сейчас другую загадаю загадку. Сложную, чтобы вы хорошо подумали.

- Золотая голова велика, тяжела.

Голова велика, только шея тонка.

Это овощ.

- Да. А где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце?

- А если у нас не одна тыква, а много, то как мы их назовем?

Дети рассматривают букву.

- Т.

- На молоток.

Дети внимательно рассматривают картинку.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети произносят т-т-т сначала вместе, а затем по очереди.

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят т-т-т.

- Нет.

- Т – твердый, а т` - мягкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют фразы.

Дети хлопают в ладоши, когда логопед произносит звук Т/Т`.

Дети хлопают в ладоши при наличии в слоге звука Т или Т`.

Дети берут карточки в руки.

- Твердый.

- Мягкий.

- Да.

Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков Т и Т` карточки не поднимают.

Дети смотрят на картинку.

- Телефон.

- У меня нет телефона.

- Мы дали другу телефон.

- Мы отказались от телефона.

- Мы говорим о телефоне.

- Давайте.

Дети внимательно слушают загадку.

- Туча.

- В начале.

- Тучка.

- Тыква.

- В начале.

- Тыквы.

12 мин

3.Физминут

ка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети встают, «руки по швам»;

разводят руки в стороны, сгибают;

поднимают руки вверх, машут;

прячут руки за спину;

оглядываются через правое, через левое плечо;

приседают, руками дотрагиваются до пяточек;

встают на носочки, поднимают руки вверх;

опускают вниз.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Выкладывание из счетных палочек.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь возьмите счетные палочки и выложите букву Т. Из скольки элементов она состоит?

- Хорошо. А теперь выложите слоги, которые я напишу на доске (ТА, ТУ, ТИ, ТЕ, ТО, ТЯ, ТЫ, ТЭ).

Логопед пишет слоги на доске.

- Кто сделает, поднимет руку, я проверю.

Логопед проверяет работы.

- Молодцы. А попробуйте самостоятельно выложить обратные слоги.

При необходимости – логопед приводит пример.

- Кто закончил, поднимает руку, я подойду – проверю.

Логопед проверяет работы.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву Т, слоги и слова с ней по образцу (Т, т, Та, Ти, Танк, Кот, Дети). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети садятся.

Дети берут счетные палочки и выкладывают букву.

-Из трёх.

Дети выкладывают слоги, а затем поднимают руку.

Дети выкладывают обратные слоги, а затем поднимают руку.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой сегодня. Занятие окончено.

- Т, т`.

- Загадки.

- Хорошо.

2 мин



Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия  для детей 6-7 лет .

Тема занятия: «Звукобуквенный анализ. Звуки [р], [р`], [л], [л`]».

Цель занятия: совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`].

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. развивать умение определять позицию звуков в словах;
  2. развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
  3. развивать общую и мелкую моторику;
  4. развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

  1. совершенствовать навыки выполнения звукобуквенного анализа;
  2. закрепить знания о звуках [р], [р`], [л], [л`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – индивидуальные конверты с карточками-квадратиками красного, синего и зеленого цветов; цветные карандаши.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Звукобуквенный анализ слов.

3. Характеристика звуков.

4. Физкультминутка.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа в тетрадях.

7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

 1.Организационный момент.

Логопед спрашивает одного из

 детей.

- Скажи, где в слове ракета звук р? В начале, в середине или в конце?

- Правильно, садись за парту.

Логопед при необходимости

медленно проговаривает слово.

- Хорошо, а в слове молоко где

звук л? В начале, в середине или

в конце?

- Правильно, и ты

 присаживайся.

Словарный материал:

лёд, рисунок, вертолёт, лыжи,

лисёнок, радость, фонарь, король, лак.

- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- С какими?

.- В начале.

Ребенок занимает свое место.

- В середине.

Дети верно отвечают и садятся на свои места.

- Да.

- [Р], [р`], [л], [л`].

2 мин

2. Основная часть.

1. Звукобуквенный анализ слов.

Логопед пишет на доске слова река, рыба, лиса, лыжи.

- Правильно. Ребята, сейчас мы будем работать с карточками-кубиками. Откройте конвертики и выложите эти карточки на парту.

- Хорошо. А что мы делаем с их помощью?

- Правильно. А что у нас обозначает красный кубик? Какой звук?

- Хорошо. А синий?

- А зеленый?

- Молодцы! Мы с вами вспомнили, что означают эти карточки, а теперь вы выполните задание самостоятельно. Посмотрите, пожалуйста,  на доску. Кто умеет читать? Прочитайте слова.

- Хорошо. А теперь с помощью ваших карточек-кубиков составьте схему этих слов. Вы умеете?

При необходимости логопед вместе с детьми анализирует 1 слово.

- Тогда работаем.

- Все сделали?

Логопед подходит к каждому ребенку и смотрит выполненное задание.

 – Я у всех посмотрела, но не буду говорить, кто сделал правильно, а кто нет.  Я напишу на доске, как нужно было правильно сделать и вы сами себя проверите.

Логопед рисует на доске правильные ответы.

- Кто сделал всё правильно? Поднимите руку.

- Молодцы, а остальные быстренько исправляем свои ошибки.

- Кто исправил, поднимет руку, я посмотрю.

 - Я у всех проверила?

 - Тогда убираем карточки в конвертик.

2. Характеристика звуков.

- Хорошо. А теперь давайте закрепим наши знания об изучаемых звуках. Звук [р] согласный или гласный?

- Правильно. А ещё какой?

- А мягкий как будет звучать?

- Молодцы. Теперь про звук [л] расскажите. Какой он?

- А как мягкий будет звучать?

Дети открывают конвертики и выкладывают карточки на парту.

 

- Строим схему слов.

- Гласный.

- Согласный твердый.

- Согласный мягкий.

Дети смотрят на доску.

- Река, рыба, лиса, лыжи.

- Да.

Дети выполняют звукобуквенный анализ слов (составляют схему слова, выкладывая карточки нужного цвета на стол).

- Да.

Дети проверяют свои работы.

Дети с работой без ошибок поднимают руку.

Дети исправляют ошибки.

Дети, исправив работу, поднимают руку.

- Да.

Дети убирают карточки в конвертик.

- Согласный.

- Звонкий, твердый.

- [Р`].

- Согласный, звонкий, твердый.

- [Л`].

11 мин

3.Физкульт

минутка.

- Хорошо, теперь мы с вами отдохнем. Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за логопедом.

Дети встают на носочки и «тянутся вверх»,

нагибаются,

разводят руки в стороны,

отрицательно машут головой,

встают на носочки.

3 мин

 4.Пальчико

вая гимнастика.

- Молодцы, рассаживаемся по местам. Давайте разомнем наши пальчики, чтобы они у нас аккуратно рисовали и не уставали.

Сделаем сначала «Зайчика» на правой ручке. Зайчик ушками пошевелил.

Логопед демонстрирует упражнение. Затем – то же на левой руке и на двух одновременно.

- Хорошо. Теперь сожмем пальчики в кулачок, а затем разожмем.

Логопед показывает, как необходимо выполнять. Затем – на правой руке, потом на левой.

- Молодцы. А теперь мы сделаем упражнение «Коготки». Сильно полусгибаем и разгибаем пальчики.

Логопед демонстрирует образец выполнения.

Каждое упражнение повторяется 3 раза.

Дети выполняют упражнение «Зайчик».

Дети сжимают пальчики в кулачок и разжимают.

Дети выполняют упражнение.

3 мин

5. Итог занятия.

- Хорошо.

- Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.

- [Р], [л], [р`], [л`].

- Делать зарядку для пальчиков.

1 мин

30 мин



Предварительный просмотр:

04.03.17                                                                                        

Конспект  логопедического занятия  для детей 6-7 лет.

Тема занятия: «Звук и буква Э».

Цель занятия: закрепление навыка чёткого произношения звука [э],

знакомство с буквой Э.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звука [э];
  2. развивать фонематический слух;
  3. закрепить навык выделения ударного слога;
  4. развивать общую и мелкую моторику.

Обучающие:

  1. познакомить с буквой Э;
  2. закрепить знания о звуке [э].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркало; карточка с буквой Э; карточки со словами этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляция звука.

3. Характеристика звука.

4. Речевая зарядка.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Дидактическое упражнение «Назови ударный слог».

7. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

8. Физкультминутка.

9. Прорисовывание Э в воздухе.

10. Работа в тетрадях.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1.Организационный момент.

Логопед вешает на доску карточки со

словами этажерка, экскаватор, Элла,

эскалатор, этаж.  Далее –

предлагает задание.

- Ребята, посмотрите внимательно на

 слова.

- Какой звук в них одинаковый?

- Правильно. Вы догадались, с каким

 звуком мы будем работать?

Дети рассматривают карточки со словами.

- [э].

- Да. [Э].

1 мин

2 Основная часть.

1. Артикуляция звука.

Логопед показывает детям карточку с буквой Э.

- Это какая буква?

- Правильно. А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звук [э]. Сначала скажем все вместе [э-э-э]. Говорим правильно.  Губки улыбаются. Кончик язычка у нижних зубов, а спинка язычка приподнята. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

2. Характеристика звука.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуке [э]. Какой звук [э]?

- Почему он гласный?

3. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Эп-оп-ап;

- Уп-эп-оп;

- Ип-уп-эп;

- Ип-эп-ап;

- Эп-ап-эп;

- Оп-уп-эп.

4. Развитие фонематического слуха.

- Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте.  Сейчас я буду произносить звуки, и если вы услышите звук [э],  хлопните в ладоши.

Словарный материал:

[д, б, а, э, о, з, ш, э, д, э, я, е, э, е, а, р, ю, э].

.

6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Логопед показывает детям мешочек с маленькими игрушками.

- Правильно. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Сейчас каждый по очереди вытащит игрушку и назовет ее со словом «это».

При необходимости – логопед демонстрирует пример.

Логопед подходит к одному из ребят.

- Вытащи игрушку из мешочка.

- Что это?

Далее – логопед подходит к каждому ребенку.

- Э.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети произносят [э-э-э] сначала вместе, а затем по очереди.

- Гласный.

- Потому что поётся.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги.

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [э].

Дети справляются с заданием.

Ребенок вытаскивает игрушку.

- Это лиса.

Дети справляются с заданием.

12 мин

3.Физминут

ка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Буратино шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети «тянутся»;

нагибаются;

разводят руки в стороны;

идут на месте;

присаживаются;

имитируют собирание грибов;

делают круговое движение руками.

2 мин

4. Основная часть (продолже

ние).

1. Прорисовывание Э в воздухе.

- Хорошо. Присаживайтесь.

- Давайте нарисуем букву Э в воздухе.

Логопед показывает правильное выполнение.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите по образцу букву Э, слоги и слова с ней (Э, э, Эм, Кэ, Эхо, Это, Эму). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети рассаживаются по местам.

Дети выполняют задание.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5.Подведе

ние итогов занятия.

- Хорошо.

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.

- [э].

- Игра «Волшебный мешочек».

- Хорошо.

2 мин

30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....