По теме "Звуки П и Пь. Буква П"
план-конспект по теме
Конспекты коррекционно-развивающихся занятий с детьми 6-7 лет с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема Звуки "п" и "пь. Буква П" | 59 КБ |
тема "Звуки Т и Ть. Буква Т" | 63 КБ |
"Звукобуквенный анализ", "Звуки Р и Рь", "Л и Ль" | 52 КБ |
Тема "Звуки и буква Э" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
18.02.16
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет .
Тема занятия: «Звуки [п], [п`]. Буква П».
Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [п] и [п`], знакомство с буквой П.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [п] и [п`];
- закрепить навык различения звуков [п] и [п`];
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки фонематического анализа;
- развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).
Обучающие:
- познакомить с буквой П;
- закрепить знания о звуках [п] и [п`].
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – карточка с буквой П; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); картинки с изображением посуды, помидоров, 1 помидора, пальто, цифры 5; счетные палочки.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Показ буквы.
3. Артикуляция и характеристика звуков.
4. Речевая зарядка.
5. Дидактическая игра «Светофор».
6. Дидактическая игра «Дополни предложение».
7. Физкультминутка.
8. Выкладывание из счетных палочек.
9. Работа в тетрадях.
10. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время |
1.Организационный момент. | Логопед просит детей встать - Ребята, за парту сядет тот, кто назовёт мне слово со звуком [п] или [п]` Далее – он опрашивает всех детей по очереди. - Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? - С какими? | Дети встают в круг. Ребенок называет слово со звуком [п], садится за парту. Дети отвечают и занимают свои места. - Да. - [п] и [п`]. | 2 мин |
2. Основная часть. | 1. Показ буквы. - Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на карточку. Логопед показывает карточку с буквой П. - Какая буква здесь напечатана? - А давайте подумаем, на что похожа буква П? - Молодцы. Послушайте стихотворение. Влез на букву озорник: Он решил, что П – турник. На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле. Подходящие ворота. Проходи, кому охота! Дома букву П найдём, Заглянув в дверной проём. 2. Артикуляция и характеристика звуков. - А теперь попробуйте закончить предложение. Слушайте внимательно. Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней… - Правильно. Логопед показывает картинку с изображением помидора. - Какой первый звук в слове помидор? - А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно его произносить. Вначале у нас губы сомкнуты, а потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха, будто мы стреляем. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. - А сейчас подумаем, что мы можем сказать о звуке [п]. Он какой? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Молодцы. Теперь закончите другое предложение. Если всё ты будешь знать, То получишь в школе… -Правильно, пять. Логопед показывает картинку с изображением цифры 5. Далее – проводится работа, аналогичная описанной выше. При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий. 3. Речевая зарядка. - Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также. - Па-пя, ап-апь, по-пё, оп-опь, пу-пю, уп-упь, пы-пи, ыпь-ипь - Уп-уп-уп – какой же вкусный суп. - Пу-пу-пу – мы включили лампу. - Пи-пи-пи – мы купили пирожки. 4. Дидактическая игра «Светофор». - Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки. - Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем? - Правильно. А зеленым? - Хорошо. Внимательно слушайте звуки, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку или синего, или зеленого цвета. Синюю – если услышите звук [п], а зеленую – если [п`]. Когда я произношу другой звук, вы никакую карточку не поднимаете. Всем понятно задание? - Хорошо. Словарный материал: [п, м, п`, т, п`, н, о, д, п`, п, т`, м, ф, б, п, б ]. Далее – аналогичное задание со слогами, а затем словами. Словарный материал: па, мя, ба, па, пя, бя, бы, пи, ти, пу, ку, бу, пё, Паша, Оля, перо, Павел, Полина, молоко, пироги, корова, пила, компот, капуста, бак, копьё, суп. 6. Дидактическая игра «Дополни предложение». Логопед вывешивает на доску картинки: помидор, помидоры, пальто, посуда. - Молодцы. Все загадки разгадали. Посмотрите на доску. - Назовите, что здесь нарисовано. Отвечаем полным предложением. Логопед спрашивает всех ребят по очереди. - Хорошо. А теперь я буду говорить предложения, в которых не будет хватать одного слова. Вы должны подумать, какого слова не хватает из тех, которые мы сейчас назвали. Подсказка у вас на доске. Предложения, которые читает логопед – На огороде вырос большой красный… Мама купила вкусные… Мальчик помыл… Полина сняла… | Дети рассматривают букву. - П. - На ворота. Дети внимательно слушают логопеда. Дети внимательно слушают логопеда. - Помидора. - П. Дети произносят [п-п-п] сначала вместе, а затем по очереди. - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. - Пять. Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги и фразы. Дети берут карточки в руки. - Твердый. - Мягкий. - Да. При произнесении логопедом звуков [п ] и [п`], дети поднимают карточку нужного цвета, а при проговаривании им других звуков - карточку не поднимают. Дети выполняют задание. Дети смотрят на доску. Дети называют картинки. Дети придумывают недостающее слово и отвечают полным ответом. | 12 мин |
3.Физкульт минутка. | - Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок. Прыг-скок, прыг-скок. Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. Прыг-скок, прыг-скок. Логопед проговаривает стих и показывает детям движения. | \Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения. Дети прыгают; перескакивают с одной ноги на другую; наклоняются сначала влево, затем вправо; «грозят» пальчиком; Улыбаются; перескакивают с одной ноги на другую. | 2 мин |
4 Основная часть (продолжение). | 1. Выкладывание из счетных палочек. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь возьмите счетные палочки и выложите букву П. Из скольки элементов она состоит? - Хорошо. А теперь выложите слоги, которые я напишу на доске (ПА, ПИ, ПЕ). Логопед пишет слоги на доске. - Кто сделает, поднимет руку, я проверю. Логопед проверяет работы. - Молодцы. А попробуйте самостоятельно выложить обратные слоги. При необходимости – логопед приводит пример. - Кто закончил, поднимает руку, я подойду – проверю. 2. Работа в тетрадях. Логопед раздает рабочие тетради. - Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву П, слоги и слова с ней по образцу (П, п, Па, Пи, Пир, Суп, Липа). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку. Логопед при необходимости оказывает помощь. - Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка. Логопед проверяет работы и ставит «звездочки». - А теперь все присаживайтесь. | Дети садятся. Дети берут счетные палочки и выкладывают букву. -Из трёх. Дети выкладывают слоги, а затем поднимают руку. Дети выкладывают обратные слоги, а затем поднимают руку. Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу. Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду. Дети садятся. | 12 мин |
5. подведение итогов занятия. | - Хорошо. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено. | - [п], [п`]. - Игра «Светофор». - Хорошо. | 2 мин 30 м |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет .
Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».
Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков т и т`;
- закрепить навык различения звуков т и т`;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки фонематического анализа;
- упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных, учить изменять существительные единственного числа по падежам);
- упражнять в словообразовании (развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных);
- развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
- развивать общую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).
Обучающие:
- познакомить с буквой Т;
- закрепить знания о звуках т и т`.
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – карточка с буквой Т; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); картинки с изображением телефона, кота, торта, тыквы; счетные палочки.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время | |
1.Организационный момент. | Логопед просит детей встать. - Ребята, за парту сядет тот, кто назовёт мне слово со звуком т или т`. Логопед спрашивает одного из ребят. - Правильно, садись на свое место. Далее – он опрашивает всех детей по очереди. - Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? - С какими? | Дети встают . Ребенок называет слово со звуком т, садится за парту. Дети отвечают и занимают свои места. - Да. - Т и Т`. | 2 мин | |
2. Основная часть. | 1. Показ буквы. - Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на карточку. Логопед показывает карточку с буквой Т. Какая буква здесь написана? - А давайте подумаем, на что похожа буква Т? - Молодцы. Т трудилась целый день, забивала гвозди в пень. Логопед показывает детям картинку с изображением молотка, демонстрируя схожесть буквы Т и данного инструмента. 2. Артикуляция звуков. - А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки т и т`. Сначала скажем все вместе т-т-т. Говорим правильно. Зубки у нас сближены, но не сомкнуты. Кончик язычка за верхними зубками стучит. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком т`. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звуков. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуках т и т`. Какой звук т? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем т-т-т. Не вибрирует? - А чем отличается звук т от т`? 3. Речевая зарядка. - Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также. - Та-та-та – у нас в доме чистота. - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. - То-то-то – стали мы играть в лото. - Ат-ат-ат – берем с собою самокат. - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё. - Ать-ать-ать – мы идём гулять. 4. Развитие фонематического слуха. - Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте. Я буду вам произносить звуки, и если вы услышите звук Т или Т`, то хлопните в ладоши. Логопед произносит следующие звуки - В П Т М Т Д К Н Т` Г Т Т`. - Сейчас я буду произносить слоги, и если вы услышите слог со звуком Т или Т`, хлопните в ладоши. Логопед говорит следующие слоги – ТА, ДА, РУ, ТУ, ТИ, ШИ, ВИ, АТ, УХ, ЫМ, ЫЛ, ЫТ, ДЕ, ТЕ, ЧЕ, ЖЕ. 4. Дидактическая игра «Светофор». - Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки. - Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем? - Правильно. А зеленым? - Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук Т, а зеленую – если Т`. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание? - Хорошо. Логопед называет слова (тишина, танк, книга, тележка, таблетка, телевизор, телефон, дверь, туфли, дым, котёнок, теремок, топор, тумбочка, дыня, компот, ток, дорога). 5. Изменение слова по падежам. - Молодцы. Ребята, а теперь посмотрите на картинку. Это что? - Хорошо. А как мы скажем, если его у меня нет? У меня нет чего? Отвечаем полным предложением. - А если мы его дали другу, то как мы скажем? Мы дали другу что? - Правильно, а если мы от него отказались, то скажем как? Мы отказались от чего? - А когда мы о нем говорим, то мы говорим о чём? Далее – логопед предлагает аналогичное задание со словами торт и кот. 6. Загадки. - Хорошо. А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем? - Пушистая вата плывёт куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе. - Что это? - Правильно, угадали. Где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце? - Хорошо, а если она маленькая, то как мы ее ласково назовем? Не туча, а… - Правильно. Сейчас другую загадаю загадку. Сложную, чтобы вы хорошо подумали. - Золотая голова велика, тяжела. Голова велика, только шея тонка. Это овощ. - Да. А где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце? - А если у нас не одна тыква, а много, то как мы их назовем? | Дети рассматривают букву. - Т. - На молоток. Дети внимательно рассматривают картинку. Дети внимательно слушают логопеда. Дети произносят т-т-т сначала вместе, а затем по очереди. - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят т-т-т. - Нет. - Т – твердый, а т` - мягкий. Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют фразы. Дети хлопают в ладоши, когда логопед произносит звук Т/Т`. Дети хлопают в ладоши при наличии в слоге звука Т или Т`. Дети берут карточки в руки. - Твердый. - Мягкий. - Да. Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков Т и Т` карточки не поднимают. Дети смотрят на картинку. - Телефон. - У меня нет телефона. - Мы дали другу телефон. - Мы отказались от телефона. - Мы говорим о телефоне. - Давайте. Дети внимательно слушают загадку. - Туча. - В начале. - Тучка. - Тыква. - В начале. - Тыквы. | 12 мин | |
3.Физминут ка. | - Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали. Спрятали за спину их и оглянулись: Через правое плечо, через левое ещё. Дружно присели, пяточки задели. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. Логопед проговаривает стих и показывает детям движения. | Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения. Дети встают, «руки по швам»; разводят руки в стороны, сгибают; поднимают руки вверх, машут; прячут руки за спину; оглядываются через правое, через левое плечо; приседают, руками дотрагиваются до пяточек; встают на носочки, поднимают руки вверх; опускают вниз. | 2 мин | |
4 Основная часть (продолжение). | 1. Выкладывание из счетных палочек. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь возьмите счетные палочки и выложите букву Т. Из скольки элементов она состоит? - Хорошо. А теперь выложите слоги, которые я напишу на доске (ТА, ТУ, ТИ, ТЕ, ТО, ТЯ, ТЫ, ТЭ). Логопед пишет слоги на доске. - Кто сделает, поднимет руку, я проверю. Логопед проверяет работы. - Молодцы. А попробуйте самостоятельно выложить обратные слоги. При необходимости – логопед приводит пример. - Кто закончил, поднимает руку, я подойду – проверю. Логопед проверяет работы. 2. Работа в тетрадях. Логопед раздает рабочие тетради. - Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву Т, слоги и слова с ней по образцу (Т, т, Та, Ти, Танк, Кот, Дети). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку. Логопед при необходимости оказывает помощь. - Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка. Логопед проверяет работы и ставит «звездочки». - А теперь все присаживайтесь. | Дети садятся. Дети берут счетные палочки и выкладывают букву. -Из трёх. Дети выкладывают слоги, а затем поднимают руку. Дети выкладывают обратные слоги, а затем поднимают руку. Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу. Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду. Дети садятся. | 12 мин | |
5. подведение итогов занятия. | - Хорошо. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой сегодня. Занятие окончено. | - Т, т`. - Загадки. - Хорошо. | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет .
Тема занятия: «Звукобуквенный анализ. Звуки [р], [р`], [л], [л`]».
Цель занятия: совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`].
Задачи занятия:
Коррекционные:
- развивать умение определять позицию звуков в словах;
- развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).
Обучающие:
- совершенствовать навыки выполнения звукобуквенного анализа;
- закрепить знания о звуках [р], [р`], [л], [л`].
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – индивидуальные конверты с карточками-квадратиками красного, синего и зеленого цветов; цветные карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Звукобуквенный анализ слов.
3. Характеристика звуков.
4. Физкультминутка.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Работа в тетрадях.
7. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время | |
1.Организационный момент. | Логопед спрашивает одного из детей. - Скажи, где в слове ракета звук р? В начале, в середине или в конце? - Правильно, садись за парту. Логопед при необходимости медленно проговаривает слово. - Хорошо, а в слове молоко где звук л? В начале, в середине или в конце? - Правильно, и ты присаживайся. Словарный материал: лёд, рисунок, вертолёт, лыжи, лисёнок, радость, фонарь, король, лак. - Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? - С какими? | .- В начале. Ребенок занимает свое место. - В середине. Дети верно отвечают и садятся на свои места. - Да. - [Р], [р`], [л], [л`]. | 2 мин | |
2. Основная часть. | 1. Звукобуквенный анализ слов. Логопед пишет на доске слова река, рыба, лиса, лыжи. - Правильно. Ребята, сейчас мы будем работать с карточками-кубиками. Откройте конвертики и выложите эти карточки на парту. - Хорошо. А что мы делаем с их помощью? - Правильно. А что у нас обозначает красный кубик? Какой звук? - Хорошо. А синий? - А зеленый? - Молодцы! Мы с вами вспомнили, что означают эти карточки, а теперь вы выполните задание самостоятельно. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто умеет читать? Прочитайте слова. - Хорошо. А теперь с помощью ваших карточек-кубиков составьте схему этих слов. Вы умеете? При необходимости логопед вместе с детьми анализирует 1 слово. - Тогда работаем. - Все сделали? Логопед подходит к каждому ребенку и смотрит выполненное задание. – Я у всех посмотрела, но не буду говорить, кто сделал правильно, а кто нет. Я напишу на доске, как нужно было правильно сделать и вы сами себя проверите. Логопед рисует на доске правильные ответы. - Кто сделал всё правильно? Поднимите руку. - Молодцы, а остальные быстренько исправляем свои ошибки. - Кто исправил, поднимет руку, я посмотрю. - Я у всех проверила? - Тогда убираем карточки в конвертик. 2. Характеристика звуков. - Хорошо. А теперь давайте закрепим наши знания об изучаемых звуках. Звук [р] согласный или гласный? - Правильно. А ещё какой? - А мягкий как будет звучать? - Молодцы. Теперь про звук [л] расскажите. Какой он? - А как мягкий будет звучать? | Дети открывают конвертики и выкладывают карточки на парту.
- Строим схему слов. - Гласный. - Согласный твердый. - Согласный мягкий. Дети смотрят на доску. - Река, рыба, лиса, лыжи. - Да. Дети выполняют звукобуквенный анализ слов (составляют схему слова, выкладывая карточки нужного цвета на стол). - Да. Дети проверяют свои работы. Дети с работой без ошибок поднимают руку. Дети исправляют ошибки. Дети, исправив работу, поднимают руку. - Да. Дети убирают карточки в конвертик. - Согласный. - Звонкий, твердый. - [Р`]. - Согласный, звонкий, твердый. - [Л`]. | 11 мин | |
3.Физкульт минутка. | - Хорошо, теперь мы с вами отдохнем. Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения. Буратино потянулся, | Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за логопедом. Дети встают на носочки и «тянутся вверх», нагибаются, разводят руки в стороны, отрицательно машут головой, встают на носочки. | 3 мин | |
4.Пальчико вая гимнастика. | - Молодцы, рассаживаемся по местам. Давайте разомнем наши пальчики, чтобы они у нас аккуратно рисовали и не уставали. Сделаем сначала «Зайчика» на правой ручке. Зайчик ушками пошевелил. Логопед демонстрирует упражнение. Затем – то же на левой руке и на двух одновременно. - Хорошо. Теперь сожмем пальчики в кулачок, а затем разожмем. Логопед показывает, как необходимо выполнять. Затем – на правой руке, потом на левой. - Молодцы. А теперь мы сделаем упражнение «Коготки». Сильно полусгибаем и разгибаем пальчики. Логопед демонстрирует образец выполнения. Каждое упражнение повторяется 3 раза. | Дети выполняют упражнение «Зайчик». Дети сжимают пальчики в кулачок и разжимают. Дети выполняют упражнение. | 3 мин | |
5. Итог занятия. | - Хорошо. - Скажите, с какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено. | - [Р], [л], [р`], [л`]. - Делать зарядку для пальчиков. | 1 мин | |
30 мин |
Предварительный просмотр:
04.03.17
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет.
Тема занятия: «Звук и буква Э».
Цель занятия: закрепление навыка чёткого произношения звука [э],
знакомство с буквой Э.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- вырабатывать четкое произношение всеми детьми звука [э];
- развивать фонематический слух;
- закрепить навык выделения ударного слога;
- развивать общую и мелкую моторику.
Обучающие:
- познакомить с буквой Э;
- закрепить знания о звуке [э].
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – зеркало; карточка с буквой Э; карточки со словами этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляция звука.
3. Характеристика звука.
4. Речевая зарядка.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Дидактическое упражнение «Назови ударный слог».
7. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
8. Физкультминутка.
9. Прорисовывание Э в воздухе.
10. Работа в тетрадях.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время |
1.Организационный момент. | Логопед вешает на доску карточки со словами этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж. Далее – предлагает задание. - Ребята, посмотрите внимательно на слова. - Какой звук в них одинаковый? - Правильно. Вы догадались, с каким звуком мы будем работать? | Дети рассматривают карточки со словами. - [э]. - Да. [Э]. | 1 мин |
2 Основная часть. | 1. Артикуляция звука. Логопед показывает детям карточку с буквой Э. - Это какая буква? - Правильно. А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звук [э]. Сначала скажем все вместе [э-э-э]. Говорим правильно. Губки улыбаются. Кончик язычка у нижних зубов, а спинка язычка приподнята. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звука. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуке [э]. Какой звук [э]? - Почему он гласный? 3. Речевая зарядка. - Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также. - Эп-оп-ап; - Уп-эп-оп; - Ип-уп-эп; - Ип-эп-ап; - Эп-ап-эп; - Оп-уп-эп. 4. Развитие фонематического слуха. - Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте. Сейчас я буду произносить звуки, и если вы услышите звук [э], хлопните в ладоши. Словарный материал: [д, б, а, э, о, з, ш, э, д, э, я, е, э, е, а, р, ю, э]. . 6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Логопед показывает детям мешочек с маленькими игрушками. - Правильно. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Сейчас каждый по очереди вытащит игрушку и назовет ее со словом «это». При необходимости – логопед демонстрирует пример. Логопед подходит к одному из ребят. - Вытащи игрушку из мешочка. - Что это? Далее – логопед подходит к каждому ребенку. | - Э. Дети внимательно слушают логопеда. Дети произносят [э-э-э] сначала вместе, а затем по очереди. - Гласный. - Потому что поётся. Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [э]. Дети справляются с заданием. Ребенок вытаскивает игрушку. - Это лиса. Дети справляются с заданием. | 12 мин |
3.Физминут ка. | - Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел И тихонечко пошел. Буратино шел-шел, Белый гриб нашел. Раз грибок, два грибок. Вот и целый кузовок. Логопед проговаривает стих и показывает детям движения. | Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения. Дети «тянутся»; нагибаются; разводят руки в стороны; идут на месте; присаживаются; имитируют собирание грибов; делают круговое движение руками. | 2 мин |
4. Основная часть (продолже ние). | 1. Прорисовывание Э в воздухе. - Хорошо. Присаживайтесь. - Давайте нарисуем букву Э в воздухе. Логопед показывает правильное выполнение. 2. Работа в тетрадях. Логопед раздает рабочие тетради. - Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите по образцу букву Э, слоги и слова с ней (Э, э, Эм, Кэ, Эхо, Это, Эму). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку. Логопед при необходимости оказывает помощь. - Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка. Логопед проверяет работы и ставит «звездочки». - А теперь все присаживайтесь. | Дети рассаживаются по местам. Дети выполняют задание. Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу. Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду. Дети садятся. | 12 мин |
5.Подведе ние итогов занятия. | - Хорошо. - С каким звуком мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено. | - [э]. - Игра «Волшебный мешочек». - Хорошо. | 2 мин 30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Секрет английского языка: правило чтения буквы e на конце слова и чтение буквы i в открытом слоге
урок открытия новых знаний...
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.
Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...
Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове
Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....