Конспект урока "Тропинка к Есенину"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Конспект разработак для учащихся 8 класса с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_tropinka_k_s.a.eseninu.docx | 67.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г.о. Тольятти Открытый урок чтения в 8 «а» классе «Тропинка к Есенину». (Жизнь и творчество С.А.Есенина). Учитель: Иванченко Т.Н. |
Приложение 2
Анкета для учащихся
Фамилия, имя ________________________________________________
Как Вы думаете, почему С. Есенина называют народным поэтом? ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вам понравилось больше всего в творчестве С.Есенина? __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что, по Вашему мнению, заставляло Сергея Есенина снова и снова обращаться к теме природы в своих произведениях?______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложение 2
Выбери правильный ответ.
В каком году родился С.А.Есенин?
1. 2013
2. 1895
3. 1941
Где родился С.А.Есенин
- В Самаре.
- В селе Константиново.
- В Москве.
Поэт в своих стихах писал о:
- Родине, природе.
- Машинах.
- Животных.
Приложение 1
Стихотворения С.А.Есенина для урока.
“Низкий дом с голубыми ставнями…”
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Приложение 1
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Открытый урок.
Тема: «Тропинка к Есенину». (Жизнь и творчество С.А.Есенина).
Цель: расширить представление учеников о личной и творческой биографии С.А. Есенина.
Задачи: Образовательные.
- Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.
- Показать народность творчества поэта.
- Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие.
- Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.
- Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта.
- Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности школьников.
Воспитательные.
- Воспитание чувства восхищения родной природой.
- Воспитывать чувство любви к литературному наследию.
Место урока в системе других уроков: 1 урок по теме.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 8 «а».
Количество детей: 10 человек.
Возраст воспитанников: 15 лет.
Вид нарушений: дети с умственной отсталостью.
Присутствующие: зам.директора по УВР Пантюшенко Е.В., зам.директора по УВР Артёмочкина О.А., учителя русского языка и чтения – Выдренкова А.А., Кузнецова Р.Д.
Оборудование: Портрет С.А.Есенина, карточки, учебники, компьютер, проектор, доска, словарь С.И.Ожегова, слайды с изображением картин русской природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина, компьютерная презентация
Методические приёмы:
- лекция преподавателя,
- сообщения учащихся,
- выразительное чтение стихотворений.
Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка учащимися презентации о жизни и творчестве поэта; создание школьниками .
На доске высказывание В. М. Шукшина.
“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
Учитель: Добрый день! О ком сегодня на уроке пойдёт речь вы узнаете, отгадав слово. Итак, сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2013 году сто восемь лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.
Обращение к эпиграфу.
“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”. Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.
Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов.
Послушаем стихотворение Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» – Мальцева К.
Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.
Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» - Часова А.
Мы с вами работали над проектом, который сейчас предстоит защитить .
Давайте обратимся с вами к биографии поэта.
II. Выступление учащихся с презентацией 1
“Биография С.Есенина”-защита проекта.
III. Закрепление материала – презентация 2.
Учитель: в рязанском селе Константиново, где 3 октября 1895 года родился поэт, поражает наше воображение необычайной красоты картина, что открывается с высокого берега Оки. Огромное, на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина луга, река, дальше – лес до самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё…
Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой!
На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.
Поэзия С. Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Он поистине любил эту “страну берёзового ситца”. Любовь к Родине никогда не была для Есенина просто темой. Она – основа, начало его лирического миропонимания, источник всей его поэзии, начало всех начал!
До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.
Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.
IV. Подведение итогов.
- Кроссворд.
- Анкета для учащихся. (Приложение 2)
V. Заключительное слово преподавателя.
Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.
V. Объяснение выполнения домашнего задания.
Прочитать биографию в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
Конспект литературной композиции и презентация к ней. Сергей Есенин и Галина Бениславская
Конспект и презентация подготовлены для внеклассного мероприятия по любовной лирике С.Есенина, в которых отражены биографические факты из жизни С.Есенина и Г.Бениславской, беззаветно любившей поэта....
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...
конспект урока литературы по теме "С. А. Есенин"
урок литературы...
Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"
Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...