Конспект урока "Тропинка к Есенину"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Конспект разработак для учащихся 8 класса с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_tropinka_k_s.a.eseninu.docx67.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г.о. Тольятти

Открытый урок чтения

в 8 «а» классе

«Тропинка к  Есенину».

(Жизнь и творчество С.А.Есенина).

Есенин - природа 033

                                        Учитель:

                                                    Иванченко Т.Н.

Приложение 2

Анкета для учащихся

 Фамилия, имя ________________________________________________

Как Вы думаете, почему С. Есенина называют народным поэтом? ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что Вам понравилось больше всего в творчестве С.Есенина? __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по Вашему мнению, заставляло Сергея Есенина снова и снова обращаться к теме природы в своих  произведениях?______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Приложение 2

Выбери правильный ответ.

В каком году родился С.А.Есенин?

1. 2013

2. 1895

3. 1941

Где родился С.А.Есенин

  1. В Самаре.
  2. В селе Константиново.
  3. В Москве.

Поэт в своих стихах писал о:

  1. Родине, природе.
  2.  Машинах.
  3.  Животных.

Приложение 1

Стихотворения С.А.Есенина для урока.

“Низкий дом с голубыми ставнями…”

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Приложение 1

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Открытый урок.

Тема: «Тропинка к Есенину». (Жизнь и творчество С.А.Есенина).

Цель: расширить представление учеников о личной и творческой биографии С.А. Есенина.

Задачи: Образовательные.

  • Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.
  • Показать народность творчества поэта.
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие.

  • Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.
  • Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта.
  • Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности школьников.

Воспитательные.

  • Воспитание чувства восхищения родной природой.
  • Воспитывать чувство любви к литературному   наследию.

Место урока в системе других уроков: 1 урок по теме.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 8 «а».

Количество детей: 10 человек.

Возраст воспитанников: 15 лет.

Вид нарушений: дети с умственной отсталостью.

Присутствующие: зам.директора по УВР Пантюшенко Е.В., зам.директора по УВР  Артёмочкина О.А., учителя русского языка и чтения – Выдренкова А.А., Кузнецова Р.Д.

Оборудование: Портрет С.А.Есенина, карточки, учебники, компьютер, проектор, доска, словарь  С.И.Ожегова, слайды с изображением картин русской природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина, компьютерная презентация

Методические приёмы:

  • лекция преподавателя,
  • сообщения учащихся,
  • выразительное чтение стихотворений.

Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка учащимися презентации о жизни и творчестве поэта; создание школьниками .

На доске высказывание В. М. Шукшина.

“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”.

Ход урока.

I. Вступительное слово.

Учитель: Добрый день! О ком сегодня на уроке пойдёт речь вы узнаете, отгадав слово. Итак, сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2013 году сто восемь лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Обращение к эпиграфу.

“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”. Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.

Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.

Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов.

Послушаем стихотворение Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» – Мальцева К.

Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.

Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» - Часова А.

 Мы с вами  работали над проектом, который сейчас предстоит защитить .

Давайте обратимся с вами к биографии поэта.

II. Выступление учащихся с презентацией 1

 “Биография С.Есенина”-защита проекта.

III. Закрепление материала – презентация 2.

Учитель: в рязанском селе Константиново, где 3 октября 1895 года родился поэт, поражает наше воображение необычайной красоты картина, что открывается с высокого берега Оки. Огромное, на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина луга, река, дальше – лес до самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё…

Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой!

        На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.

Поэзия С. Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Он поистине любил эту “страну берёзового ситца”. Любовь к Родине никогда не была для Есенина просто темой. Она – основа, начало его лирического миропонимания, источник всей его поэзии, начало всех начал!

До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.

Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

IV. Подведение итогов.

  • Кроссворд.
  • Анкета для учащихся. (Приложение 2)

V. Заключительное слово преподавателя.

Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.

V. Объяснение выполнения домашнего задания.

Прочитать биографию в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Конспект литературной композиции и презентация к ней. Сергей Есенин и Галина Бениславская

Конспект и презентация подготовлены для внеклассного мероприятия по любовной лирике С.Есенина, в которых отражены биографические факты из жизни С.Есенина и Г.Бениславской, беззаветно любившей поэта....

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...

Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"

Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...