Конспект литературной композиции и презентация к ней. Сергей Есенин и Галина Бениславская
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Завражнова Нина Павловна

Конспект и презентация подготовлены для внеклассного мероприятия по любовной лирике С.Есенина, в которых отражены биографические факты из жизни С.Есенина и Г.Бениславской, беззаветно любившей поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon s.esenin_i_g._benislavskaya.zip2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель   русского языка и литературы

МБОУ  СОШ № 35 пос. Новомихайловский

Туапсинского района Краснодарского края

                                                                ЗАВРАЖНОВА Нина Павловна

                Литературная  композиция

                Сергей Есенин и Галина Бениславская

Ведущий 1: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» первая строка есенинского стихотворения, которая, пожалуй, не имеет равных по популярности. Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородному животному, представляющему отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин испытывал особую симпатию. Вспомним хотя его стихотворения «Песнь о собаке», «Сукин сын».

(Учащиеся читают наизусть эти стихотворения)

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

1915

СУКИН СЫН

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клен,

Но припомнил я девушку в белом,

Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,

Но она мне как песня была,

Потому что мои записки

Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,

И мой почерк ей был незнаком,

Но о чем-то подолгу мечтала

У калины за желтым прудом.

Я страдал... Я хотел ответа...

Не дождался... уехал... И вот

Через годы... известным поэтом

Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!

Снова выплыла боль души.

С этой болью я будто моложе,

И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,

Но не лай ты! Не лай! Не лай!

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом

И, как друга, введу тебя в дом...

Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

        

Ведущий 2: Артист Московского Художественного театра Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расставаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

        К немалому удивлению Качалова, поэт сдержал слово. Во время бакинских гастролей МХАТа Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение Джиму».

        (Учащийся читает стихотворение «Собаке Качалова»)

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

                                1925 г.

Ведущий 1: Записку от Есенина артисту принесла миловидная смуглая девушка. «Как выяснилось потом, - пишет Качалов, - это была та самая Шаганэ, персиянка».

        Шаганэ Нерсесовна Тертерян – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл «Персидские мотивы», который был создан поэтом во время трёх поездок в Грузию И Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин). Это была на редкость интересная культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком.

        (Учащийся читает стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ…»)

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

 Как бы ни был красив Шираз,

 Он не лучше рязанских раздолий.

 Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

 Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шуги, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шагаю!

 Там, на севере, девушка тоже,

 На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

 Шаганэ ты моя, Шаганэ.

                               1924 г.

Ведущий 2: «На тебя она страшно похожа…»  Кого же напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, «страшно похожей на Шаганэ», связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотвореие «Собаке Качалова»? Не о той ли, «что печальней и грустней» вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла «Персидские мотивы» «Никогда я не был на Босфоре,,,»?

        (Звучит стихотворение «Никогда я не был на Босфоре»)

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нём.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия -

Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки -

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре -

Я тебе придумаю о нём.

Всё равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнём.

Ведущий 3: Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Галине Бениславской. Она журналистка, работала в московской газете «Беднота». Интересна её родословная: по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была внешне чем-то похожа на Шаганэ.

Ведущий 4: Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письма за письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругал себя за житейские промахи.

Ведущий 3: «Батум, 12 декабря 1924 года.

        Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте мои стихи и сдайте куда хотите… Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении…»

Ведущий 4: «Батум, 20 декабря 1924 года.

        Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало… Дорогая, делайте всё так, как найдете сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия…»

Ведущий 4:  Есенин – своему другу:

        «Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она – красивая. Ну так вот! Галя – мой друг. Больше, чем друг! Галя – мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь  лично мне».

Ведущий 1: Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Есенин встретился с Бениславской ещё до знакомства с Дункан, но никогда не говорил о ней. Она же моча пережила его и брак с Дункан, и его отъезд за границу. В марте 1925 года поэт прислал письмо: «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину». Как тут не вспомнить:  «Ты за меня лизни ей нежно руку за всё, в чём был и не был виноват». Или: «…та, что всех безмолвней и грустней…»

Ведущий 2: Бениславская продолжала заботиться о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Льва Николаевича Толстого заставило её разорвать отношения с ним. Брак с Софьей Толстой не был для Есенина счастливым.

        «В один из дней тоски, - вспоминает современница, - он пришёл прощаться. Было лето 1925 года. Лицо его было скомканное, он часто поглаживал волосы, и большая внутренняя боль глядела из глаз.

        - Сергей Александрович, что с вами, отчего вы такой?

        - Да знаете, живу с нелюбимой.

        - Зачем же вы женились?

        - Ну-у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушёл от Гали, а идти некуда.

        

        В декабре 1925 года произошла трагедия в гостинице «Англетер».

Ведущий 1: За день до гибели Есенин подарил своему другу Вольфу Эрлиху известное стихотворение:

        До свиданья, мой друг, до свиданья.

        Милый мой, ты у меня в груди.

        Предназначенное расставанье

        Обещает встречу впереди.

        До свиданья, мой друг, без руки, без слова.

        Не грусти и не печаль бровей, -

        В этой жизни умирать не ново,

        Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 2: Через год после смерти поэта (3 декабря 1926 года)  на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина.

        Женщина на похоронах не была. Сейчас она нервно курила папиросу за папиросой.        Потом достала листок бумаги и  быстро набросала несколько строк:

 «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше будут вешать собак на Есенина… Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…»

Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет.

Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта.

        По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.

                                Использованные источники

1. mochaloff.ru

2. turizm.lib.ru

3. natureworld.

4. litnsk.ru

5. aze.az

6. teplohod62.ru

7. inflora.ru

8. slavianka.ru

9. http://www.rzn.info/news/2010/7/22/45986.html

10.http://krugozor-kolobok.ru/66/09/benislavskaya-mogila_small.jpg  могила

11. http://sobachya-sherst.ru/images/stories/pictures/kachalov.jpg Качалов с собакой

12. http://my-shop.ru/_files/person/2/192246.jpg  портрет Качалова

13. http://esenin.niv.ru/images/people/benislavskaya_1.jpg портрет Бениславской

14. http://i032.radikal.ru/1110/a0/78faad2aa725.jpg двойной портрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Знакомый ваш, Сергей Есенин"

Композиция апробирована в МОУ "СОШ ст. Курдюм". Создана для учащихся 11 класса и при их непосредственном участии. Цель: 1. Продемонстрировать богатство лирики поэта С.А. Есенина. 2. Воспитать у ребят ...

Литературно - музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину.

Литературная гостиная, посвященная Юбилею Сергея Есенина....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный поэту Сергею Есенину

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о личности поэта, его трагической судьбе. В композицию включено исполнение стихов Есенина, романсы на его стихи....

Литературная композиция. Вневременная связь. Сергей Есенин и Николай Рубцов.

Данный конспект можно использовать как для урока, так и для открытого школьного меропиятия....

Литературно – музыкальная композиция «Сергей Есенин –душа России»

Материал может использоваться во внеклассной работе с учащимися....

Презентация к уроку "Сергей Есенин"

Презентация посвящена памятным местам Сергея Есенина в Петербурге....