Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса ( коррекционная)
рабочая программа (7 класс) на тему

Юсубалиева Наталья Алексеевна

Рабочая  учебная программа по чтению и развитию речи для  7 класса  составлена  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekts.liter_7_kl.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по чтению и развитию речи для  7 класса (далее программа) составлена  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г. ( Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) и  соответствует  1 базисному плану  специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного приказом МО РФ от10.04.2002г, №29/2065-п. Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи предназначена для учащихся старшего этапа общего образования учащихся с легкой степенью умственной отсталости (7 класс) по курсу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида..                                                                                                                                         Изучение чтения  и развитие речи в 7 классе направлено на достижение следующей цели: создать условия по  развитию речи учащихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ художественных произведений .                                                 Цель реализуется в процессе решения следующих  задач:

  • способствовать  совершенствованию техники чтения  на доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских,  зарубежных классиков и современных писателей;
  • способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной  форме;
  • способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств

Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:

  1. Навыки чтения:
  • Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;
  • Выделение главной мысли произведения; название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков. Составление характеристики героя с помощью учителя;
  • Умение делить текст на части; составлять план, пересказывать по плану;
  • Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;
  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика;
  • Заучивание стихотворений наизусть.

2. Внеклассное чтение:

  • Знание основных сведений из жизни писателей;
  • Самостоятельное чтение произведений
  • Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки героев;
  • Ведение дневника внеклассного чтения.

Уроки внеклассного чтения проводится один раз в месяц,они предусматривают систематическое чтение книг из школьной и районной библиотек. Для внеклассного чтения взяты из перечня рекомендованных авторов следующие произведения :В.Астафьева «Гуси в полынье» ,А.П. Чехов «Каштанка»,Д.Дефо «Робинзон Крузо»,К.Паустовского «Жильцы старого дома», В. Бианки «Бешеный бельчонок» ,Л.Кассиля «Ночная ромашка»,А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», А.А. Суркова Стихотворения из цикла «Победители ».                                            Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса задает перечень тем, которые подлежат изучению в 7 классе. Тематика произведений включает  доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных произведений  классиков русской и отечественной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве; произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины,литературные сказки;произведения современных писателей русской и зарубежной литературы               Данная рабочая программа,  по чтению и развитию речи  дает перечень тем и вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 7 классе. В связи с отсутствием учебника чтения под редакцией В.В. Воронковой , достаточного количества произведений рекомендованых  Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой в библиотеке,позволило создать рабочую программу  ориентируя её на учебник "Чтение" 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенного Министерством образования Российской Федерации, автора  - составителя А.К. Аксеновой.(М. «Просвещение» 2006г.  )                                                                                                                                                                                   В рабочей программе разделы основного содержания гуманитарного образования структурированы по темам  в соответствии с содержанием учебного материала учебника"Чтение" 7 класса автора  - составителя А.К. Аксеновой.                                                              Даны произведения следующих авторов: А.С. Пушкина,И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,  Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева,Н.И. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина, А. Г. Алексина, К. Я. Ваншенкина.                         

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса  предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и  рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения.

  3ч. х 34 недель  = 102 ч.

В рабочей программе  учебно-календарный график изменяется и вносится коррекция в связи с актированными днями и  карантином и т. д.        Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения учащихся, окончивших  7 класс. Требования структурированы по уровням  обученности (по В.В. Воронковой),

Основные требования к знаниям и умениям  учащихся

Учащиеся должны знать:

-наизусть 8- 10 стихотворений;

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно,правильно , бегло, выразительно вслух ;

-читать про себя

- выделять главную мысль  произведения ;

 - пересказывать содержание прочитанного

- характеризовать главных  действующих лиц ;

        

Содержание программы

Устное народное творчество   - 12 часов

Сказки.

  «Сивка – бурка» (русская народная сказка),

«Журавль  и Цапля» (русская народная сказка),

«Умный мужик» (русская народная сказка)

Былина. «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…»,  «По улице мостовой»

Пословицы.НРК (Пословицы Вятского края)

Загадки                                                                                                         

Из произведений русской литературы XIX века    -   32 часа

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка

Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и  Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести. 

Из произведений русской литературы XX века     -         часа

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести),  «В людях» (отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.«Детство», «Ветер», «Весна»

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»

 Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов -  Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки)

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки»

Внеклассное чтение ( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц, всего 9 часов)

-Чтение газет и журналов

-В.Астафьев «Гуси в полынье»

-А.П. Чехов «Каштанка»

-Д.Дефо «Робинзон Крузо»

-К.Паустовский «Жильцы старого дома «

-В. Бианки «Бешеный бельчонок» 

-Л.Кассиль «Ночная ромашка»

-А.П. Гайдар «Судьба барабанщика»

- А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители »

Календарно -тематическое планирование чтения и развитие речи

№ п/п

Название раздела.

 темы урока

Кол-во час.

Дата проведения

 по

плану

по

факту

Устное народное творчество

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

2

Сказки. 

1

3-4

Сивка – бурка (русская народная сказка)

2

5

Журавль  и Цапля (русская народная сказка)

1

6

Умный мужик (русская народная сказка)

1

7-8

Былина.Три поездки Ильи Муромца

2

9

Народные песни«Ах, кабы на цветы не морозы…»,» По улице мостовой»

1

10

Пословицы. Загадки.

1

11

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

12

Внеклассное чтение.

Чтение газет и журналов.

1

Из произведений русской литературы XIX века

32

13

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе.

1

14-

18

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

5

19

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»

1

20

 А.С.Пушкина  «У Лукоморья»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

21

Внеклассное чтение. В.Астафьев «Гуси в полынье»

1

22-

24

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. « Бородино»

3

25

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. « Кукушка и петух»

1

26

Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль»,

1

27

Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська»

1

28

Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова

1

29

Внеклассное чтение.

Л.Кассиль «Ночная ромашка»

1

30-31

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.Стихотворение «Несжатая полоса»

2

32

33

Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин»

2

34

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе

1

35-40

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник»

6

41

Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого

1

42-

44

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. А. Чехов «Хамелеон»

3

45

Внеклассное чтение.

А.П. Чехов «Каштанка»

1

46

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе

1

47-51

В.Г. Короленко «Дети подземелья» ( в сокращении).

Рр.Сочинение «Минуты радости и тревоги»

5

52

Обобщение по разделу .Из произведений русской  литературы XIX века

1

Из произведений русской  литературы XX века

53-56

Максим Горький. Слово о писателе.  « Детство» (отрывки из повести) ( Составление характеристики

об Алеше)

4

57-59

«В людях» (отрывки из повести)

( Составление характеристики  об Алексее)

3

60

Внеклассное чтение. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

61

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство»

1

62

63

Михаил Васильевич Исаковский.  «Ветер», «Весна»

Составление рассказа о наступлении весны в моем городе.

2

64-67

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. К. Паустовский « Последний черт»

4

68

Внеклассное чтение. К.Паустовский «Жильцы старого дома»

1

67-71

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. « Великие путешественники»

Составление рассказа «Смешной случай ,произошедший со мной»

3

72-

74

Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.«Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

3

75-

78

Юрий Иосифович Коваль.Слово о писателе.«Капитан Клюквин»

Рр.Составление характеристики клеста по плану

4

79-82

Юрий Иосифович Коваль « Картофельная собака».Пересказ от имени собаки

4

83-86

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

4

87

Внеклассное чтение.

В. Бианки «Бешеный бельчонок»

1

88-

89

Константин Михайлович, Симонов -  Военный корреспондент. « Сын артиллериста» ( отрывки).

.Пересказ содержания стихотворения   от лица Леньки

2

90-

91

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»

2

92

Внеклассное чтениеА.П. Гайдар «Судьба барабанщика»

1

93-

95

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

3

96-

98

Анатолий Георгиевич Алексин.

Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

3

99

100

Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе. «Мальчишка», «Снежки»

2

101

Внеклассное чтение

А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители»

1

102

Обобщение по разделу Из произведений русской  литературы XX века

Что читать летом

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 класс

Рабочая программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 - 9 классы, под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Курс ...

Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.  Курс рассчитан...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс

Данная работа предназначена учителям работающим в школе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....