Рабочая программа по лепке, рисованию, конструированию
рабочая программа на тему

Савельева Юлия Сергеевна

Для обучающихся со сложной структурой дефекта. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass.docx21.89 КБ
Файл ktp.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»

СОГЛАСОВАННО                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР                                                                                 Директор МБС (К) ОУ

___________________                                                                                «Специальная (коррекционная)

«___»___________ 20__г.                                                                                      начальная школа – детский сад                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     №10»

                                                                                                                      ___________________

                                                                                                                      «__»_________20____г.

Рабочая программа

по обучению детей со сложной структурой дефекта

образовательная область искусство

предмет лепка, рисование, конструирование

2 год обучения

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Марус Юлия Сергеевна

Паспорт рабочей программы учебного предмета (лепка, рисование, конструирование)

1.Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  2 год обучения

2.Статус: рабочая программа учебного предмета

3.Назначение: Для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг.

4. Категория: обучающиеся  Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №10"

5.Объем учебного времени: 102 часа

6.Сроки обучения: 1 год

7.Режим занятий: 3 часа в неделю

8.Форма обучения: очная

9. Формы контроля: текущий

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с  программно – методическими материалами (обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта)  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2013 г. под редакцией Бгажноковой И.М.

Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной,  игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.

В процессе обучения изобразительной деятельности на втором году обучения решаются следующие задачи:

  • продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
  • продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
  • продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
  • учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
  • закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
  • продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;
  • учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);
  • продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
  • продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;
  • учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;
  • закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;
  • учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;
  • продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
  • продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;
  • учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
  • продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);
  • учить выполнению равной аппликации;
  • закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
  • продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
  • закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
  • продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
  • закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
  • формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ

Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др. Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.



Предварительный просмотр:

Дата

Кол – во ч.

Тема

Виды деятельности обучающихся, учителя

П.

Ф.

I четверть

Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур

1.

1

Вводный урок

Вспомнить правила работы с красками, карандашами, фломастерами, кистью. Выполнение рисунков по замыслу учащихся или по подсказке учителя.

2.

1

«Клубочки»

Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом с предварительным выполнением движений в воздухе для создания ритмического рисунка.

3.

1

Круг

Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием. Дорисовывание предметов по замыслу учащихся или подсказке учителя (мяч, солнце, шарик). Выставка готовых работ учащихся.

4.

1

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием цветными карандашами, фломастерами, красками или штриховкой (вертикальные, горизонтальные, прямые линии).

 

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

«Коврик»

«Снеговик»

«Будка для собаки»

«Скворечник»

«Елочки в лесу»

«Машина»

Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы).

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

Рисование цифр и букв

14.

1

«А»

«У»

«О»

«М»

«С»

«Х»

«1»

«2»

 «3»

«4»

Рисование по трафарету знакомых цифр и букв с последующим раскрашиванием красками, фломастерами, карандашами, не выходя за границы, в одном направлении. Дорисовывание по замыслу детей или по подсказке учителя. Тема: «Веселые цифры и буквы». Выставка готовых работ учащихся.

     

     

     

     

     

       

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

Дорисовывание предметов

24.

1

«Яблоко»

«Груша»

«Помидор»

Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам.   

     

   

25.

1

26.

1

Итого за I четверть: 26 часов

II четверть

1

1

«Морковь»

«Огурец»

Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с  дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам.   

2

1

Работа с бумагой, аппликация

3

1

Вводный урок

Познакомить с правилами работы с бумагой (сгибание, разгибание и т.д.), верхний и нижний угол листа, виды бумаги (цветная, гофрированная, картон и т.д.). Правила работы с ножницами, техника безопасности. Правила работы с клеем. Показ учителя работы с ножницами.

4

1

Вырезание геометрических фигур по шаблону. Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал

Отрабатывание точных навыков вырезания, не выходя за края обводки, резать точно по контуру фигуры.

5

1

«Пакетик», «Конверт»

Складывание из бумаги. Соблюдение точности в работе.

6

1

«Бумажный фонарик». Вырезание по длинной линии

Конструирование из бумаги игрушки самостоятельно или с помощью учителя.  

7

1

«Цветок». Симметричное вырезание из бумаги

Аппликация цветок. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Выполнение самостоятельно или с помощью учителя.

Аппликация из готовых геометрических фигур

8

1

«Разноцветные шарики»

«Мячики прыгают»

«Башенки»

«Праздничные шарики»

Повторение правил работы с ножницами, клеем. Предлагается индивидуальная или коллективная работа. Вырезание кругов и треугольников с последующим созданием композиции. При затруднении помощь учителя.

9

1

10

1

11

1

Предметная аппликация

12

1

«Дерево»

«Грибы»

«Грибы на поляне»

«Корзина с овощами»

«Ваза с фруктами»

«Ваза с цветами»

«Снеговик»

«Елка»

Аппликация выполняется из вырезанных целых предметов деталей. Количество деталей определяется возможностями детей. Используются предметные картинки. Повторение правил работы с ножницами и клеем.

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

Новогодняя гирлянда

Конструирование выполняется из полосок цветной бумаги, равных по ширине и длине, самостоятельно или вместе с учителем. Предполагается коллективная работа.

21

1

Итого за II четверть: 21 час

III четверть

Работа с пластилином, природным материалом

1

1

Вводный урок

Приемы работы с пластилином (разрывание, разминание, скатывание и т.д.). Оборудование для работы с пластилином: доска, стек. Правила личной гигиены при работе с пластилином.

2

1

Буква «Л»

Буква «В»

Лепка букв из пластилина с помощью изученных приемов работы с пластилином.

3

1

Лепка предметов разной формы

4

1

«Конфеты»

Лепка шариков, палочек, батончиков и завертывание в разноцветную бумагу (имитация конфет).

5

1

«Помидор»

«Яблоко»

«Апельсин»

«Лимон»

«Картошка»

«Бублик»

Лепка предметов округлой формы, создавая объем с помощью вдавлений. Выставка готовых работ учащихся.  Демонстрация муляжей «Овощи - фрукты».

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

«Морковь»

«Свекла»

Лепка предметов конической формы,  показ предметных картинок.

Демонстрация муляжей «Овощи – фрукты».

12

1

13

1

«Огурец»

Лепка предметов овальной формы, показ муляжей, предметных картинок.

14

1

Цифра «5»

Буква «И»

Буква «Ш»

Лепка букв и цифр из пластилина с помощью изученных приемов работы с

 пластилином.

15

1

16

1

Лепка предметов, состоящих из нескольких частей

17

1

«Пирамидка»

«Башенка»

«Снеговик»

«Неваляшка»

Лепка изделий из частей по форме напоминающих геометрические фигуры самостоятельно и с помощью учителя.

18

1

19

1

20

1

Аппликации из пластилина

21

1

«Бабочка»

Аппликация выполняется по контуру на картоне путем наложения тонких жгутиков пластилина разного цвета. Работа производится совместно с учителем.

22

1

23

1

Композиция подарок маме к 8 марта

Выполняется из цветных бумажных салфеток путем составления букета по показу учителя.

24

1

25

1

«Ежик»

Аппликация выполняется по контуру на картоне путем наложения маленьких

 шариков из пластилина. Выполняется совместно с учителем.

26

1

Работа с природным материалом

27

1

«Бабочка»

«Ежик»

Аппликация выполняется по контуру на картоне из пшена и гречки самостоятельно. При затруднении совместно с учителем.

28

1

29

1

«Кораблик»

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецких орехов с парусом.

30

1

«Птичка»

Изготовление аппликации из шишек, пластилина и веточек совместно с учителем.

31

1

«Петушок»

Изготовление аппликации по образцу из пластилина и перышек.

32

1

«Рыбка »

Изготовление аппликации из гороха и пластилина.

Итого за III четверть: 32 часов

IV четверть

Рисование по трафарету с дорисовыванием недостающих элементов

1

1

«Кошка»

«Собака»

«Снегирь»

«Синица»

«Лиса»

«Волк»

«Заяц»

Рисование по трафарету домашних и диких животных, птиц с дорисовыванием недостающих элементов (хвост, уши, клюв, лапа). При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок. Раскрашивание красками, фломастерами, карандашами по выбору ученика.

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

«Береза»

«Ягодка»

«Гриб»

Рисование по трафарету или самостоятельно более способными учениками. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок.

9

1

10

1

Рисование растительных элементов

11

1

«Веточка ели»

«Березовый лист»

Рисование самостоятельно или при помощи учителя. Использование предметных картинок.

12

1

Тематическое рисование

13

1

9 мая – День Победы

Рисование красками, фломастерами, карандашами с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной деятельности учащихся. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок.

Обрисовывание контуров человеческого тела

14

1

«Ладонь»

«Стопа»

Обрисовывание контуров человеческого тела с последующим раскрашиванием и обыгрыванием (создание портретной галереи учащихся класса).

15

1

Рисование орнамента

16

1

Узор в полосе

Узор в полосе

Рисование орнамента из геометрических фигур. Круг и треугольник в полосе, по трафарету с последующим раскрашиванием и чередованием красок.

17

1

Тематическое рисование

18

1

«Идет дождь»

«Идет снег»

«Следу на снегу»

«Выросла трава»

«Листопад»

«Колобок»

Рисование красками, фломастерами, карандашами с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной деятельности учащихся. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок.

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

Итого за IV четверть: 23 часа

Итого за учебный год: 102 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Математическое конструирование", для начальных классов...

Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс.

Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс....

Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...

Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изод...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Лепка, рисование, конструирование" для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, конструирование» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных к...

Рабочая программа кружка "Лепка" 1-4 классы

Рабочая программа кружка "Лепка" 1-4 классы...