Рабочая программа по лепке, рисованию, конструированию
рабочая программа на тему
Для обучающихся со сложной структурой дефекта. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1_klass.docx | 21.89 КБ |
ktp.docx | 47.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБС (К) ОУ
___________________ «Специальная (коррекционная)
«___»___________ 20__г. начальная школа – детский сад №10»
___________________
«__»_________20____г.
Рабочая программа
по обучению детей со сложной структурой дефекта
образовательная область искусство
предмет лепка, рисование, конструирование
2 год обучения
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Марус Юлия Сергеевна
Паспорт рабочей программы учебного предмета (лепка, рисование, конструирование)
1.Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 год обучения
2.Статус: рабочая программа учебного предмета
3.Назначение: Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг.
4. Категория: обучающиеся Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №10"
5.Объем учебного времени: 102 часа
6.Сроки обучения: 1 год
7.Режим занятий: 3 часа в неделю
8.Форма обучения: очная
9. Формы контроля: текущий
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программно – методическими материалами (обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2013 г. под редакцией Бгажноковой И.М.
Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.
В процессе обучения изобразительной деятельности на втором году обучения решаются следующие задачи:
- продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
- закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
- продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
- продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
- учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
- закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
- продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;
- учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);
- продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
- продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;
- учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;
- закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;
- учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;
- продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
- продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;
- учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
- продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);
- учить выполнению равной аппликации;
- закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
- продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
- закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
- продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
- закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
- формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ
Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др. Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Кол – во ч. | Тема | Виды деятельности обучающихся, учителя | ||
П. | Ф. | I четверть | ||||
Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур | ||||||
1. | 1 | Вводный урок | Вспомнить правила работы с красками, карандашами, фломастерами, кистью. Выполнение рисунков по замыслу учащихся или по подсказке учителя. | |||
2. | 1 | «Клубочки» | Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом с предварительным выполнением движений в воздухе для создания ритмического рисунка. | |||
3. | 1 | Круг | Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием. Дорисовывание предметов по замыслу учащихся или подсказке учителя (мяч, солнце, шарик). Выставка готовых работ учащихся. | |||
4. | 1 | Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал | Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием цветными карандашами, фломастерами, красками или штриховкой (вертикальные, горизонтальные, прямые линии).
| |||
5. | 1 | |||||
6. | 1 | |||||
7. | 1 | |||||
8. | 1 | «Коврик» «Снеговик» «Будка для собаки» «Скворечник» «Елочки в лесу» «Машина» | Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы). | |||
9. | 1 | |||||
10. | 1 | |||||
11. | 1 | |||||
12. | 1 | |||||
13. | 1 | |||||
Рисование цифр и букв | ||||||
14. | 1 | «А» «У» «О» «М» «С» «Х» «1» «2» «3» «4» | Рисование по трафарету знакомых цифр и букв с последующим раскрашиванием красками, фломастерами, карандашами, не выходя за границы, в одном направлении. Дорисовывание по замыслу детей или по подсказке учителя. Тема: «Веселые цифры и буквы». Выставка готовых работ учащихся.
| |||
15. | 1 | |||||
16. | 1 | |||||
17. | 1 | |||||
18. | 1 | |||||
19. | 1 | |||||
20. | 1 | |||||
21. | 1 | |||||
22. | 1 | |||||
23. | 1 | |||||
Дорисовывание предметов | ||||||
24. | 1 | «Яблоко» «Груша» «Помидор» | Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам.
| |||
25. | 1 | |||||
26. | 1 | |||||
Итого за I четверть: 26 часов | ||||||
II четверть | ||||||
1 | 1 | «Морковь» «Огурец» | Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам. | |||
2 | 1 | |||||
Работа с бумагой, аппликация | ||||||
3 | 1 | Вводный урок | Познакомить с правилами работы с бумагой (сгибание, разгибание и т.д.), верхний и нижний угол листа, виды бумаги (цветная, гофрированная, картон и т.д.). Правила работы с ножницами, техника безопасности. Правила работы с клеем. Показ учителя работы с ножницами. | |||
4 | 1 | Вырезание геометрических фигур по шаблону. Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал | Отрабатывание точных навыков вырезания, не выходя за края обводки, резать точно по контуру фигуры. | |||
5 | 1 | «Пакетик», «Конверт» | Складывание из бумаги. Соблюдение точности в работе. | |||
6 | 1 | «Бумажный фонарик». Вырезание по длинной линии | Конструирование из бумаги игрушки самостоятельно или с помощью учителя. | |||
7 | 1 | «Цветок». Симметричное вырезание из бумаги | Аппликация цветок. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Выполнение самостоятельно или с помощью учителя. | |||
Аппликация из готовых геометрических фигур | ||||||
8 | 1 | «Разноцветные шарики» «Мячики прыгают» «Башенки» «Праздничные шарики» | Повторение правил работы с ножницами, клеем. Предлагается индивидуальная или коллективная работа. Вырезание кругов и треугольников с последующим созданием композиции. При затруднении помощь учителя. | |||
9 | 1 | |||||
10 | 1 | |||||
11 | 1 | |||||
Предметная аппликация | ||||||
12 | 1 | «Дерево» «Грибы» «Грибы на поляне» «Корзина с овощами» «Ваза с фруктами» «Ваза с цветами» «Снеговик» «Елка» | Аппликация выполняется из вырезанных целых предметов деталей. Количество деталей определяется возможностями детей. Используются предметные картинки. Повторение правил работы с ножницами и клеем. | |||
13 | 1 | |||||
14 | 1 | |||||
15 | 1 | |||||
16 | 1 | |||||
17 | 1 | |||||
18 | 1 | |||||
19 | 1 | |||||
20 | 1 | Новогодняя гирлянда | Конструирование выполняется из полосок цветной бумаги, равных по ширине и длине, самостоятельно или вместе с учителем. Предполагается коллективная работа. | |||
21 | 1 | |||||
Итого за II четверть: 21 час | ||||||
III четверть | ||||||
Работа с пластилином, природным материалом | ||||||
1 | 1 | Вводный урок | Приемы работы с пластилином (разрывание, разминание, скатывание и т.д.). Оборудование для работы с пластилином: доска, стек. Правила личной гигиены при работе с пластилином. | |||
2 | 1 | Буква «Л» Буква «В» | Лепка букв из пластилина с помощью изученных приемов работы с пластилином. | |||
3 | 1 | |||||
Лепка предметов разной формы | ||||||
4 | 1 | «Конфеты» | Лепка шариков, палочек, батончиков и завертывание в разноцветную бумагу (имитация конфет). | |||
5 | 1 | «Помидор» «Яблоко» «Апельсин» «Лимон» «Картошка» «Бублик» | Лепка предметов округлой формы, создавая объем с помощью вдавлений. Выставка готовых работ учащихся. Демонстрация муляжей «Овощи - фрукты». | |||
6 | 1 | |||||
7 | 1 | |||||
8 | 1 | |||||
9 | 1 | |||||
10 | 1 | |||||
11 | 1 | «Морковь» «Свекла» | Лепка предметов конической формы, показ предметных картинок. Демонстрация муляжей «Овощи – фрукты». | |||
12 | 1 | |||||
13 | 1 | «Огурец» | Лепка предметов овальной формы, показ муляжей, предметных картинок. | |||
14 | 1 | Цифра «5» Буква «И» Буква «Ш» | Лепка букв и цифр из пластилина с помощью изученных приемов работы с пластилином. | |||
15 | 1 | |||||
16 | 1 | |||||
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей | ||||||
17 | 1 | «Пирамидка» «Башенка» «Снеговик» «Неваляшка» | Лепка изделий из частей по форме напоминающих геометрические фигуры самостоятельно и с помощью учителя. | |||
18 | 1 | |||||
19 | 1 | |||||
20 | 1 | |||||
Аппликации из пластилина | ||||||
21 | 1 | «Бабочка» | Аппликация выполняется по контуру на картоне путем наложения тонких жгутиков пластилина разного цвета. Работа производится совместно с учителем. | |||
22 | 1 | |||||
23 | 1 | Композиция подарок маме к 8 марта | Выполняется из цветных бумажных салфеток путем составления букета по показу учителя. | |||
24 | 1 | |||||
25 | 1 | «Ежик» | Аппликация выполняется по контуру на картоне путем наложения маленьких шариков из пластилина. Выполняется совместно с учителем. | |||
26 | 1 | |||||
Работа с природным материалом | ||||||
27 | 1 | «Бабочка» «Ежик» | Аппликация выполняется по контуру на картоне из пшена и гречки самостоятельно. При затруднении совместно с учителем. | |||
28 | 1 | |||||
29 | 1 | «Кораблик» | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецких орехов с парусом. | |||
30 | 1 | «Птичка» | Изготовление аппликации из шишек, пластилина и веточек совместно с учителем. | |||
31 | 1 | «Петушок» | Изготовление аппликации по образцу из пластилина и перышек. | |||
32 | 1 | «Рыбка » | Изготовление аппликации из гороха и пластилина. | |||
Итого за III четверть: 32 часов | ||||||
IV четверть | ||||||
Рисование по трафарету с дорисовыванием недостающих элементов | ||||||
1 | 1 | «Кошка» «Собака» «Снегирь» «Синица» «Лиса» «Волк» «Заяц» | Рисование по трафарету домашних и диких животных, птиц с дорисовыванием недостающих элементов (хвост, уши, клюв, лапа). При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок. Раскрашивание красками, фломастерами, карандашами по выбору ученика. | |||
2 | 1 | |||||
3 | 1 | |||||
4 | 1 | |||||
5 | 1 | |||||
6 | 1 | |||||
7 | 1 | |||||
8 | 1 | «Береза» «Ягодка» «Гриб» | Рисование по трафарету или самостоятельно более способными учениками. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок. | |||
9 | 1 | |||||
10 | 1 | |||||
Рисование растительных элементов | ||||||
11 | 1 | «Веточка ели» «Березовый лист» | Рисование самостоятельно или при помощи учителя. Использование предметных картинок. | |||
12 | 1 | |||||
Тематическое рисование | ||||||
13 | 1 | 9 мая – День Победы | Рисование красками, фломастерами, карандашами с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной деятельности учащихся. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок. | |||
Обрисовывание контуров человеческого тела | ||||||
14 | 1 | «Ладонь» «Стопа» | Обрисовывание контуров человеческого тела с последующим раскрашиванием и обыгрыванием (создание портретной галереи учащихся класса). | |||
15 | 1 | |||||
Рисование орнамента | ||||||
16 | 1 | Узор в полосе Узор в полосе | Рисование орнамента из геометрических фигур. Круг и треугольник в полосе, по трафарету с последующим раскрашиванием и чередованием красок. | |||
17 | 1 | |||||
Тематическое рисование | ||||||
18 | 1 | «Идет дождь» «Идет снег» «Следу на снегу» «Выросла трава» «Листопад» «Колобок» | Рисование красками, фломастерами, карандашами с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной деятельности учащихся. При затруднении помощь учителя. Использование предметных картинок. | |||
19 | 1 | |||||
20 | 1 | |||||
21 | 1 | |||||
22 | 1 | |||||
23 | 1 | |||||
Итого за IV четверть: 23 часа | ||||||
Итого за учебный год: 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Математическое конструирование", для начальных классов...
Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс.
Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс....
Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...
Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изод...
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Лепка, рисование, конструирование" для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, конструирование» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных к...
Рабочая программа кружка "Лепка" 1-4 классы
Рабочая программа кружка "Лепка" 1-4 классы...
Рабочая программа "Волшебная лепка"
Рабочая программа...