Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование на тему

Козлова Инна Владимировна

Картотека речевых игр и упражнений в рамках

комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat_igry_ochen_nado.docx65.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и упражнений в рамках

комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Тема

Варианты игр, игровых упражнений

Оборудование для речевого центра

День знаний

Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) —

тетрадь (какая?) – …

пенал (какой?) – …

ручка (какая?) – … и т. д.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» школьные принадлежности

Дидактическая игра «Кто быстрее соберется в школу?»

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

 У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

Дидактическая игра «Чего (кого) в школе много?» - образование родительного падежа множественного числа существительных

(класс, учитель, ученик, школьник, парта и т.д.)

Дидактическая игра «Он – она» - образование существительных женского рода (ученик – ученица, школьник – школьница, учитель – учительница)

Дидактическая игра «В каком классе?» учить образовывать сложные слова путем сложения – Если школьник в первом классе, то он кто? Первоклассник, второ-, третье-, четверо-, пяти- и т.д.

Дополнительно:

1. Рассказ воспитателя о празднике

2.Экскурсия к школе

3.Беседа  о школе

4.Составление сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу»

5. Отгадывание загадок о школьных принадлежностях

6. С/ролевая игра «Школа», «детский сад»

7. Беседа о труде работников детского сада

Картинки, открытки «Дети идут в школу»,

 «1 сентября»

Предметные картинки «Школа. Школьные принадлежности»

Игрушки – школьник, школьница, учитель

Набор школьной кукольной мебели

 

Альбом «Все работы хороши»

 Атрибуты для СРИ «Детский сад», «Школа»

Художественная литература:

  1. Стихи к празднику

« День знаний»

2.В. Берестов «Кто живет в портфеле»

3. Н. Носов «Дружок»

4. С.Я. Маршак «первый день календаря»

5.З. Александрова «В школу»

6. Л.Н. Толстой «Филиппок»

7. А. Барто «В школу»

8. Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

9. В. Берестов «Читалочка»

Осень

Дидактическая игра «Кто больше назовет?». Учить детей подбирать действия к предмету. Ветер осенью что делает? Солнце? Листья? Дождь? Птицы? Насекомые? Животные? Люди?

Д/и «Картинки осени». Расширение объема словаря.

Воспитатель показывает по одной предметной картинке и произносит начало предложения, ребенок заканчивает его, опираясь на картинку. (Осенью бывает…дождь.)

Д/и «С какой ветки детки?» Классификация предметного словаря. Работа с раздаточным материалом (листья и семена).

Упражнение «Все профессии нужны» . Сельскохозяйственные профессии. Кто больше назовет?

Д/И «Кому что нужно для работы?». Классификация предметного словаря.

Дидактическая игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Дождь — дождик, дождичек,    солнце — солнышко,
лужа — лужица и т.д.

 Упражнение «Скажи со словом "осенний"» Согласование существительного и прилагательного.
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Упражнение «Подбери предметы к признакам»: осенний-, осенняя-, осеннее-, осенние-.

Д/и «Из чего состоят овощи». Закрепить знания детей о строении растений, о функциях частей растений.

Правило: перед игроками лежат карточки с изображением частей растений. Ребенок выбирает карточку и рассказывает о том, что было бы, если бы не было этой части или она бы повредилась.

Упражнение «Назови, какая погода?» Образование качественных прилагательных
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, …дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, ..сыро — сырая,
... хмуро — хмурая, …солнечно — солнечная.

Д/и «Назови много». Учить детей словоизменению

Воспитатель показывает картинку, произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово. (У меня лист, а на дереве… листья) и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .  Подбор антонимов.   
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Упражнение  «Я начну, а ты закончи». Поиск соответствующего понятия
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Упражнение «За грибами». Дифференциация съедобных и несъедобных грибов. Расширение словаря.

Д/И «Кто улетает на юг». Классификация предметного словаря.

Дополнительно:

1.Отгадывание и сочинение загадок

2.Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам. Развитие связной речи.
3.Беседы по картинам с осенней тематикой: «За грибами», «Осень в лесу» и т.д.

Сюжетные картины «Осень» (ранняя, золотая, поздняя)

Картинки и их символы с изображением осенних примет и явлений (дождь, листопад, ветер, овощи, грибы, красные и желтые листья, тучи и пр.)

Картинки: деревья и их части (ветки, листья, плоды)

Картинки с изображением деятельности человека осенью.

 

Карточки с изображением сельскохозяйственных профессий и орудий сельскохозяйственного труда.

Репродукции:

И.И. Шишкин «Рожь»,

Т. Яблонская «Хлеб»

Серия сюжетных картин «Урожай»

Набор картинок «Сельскохозяйственная техника»

Муляжи - овощи, фрукты, грибы, ягоды

Художественная литература, загадки, пословицы, приметы.

 Собранный гербарий листьев, семян.

Картинки «Дикие и домашние животные и их детеныши»

Картинки « Перелетные и зимующие птицы»

Опорные картинки для составления рассказов.

Иллюстративный материал: 
- "Домашние животные" (кошка, собака, корова, курица, свинья), 
- "Птицы" (Ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, ласточка, скворец, утка, гусь, журавль), 
- "Травянистые растения" (одуванчик, мать-и-мачеха) 
- "Дикие животные" (медведь, лиса, белка, ёж, лягушка). 
- "Насекомые" (бабочка (капустница, крапивница, павлиний глаз), майский жук, жужелица, божья коровка, стрекоза, муравей, пчела, комар, муха, оса) 
- "Пресмыкающиеся" (ящерица, черепаха, уж, травяная лягушка, жаба) 
- "Овощи" (огурец, помидор, репа, морковь, свекла, лук) 
- "Фрукты" (яблоко, груша, слива, персик) 
- "Ягоды" (малина, смородина, крыжовник) 
- "Деревья" (берёза, ель, сосна, клён, рябина) 
- "Грибы" (маслята, опята, сыроежки, лисички, мухомор, ложный опёнок) 
- "Труд людей в разное время года" 
- "Труд сельских жителей" (земледелец, механизатор, лесничий) 
- "Режим дня" 
- "Времена года" 
- "Животные и растения различных климатических зон" 
- "Природные явления" (иней, листопад, град, дождь, снегопад, туман, паводок, ливень, гроза, радуга) 
- "Лекарственные растения" (крапива, подорожник) 
- "Цветы" (настурция, астра, подснежники, тюльпаны)

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Упражнение «Средства гигиены». Расширить представления детей о предметах личной гигиены (разные сорта мыла, зубная паста, платочки). Учить выбирать предметы гигиены по предпочтению, пользе и учить пользоваться ими.

Д/И «Полезные и вредные продукты». Классификация предметного словаря

Упражнение «Какие бывают врачи?» -специальности (лор, окулист хирург и др.)

Дополнительно:

1.Беседы «Таня простудилась», «Зеленая аптека», «Витамины укрепляют организм» «Зарядка-это полезно» ,«Олимпийцы. Олимпийские игры», «С утра до вечера» – о необходимости соблюдения режима дня.

2. Отгадывание загадок о частях тела человека, предметах личной гигиены.

3. Интервьюирование «Как я забочусь о своем теле» 

4. СРИ «Магазин полезных продуктов»

Цели. Продолжать развивать навыки здорового питания. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать познавательную активность. Расширять представления о продуктах правильного питания. Развивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

СРИ «Больница»

Цели. Продолжать развивать навыки здорового образа жизни. Обогащать и активизировать словарь детей по теме. Расширять представления представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья; понимать значение профессии врача; Развивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

Картинки «Предметы гигиены»

Диски с мультфильмами из серии здоровье «Уроки тетушки совы»

Подбор картинок «Полезные и вредные продукты»

Карточки с изображением профессии врача по специализации, инструменты врача

Альбом: Лекарственные растения

Карточки «Виды спорта»

Плакат «Режимные моменты»

Плакат «Схема человека»

Художественная литература:

И.Турчин «Человек заболел»

Е.Пермяк «Про нос и язык»

Д.Хармс «Веселый старичок»

Чтение и разучивание стихов на выбор

Благинина «Мой день»

Э.Мошковская «Про витамины», «Про зубы», «Про зарядку

Б.Заходер «Птичка Тари»

Россия – великая наша держава!

Упражнение «Кто где живет?». Словарь признаков: многоэтажный, деревянный, одноподъездный и т.д.

Д/игра «Знаешь ли ты родной город?». Назвать по фото наименование достопримечательности или памятного места

Речевая игра «Кто в какой стране живет?». Словарь наименований различных национальностей.

Упражнение «Иностранец». Развитие связной речи, словотворчество. Варианты: рассказать о России, о Ростове; разговор на «иностранном языке»

 Упражнение «Опиши (угадай по описанию) Российский флаг, герб»

Дополнительно:

1.Рассказывание из личного опыта «Любимое место нашего города»

2.Рассказывание на тему « Моя поездка в Москву»

3. Знакомство с пословицами и поговорками о Москве

4. Беседа об основании  столицы России - Москве, ее символике, гимне.

5.Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, заучивание пословицы «Человек без Родины – что соловей без песни»

6. Рассказ – беседа о народах России, рассматривание национальных костюмов

7.  Чтение былин о русских богатырях

Чтение произведения С. Баруздина «Страна, где мы живем»

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

8. Беседа «День народного единства»

Иллюстрации о России.

Изображения государственной символики – герб, флаг, фото президента

Альбом, подборка иллюстраций с изображением Ростова Великого, городов Ярославской области

Подборка иллюстраций с изображением представителей разных рас, национальностей, национальных костюмов

Альбом «Города России»

Альбом народных промыслов

Фотовыставки «Главный город», « Просторы России»

Умные вещи

Д/и «Угадай профессию». Продолжать знакомить детей с профессиями, углублять знания детей о знакомых профессиях, развивать творческое воображение.

Д/и «Робинзон Крузо». Формировать умение выделять ресурсы предмета, используя полученные знания, создавать фантастические ситуации.

Правило: воспитатель рассказывает о кораблекрушении и о том, что остался спасенный только один предмет. Дети придумывают, как его можно применить в различных ситуациях.

Д/и «Фантазеры». Формировать умение детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).           Правило: воспитатель показывает объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению».

Д/и «Сочини сказку». Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Правило:  воспитатель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Д/и «Да – нет». Развивать логическое мышление. Активизировать навык анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска.

Правило: угадать предмет посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности.

Д/и «Способы применения предмета (прибора)». Развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Д/и «Поиск общего». Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Правило: назвать как можно больше общих признаков двух предметов (например, утюг и велосипед).

Д/и «Поезд времени». Формировать умение выстраивать линию развития объекта от начальной точки возникновения до самого объекта.

Правило: дети получают карточки с изображением этапов развития. Задача: выстроить в нужной последовательности и объяснить, почему он так думает.

Д/и «Из прошлого в будущее». Формировать умение детей ориентироваться в эволюции современных предметов рукотворного мира.                                                              

Правило: детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался.

Д/и «Кто больше...»Отработка навыков классификации, умение строить сериационный ряд по заданному признаку.

 Правило: играющие должны подобрать слова, относящиеся к характеристике одного предмета, например, муки.

Набор изображений людей различных профессий и специализаций. Инструментов (орудий) труда.

Карточки по категориям предметов различных назначений:

-орудия труда,

-электроприборы,

-техника (военная, космическая, сельскохозяйственная и пр.)

-механизмы,

- эстетические предметы,

- фантастические предметы,

-вещи из прошлого (прототипы современных предметов),

- новейшие изобретения и т.д.,

- карточки с изображением этапов развития различных предметов (лампочка и т.д.)

Карточки-символы по правилам безопасного обращения с электроприборами

Детские энциклопедии

Новый год стучится в двери

Игра-фантазирование «Ты попал в Царство Мороза». развивать воображение и творческое мышление. Формировать умение высказывать свои желания.

Упражнение «На что (на кого) похож?». Развитие вербально-логического мышления. - Белый снег похож на… . Синий лед похож на… . Фонарики на елке похожи на… . Борода Деда Мороза похожа на… . елка похожа на.. . (ответов может быть несколько).

Д/и «Разрезные картинки». Классификация предметного словаря

Дети собирают из частей картинки с новогодней тематикой.

Д/и «Скажи ласково». Словообразование.

Захотелось нам ласковых слов.

Кто из звуков помочь нам готов?

«Ч»- наш самый нежный звук!

Не откажемся от его услуг!

 - Елка – елочка, (санки, палки, время, утро, имя, сердце, кольцо, крыльцо, заяц, волк, белка.)

Д/и «Назови одним словом». Классификация предметного словаря.

- Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы; зима, весна, лето, осень – времена года, Новый год, Рождество - …; шары, бусы, мишура - …, ель, сосна - …, санки, лыжи, коньки - …

Упражнение «Нелепицы». Развитие связной речи.

Исправь предложение и повтори правильно.

 - Новый год наступает потому, что нарядили елку.

- Замерзла вода в реке, поэтому ударили морозы.

- Люди одели теплую одежду, поэтому стало холодно. И т.д.

Д/и «Логическая цепочка». Развитие связной речи.

На доске изображение Новогодней елки. У детей картинки на новогоднюю тематику.

- На праздник мы поедем на чудесном поезде: все вагончики соединятся, если вы объясните, чем они похожи. Мой вагончик – елочная игрушка, потому, что ею можно украсить елку. (дети строят поезд, объясняя логическую связь картинок)

Дополнительно:

1. Отгадывание загадок на новогоднюю тематику.

Предметные картинки с изображением нарядной елки, Деда Мороза, Снегурочки и прочей праздничной атрибутики и персонажей.

 

Картинки, фото города Великий Устюг – родины Деда Мороза

Сюжетные картинки «Новый год в детском саду», «Новый год в лесу» и т.д.

Выставка новогодних открыток

 

Разрезные картинки с новогодней тематикой. Паззлы.

Раздаточный материал - картинки, из которых можно составить логическую цепочку.  

Зима

Д/и «Складочки – вычиталочки». Развивать логическое и творческое мышление, ассоциативный ряд. Обогащать словарный запас.

Правило: ведущий предлагает пары слов. Дети должны назвать ассоциации, которые вызывают эти слова. Например: небо +снежинка = снегопад

дерево – лист = зимнее дерево

заяц + зима = белая шубка

заяц – зима = серая шубка

Д/и «Цепочки ассоциаций».  Активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Правило: ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Белое, длинное, холодное (облако);

Белый и холодный (лед).

Д/ и «Подбери слово». Расширение объема словаря.

Снег какой? -…; лед - …; ночь зимой - …; день зимой - ….и т.д.

Упражнение «Какие слова зимние?». Классификация предметного словаря.

 - снег, почки, куст;

- цветы, снежинка, мороз;

 - дождь, капель, сосулька;

 - снегопад, дождь, листопад;

 - оттепель, ягоды, грибы, снеговик;

 - листья, цветы, метель.        

Упражнение «У кормушки». Употребление в речи предлогов. Изображение кормушки. Выполнять различные действия с контурным изображением птицы, комментировать: снегирь летит к кормушке, синица улетает от кормушки. Сидит над кормушкой и т.д.

Упражнение «Какое слово лишнее?». Закрепление знания названий месяцев

Ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Д/и «Скажи ласково». Словоизменение.

Снег – снежок, ветер, мороз, сугроб, лед, холод, зима.

Упражнение «О чем можно сказать?»

 - морозный (день, воздух, вечер)

 - холодное (утро, небо)

 - снежная (улица, горка, баба)

 - ледяные (горки, реки, сосульки, дорожки)

Дид.игра «Узнай по силуэту». Активизация словаря.

 - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дид.игра «Угостим птиц». Расширение объема словаря.

 - Вспомните, чем мы угощали птиц, прилетающих к кормушке на участке. Протяните от каждой птицы шнурочек к угощению, предназначенному ей, расскажите кого и чем угостили.

Игровое упражнение «Один - много». Словоизменение.

Ворона – вороны, (воробей, голубь, синица, дятел, галка, клест)

Дополнительно:

1.Развитие связной речи. Составление предложений по сюжетным картинкам.

2. Загадки, пословицы, поговорки о зиме.

3. Беседа об особенностях зимы в различных широтах земли, в различных экосистемах.

Сюжетные картинки с зимними пейзажами.

Картинки – символы зимних явлений, признаков.

Картинки с изображением различных состояний воды (лед, пар, жидкость)

Набор карточек с зимними видами спорта.

Альбом мод: сезонная одежда.

Картинки с изображением деятельности людей зимой (в городе, в деревне).

Набор иллюстраций «Полярники-исследователи»

Изображения животных и птиц зимой.

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

Контурные изображения животных и птиц.

Изображения различных типов кормушек.

Изображения различных экосистем (тундра, лес, степь и т.д.)

День защитника отечества

Фантазирование «Армия будущего». Развивать воображение и творческое мышление. Расширять представление об армии, о воинских званиях. Активизировать словарь детей.

Д/упражнение «Назови профессию». Закреплять знания детей военных профессий, активизировать словарь

Д/упражнение «Подбери слова» (к словам: солдат, герой, война, победа и др.)

Дид. игра «Кому что нужно?». Расширять словарь.

На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии:

Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.

Д/упр. «Скажи много». Словоизменение .

Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - …

Д.игра «Скажи по другому» (с мячом). Подбор синонимов.

Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь;

Д/упр. «Сосчитай». Согласование числительных с существительными. (дети передают мяч друг другу)

Одна  ракета, две ракеты, три… - пять  ракет; один танк…, один  корабль…, один вертолет.

Составление предложений по картинкам. Развитие связной речи.

 - Посмотрите на картинки и расскажите, что делают люди, изображенные на них.

 - Военный летчик стоит около самолета (сидит в кабине самолета).

 - Моряк стоит на палубе военного корабля.

 - Пограничник охраняет границу.

 - Танкист стоит около танка. И т.д.

Карточки с изображением солдат различных видов войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, десант).

Набор иллюстраций – представители военных профессий.

Военная техника по видам войск.

Иллюстрации воинов, военной формы прошлых лет.

Сюжетные картинки на военную тематику

Семейные альбомы – фото из армии

Международный женский день

Д/игра «Кто где работает» (профессии мам). Расширение словаря

Речевое упражнение «Моя мама»(подбор прилагательных)

Составление рассказов на тему «Как я помогаю маме». Развитие связной речи. 

Разучивание пословиц и поговорок о маме

Рассказ-беседа « Женщины, прославившие Россию» (с просмотром фотоальбома)

Д/и «Подарок маме». Формировать умение улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.                                                        

Правило: воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.

Д/и «Разговор по телефону». Формировать умение моделировать социальные ситуации и способы поведения.

Правило: необходимо поздравить маму, бабушку и пр. по телефону

«Назови ласково». (игра с мячом)

Мама – мамочка, бабушка,папа, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка.

Д. игра «О ком говорим?» расширение словаря определений.

- Добрый, добрая, добрые;

- Заботливая, заботливый, заботливые;

- Веселый, веселая, веселые.

Д. игра «Кто что делает?» Классификация предметного словаря.

- Что может делать мама? (стирать, гладить, варить, читать, играть, гулять и т.п.);

- Бабушка? Дедушка? Сын? Дочь?

Д. игра «Кто какой?». Расширение объма словаря.

- Мама (какая?) - ласковая, добрая, красивая, трудолюбивая и т.п.;

- Папа – сильный, большой, заботливый, веселый;

- Дедушка – старенький, молодой, веселый, добрый;

- Бабушка – ласковая, седая.

Д. игра «Чье это?». Словоизменение.

Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Рука сжата в кулак, пальцы поочередно отгибаются:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

Развитие связной речи. Беседа по сюжетной картине Гербовой «Подарок маме»

Составить рассказ-описание «Моя мама» по плану:

- Имя, отчество

- Цвет волос и глаз,

- Любимая одежда,

- Кем работает,

- Что  делает дома?

Семейные альбомы – фото мам, бабушек, сестер и других членов семьи.

Портреты мам, нарисованные детьми

 

Набор карточек – женские профессии. + орудия труда

Фотоальбом «Женщины, прославившие Россию»

Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки и т.д.

Сюжетные картины (Гербова «Подарок маме», «Семья» и др.)

Народная культура и традиции

Речевое упражнение «Подбери слова» ( подбор прилагательных к словам Масленица, снег, весна и т.д.)

Рассказ воспитателя о народной традиции – проводах зимы. Рассматривание фотоальбома « Как на Масленой неделе»

 Разучивание народных припевок про Масленицу

Знакомство с закличками о весне, заучивание их

Д/Игра» Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам, различным праздникам. Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

«Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности. Расширять объем словаря.

Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.

«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».

Дополнительно:

- Составление описательных рассказов о национальном костюме;

- сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании;

- беседа про быт русского народа, праздники;

- составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет;

- дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды);

-  Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета) - составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»;

-  составление загадок про времена года, праздники.

Набор  открыток, иллюстраций: художественные промыслы

Сюжетные картины. Примерное содержание:

- Народные гуляния

- Масленица

- Обычаи и обряды и т.д.

Фотоальбом «Как на Масленой неделе»

Альбом «русские праздники»

Атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты)

Иллюстрации – народные костюмы

Весна. Давайте будем беречь планету!

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

Упражнение "
Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже. 
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.

Составить предложение из слов.
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование существительных с числительными).

Например:

Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

 

 Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложение,   в   котором   все  слова   поменялись   местами,   и

построить правильное предложение.

 В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

 

 Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,

слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на

ориентировку.

Например:

Назови букву,  которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).

Затем   воспитатель   называет   только   цифры,   а   ребёнок должен   соотнести   их   с  буквами   и   назвать,   какое   слово

получилось.   Например:

6, 3, 1, 2 —МАРС

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

7, 1, 3, 4 —УРАН

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

                                                                О. Высотская

Игра «Найди ошибки»

Цели:  развивать слуховое внимание,  обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте 

Вот  и  наступила   весна.  Весело журчат  ручьи,   с   крыш капают  сосульки   —   начался  листопад   (капель).   День становится всё  короче  (длиннее),  а  ночи  длиннее  (короче). Возвращаются   зимующие  (перелётные)   птицы.   

Люди   уже позаботились   о  грачах  (скворцах)  —  сколотили   скворечники. Просыпаются   от   зимнего  сна  насекомые:   мухи,  бабушки (бабочки),  пчёлы.  Вот-вот  зацветут  первые весенние цветы —

колокольчики (подснежники).

Повторение названий весенних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   весенних  месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из   стихотворения   «Двенадцать месяцев».  Проводит   беседу   по

стихотворению, разучивает его с детьми.

 Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц март.

Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником апрель.

На луг Бурёнку выгоняй —

Пришёл с травой зелёной май.

 

Игра «Дополни предложения»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

 

 Игра «Хвастунишка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход   игры.  Воспитатель   знакомит   детей   с   мышкой-хвастунишкой   и   объясняет   на   примере:  что   бы  мышонок   ни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий — ... темный — ...

громкий — ... рыхлый — ...

высокий — ... свежий — ...

чистый — ... прозрачный — ...

сильный — ... быстрый — ...

радостный — ...

Игра «Назови звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова:  весна,  подснежник,  сосулька,  ручеёк,  скворец,  муха, бабочка.

 

Игра «Почемучка»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры.  Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.И т. д.

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме,  развивать связную   речь,   учить  планированию   рассказа  —  описания   по картинке.

Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   весеннюю картину.   Воспитатель   просит   кого-либо   из   детей   составить

рассказ   по   своей   картине.   

Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...

Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много ...
Одна сосулька - много ...

Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский.
Апрель - апрельский.
Солнце - ...
Весна - ...
Май - ...
Тепло - ...

Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).

Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...

 Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.

Для пересказа можно использовать книгу "Учусь пересказывать" (автор - Бардышева Т.Ю., ИД "Карапуз").

Новая лексика по теме Космос (картинный материал)

Существительные:

космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль (космический),   космодром,  станция,   спутник,   полёт,   планета,

планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

 Картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. 

Портреты героев-космонавтов

Набор иллюстраций «Космические профессии»

Новая лексика по теме Весна – картинный материал –предметные и сюжетные картины

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

 журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть,   мёрзнуть,   висеть,   расти,  щебетать,   чирикать,   таять, чернеть,   вить,   пригревать,  отогревать,   нагревать,   замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,   распускаться,  

 набухать,   пахнуть,   просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний,   зимний,   солнечный,   теплый,   прохладный,   яркий, рыхлый,   ранний,   поздний,  звонкий,  радостный,   дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

День победы

 Рассказ-беседа о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". 

Рассказ-беседа о героях Великой Отечественной войны.

Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы). Смелый - храбрый, отважный, геройский...

 Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы). 
Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ... 

Учимся подбирать однокоренные слова. 
Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный... 

Выучить рассказ и нарисовать.

Девятое мая – День Победы. Дети пришли к памятнику. Это памятник павшим героям. Дети возлагают живые цветы к памятнику. В этот день многие люди возлагают живые цветы к вечному огню. Вечером будет праздничный салют.

 

Иллюстрации в книгах о героях Вов

Фото альбом»Наши герои»

До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

— Гриша, Гриша, дай мне нож.

— Ты обратно не вернёшь.

— Дай-ка, Гриша, карандаш.

— Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку.

— Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил.

— Ты бы сбегал и купил.

                                      С. Маршак

 

Игра «Великаны — гномики»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход   игры.  Воспитатель   сообщает   детям,   что   все   ходят   в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.

У   великанов   большие   книги,   а   у   гномиков  —  маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие...и т.д.

Игра «Растеряшка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры.  Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

 Растеряшка   всегда   всё   теряет   и   вечно   что-нибудь забывает.   Пришла   Растеряшка   в   школу.  Все   ребята достали  учебники,  а  у  неё нет   (чего?)....  Дети открывают тетради,  а у  Растеряшки нет   (чего?)  и т.д.

 

Игра «Как?»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать наречия от прилагательных

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик  хороший   ученик,   он   учится   (как?)...

(хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ...  (внимательно).

 

Игра «Скажи наоборот»

Цели:  обогащать   словарный   запас,   учить   подбирать антонимы.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша — ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя — ... [ленивая).

Игра «Семейка»

Цели:  обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход  игры.  Воспитатель  предлагает  детям  найти   заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

 

Игра «Собери слово»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход   игры.  Задание   выполняется   в   тетрадях.   Воспитатель предлагает   детям   проследить,   куда  ведёт   стрелочка,   и расставить   буквы   по   местам.   Дети   читают,   какое   слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

 

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям  «поймать   звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук  [с]:  карандаш, ластик, ранец,  класс,  кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]:  учебник, школа,  ученик, ручка,  тетрадь,  кисточка, чтение, пенал, учитель.

 

Игра «Кто больше?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,  

 мышление, совершенствовать   навыки   звукового   анализа  и   синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   перед  детьми   слово   и предлагает   составить   из  букв   этого  слова   как  можно  больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

 

 

 

См. тему «День знаний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное познавательно - речевое занятие с элементами физической культуры для детей подготовительной группы. «Космическое путешествие»

Программное содержание:Продолжить расширять и уточнять представления детей о Космосе; обогащать представления детей о личности космонавтов (смелые, сильные, физически подготовленные, мужественны...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы "Юные изобретатели - фантазеры."

Использование методов и приемов ТРИЗ- технологии в развитии речи- рассуждения детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ интегрированного физкультурно-речевого занятия ТЕМА: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей подготовительной группы

Занятие разработано для развития и совершенствования речи и двигательной активности дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие....

Перспективное планирование для детей подготовительной группы

Перспективное планирвоание коррекционно-развивающей работы для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому и речевому развитию детей подготовительной группы Тема: «Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша»

Цель: создание социальной ситуации для речевого развития детей подготовительной группы посредством познавательно-исследовательской деятельности о картофеле.Задачи: Образовательные: -Стимулировать...