Играть или учиться?
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Семинар-практикум для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrat_a_ne_uchitsya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Играть или учиться?

Учитель-дефектолог Аксенова Е.М.

Многие родители недооценивают место игры в жизни ребенка. На самом деле для ребенка игра - это большое серьезное дело. Игра сама по себе важна не только потому, что ребенок интересно проводит время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка, развивается его эмоционально-волевая сфера. Именно в игре дети учатся. Первое знакомство с окружающим миром, первые навыки рисования, счета и чтения должны войти в мир познания ребенка через игру и соответствующие возрасту ребенка виды деятельности в тесном сотрудничестве и диалоге со взрослым.

Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру - задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребенка.

К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов).

Многие родители уделяют игре недостаточно внимания, все больше увлекаясь разнообразными занятиями для малышей, не скрывая желания, как можно раньше подготовить ребенка к школе. Распространенным становится мнение о том, что развитие ребенка происходит за счет учебной деятельности. Некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребенок страдает от изобилия занятий, кружков и информации и теряет золотой период детства.

Родители принимаются за раннее обучение детей, нарушая тем самым ход естественных процессов развития ребенка, не задумываясь о возможных негативных последствиях.

Взрослые забывают, что игра - это процесс, она не ориентирована на результат. Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребенка, а вовсе не результат игры. Когда ребенок собирает матрешку, конструирует из кубиков, соотносит по признакам предметы или фигуры - он открывает для себя много нового, постигает закономерности, мыслит! Если взрослые искусственно ориентируют ребенка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте и только в игре.

В игре формируется одно из важнейших свойств мышления - креативность. А учебная деятельность в раннем возрасте препятствует его появлению. Ребенок вынужден пассивно усваивать информацию, он лишается возможности принимать собственные решения и самостоятельности в выборе новых подходов в решении проблемных ситуаций.

Часто родители отмечают, что ребенок реагирует негативно уже на саму просьбу «давай заниматься», отказывается от выполнения заданий, уходит в сторону, говорит «не хочу, не буду» и т.д. Когда ребенку предлагается сосредоточиться на чем-то или выполнить несколько монотонных действий, он начинает отвлекаться, крутиться, задавать посторонние вопросы. А если у него что-то не получается, ребенок злится, расстраивается и теряет интерес к развивающим занятиям.

Родители жалуются на поведение ребенка, непослушание, упрямство, негативизм, нежелание заниматься, а это в ряде случаев объясняются тем, что ребенок не умеет играть, не знает, как обращаться с игрушками!

Если вы сталкивались с подобными проблемами, не отчаивайтесь. Попытайтесь разобраться, что является причиной негативного отношения ребенка к выполнению заданий. Таких причин может быть несколько.

Например, предлагаемые задания слишком сложны для ребенка. Это может быть причиной сопротивления ребенка, он может начать вести себя так, будто он «не хочет играть». На самом деле, ребенок не включается в задание потому, что ему непонятно, с чего начать и как организовать игру. То, что взрослому кажется простым, элементарным, ребенку может быть трудно или вообще недоступно. У ребенка формируется негативная установка на неудачные попытки и закрепляется убеждение, что его заставляют делать что-то скучное или сложное. Увлечь ребенка могут правильно подобранные посильные задания в игровой форме. Если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.

Особенно важно это учитывать, организуя игру с детьми с ограниченными возможностями здоровья, задержкой в развитии, гиперактивностью и другими проблемами в развитии, которым трудно контролировать свое внимание и удерживать его на задании.

Одной из причин негативного отношения ребенка к занятиям может являться недостаточность эмоционального контакта и доверительных отношений родителей с ребенком, обусловленная непоследовательностью воспитания, применяемыми мерами наказания.

Родители, контролируя деятельность ребенка, порицают или хвалят его в связи с его заслугами, оценивают его деятельность, ожидая результатов, тем самым формируя у него представление о себе, как неуспешном, отвергнутом. Это в конечном итоге может привести к невротическим проявлениям, раздражительности, агрессии ребенка, негативизму, а впоследствии скажется на нежелании учиться и овладевать новыми познаниями.

Дети очень любят познавать мир и играть, и занятия должны быть построены таким образом, чтобы им было интересно и весело. Именно игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт и развить его способности.

Обязательно учитывайте возраст ребенка. В 3-4 года не спешите учить своего ребенка читать и писать. Развивайте ребенка постепенно и последовательно. Занятия должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку развить свой интерес, научиться играть, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия.

Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все пройдет успешно, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. В норме ребенок 3-4-х лет при правильной организации процесса и адаптации к занятиям может продуктивно заниматься 15-30 минут.

Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его.

При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребенок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребенком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки. Старайтесь, чтобы время было одно и то же, а занятия стали частью режима.

Место для занятий должно быть удобно как для ребенка, так и для родителя.

Оптимальный вариант - специальный детский столик и стульчик. Если ребенок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны, оградив ребенка от посторонних отвлекающих стимулов.

Игровые ситуации вызовут у ребенка интерес, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребенка.

Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.

Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

Заниматься с ребенком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

Помните о том, что познание для ребенка - это увлекательная игра, а не работа. Задача родителей - научить ребенка играть!

Литература:

  1. ds-raduga.nubex.ru/resources/doc-4960-file.../Как+заниматься+с+детьми+3-4+лет.rtf
  2. https://www.b17.ru/article/detskie_zanjatija/
  3. http://www.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=10399&hry=./174585/175532/177853

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...