Конспект урока по чтению и развитию речи «Серая Шейка».
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель: создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления.
Задача:
1) Образовательные:
1. познакомить с содержанием сказки;
2. реализовывать творческих заданий с применением стратегий критического мышления;
2) Воспитательные:
1. развивать культуру речи;
2. развивать умение работать в группах, парах;
3. развивать умение слышать и чувствовать собеседника;
4. Привить чувства любви к природе, чувства сопереживания героям, умение видеть прекрасное .
3) Развивающая:
1. развивать умение работать с текстом.
2. развивать образное мышление, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
Метод: критическое мышление.
Оборудование: Иллюстрации, текст, запись на доске, словарная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_seraya_sheyka.docx | 125.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по чтению и развитию речи «Серая Шейка».
Цель: создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления.
Задача:
1) Образовательные:
1. познакомить с содержанием сказки;
2. реализовывать творческих заданий с применением стратегий критического мышления;
2) Воспитательные:
1. развивать культуру речи;
2. развивать умение работать в группах, парах;
3. развивать умение слышать и чувствовать собеседника;
4. Привить чувства любви к природе, чувства сопереживания героям, умение видеть прекрасное .
3) Развивающая:
1. развивать умение работать с текстом.
2. развивать образное мышление, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
Метод: критическое мышление.
Оборудование: Иллюстрации, текст, запись на доске, словарная работа.
Ход урока:
- Предсказание темы
На партах картины уток, звучит голоса уток.
Учитель: Вы, наверное, уже догадались о ком пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей).
Собрать ассоциации к слову «утка»
Сегодня вы познакомитесь со сказкой Дмитрия Наркисовича Мамина
- Сибиряка «Серая Шейка»
Слово учителя:
- Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежащий Демидовым) в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая ("без работы я не видел ни отца, ни матери"), читающая (в семье была своя библиотека, читали детям вслух). Жили небогато. Отец часто говорил: "Сыт, одет, в тепле - остальное прихоть". Он много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек. О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: "Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека". Но пришла пора учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище, где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Дмитрия. Он считал годы в "бурсе" потерянными и даже вредными: голод, холод, унижения и никакой науки. Потом была Пермская духовная семинария, первые литературные опыты. Позже Дмитрий Наркисович стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно. Зарабатывал себе на хлеб тем, что писал газетные статьи. Тяжело заболел. Пришлось бросить учебу и вернуться в 1878 г. на Урал. Умирает отец, и Дмитрий Наркисович заботы о семье берет на себя. Изнурительно работал, давал уроки, много писал статей, готовил к изданию книги. В его книгах Урал и люди Урала. Он много исходил дорог по Уралу, узнал интересных людей, изучал архивы, занимался археологическими раскопками.
Мамин-Сибиряк начинает снова много писать, в том числе для детей. Так он написал для своей дочери «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. «Аленушкины сказки» навсегда вошли в детскую классику.
- Деление на группы. Работа в группах. Деление на группы с помощью 4 –х пород уток. На партах изображение большой картины уток с номерами для работы с определенной частью текста. С помощью изображения уток класс делится на 4 рабочих группы
Слово учителя:
- Ребята, представьте себя маленькими утятами. Сейчас мы разделимся на стаи уток. Вы все желаете быть утками? (ответы детей)
(После деления)
Слово учителя:
-Всем стаям необходимо выбрать своего вожака стаи. (Каждая группа выбирает вожака)
Цель: Прочитать внимательно все части текста проработать текст так, чтобы, когда пойдут следующие группы для обмена знаниями, могли рассказать «от» и «до».
Слово учителя:
Ваша задача внимательно прочитать текст.
Текст «Серой Шейки» от «Первый осенний холод...» до «...все равно она должна погибнуть зимою»
Текст от «Старая Утка, ввиду...» до «Неужели я совсем одна!..»
Текст от «Река, на которой осталась Серая Шейка...» до «Ах, какая бессовестная эта Лиса...»
Текст от «По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку...» до «Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет»
- Группы по обмену знаниями.
Слово учителя:
-Внимательно прочитали, а сейчас отправляемся в гости к друзьям
Цель: Обсудить все части текста, проработать текст так, чтобы, когда пойдут обратно в группы для обмена знаниями, могли рассказать «от» и «до»
Из каждой группы обучающиеся по 1 человеку уходят в группы по обмену знаниями
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4
Каждый рассказывает свою часть текста
- Возвращение в свои «стаи»
- Проверка работы в группах и оценка знаний.
(Предлагается представить работу в виде иллюстрации, пересказа, в форме составления плана)
- Рефлексия. Написать эссе «Я – Серая Шейка»
- Подведение итогов. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Конспекты уроков по чтению и развитию речи
3 конспекта уроков по чтению и развитию речи...
Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение "На заре ты ее не буди"....
План-конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский
Проведенный урок...
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....
Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»
Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...
Конспект урока по чтению и развитию речи по теме: «Викторина по сказкам А.С.Пушкина».
Урок предназначен для учащихся с ОВЗ...