Конспект урока по чтению и развитию речи «Серая Шейка».
методическая разработка (5 класс) по теме

Сонина Татьяна Олеговна

Цель: создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления.

Задача:

1) Образовательные:

1.         познакомить с содержанием сказки;

2.          реализовывать творческих заданий с применением стратегий критического мышления;

2) Воспитательные:

1.          развивать культуру речи;

2.          развивать умение работать в группах, парах;

3.          развивать умение слышать и чувствовать собеседника;

4.        Привить чувства любви к природе, чувства сопереживания героям,                                                                                             умение видеть прекрасное .

3) Развивающая:

1.  развивать умение работать с текстом.

2. развивать образное мышление, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.

             

Метод: критическое мышление.

Оборудование:  Иллюстрации, текст, запись на доске, словарная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_seraya_sheyka.docx125.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по чтению и развитию речи «Серая Шейка».

Цель: создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления.

Задача:

1) Образовательные:

1.         познакомить с содержанием сказки;

2.          реализовывать творческих заданий с применением стратегий критического мышления;

2) Воспитательные:

1.          развивать культуру речи;

2.          развивать умение работать в группах, парах;

3.          развивать умение слышать и чувствовать собеседника;

4.        Привить чувства любви к природе, чувства сопереживания героям,                                                                                             умение видеть прекрасное .

3) Развивающая:

1.  развивать умение работать с текстом.

2. развивать образное мышление, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.

             

Метод: критическое мышление.

Оборудование:  Иллюстрации, текст, запись на доске, словарная работа.

Ход урока:

 

  1. Предсказание темы

 На партах картины уток, звучит голоса уток.

Учитель: Вы, наверное, уже догадались о ком пойдет речь сегодня на уроке?   (ответы детей).

Собрать  ассоциации к слову «утка»

  Сегодня вы познакомитесь со сказкой Дмитрия Наркисовича Мамина

- Сибиряка «Серая Шейка»

Слово учителя:

              - Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежащий Демидовым) в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая ("без работы я не видел ни отца, ни матери"), читающая (в семье была своя библиотека, читали детям вслух). Жили небогато. Отец часто говорил: "Сыт, одет, в тепле - остальное прихоть". Он много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек.      О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: "Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека".      Но пришла пора учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище, где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Дмитрия. Он считал годы в "бурсе" потерянными и даже вредными: голод, холод, унижения и никакой науки.      Потом была Пермская духовная семинария, первые литературные опыты.      Позже Дмитрий Наркисович стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно. Зарабатывал себе на хлеб тем, что писал газетные статьи. Тяжело заболел. Пришлось бросить учебу и вернуться в 1878 г. на Урал. Умирает отец, и Дмитрий Наркисович заботы о семье берет на себя. Изнурительно работал, давал уроки, много писал статей, готовил к изданию книги. В его книгах Урал и люди Урала. Он много исходил дорог по Уралу, узнал интересных людей, изучал архивы, занимался археологическими раскопками.

 

        Мамин-Сибиряк начинает снова много писать, в том числе для детей. Так            он написал для своей дочери «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. «Аленушкины сказки» навсегда вошли в детскую классику.

  1. Деление на группы. Работа в группах.  Деление на группы с помощью 4 –х пород уток. На партах изображение большой картины уток с номерами для работы с определенной частью текста. С помощью изображения уток  класс делится на 4 рабочих группы

Слово учителя:

  • Ребята, представьте себя маленькими утятами. Сейчас мы разделимся на стаи уток. Вы все желаете быть утками? (ответы детей)

(После деления)

Слово учителя:

-Всем стаям необходимо выбрать своего вожака стаи. (Каждая группа выбирает вожака)

 Цель: Прочитать внимательно все части текста проработать текст так, чтобы, когда пойдут следующие группы для обмена  знаниями, могли  рассказать «от» и «до».

Слово учителя:

Ваша задача внимательно прочитать текст.

Текст «Серой Шейки» от «Первый осенний холод...»  до  «...все равно она должна погибнуть зимою»

Текст от «Старая Утка, ввиду...» до «Неужели  я совсем одна!..»

Текст от «Река, на которой осталась Серая Шейка...» до «Ах, какая бессовестная эта Лиса...»

Текст от «По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку...» до «Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет»

  1. Группы по обмену знаниями.

Слово учителя:

         -Внимательно прочитали, а сейчас отправляемся в гости к друзьям

Цель: Обсудить все части текста, проработать текст так, чтобы, когда пойдут обратно в группы для обмена  знаниями, могли  рассказать «от» и «до»

 

Из каждой группы обучающиеся по 1 человеку уходят в группы по обмену знаниями

1 группа                       2 группа                 3 группа                          4 группа

1  1  1  1                        2  2  2  2                 3  3  3  3                            4  4  4  4

Каждый рассказывает свою часть текста

  1. Возвращение в свои «стаи»

 

  1. Проверка работы в группах и оценка знаний. 

(Предлагается представить работу в виде иллюстрации, пересказа, в форме составления плана)

 

  1. Рефлексия. Написать эссе «Я – Серая Шейка»

 

  1. Подведение итогов. Выставление оценок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Конспекты уроков по чтению и развитию речи

3 конспекта уроков по чтению и развитию речи...

Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди"....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе  на тему:  А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...