Доклад "Становление гражданской активности"
статья (9 класс) на тему
Обзор мероприятий по школе-интернат по теме Гражданская активность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok_stanovl_gr_aktivn.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад:
«Становление гражданской компетентности школьников»
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность
Основные задачи:
• Развивать гражданскую инициативу учащихся школы.
• Формировать понятия о месте и функциях отдельной личности в общественном устройстве.
• Апробировать теоретические основы организации процесса развития гражданственности младшего школьника – подростка – юноши в рамках социально адаптирующего образовательного процесса.
• Прививать умения и навыки управления коллективом с использованием различных форм ученического самоуправления, формирование чувства школьной солидарности и корпоративности.
• Сохранять и приумножать историко-культурных традиций школы, соблюдать преемственность в воспитании учащихся разных ступеней обучения.
• Совершенствовать физическое состояние, прививать учащимся потребности в здоровом образе жизни, воспитывать нетерпимое отношение к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
• Организовывать активный досуг учащихся
Ожидаемые конечные результаты
• Формирование гражданственности и патриотического сознания повышение духовного уровня подрастающего поколения.
• Снижение уровня безнадзорности, уменьшение правонарушений и преступлений, совершаемых подростками.
• Создание комфортных условий для детей в нашей школе: организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; психолого-медико-педагогическая поддержка учащихся школы.
• Максимальная занятость учащихся в свободное от уроков время.
• Формирование валеологической компетентности (сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся и навыков, способов сохранения собственного здоровья; пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и противоправного поведения
Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности, в том числе:
• создать при школе детское объединение из числа обучающихся 1-4 классов;
• организовать работу кружков «Юный эколог» и «Подросток и закон», клуба «Память»
Организовать взаимодействие учреждений образования с учреждениями культуры, спорта, медицины, общественными организациями, органами правопорядка
Совершенствовать гражданско-правовое воспитание на базе школьных клубов «Дорога-транспорт-пешеход», «Лидер»
Продолжить работу по формированию активной жизненной позицииобучающихся путем развития детского общественного движения.
• выявление лидера общественного движения;
• участие в районных, городских, областных, всероссийских конкурсах;
Стимулировать развитие системы ученического самоуправления. Изучить и внедрить новые формы самоуправления школьников
Организовать участие школьников во всероссийских, городских, районных акциях
в сфере развивающего досуга, интеллектуализации воспитания
Продолжить проведение интеллектуальных игр, дней здоровья, дней творчества, месячников гражданско-правого воспитания
Ежегодно участвовать во всероссийских и областных конкурсах
Проводить интеллектуальные конкурсы:
• конкурс инсцениования(стихов, рассказов, сказок);
• конкурсы рисунков, плакатов, поделок;
• Проводить школьные недели по предметам.
Организовать летний отдых детей
В сфере обеспечения здоровьесбережения детей
Продолжить работу по школьной целевой программе «Здоровье»
Продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, для чего:
• организовать смотр-конкурс на лучшую работу по здоровьесбережениюобучающихся (1-7 классы);
• проводить занятия по программе «Изучение правил дорожного движения»
Продолжить работу по развитию сети внеурочных детских объединений спортивной направленности на базе школы и спортплощадок по месту жительства
Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы образовательных учреждений:
• зарядка до уроков 1-5 кл.;
• подвижные перемены 1-4 кл.;
• физкультурные минутки на уроках с 1 по 10 классы;
• проведение уроков на свежем воздухе;
• экскурсии и пешеходные прогулки 1-11 кл.
Ожидаемые результаты
• Формирование гражданственности и патриотического сознания подрастающего поколения.
• Развитие самостоятельности и ответственности, позитивной социальной активности детей и подростков.
• Формирование позиции хозяина родного города, района.
• Создание эффективно действующей системы социально-психологической помощи несовершеннолетним.
• Формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
Основу работы впо совершенствованию правового пространства школы составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, законопослушность, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость. Эти качества одинаково важны как для обучающихся, так и педагогов, и родителей. Особую актуальность воспитания перечисленных качеств получила в связи с переходом школы на компетентностный подход. Правовая культура тесно связана с формированием социальной компетентности, готовности к трудовой деятельности (умение трудиться, умение отвечать за результаты своего труда), коммуникативности, связанной с сохранением психического и физического здоровья.
Школа выделяет несколько направлений своей работы по воспитанию в детях законопослушности, по привитию правовой грамотности. Изучается Российская символика, создана школьная символика (герб, гимн).
Торжественно проводится общешкольная линейка, посвященная Дню Конституции России. Содержание Конституции изучается на специальных классных часах по планам классных руководителей.
Самыми большими праздниками, отмечаемыми в школе, День Победы 9 Мая.
Родине, большой и малой, посвящаются мероприятия в ходе общешкольных праздников: День семьи, День открытых дверей, День земли, День учителя.
Родине, героической истории нашего народа посвящаются мероприятия, проводимые в летнем оздоровительном пришкольном лагере.
Правам человека и ребенка один раз в полугодие посвящаются общешкольные акции или тематические классные часы (1-11 классы). В рамках Дней профилактики учителя школы обсуждают проблемы прав ребенка на классных часах, общешкольных мероприятиях.
Периодически в школе проходят конкурсы рисунков и плакатов «Мои права». Тематика классных часов, уроков и мероприятий разнообразна:
• Мои права и обязанности.
• Устав класса.
• Правовой кодекс класса.
• Кодекс чести ученика.
• Школьная форма и право человека на сохранение своей индивидуальности.
• Защита Отечества и права человека.
Школа может и должна стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, ответственности и законопослушности. Найти гармонию между уникальностью собственного «Я» и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения.
Цель правового всеобуча: приобщение учащейся молодежи к правовой культуре, целенаправленное ориентирование личности на усвоение всех четырех ее составляющих – знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально-ценностного отношения.
Задачи правового всеобуча:
• сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом устройстве общества, заложив основы правового сознания личности;
• научить приемам безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;
• сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к своему будущему и будущему своей Отчизны, сформировать толерантности и эмпатию.
Приоритетные виды деятельности:
• Лекторий «Я и закон».
• Ролевые игры с элементами правовых знаний.
• Знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов.
• Встречи с работниками правоохранительных органов.
• Работа клубов и отрядов «Юные друзья милиции», «Юные инспектора движения».
• Встречи с представителями правозащитных организаций.
• Круглые столы: «Я и мир», «Я в мире не один», «Что такое народная дипломатия», «Возможен ли вечный мир?», «Диалог с веком».
• Конкурсы рисунков, фотографий: «Мои права», «Мир нашему дому».
• Акции: «Мир, в котором мы живем, делаем лучше» (забота о школе, доме, где живем, улице и т.д.).
Правовой всеобуч работает в атмосфере взаимной заинтересованности как педагогов, так и детей. О необходимости правовой учебы заявили классные руководители, и по их запросу правовой всеобуч работает в школе в рамках методического объединения классных руководителей.
Проблеме правовой учебы учителей периодически посвящаются заседания методического объединения классных руководителей с приглашением специалистов ПДН, РОО. Заместитель директора воспитательной работы руководит занятиями постоянно действующего семинара по правовому обучению педагогов школы.
Проводятся педсоветы по проблемам прав участников образовательного процесса. Совершенствуется нормативно-правовая база воспитательной работы. Разработаны и утверждены Положение об обязательной документации классного руководителя, Положение об обязательном общественно-полезном труде учащихся, Положение о постановке учащихся на внутришкольный контроль, Положение о школьной наглядной агитации, Правила поведения в школьной столовой и др.
По плану родительского всеобуча проводятся встречи родителей с инспекторами ПДН.
Учащиеся школы изучили новые правила поведения, вклеили в дневник.
Профилактическая работа с родителями:
• рейды на дом;
• заседания группы надзора;
• обращение за помощью к РОО и КДН.
У классного руководителя собирается методическая и правовая копилка в помощь родителям:
• выдержки из Семейного кодекса РФ;
• выдержки из Закона об образовании РФ;
• выдержки из Закона РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• выдержки их других законов РФ;
«Воспитание толерантности у школьников»
1. Феномен толерантности.
2. Тест коммуникативной толерантности. Проявление толерантности педагогов.
3. Формирование толерантного сознания и задачи школьной библиотеки.
4. Классный час в 5 классе «Путешествие в страну Добра».
5. Занятие в 3 классе «Тайны души».
По нашему определению, «гражданская активность» является межнаучным понятием, характеристики которого, данные разными науками, должны быть скоординированы по содержанию и основному смыслу. Для этого должна быть выстроена смысловая вертикаль, которая, позволит более точно определить объём и содержание «гражданской активности» как педагогического понятия. При этом педагогика должна исходить из того, что статус гражданина человек получает юридически, в связи с чем начинает выполнять свой гражданский долг путём реализации своих гражданских прав и свобод и несения ответственности за свою активность в этом направлении. Такая характеристика имеет к педагогике то отношение, что именно в ней лежит ответ на вопрос: каково содержание воспитания гражданской активности. Воспитание гражданской активности включает в себя формирование знаний о гражданском долге, правах и свободах гражданина и мерах ответственности перед законом, их выражающим, и умений ими пользоваться в практической жизни.
В психологии гражданская активность рассматривается как разновидность общественной активности. Опираясь на психологию, педагогику и собственный опыт, педагоги сами разрабатывают модели граждански активной личности «настоящего гражданина» как идеалы и идеальные образцы, к которым следует стремиться и по которым можно ориентироваться в воспитательной деятельности. Дадим несколько образцов таких моделей. «Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, об основополагающих законах государства, о выборах и т.д.), умениями (анализировать социальную и политическую ситуацию, сотрудничать с людьми, критически мыслить, взаимодействовать с властными структурами и общественными организациями и др.), ценностями (уважение к правам других людей, терпимость по отношению к инакомыслящим, компро-миссность, патриотизм), социальным опытом (участие в общественно-политической жизни школы, района, страны, в обсуждении и выработке важных для общества решений и т.д.)», - так пишут Н. С. Пазырев и В. А. Уланов [11].
Анализ показал, что характеристики, которые включаются в понятие «хороший гражданин», могут быть самыми разными, их чаще всего связывают с демократическими ценностями - законопослушность, ответственное отношение к гражданским обязанностям, понимание устройства политической власти, участие в общественных делах, способность противостоять пропаганде, забота о национальных ресурсах, готовность к самопожертвованию во имя национальных интересов, патриотизм, готовность действовать сообща и на общее благо.
В некоторых работах в качестве критерия воспитанности гражданской активности выдвигается гражданская зрелость как комплексное качество личности. Л. Н. Коган рассматривает её через понятие «социальная зрелость» как реализацию личностью в её деятельности присвоенных ею отношений данного общества. «Такая личность, -пишет он, - характеризуется не уровнем знания, а степенью присвоения . общественных отношений и их реализацией в её практической деятельности» [6]. Формированию гражданской зрелости посвящена работа В. А. Копырина. Он даёт некоторую расшифровку этому критериальному понятию: «Завершённая, целостная структура гражданских качеств характеризуется: глубокими и прочными знаниями экономического, социально-политического и духовного порядка.; твёрдыми убеждениями, жизненными установками на необходимость тех преобразований, которые совершаются в обществе в интересах социального прогресса во всех его сферах.; реальными усилиями человека в труде, общественной жизни, духовном творчестве» [8]. Данная трактовка гражданской зрелости более всего соответствует психологическим характеристикам гражданской активности: первой составляющей соответствует гражданское самосознание, второй - гражданская идентичность, третьей - активная деятельная позиция.
Учитывая эти взгляды, в педагогическую модель воспитания активного гражданина мы включили: формирование знаний о гражданском долге, правах и свободах и ответственности; организацию условий для инициативного добровольного участия в процессе принятия решений и законодательной инициативы, практическую созидательную деятельность по совершенствованию жизни через реализацию гражданских прав и свобод.
Итак, социальная философия помогла определить педагогический статус гражданского воспитания в воспитательной системе образовательного учреждения, а через это определить содержание гражданского воспитания и воспитания гражданской активности как одной из задач. Психология помогла с определением критериев воспитания гражданской активности.
Всё это говорит о том, что проблема воспитания гражданской активности возникла не случайно и не на пустом месте. В настоящее время всё больший крен делается в сторону воспитательной работы с детьми и интеграции внеклассной воспитательной деятельности, системы дополнительного образования и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление как фактор гражданской активности школьников
Статья опублиекована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации"...
формирование гражданской активности
мероприятия по формированиюгражданской активности...
Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности
В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить...
Педагогический опыт воспитания позитивной гражданской активности обучающихся
Раскрывая сегодня свой педагогический опыт воспитания на уроках литературы и русского языка позитивной гражданской позиции обучающихся, я бы хотела остановиться на том, что изучение предмета &la...
Образовательный проект «Год гражданской активности и волонтерства»
Данный проект был подготовлен в качестве работы для заочного тура муниципального конкурса "Дебют - 2018"....
Программа воспитания гражданской активности
Воспитание гражданской активности должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстра...
Внеурочная деятельность "Моя гражданская активность"
Гражданин – это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права.Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязан...