формирование гражданской активности
статья на тему
мероприятия по формированиюгражданской активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd._aktivnost.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской активности студентов в изучении права
во внеурочной деятельности.
Ноготысая Е.А.
Преподаватель ГБОУ СПО НАО «НАЭТ»
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. Гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны.
По новым ФГОС в ГБОУ СПО НАО «НАЭТ» изучается курс «Право» на первых курсах технического и естественно-научного профиля, где студенты имеют возможность познакомиться с теоретическим материалом, нормативными и правовыми актами. Во внеурочной деятельности, в которую вовлечена большая часть студентов, элементы правового образования и воспитания реализуются в следующих формах:
1. Проведение декады гуманитарно-правовых дисциплин, которая включает мероприятия: конкурс тематических плакатов, выставка литературы, конкурс сочинений – эссе, и т.д;
2. Участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской деятельности разного уровня;
3. Экскурсии на предприятия (посещение ЗАГСа – знакомство со статистикой, спецификой семейных и родственных отношений; Центр занятости, Пенсионный фонд и др.).
4. Активное взаимодействие с социальными партнерами техникума – Служба судебных приставов, УМВД России по НАО и др. (встречи с руководством, экскурсии на предприятия, выступления представителей на классных часах и т.д.)
5. Деятельность кружков и клубов. Так с 2013 года в техникуме работает кружок «Азбука жизни», где одной из форм работы с сиротами является их правовое просвещение.
В формировании гражданской активности достаточно эффективной проявила себя деятельность клуба молодого избирателя «»Мой выбор». Клуб был создан в 2011г., в его составе 15 постоянных членов (представители разных групп). Целями работы клуба являются - формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры молодых избирателей, приобретение личного опыта демократических отношений и различных форм его осознания. Формы и методы деятельности клуба: проведение лекций, деловых и ролевых игр, диспутов, круглых столов, форумов с молодыми избирателями; встречи с членами избирательных комиссий, депутатами, руководителями местных отделений политических партий; распространение информации о своей деятельности. Клуб работает в тесном сотрудничестве с ЦИК НАО, ЦБ им. Пичкова и другими клубами учебных заведений. Так как гражданская активность – это одна из форм общественной активности, а ее основной целью является реализация социально значимых интересов, поэтому первоначально проводится диагностика для изучения исходного состояния сформированности гражданской активности (ее основные показатели - сформированность правовой культуры у студентов, отношение к выборам, отношение к лидерству). В ходе анализа результатов диагностики и определяется необходимость активизации формирования гражданской активности в изучении избирательного права, повышения правовой культуры. В целях правового просвещения проводится цикл теоретических занятий по изучению избирательного права: лекции с обсуждением документов, семинары, анализ альтернативных ситуаций. Избирательное право имеет законодательную основу. Поэтому при изучении документов на занятиях по изучению избирательного права требуется не личная субъективная трактовка учителем положений кодекса, а обращение самих студентов к «букве закона», то есть определённой статье того или иного документа.
Непосредственно практическая деятельность студентов начинается с проведения анкетирования студентов техникума с целью определения уровня правовой культуры, отношения будущих молодых избирателей к выборам и политической жизни страны («Я и закон», «Зачем нам знать законы?»). Следующая форма - проведение выборов лидеров студенческого самоуправления. Для того чтобы знания, полученные на теоретических занятиях, приобрели практическое наполнение, разрабатываются различные формы моделирования поведения будущих избирателей. С 2006 года в техникуме внедряется система студенческих выборов. Во время выборов студенты формируют свою гражданскую активность, овладевают азами избирательного процесса: применяется ролевая функция агитаторов, членов избирательной комиссии, активного электората. Развитию гражданской активности в области избирательного права в значительной мере способствуют внеклассные мероприятия. Большую помощь в их организации и проведении оказывают члены клуба: самостоятельно готовят мультимедийные презентации, проводят анкетирования, викторины, деловые игры, социологические опросы. Так в результате социологических опросов были подготовлены проектные работы по темам: «Пути повышения электоральной активности молодежи техникума», «Роль правового и гражданского воспитания в формировании электоральной активности молодежи», «Мотивация неучастия молодежи в выборах».
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. А применение различных форм внеурочной деятельности в сочетании с урочной является оптимальным решением проблемы формирования гражданской активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление как фактор гражданской активности школьников
Статья опублиекована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации"...
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"
Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Использование диалоговых технологий в обучении географии...
Школьное самоуправление и формирование гражданской активности старшеклассников школы для детей с ТНР .Авторы: Горшечникова И.Б., Афанасьев Д. А.
Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление. Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, дол...
«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»
laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...