Программа воспитания гражданской активности
рабочая программа

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна

Воспитание гражданской активности  должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.         

      Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_grazhdanskoy_aktivnosti.docx74.4 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

                                         гражданско - патриотического

                                               воспитания школьников

                                         «Мы - новое России поколенье!»

Направление образовательной программы: внеурочная деятельность.

Составитель программы:

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна, учитель первой квалификационной категории.

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №4 имени Г.Баруди» Высокогорского муниципального района  РТ».

Адрес, телефон:

РТ, С.Высокая Гора, ул. Тополиная  д. 60.

Тел: 89600340232

e- mail:mirbatovna @mail.ru

Уровень реализации программы - ученики  МБОУ «ВСОШ №4».

Сроки реализации программы

3 года: с сентября 2018 по май 2021года

Содержание   программы

1.Пояснительная записка

2. Цели программы

3.Задачи программы

4. Основные принципы организации воспитания

5. Актуальность программы

6.Планируемые результаты воспитания и развития школьников

7. Ценностные установки духовно- нравственного развития и воспитания

8.Концептуальные основы программы

9.Этапы реализации программы

10. Основные направления программы

11.Учебно- тематический план программы

12.Содержание программы

13.Прогнозируемые результаты

14.Оценка эффективности реализации программы

15. Заключение

16. Список литературы

17. Приложение

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

Пояснительная записка

Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар- весело, Макаренко- требовательно, Сухомлинский- нежно, Корчак- грустно. Януш Корчак говорил: «…Мы не даем вам Родины, ибо вы ее должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно- даем стремление к лучшей жизни, которой которой нет, но которая когда- то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Родине и Любви». Именно поэтому необходимо сегодня, перекинув мост в будущее с общечеловеческим содержанием: заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием, помнить о главном- о Ребенке. Ведь основная задача современной школы -  помочь каждому человеку стать Человеком и в погоне за знаниями не забыть о Воспитании.

Ты – маленький ребенок,

Я – большой,

Вот моя, представьте,

Педагогика.

Тебе - со мной,

А мне с тобой хорошо!-

У моей Педагогики

Простая логика!

С этими словами Ш. Амонашвили я полностью согласна. Человек начинается с детства. Именно тогда начинается великий посев добра и зла. Взойдет он лишь через годы, и только тогда будет видно, какой человек вошел в жизнь. И не надо забывать, что именно от нас, учителей, классных руководителей, зависит, каким вырастет его ученик, воспитанник.

В настоящее время государство остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданского воспитания, поэтому программы гражданской  направленности являются  приоритетными в современной молодежной политике.

Судьба молодежи - это судьба будущего нашей страны.

Воспитание гражданской активности подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. И это не случайно, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Под воспитанием гражданской активности понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к защите интересов своей страны.

Модель воспитанника  ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе  направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    В   основе процесса образования  и воспитания лежит идея личностного подхода,  принцип преемственности и непрерывности,  толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.

        Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине.

 Поэтому особенно важным мне представляется разработка и апробация Программы по организации воспитательного процесса, направленная на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Формирование нового поколения молодых людей, способных активно участвовать в жизни своей страны и готовых к вовлечению к социально востребованной деятельности.

Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа гражданского воспитания школьника «Мы - новое России поколенье!» разработана в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», «Конституцией РФ», Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

На современную школу возложена ответственная миссия – воспитание нового гражданина страны: образованного, здорового, толерантного, имеющего нравственные устои, любящего свою Родину,  родной край,  способного защищать Отчизну.

Поэтому  гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе содействует воспитательной программе школы и  способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

      Общественная и гражданская позиция личности  -  одно из немногих качеств, которое стойко формируется в юношеском возрасте и оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Нельзя выбрать страну, в которой суждено родиться. Настанет время, когда придется определить свое отношение к ней. И сегодня просто необходимо рассказать о ее месте и роли  в мировой истории.

       Главным условием воспитания любви к Родине  является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к  историческому и культурному наследию  Отечества.

     Воспитание гражданской активности  должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.          

      Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .

      Приоритетным направлением в организации внеурочной воспитательной работы в нашей школе является краеведение и через него – воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.

     Это, прежде всего, реализация  воспитательного потенциала краеведения, формирование на его основе гражданских качеств личности, чувства любви к малой  Родине, ее культурному и природному богатству.

     Конечным результатом  реализации системы  воспитания гражданской активности  должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое  осознание учащихся себя, как россиян, определяющих будущее России.

                                      Цели программы.

В основе данной программы лежит гуманистическая воспитательная технология. Ценностная значимость программы проявляется в следующих приоритетах:

  • готовить детей к жизни во взаимосвязанном, взаимозависимом и одновременно противоречивом мире;
  • воспитывать уважение к окружающей природе и социальной среде, к разнообразию культур;
  • создавать атмосферу сотрудничества между взрослыми и детьми, учителями и учениками, юными и пожилыми;
  • учить школьников мыслить масштабно, всегда делать выбор в пользу сотрудничества и мира.

Реализация этих приоритетов лежит в основе следующих целей:

          - создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся,

-повышение степени самостоятельности учащихся, адаптация их в обществе, способность принимать на себя ответственность, воспитание социально- активной личности,

- сформировать черты гражданственности, нравственного поведения, общей культуры, патриотических чувств;

-сохранить культурное наследие предков;

   - сформировать у школьников интерес к культуре и истории родного края; познакомить с историко-культурным наследием;

- обеспечить духовно - нравственное и психологическое благополучие школьников;

- вовлечь учащихся в творческую деятельность историко-познавательного направления.

Задачи программы:

- совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных граждан, патриотов и защитников Отечества;

- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;

- воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- научить умению компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

- развитие организаторских способностей,

- изучение истории Высокогорского района (села Высокая Гора), обычаев, традиций и духовной культуры;

- приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков;

- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков познавательной творческой деятельности;

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

- воспитание любви к родителям, близким, изучения и сохранение семейных традиций;

- воспитание стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей (преемственности).

- создание условий для реализации детей и подростков своих интеллектуально - творческих возможностей.

 Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Актуальность программы.

         Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Воспитание гражданина страны – это  одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга..

       В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

     Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей  деятельности.

Центральное место в программе  занимает гражданское  воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

      Программа направлена  на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому  создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданской  позиции.

Планируемые результаты воспитания и развития школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменение в модели поведения школьника:

- соблюдение культуры поведения и общения, выстраивания взаимоотношений; проявление доброжелательности, готовности к взаимопомощи, сочувствию, сопереживанию;

- активное участие в волонтерской деятельности, самостоятельность, инициативность, проявление лидерских качеств;

2. Увеличение объема знаний, расширение кругозора в области гражданской позиции:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (в форме высказывания) общечеловеческих ценностей и осознанное отношение к ним;

- оценка поступков и поведения окружающих, персонажей художественных произведений и фольклора с нравственной позиции.

3. Изменение в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно использовать поведение других и собственное;

- сформированность способности к самоконтролю и самооценке: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить, способность замечать свои недостатки и желание их исправить.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

Программа воспитания по направлению «Гражданская активность» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Концептуальные основы программы

  • формирование ведущих качеств личности;
  • практическая деятельность педагогов и воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2018-2019уч. г.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу «Мы- новое России поколенье! »

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический –  2019-2021гг.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы- новое России поколенье».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический –  сентябрь 2021 г.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Основные направления программы «Мы - новое России поколенье!»

Направление

Интеллектуально- краеведческое

Направлено на изучение истории, природы, экономики, культуры республики, своей местности (села Высокая Гора).

    Нравственное

Служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к военной профессии.      Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества

   Гражданское

(гражданско- патриотическое)

Связано с формированием гражданского самосознания , правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.

   Спортивное

Направлено на физическое развитие учащихся, реализуется через занятия спортом и физкультурой, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений

Интеллектуально- краеведческое направление.

Цель: воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.

Задачи:

  • углубить и расширить знания о родном крае;
  • привить навыки исследовательской работы;
  • создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
  • воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира;
  • познакомить учащихся с историей и современностью края; - сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; - развить у школьников стремление знать свой край;  
  • - способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему; - способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
  • - создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, 
    - способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни);
  • - способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.

Виды деятельности и формы занятий:

1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.

3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

4. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.

5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Нравственное  направление.

Цель: формирование гражданского отношения к Родине.

Задачи.

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
  • Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
  • Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
  • Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества.
  • Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

 Виды деятельности и формы занятий:

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

- ознакомление с историей и культурой родного края; народным творчеством; этнокультурными традициями; фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

- участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Предполагаемый результат:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- творческо – краеведческое. Позволяет не только подробно изучить культуру, быт, традиции народов, населяющих местность, но и самим воспроизводить образцы народной культуры и создавать новые.

Гражданское  (гражданско- патриотическое) направление.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей,

обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

    - изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

   - сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести справедливости.

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

- уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий:

- тематические классные часы,

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей;

- конкурсы, викторины по правовой тематике;

- праздники получения паспорта, дня Конституции;

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...»;

- читательские конференции по правовой тематике.

Спортивное направление.

 

Цель работы – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности учащихся,  использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. 

Задачи:

- познакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

- сформировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Виды деятельности и формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады,  марафон;

- встречи с выдающимися спортсменами, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных вузов;

- предметные вечера (вечер физической культуры и спорта) спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной конкурсы спортивных газет;

- тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросам сохранения здоровья учащихся класса;

- беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью, «Спорт и интеллект - понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?» «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»;

- походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

- ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города.

Учебно-тематический план программы гражданского воспитания школьника

«Мы - новое России поколенье!»

Направления:

Кол-во часов

1

Гражданско-патриотическое

35

2

Интеллектуально-краеведческое

35

3

Нравственное

35

4

Спортивное

35

Итого:

140 часов

              Содержание программы гражданского воспитания школьника

                                         «Мы- новое России поколенье!»

Гражданско -патриотическое направление:

          Цель:  Воспитание чувства своей причастности к истории

                          России и личной ответственности за её будущее

Наименование мероприятия

Форма проведения

1

«Дети войны»

Литературно- музыкальная композиция

2

«Почему всем армия родная?»

Классный час

3

«Сегодня ученик – завтра  

 призывник»

Классный час с приглашением гостей из военкомата.

4

«День неизвестного солдата»

урок мужества

5

«Дороги победы»

Конкурс чтецов

6

Битва хоров

Конкурс патриотических песен

7

« Солдат войну не выбирает»

(15 февраля – день памяти воинов-интернационалистов)

урок мужества

8

«Солдаты моей  семьи»

Конкурс сочинений

9

«Мои предки – участники Вов»

Конференция

10

«День народного единства»  

урок мужества

11

России верные сыны

Интеллектуальная игра

12

«Дети военной поры»

урок мужества

13

«День героев Отечества»

урок мужества

14

Россия- Родина моя.

викторина

17

«Спасибо деду за Победу»

конкурс чтецов

18

«Малая толика Победы»

Круглый стол

19

«Великие сыны России»

урок-презентация

20

Мы помним !

Акция «Георгиевская ленточка»

 Интеллектуально-  краеведческое направление:

          Цель: Воспитание любви к малой Родине

Наименование мероприятия

Форма проведения

1

«Моя   школа»

виртуальное путешествие

2

Малый уголок великой России

Создание и выпуск литературно- краеведческого альманаха.

3

«Знатоки родного края»

викторина

4

«Моя малая Родина- Высокая Гора»

виртуальное путешествие

5

«Ласкает слух и             в сердце на века мелодия родного языка»

вечер поэзии

6

«Ручей хрустальный языка родного»

Конкурс чтецов( стихотворения о Родине и родной природе).

7

«Высокая Гора в годы войны»

урок мужества

8

«Моя родословная»

урок-презентация

9

Мой любимый край

Конкурс иллюстраций

10

Улицы моего села. Улица, на которой я живу.

Экскурсия по селу

11

Наши истоки

Сбор экспонатов в школьный краеведческий музей

12

Родительский дом – начало начал

Семейный праздник

 

 Нравственное направление:

      Цель: Воспитание нравственного поведения  и толерантного

                  отношения к обществу

         Тема мероприятия

Форма проведения

1

Дайте Детству состояться!

Выступление агитбригады

2

Есть ли границы у свободы?

Классный час

3

Что такое «Я»? Знаю ли я себя?

Психологический тренинг

4

Люди существуют друг друг для друга

Круглый стол

3

Хорошо, что мы такие разные

Классный час

4

Я- гражданин России

Литературно- музыкальная композиция

5

Дом, который построили мы

Игра

7

По законам добра

Дискуссия

8

Что такое человек?

Мозговой штурм

9

Главная книга страны

Интеллектуальная игра

10

Мое Отечество завтра

Игра- прогнозирование

 Спортивное  направление:

      Цель: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности учащихся,  

         Тема мероприятия

Форма проведения

1

Путешествие за три моря

Спортивно- историческая игра

2

Зарница

Военная игра

3

А ну-ка мальчики.

Эстафета

4

Веселые старты

Спортивный праздник

3

Самые сильные, самые ловкие!

Лазертаг

4

Спорт в моей жизни

Круглый стол

5

Олимпийские игры

Конкурс спортивных газет

7

О, спорт, ты жизнь!

Конкурс эссе

8

Великие спортсмены моей республики

Классный час

9

Спорт и интеллект – понятия совместимые?

Дискуссия

10

Тайны Иске Казани

турпоход

 

Прогнозируемые результаты.

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Реализация программы способствует

- обеспечению благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;

- созданию условий для преемственности поколений;

- содействию решения проблемы формирования гражданских, духовно-патриотических ценностей у учащихся,

- формированию у детей

 *гражданской культуры,

*национальной культуры( осознание человеком своей этнической принадлежности, национальной гордости, воспитания уважения к своей истории, традициям, языку),

* бытовой культуры(поведение детей в семье,отношение   друг к другу, к близким).

Это содержание реализуется основными средствами воспитания: деятельностью, общением , отношением.

В результате реализации данной программы происходит формирование творчески развитой личности, способной к самоопределению: свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативу в деятельности и общении, интеллектуально развитой, имеющей собственные познавательные интересы, эмоционально отзывчивой на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, психологически подготовленной к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через знание по истории и культуры родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России, активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Моя цель,  чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения, отсюда  идея целостного подхода к воспитанию . Главная моя  задача состоит в том,  чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. 

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные и качественные параметры:

1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. отсутствие детей с девиантным поведением;

4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6. проведение мероприятий.

    

                                                         Заключение

Родители, род, Родина, народ… Не случайно все эти слова являются однокоренными. Это своеобразная форма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Реализация данного программы способствует познанию историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формированию гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Говоря о нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея сил и средств. То, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд, манкуртов , не знающих своих корней - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества!

   Моя цель,  чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения, отсюда  идея целостного подхода к воспитанию . Главная моя  задача состоит в том,  чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом, чтобы каждый мой ученик шел дорогой Добра.

Список литературы

  1. Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год

2. Белоусова Т.Л. и другие Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников . Методические рекомендации, под ред. А.Я. Данилюка – 2-е изд. – М., Просвещение, 2012

3. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Граф, 2003. 

4.Закон РФ «Об образовании»

5. Конвенция ООН о правах ребенка.

    6.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система     гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007. 

   7. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003

   8.Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224

   9. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

   10. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

   11. Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути решения/ Вестник практической психологии образования. – 2009 №219. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (Москва, Кремль 29 октября 2015 г. №536).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...

Воспитательная программа «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма, важнейших духовно - нравственных ценностей»

Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целеноправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условия...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211

Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...

Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить...

Педагогический опыт воспитания позитивной гражданской активности обучающихся

Раскрывая сегодня свой педагогический опыт воспитания на уроках литературы и русского  языка позитивной гражданской позиции обучающихся, я бы хотела остановиться на том, что изучение предмета &la...

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...