Внеклассное мероприятие для 8 класса коррекционной школы "Права детства"
классный час (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для коррекционных школ (7-8классы)
Тема: "Права детства"
Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детеям, что означает понятие"право"; объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 32.54 КБ |
prava_detstva.pdf | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Права детства и что значит быть гражданином»
Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Задачи:
- Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
Закрепить информацию через практические задания.
- Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Словарная работа: Гражданин, конституция.
Ход занятия:
Воспитатель: отгадайте анаграмму (СЛАЙД 1) ЖДА—НИН—ГРА и ВА-ПРА (дети отгадывают)
Воспитатель: правильно вы отгадали, молодцы! Тема нашего мероприятия связана с этими словами и звучит так (Слайд 2) «Права детства и что значит быть гражданином». Но перед тем как начать наше занятие, я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
- уважение к тому, кто говорит;
- не смеяться над высказываниями других;
- правило поднятой руки.
Как вы их понимаете?
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.
1.Что такое Родина? (ответы детей).
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
На свете много разных стран,
но есть одна страна:
от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
2.Назовите дерево– символ России? (береза )
3.Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
4.Как называется посёлок, где мы с вами учимся и живём?
5.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)
6.Кто президент нашей страны? (Слайд 3)
7.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн)
(Слайд 4) ФЛАГ: Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.
белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
(Слайд 4) ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
(Слайд 4) Гимн торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.
Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами.
Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.
Быть гражданином России – это большое счастье.
-Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"? (ответы детей)
(Слайд 5) Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.
Воспитатель:
Мы постоянно живем в России? (Да)
Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о некоторых ваших правах и обязанностей.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. .
- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно же взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.
- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка.» (Слайд 6).
ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии". Скажите, ребята, какие права у вас есть (перечисляют)
Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка. (Слайд 7)
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?
У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Посмотрите ребята на этот рисунок (Слайд 8). Как вы думаете, о чем он говорит?
Воспитатель:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (Слайд9). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт) (Слайд 9.)
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра « Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы!
Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"
Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, историю и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать хорошим специалистом врачом или космонавтом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
Век живи … век учись.
Учиться всегда … пригодиться.
Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
Тяжело в ученье – … легко в бою.
В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.
Физкультминутка
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье - главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Игра "Права сказочных героев"
Воспитатель:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
- Какие права имели сказочные герои?
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
- картинки по сказкам ) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок")СЛАЙД10.
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)
- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
- Как называется эта сказка? СЛАЙД10. (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).
(Слайд 11)
Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)
(Слайд 12)
Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). ". На жилище.).
(Слайд 13)
Назовите сказку. ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Закрепление знаний по правам.
-Что такое право?
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).
- Напоминаю точное определение.
Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Если у вас есть право на труд,
то как вы обязаны трудиться?
Если есть право на
образование, как вы обязаны
учиться? И т.д.
Кроме того, каждый человек
обязан сохранять природу,
окружающую среду.
Рефлексия.
Выбери правильный ответ:
1. Какой документ необходим
каждому из нас, чтобы стать
гражданином России:
а) билет в кино;
б) паспорт;
в) билет на автобус;
2. Где получают паспорт:
а) в школе;
б) в полиции;
в) в больнице.
3. В каком возрасте получают
паспорт:
а) в 16 лет;
б) в 14 лет;
в) в 18 лет.
Итог занятия.
- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Нужно ли знать свои права?
- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности. (Слайд14)
Права ребенка надо знать,
Не только знать
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и вниманиеСЛАЙД15.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.
Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...
Внеклассное мероприятие 6 класс
Умники и умницы 6 класс по информатике и ИКТ...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "Воинское детство"
Данный ресурс содержит разработку мероприятия и презентацию. К сожалению, музыка не уместилась....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по КВД.(коррекционная школа-интернат 8 вида)
Мероприятие имеет важное место в формировании у детей спортивного интереса.Данную методическую разработку можно использовать для детей с разным уровнем развития....
Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".
Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...
Внеклассное мероприятие (4 класс, коррекционная школа 8 вида) Сценарий праздника «До свидания, начальная школа!»
Внеклассное мероприятие было разработано и проводилось для детей 4 класса, окончивших начальную школу....