Программа здоровьесбережения
рабочая программа

Лисянская Татьяна Анатольевна

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде.  Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Также педагоги руководствуются распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося  должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_tehnologiya.docx44.23 КБ
Файл programma_ya_vybirayu_zdorove.docx65.33 КБ
Файл programmazdorove.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

Программа

 по здоровьесбережению.

 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4 

от 31.08.2014

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская


Пояснительная записка

     Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде.  Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Также педагоги руководствуются распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося  должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.

    Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению,  все это, впоследствии, поможет  обучающемуся  в будущем найти свое место во взрослой жизни.

Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  •  воспитывать  готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Исходя из особенностей психофизического развития  обучающихся к способам рациональной организации учебной и внеучебной деятельности в школе- интернат по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни относятся: составление индивидуального маршрута для часто болеющих обучающихся; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и предупреждению утомляемости.

Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики, характерных для обучающихся школы-интернат. Другая особенность заключается в необходимости  учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии педагогов со школьным врачом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Социализация обучающихся  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Программа включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Трудовая подготовка
  • Культура поведения и общение
  • Формирование культуры         здорового и безопасного образа жизни

Каждое направление деятельности планируется  с  учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы  используются  разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям.  Они проводятся на предприятия службы быта, магазины,  в поликлиники,  различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.                

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра - это своеобразная школа жизни.  Педагог организует игру и проводит по заранее разработанному плану. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта,  активизации познавательной активности обучающихся.  Кроме того, они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам.  

В целях коррекции  развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр.  Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.    

Большое внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа всегда сопровождается наглядностью и эмоциональностью. Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования.

Поощрение, как один из методов стимулирования,  имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог отмечает  каждого участника проведенной работы.  Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной  работы.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности  обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности   заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

           I тип -  стандартный урок, который является здоровьесберегающим уроком, т.к.  учитель:

продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта учащихся;

помогает  каждому ученику понять значимость данного урока для будущего и творчески работать на нем, используя свои способности;

максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;

полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету.

   II тип – это уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:

это минутки здоровья;

обучение учащихся новым упражнениям на снятие напряжения, стресса, утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания,   мышления и т.д.;

это проблемные вопросы для учащихся при изучении нового материала (например, при выращивании тюльпанов в комнатных условиях).

        III тип – это плановый урок здоровьесбережения, на котором большая роль уделяется беседам: по технике безопасности при работе на пришкольном участке, в швейной мастерской, правилам работы с  рабочими инструментами. Правилам поведения в экстремальной ситуации; правилам оказания первой медицинской помощи при травмах.На уроках цветоводства и швейного дела  предусмотрено проведение большого количества практических работ. Поэтому при изучении новой темы или раздела планируется проведение таких уроков здоровья  (или фрагментов уроков), на  которых даются знания основ здорового образа жизни; происходит знакомство с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; вводится изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; пропагандируется ЗОЖ; обращается внимание на климатические и природные особенности нашей области и как они влияют на здоровье. После проведения таких уроков можно переходить к занятиям на свежем воздухе (как на пришкольном участке, так и проведению занятий вне школы – экскурсии).

     На уроках цветоводства используется такой вид здоровьесбережения, как экологическое здоровьесбережение.

     Экологическое здоровьесбережение учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие личности, напрямую зависящее от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности, позволяет нам внести в содержание здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности, формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Выводом здоровьесберегающей работы является следующее:

  • Здоровьесберегающий урок должен способствовать сохранению и увеличению жизненных сил учащихся от начала до его окончания.
  • Здоровьесберегающий урок позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая     технология     это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

На уроках осуществляю профилактику:

  • - осанки и зрения;
  • - дизадаптационных  состояний;
  • -снятия напряжения и утомления;
  • -  развиваю мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие;
  • - создаю условия обеспечения положительными эмоциями;



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №___

от «__» _______ 2019_г.

директор

________ С.А.Дюг

СОГЛАСОВАНО:

педагог-организатор

_______  Рыбакова Л.В.

ПРИНЯТО:  

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019г.

РАССМОТРЕНО:

на МО кл.руководителей

Протокол №  1

от «__» августа 2019  г.

руководитель МО _________ Рыбакова Л.В.

Программа

«Я выбираю здоровье!»

Программа первичной профилактической работы

по  формированию ценности здорового образа жизни

Лисянская

Татьяна

Анатольевна

Смоленск 2019

Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство”

Франсуа Вольтер

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целеполагание.

IV. Направления работы.

V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

VII. Заключение.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Основные принципы здоровьесбережения в центре

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Участники программы:

Учащиеся, педагоги, родители.

Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:

Требование СанПин

Соответствует/не соответствует (в чем несоответствие)

Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии)

Меры предупреждения/

минимализации негативных воздействий (при несоответствии)

1

Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

соответствует

2

Парта/стол соответствует росту учащегося и имеет предусмотренную маркировку.

соответствует

3

Мебель расставлена с учетом рекомендованных размеров проходов и расстояний (см. пункт 5.6)

соответствует

4

Классная доска хорошо очищается, имеет соответствующий цвет и антибликовое покрытие

Не соответствует

( слабое антибликовое покрытие)

Учащимся . сидящим на 1 и 3 рядах ,плохо видны в солнечные дни записи на доске

Использование на окнах жалюзи.

5

Телевизор установлен в соответствии с требованиями (см. пункт 5.17)

-

6

В кабинете имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять проветривание

соответствует

7

Кабинет имеет  естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями

соответствует

Срок реализации: 4 года ( 2017-2020гг)

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • развитие физического потенциала школьников;
  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Система организации контроля за выполнением программы.

Реализация данной Программы зависит от эффективного управления, заинтересованности педагогических работников в своей деятельности и социального заказа родителей к дополнительному образованию детей. На успешность реализации программы влияют следующие факторы: - комплектование кадрового состава; - рациональное распределение учебной нагрузки; - обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ с точки зрения здоровьесбережения; - повышение профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения; - методическое сопровождение образовательного процесса; - мониторинг качества образовательных результатов учащихся в области здоровьесбережения; - максимальное раскрытие и развитие способностей учащихся; - разработка индивидуальных программ развития учащихся; - участие учащихся в соревнованиях, выставках, конкурсах различного уровня; - внедрение современных образовательных технологий, способствующих здоровьесбережению.

Реализация основных направлений программы:

  • убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  • проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  • посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  • контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  • ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  • обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  • контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  • привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
  • в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  • создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Применение разнообразных форм работы:

Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;

Урочная и внеурочная работа:

  • классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
  • спортивные кружки и секции.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа, а точнее классные руководители.  Мы можем организовать отдельные виды внеклассных работ, направленных на создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

Наркотики - это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.

Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь - наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков, так как формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм просто не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку, как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

 Результаты опроса учащихся и официальная статистика: более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет; по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми; если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь; согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

 Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам и алкоголизму.

    Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.  

Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на работников образовательного учреждения ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие.   Огромную роль  играют  средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение.    Но максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

Для успешной реализации  программы  необходимо обеспечить:

  • постоянное обновление методической литературой, пособиями, буклетами, плакатами;
  • улучшение средств и методов организации профилактической работы в  образовательном учреждении;
  • включенность всех заинтересованных лиц в работу программы.

Ожидаемые результаты        :

  1. Снижение уровня приобретения вредных привычек  среди обучающихся школы.
  2. Привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
  3. Обеспечение занятости детей во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам.
  4. Повышение заинтересованности родителей в здоровье детей.
  5. Повышение мотивации к учебе и труду.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  1. Необеспеченность детей полноценным питанием;
  2. Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  3. Невысокий уровень общей культуры  населения.
  4. Занятость некоторых родителей работой и недостаточное внимание с их стороны на детей.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  • индивидуальный режим;
  • эмоциональный режим;
  • смена видов деятельности;
  • наличие физпауз на уроке;
  • учет физиологических особенностей в развитии детей;
  • расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ЦЕЛИ

  • Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  • Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
  • Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  •  способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.


Задачи

Критерии

Показатели

Способы проверки

1. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью, мотивации к здоровому образу жизни.

Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.

Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Умение применять различные формы зож в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними.

Опросники

анкеты

2.Развивать физические способности детей с ОВЗ.

Сформированные умения и навыки в подвижных и развивающих играх.

Умение применять различные навыки, знания в повседневной жизни.

Наблюдение, диагностика.

3.Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.

Знание, понимание понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки», их влияние на качество жизни, источники здоровья.

Познакомить с влиянием «вредных привычек» на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.

Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек.

Индивидуа

льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.

4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Положительное эмоциональное реагирование на спортивные ценности по ЗОЖ.

Стремление принимать участие в спортивных мероприятиях, занятиях направленных на здоровый образ жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников.

Рейтинг участия в мероприятиях направленных на здоровый образ жизни.

IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

5.1. Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков:

1 блок - ресурсное обеспечение

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие стенда или  справочной и художественной литературы в кабинете.

             II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) обучающихся;
  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям обучающихся;
  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры;
  • Организация подвижных игр;
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  • Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

5.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности  материала (направлен на использование зрения, слуха…).
  2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность.  (Мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья обучающихся класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями обучающихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

6.1. Содержание работы:

№ п/п

Содержание работы

1

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

- влажная уборка,

- расписание уроков,

- создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья обучающихся класса.

5

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9

Составление выставки книг по вопросам здоровья.

10

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11

Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

12

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

16

Организация встреч родителей и обучающихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

18

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с обучающимися по охране труда.

6.2. Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

№ п/п

Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Физические и душевные травмы.

6.3. Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с обучающимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья:

№ п/п

Направление деятельности

1

Беседа “Береги свою жизнь”.

2

Беседа “Если хочешь быть здоров”.

3

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”.

4

Лекция профессора Знайки о правильном питании.

5

Малые Олимпийские игры в классе.

6

Маскарад вредных привычек, вечер.

7

Спортивный час “Веселый экспресс”.

8

Старты надежд.

План мероприятий по профилактической работе с родителями обучающихся:

Цель: 

     1.Выявление наиболее острых проблем в семье.

Задачи:

  • Защита и охрана прав детства.
  • Оказание помощи семьям с острыми проблемами.
  • Обеспечить информацией, консультацией, психологическими и другими видами услуг.
  • Социально – педагогическая поддержка.        

№ п/п

Вид деятельности        

сроки

Ответственный

1

Составление социального паспорта каждого класса, что позволит выявить наиболее острые проблемы в семьях:

- малообеспеченность

- многодетность

- неполные семьи

-неблагополучные

Сентябрь

Классный руководитель

2

Патронаж семей совместно с классными руководителями, инспектором ИДН

По мере необходимости

Инспектор ПДН

3

Контроль над посещением школы детей из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель

4

Проведение анализа работы.

Июнь

Классный руководитель

5

Проведение тематического родительского собрания.

1 раз в год

Зам директора по УВР

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.

Приложение 1

СИСТЕМА МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, КУРЕНИЯ И АЛКОГОЛИЗМА

        

        

                                                             

Приложение 2

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

класс

Тема беседы

5 класс

Преступление и алкоголь.

Дым сигарет.

Курение и алкоголь.

Ты и закон.

6 класс

Не вреди себе.

Губительная сигарета.

Все начинается с рюмки.

Игла страшнее пули

7 класс

Дурные привычки.

Наркомания – это смерть.

Почему утекают мозги.

Не вреди себе.

8 класс

Дорога ведущая в ад.

Капля никотина убивает лошадь.

Тяжелые преступления на почве пьянства.

Последствия вредных привычек.

9 класс

Прежде чем закурить, подумай!

Алкоголь – опасная болезнь.

Твои невидимые недруги.

Сила внутри нас.

Нормативно-правовое сопровождение программы.

 

  1. Закон об образовании.
  2. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 21.05.1999года.
  3. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.
  4. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нарк



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №___

от «__» _______ 2018_г.

директор

________ С.А.Дюг

СОГЛАСОВАНО:

педагог-организатор

_______  Рыбакова Л.В.

ПРИНЯТО:  

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2018г.

РАССМОТРЕНО:

на МО кл.руководителей

Протокол №  1

от «__» августа 2018  г.

руководитель МО _________ Рыбакова Л.В.

Программа

по здоровьесбережению.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская

Смоленск 2018

«Забота о здоровье –

                                                                                            это важнейший труд    воспитателя.

                                                                                          От жизнедеятельности,  бодрости детей

                                                                                            зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                                                                                            умственное развитие, прочность знаний,

                                                                                            вера в свои силы…»

                                                                                                                                      В.А.Сухомлинский.

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни  с раннего детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых БУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности
  2. Элементы индивидуализации обучения
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
  5. Наличие физкультминуток
  6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников

По характеру действия здоровьесберегающие технологии в специальном образовательном учреждении разделяются на:

1. Защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных воздействий, напр., соблюдение требований СанПиНов).

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (напр., физкультминутки, которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование, витаминизация).

3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать собственные силы организма, напр., закаливание, самомассаж от простуды).

4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о своем здоровье и здоровье окружающих).

Для сохранения соматического здоровья учащихся в учреждении регулярно ведется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения:

- соблюдением правил рассаживания учащихся;

- состоянием школьной мебели;

- набором и состоянием помещений и оборудованием в них;

- требований к расписанию.

Таким образом, в каждом виде деятельности   заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

           I тип -  стандартный урок, который является здоровьесберегающим уроком, т.к.  учитель:

продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта учащихся;

помогает  каждому ученику понять значимость данного урока для будущего и творчески работать на нем, используя свои способности;

максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;

полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету.

   II тип – это уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:

это минутки здоровья;

обучение учащихся новым упражнениям на снятие напряжения, стресса, утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания,   мышления и т.д.;

это проблемные вопросы для учащихся при изучении нового материала (например, при выращивании тюльпанов в комнатных условиях).

        III тип – это плановый урок здоровьесбережения, на котором большая роль уделяется беседам: по технике безопасности при работе на пришкольном участке, в швейной мастерской, правилам работы с  рабочими инструментами. Правилам поведения в экстремальной ситуации; правилам оказания первой медицинской помощи при травмах.На уроках цветоводства и швейного дела  предусмотрено проведение большого количества практических работ. Поэтому при изучении новой темы или раздела планируется проведение таких уроков здоровья  (или фрагментов уроков), на  которых даются знания основ здорового образа жизни; происходит знакомство с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; вводится изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; пропагандируется ЗОЖ; обращается внимание на климатические и природные особенности нашей области и как они влияют на здоровье. После проведения таких уроков можно переходить к занятиям на свежем воздухе (как на пришкольном участке, так и проведению занятий вне школы – экскурсии).

     На уроках цветоводства используется такой вид здоровьесбережения, как экологическое здоровьесбережение.

     Экологическое здоровьесбережение учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие личности, напрямую зависящее от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности, позволяет нам внести в содержание здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности, формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

 Здоровьесберегающий урок  должен:

Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, на котором соблюдаются  здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность урока,

  • индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,
  • чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,
  • оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
  • минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 

 «Структура современного здоровьесберегающего урока»?

 Методы, приемы.

  • Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
  • Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).
  • Заключительная часть используется для закрепления.
  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

  • Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе  работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

  • Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

  • Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
  • Упражнения для глаз  хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
  • «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
  • Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

  • Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

  • Упражнение «Путешествие на облаке»

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон»  -  закрыть  глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

  • Дыхательные упражнения используются на уроках  с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
  •   Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья». При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе учебной деятельности нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы.

Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:

- отсутствие усталости у учащихся и педагога;

- положительный эмоциональный настрой (попросите учащихся дать оценку своему настроению с помощью цветных карандашей или фломастеров, методика Лутошкина);

- удовлетворение от сделанной работы;

- желание продолжать работу;

Целесообразно внедрение следующих здоровьесберегающих технологий:

1. Методика «зрительных горизонтов» В. Ф. Базарного (для профилактики нарушения зрения).

Используя приемы, разработанные В. Ф. Базарным, педагоги могут внести значительный вклад в сохранение зрения у детей. Педагогам рекомендуется работать с детьми в режиме максимального удаления от них дидактического материала. Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости. Важным моментом работы по методике «зрительных горизонтов» является рассаживание детей. Для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция. С этой целью берется в руки стандартная буква из «Кассы слогов и слов», ребенок отходит от нее до тех пор, пока ее контуры не начнут терять четкость. С помощью любой метки это место обозначается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает строго свое рабочее место.

2. Выполнение тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий.

На листе ватмана размером 0,6 х 2,0 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль), толщина линий 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают пробегать глазами по заданному направлению, обязательно стоя. При этом каждому упражнению придается игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учителя прикрепляется изображение желтого листочка. Учитель предлагает детям проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. А по ходу движения листочка дети читают на плакате короткое стихотворение.

3. Методика В. Ф. Базарного для коррекции осанки.

Работа с детьми на уроках осуществляется в режиме «динамических поз». Суть методики заключается в периодической смене рабочей позы: перевод детей из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 минут. Лучший вариант – использование специальной мебели. Если нет возможности приобрести специальную мебель, то можно использовать конторки, изготовленные на уроках труда силами учащихся. Конторки устанавливаются на одну половину учебного стола, и школьники по знаку учителя, если работа проходит в мастерской, переходят из одного рабочего положения в другое.

4. Формирование у детей на уроках правильного отношения к своему здоровью. Учитель может активно формировать навыки здорового образа жизни и правильное отношение к здоровью у детей непосредственно на уроках. Рекомендуется методический прием: вставки о здоровье (этот прием предложен нами).

А) «Вежливые слова и здоровье»

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте. Задание детям: задуматься над тем, что общего между этими словами, и продолжить список.

Слова учителя: Дети, слова, которые вы написали, называются волшебными. Они добрые, ласковые. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья друг другу, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым.

- Я могу быть здоровым.

- Я буду здоровым.

Б) «Знакомство детей с текстами о здоровье».

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст: «Здоровье всего дороже», «Чистота – залог здоровья», «Здоровье разум дарит», «Кто долго жует, тот долго живет» и т. д. Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают традиции народа. Хорошо, если бы дети с раннего возраста впитывали их и следовали им. После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить ее вслух всем вместе.

В) «Вставки о безопасном поведении».

На классных часах  можно побеседовать с детьми о ядовитых растениях, грибах (съедобных и несъедобных), правилах поведения с животными и др.

Выводом здоровьесберегающей работы является следующее:

  • Здоровьесберегающий урок должен способствовать сохранению и увеличению жизненных сил учащихся от начала до его окончания.
  • Здоровьесберегающий урок позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по программе здоровьесбережения "Соревнование классов, свободных от курения".

Данный материал может быть использован для проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение школьников....

Программа здоровьесбережения на уроках математики

План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда  - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...

Программа "Здоровьесбережение школьника при нарушении речи"

Пояснительная запискаВ последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей. Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направл...

Программа здоровьесбережения «В здоровом теле – здоровый дух!» (2013-2016 гг.)

Программа здоровьесбережения«В здоровом теле – здоровый дух!»(2013-2016 гг.)...

Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области

Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г....

Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»

Цель программы: Создание  условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов....

Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...