Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»
методическая разработка (9 класс) на тему
Цель программы: Создание условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кириковская средняя школа»
Красноярский край, Пировский район, с. Кириково
Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме:
«Со здоровьем мы друзья»
Учитель: Слабкова
Галина Петровна
2015 г.
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
«Со здоровьем мы друзья»
Цель программы: Создание условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов.
Задачи программы:
- отслеживать санитарно - гигиенического состояния класса;
- нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
- применять активные методы деятельности в процессе обучения обучающихся, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный:
- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный:
- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
- выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий:
- сбор и анализ результатов выполнения программы;
- коррекции деятельности.
Ожидаемые результаты программы:
- повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Нормативно-правовая база.
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
- Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
- Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
- Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
начального общего образования.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Методы контроля над реализацией программы:
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Типы и классификация технологий
Тип | Классификация |
Здоровьесберегающие | Профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания |
Оздоровительные | Физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия |
Технологии обучения здоровью | Включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла |
Воспитание культуры здоровья | Факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д. |
Основой здоровьесберегающей технологии является следующие принципы:
- учет возрастных особенностей развития учащихся;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
Здоровье сберегающие действия:
- оптимальная плотность урока;
- чередование видов учебной деятельности;
- наличие физкультурной пуазы;
- наличие эмоциональных разрядок;
- правильная рабочая поза;
- положительные эмоции;
- диспансеризация;
- профилактические прививки;
- спортивные школьные праздники;
- беседы о здоровье с учащимися и родителями;
- оформление классных и школьных уголков здоровья.
Формы организации занятий:
- интеграция в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- проведение классных часов;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- подбор для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы с родителями (законными представителями) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
План деятельности по реализации программы
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1.Просветительское направление | ||||
1.1. | Организация просветительской работы с родителями по ЗОЖ (лекторий). | классный руководитель | ежегодно | график проведения |
1.2. | Разработка системы обучения родителей и детей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья. | классный руководитель | ежегодно | план работы |
1.3. | Вовлечение родителей и детей в работу по сохранению и укреплению здоровья. | классный руководитель | ежегодно | план работы |
1.4. | Организация просветительской работы с учащимися | учителя, классные руководители | ежегодно | план работы |
2.Психолого-педагогическое направление. | ||||
2.1. | Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | психолог | ежегодно | план работы |
2.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе. | классный руководитель и психолог | ежегодно | диагностические исследования |
2.3. | Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» | МО классных руководителей | ежегодно | материалы конференции |
2.4. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | преподаватели | ежегодно | планы уроков |
2.5. | Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния. | классный руководитель | ежегодно | план работы |
Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2015-2016 учебный год
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 | Проведение уроков–здоровья:
| Классный руководитель |
2 | Проведение классных часов:
| Классный руководитель |
3 | Родительские собрания:
| Классный руководитель |
4 | День здоровья | Классный руководитель, родители |
5 | Обеспечение занятости детей во внеурочное время. | Классный руководитель |
6 | Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. | Классный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок немецкого языка по теме "что наши немецкие друзья делают в школе"6 класс.
Данный урок является заключительным по теме "Что наши немецкие друзья делают в школе". Соответственно, все задачи сводятся к повторению и закреплению в речи лексико-грамматического материала по данной...
Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....
Урок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли»
Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна ГарриевнаУрок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптово...
6 кл., занятие по теме: "Здорово быть друзьями!"
Занятие-тренинг для подростков....
Материалы используемые при проведении методического кластера «Профессиональное здоровье учителя, становление профессиональной компетентности в области здоровьесбережения» по теме «Упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья педагога"
Данные материалы взяты из книги Анатолия Сителя "Соло для позвоночника " https://avidreaders.ru/book/solo-dlya-pozvonochnika.html и с сайта https://www.youtube.com...
Открытый урок здоровьесбережения на тему "Визит к стоматологу".
Красивая улыбка всегда внушает человеку уверенность и делает его более привлекательным для окружающих. Бытует мнение, что улыбка — это залог успеха в любом деле. Ни для кого не секрет, мы все...