Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»
методическая разработка (9 класс) на тему

Слабкова Галина Петровна

Цель программы: Создание  условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кириковская средняя школа»

Красноярский край, Пировский район, с. Кириково

Разработка  ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме:

«Со здоровьем мы друзья»

                                                                                    Учитель: Слабкова

                                                                                   Галина Петровна

2015 г.

ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

              «Со здоровьем мы друзья»

Цель программы: Создание  условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов. 

Задачи программы:

  •  отслеживать санитарно - гигиенического состояния класса;
  • нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
  • применять активные методы деятельности в процессе обучения обучающихся, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к  вредным привычкам;
  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный:

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

           эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий:

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекции деятельности.

Ожидаемые результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Нормативно-правовая база.

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
  • Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
  •  Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  •   Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»
  • Примерная основная образовательная программа  основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

 начального общего образования.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Методы контроля над реализацией программы:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях 
      Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. 
       Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. 

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. 

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. 

Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями  здоровьесберегающих образовательных технологий. 

Типы и классификация технологий

Тип

Классификация

Здоровьесберегающие 

Профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания

Оздоровительные

Физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия

Технологии обучения здоровью 

Включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла

Воспитание культуры здоровья 

Факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д. 

Основой здоровьесберегающей технологии является следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей развития учащихся; 
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

Здоровье сберегающие действия:

  • оптимальная плотность урока; 
  • чередование видов учебной деятельности; 
  • наличие физкультурной пуазы; 
  • наличие эмоциональных разрядок; 
  • правильная рабочая поза; 
  • положительные эмоции;
  •  диспансеризация;
  • профилактические прививки;
  • спортивные школьные праздники;
  • беседы о здоровье с учащимися и родителями;
  • оформление классных и школьных уголков здоровья.

Формы организации занятий:

  • интеграция в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  •  проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  •  проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • подбор для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы с родителями (законными представителями) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.Просветительское направление

1.1.

Организация просветительской работы с родителями по ЗОЖ (лекторий).        

классный руководитель

ежегодно

график проведения

1.2.

Разработка системы обучения родителей и детей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья.        

классный руководитель

ежегодно

план работы

1.3.

Вовлечение родителей и детей в работу по сохранению и укреплению здоровья.        

классный руководитель

ежегодно

план работы

1.4.

Организация просветительской работы с учащимися

учителя, классные руководители

ежегодно

план работы

2.Психолого-педагогическое направление.

2.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

психолог         

ежегодно

план работы

2.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:

 - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

-  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе.

классный руководитель и психолог

ежегодно

диагностические исследования

2.3.

Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

МО классных руководителей

ежегодно

материалы конференции

2.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

преподаватели

ежегодно        

планы уроков

2.5.

Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния.

классный руководитель

ежегодно

план работы



Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2015-2016 учебный год

Мероприятие

Ответственные

1

Проведение уроков–здоровья:

  1. «Если хочешь быть здоров»;
  2. «Из чего состоит наша пища»;
  3. «Здоровье - это здорово».

Классный руководитель

2

Проведение классных часов:

  1. Режим дня – основа жизни человека;
  2. «Что такое здоровье?»; 3.
  3. «Разрешение конфликтов без насилия»;
  4. «В здоровом теле – здоровый дух!».

Классный руководитель

3

Родительские собрания:

  1. «Режим труда и учёбы»;
  2. «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;
  3. «Режим и гигиена питания школьников»;
  4. «Особенности адаптационного периода» «Психологические особенности подростков».

Классный руководитель

4

День здоровья

Классный руководитель, родители

5

Обеспечение занятости детей во внеурочное время.

Классный руководитель

6

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Классный руководитель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме "что наши немецкие друзья делают в школе"6 класс.

Данный урок является заключительным по теме "Что наши немецкие друзья делают в школе". Соответственно, все задачи сводятся к повторению и закреплению в речи лексико-грамматического материала по данной...

Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»

8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....

Урок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли»

Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна ГарриевнаУрок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптово...

6 кл., занятие по теме: "Здорово быть друзьями!"

Занятие-тренинг для подростков....

Открытый урок здоровьесбережения на тему "Визит к стоматологу".

Красивая улыбка всегда внушает человеку уверенность и делает его более привлекательным для окружающих. Бытует мнение, что улыбка — это залог успеха в любом деле. Ни для кого не секрет, мы все...