Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области
рабочая программа по теме
Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа здоровьесбережения ЦО Самарской области | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор ГКВОУ ЦО СО
______________Соболев Ю.А.
«__»_________________20__г.
Программа здоровьесбережения
«Школа – территория здоровья»
Автор-разработчик:
Старший методист по УВР
Иванова Л.Ю.
Г.Самара
Введение.
Программа «Школа – территория здоровья» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологического и физического здоровья обучающихся.
Программа предлагает следующие пути решения поставленной задачи:
- создание психологического комфорта для учащихся и учителей.
- выполнение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, в том числе соблюдение рационального режима труда и отдыха.
- организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся.
- оптимизация образовательного процесса (введение здоровьесберегающих компонентов на уроках).
- проведение инструктажей по предупреждению травматизма обучающихся.
- повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения.
Актуальность данной программы не вызывает никаких сомнений, так как человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, умения, вся его жизнь необходимы детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое. Оно является делом не только личным, но и общественным. Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своем здоровье.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Поэтому одной из задач системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Программа рассчитана на пять лет, включает в себя следующие этапы реализации: организационный, практический, обобщающий, аналитический.
Анализ факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на здоровье обучающихся, показал, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные систематически подвергают свое здоровье опасности, причем как физическое, так и психическое. Были выявлены следующие негативные факторы:
- организация питания силами осужденных,
- санитарное состояние помещений («отрядов»): температурный и гигиенический режим,
- социальный уклад жизни в «отрядах»,
- азартные игры,
- угроза психического и сексуального насилия,
- наркомания, алкоголизм, табакокурение.
В таких условиях именно школа является островком благополучия и спасения, хотя бы на несколько часов.
Цель программы: улучшение показателей физического и психического здоровья школьников.
Задачи:
- Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
- Повышение информированности обучающихся в области здоровьесбережения.
- Повышение у обучающихся уровня мотивации к ведению здорового образа жизни.
Под понятием здоровьесберегающая технология мы подразумеваем такие формы, методы и приемы деятельности образовательного учреждения, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся.
Основные здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной деятельности педагогами Центра образования:
- Гимнастика для глазных мышц (по Базарному ВФ, М.Норбекову, В.И.Белецкой).
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Определение физических и психических параметров здоровья учащихся (тестирование, анкетирование).
- Музыкотерапия.
- Ознакомление с современными системами здоровьесбережения.
- Лекторий «Правильное питание».
Этапы реализации программы:
2009-2010 уч. год – организационный этап.
2010-2011 уч. год –этап апробации.
2011-2012 уч. год – аналитический этап.
2012-2014 г.г. - обобщающий этап.
2014-2019г.г. – этап функционирования.
Организационный этап.
Задачи:
1. Анализ образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
2.Анализ состояния здоровья обучающихся.
3.Диагностика уровня воспитанности обучающихся.
План работы (организационный этап).
№ | Название мероприятия | Ответственные | Место проведения | Сроки |
1 | Диагностика уровня воспитанности обучающихся структурных подразделений | Заведующие, Классные руководители | Структурные подразделения | Сентябрь 2009г, Май 2010г |
2 | Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся структурных подразделений | Заведующие, Классные руководители | Структурные подразделения | Сентябрь 2009г |
3 | Анализ санитарно-технического состояния школ структурных подразделений. | Заместитель директора по АХЧ, заведующие | Структурные подразделения | В течение года |
4 | Анализ выполнения требований СанПиНа: организация учебного процесса - расписание уроков,продолжительность уроков, объем дополнительной нагрузки. | Заместитель директора по УВР, заведующие | Структурные подразделения | Сентябрь 2009г, январь 2010г |
5 | Анализ факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на здоровье обучающихся(экологические, экономические, социальные). | Заведующие, Классные руководители | Структурные подразделения | В течение года |
6 | Анализ уровня компетентности педагогов в области здоровьесбережения. | Заведующие, Методическая служба ЦО | Структурные подразделения, Центр образования | Сентябрь 2009г, март 2010г |
7 | Анализ используемых в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, средств и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | Педагоги ЦО, Заведующие, Методическая служба ЦО | Структурные подразделения, Центр образования | В течение года |
8 | Анализ используемых форм и методов формирования ценности здоровья и обучение здоровому образу жизни. | Педагоги ЦО, Заведующие, Методическая служба ЦО | Структурные подразделения, Центр образования | В течение года |
Этап апробации.
Задачи:
1.Апробация выбранных технологий здоровьесбережения и форм работы.
2.Корректировка деятельности по здоровьесбережению.
План работы .
№ | Название мероприятия | Ответственные | Место проведения | Сроки |
1 | Планирование учебно-воспитательной работы по здоровьесбережению: - анализ информации о состоянии здоровья обучающихся, - диагностика уровня воспитанности обучающихся, - составление плана ВР класса, филиала/отделения; - составление поурочных планов, | Классные руководители, Учителя-предметники, заведующие | Структурные подразделения | Сентябрь 2010г |
2 | Оптимизация образовательного процесса (приведение в соответствие с требованиями СанПиНа). | Заместитель директора по УВР, заведующие | Структурные подразделения | Сентябрь 2010, январь 2011г |
3 | Сдача документов: «Отчет о ремонте», «Акт готовности структурного подразделения к новому учебному году». | Заместитель директора по АХЧ, по УВР, заведующие | Структурные подразделения, Центр образования | Сентябрь 2010г |
4 | Методический лекторий «Здоровьесберегающие технологии в вечерней школе». | Методическая служба, председатели метод/объединений | Центр образования | Сентябрь 2010, март 2011г |
5 | Совершенствование методического обеспечения программы здоровьесбережения ЦО. | Педагоги, методическая служба, заместитель директора по УМР | Структурные подразделения, Центр образования | В течение года |
6 | Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий. | Педагоги, методическая служба, заместитель директора по УМР | Центр образования | Сентябрь 2010г, март 2011г |
7 | Пед/семинар «Роль заведующего в адаптации молодых педагогов». | Методическая служба, заведующий | Отделение №3 | Ноябрь 2010г |
8 | Анализ результатов использования программы здоровьесбережения ЦО. | Педагоги, заведующие | Структурные подразделения | Май-июнь 2011г |
9 | Проведение инструктажа по технике безопасности. | заведующие | Структурные подразделения | Сентябрь 2010г |
Аналитический этап.
Задачи:
1.Оценка эффективности программы.
2.Корректировка работы педагогов по здоровьесбережению обучающихся.
План работы.
№ | Название мероприятия | Ответственные | Место проведения | Сроки |
1 | Анализ уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения. | Заведующие, заместитель директора по УМР | Структурные подразделения, Центр образования | Сентябрь 2011г, март 2012г |
2 | Анкетирование учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. | Администрация Центра образования | Структурные подразделения | Январь-май 2012г |
3 | Проверка регулярности проведения мероприятий по здоровьесбережению в структурных подразделениях. | Администрация Центра образования | Структурные подразделения | Декабрь -май 2012г |
4 | Посещение открытых классных часов. | Заведующие, Администрация ЦО. | Структурные подразделения | Январь-май 2012г |
5 | Обобщение опыта работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий. | Педагоги, методическая служба | Центр образования | Май 2012г |
6 | Анализ показателей уровня физического и психического здоровья обучающихся. | Заведующие, Администрация ЦО. | Структурные подразделения, Центр образования | Май-июнь 2012г |
7 | Анализ материально-технической базы школы для сохранения здоровья учащихся. | Заведующие, Администрация ЦО | Структурные подразделения | В течение года. |
Обобщающий этап.
Задачи на 2012-2014 уч. гг:
- изучение и распространение опыта педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения осужденных,
- мониторинг состояния здоровья обучающихся.
План работы.
№ | Название мероприятия | Ответственные | Место проведения | Сроки |
1.Организационная деятельность. | ||||
1 | Анализ уровня компетентности вновь принятых педагогов в вопросах здоровьесбережения. | Председатели м/о, заведующие | Структурные подразделения, Центр образования | В начале учебного года |
2 | Составление и утверждение планов восп.работы структурных подразделений в рамках программы здоровьесбережения. | Заведующие, замдиректора по УВР, классные руководители | Структурные подразделения, Центр образования | В начале учебного года |
3 | Составление годового плана учебно-воспитательной работы Центра образования по здоровьесбережению. | Замдиректора по УВР и УМР, методическая служба | Центр образования | В начале учебного года |
4 | Заседание методических объединений педагогов. «Основы ЗОЖ обучающихся. Тематическое планирование классных часов». | Методическая служба | Центр образования | Сентябрь 2012г |
2.Изучение опыта работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий. | ||||
1 | Анализ выступлений учителей ЦО на педфоруме «СОТ: достижения и новые ориентиры». | Методическая служба, педагоги | Центр образования | Октябрь 2012г. |
2 | Посещение открытых уроков и классных часов рамках Единых методических дней и предметных декад. | Заведующие, методическая служба, администрация ЦО. | Структурные подразделения | В течение года |
3 | Анализ выступлений педагогов на метод/объединениях по темам самообразования. | Методическая служба, педагоги | Центр образования | Итоговые заседания |
4 | Анализ показателей уровня физического и психического здоровья обучающихся. | Заведующие, Администрация ЦО. | Структурные подразделения, Центр образования | В конце учебного года |
5 | Анализ и обобщение педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий. | Методическая служба, заведующие | Центр образования | Июнь 2013г, июнь 2014г. |
6 | Отбор материалов для публикации на сайте Центра образования. | Методическая служба | Центр образования | В течение учебного года |
Этап функционирования.
Задачи:
1.Внедрение циклограммы деятельности педагогов по здоровьесбережению.
2. Мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Циклограмма деятельности педагогов по здоровьесбережению.
№ | Название мероприятия | Ответственные | Место проведения | Сроки | |||
1.Организационная деятельность. | |||||||
1. | Составление и утверждение планов восп.работы структурных подразделений в рамках программы здоровьесбережения. | Заведующие, замдиректора по УВР, классные руководители | Структурные подразделения, Центр образования | сентябрь | |||
2. | Составление годового плана учебно-воспитательной работы Центра образования по здоровьесбережению | Замдиректора по УВР и УМР, методическая служба | Центр образования | сентябрь | |||
3. | Заседание методических объединений педагогов: планирование и анализ использования технологий здоровьесбережения. . | Методическая служба | Центр образования | Сентябрь, апрель | |||
2. Применение технологий здоровьесбережения. | |||||||
1. | Разработка конспектов уроков с использованием здоровьесб.техноло-гий. | Учителя-предметники, методслужба | Структурные подразделения | В течение года | |||
2. | Разработка конспектов кл.часов с использованием здоровьесб.техноло-гий. | Классные руководители, методслужба | Структурные подразделения | В течение года | |||
3. | Разработка конспектов «открытых» уроков с использованием здоровьесб.техноло-гий. | Участники конкурса «Лучший по профессии», участники ЕМД, методслужба | Центр образования | Март, апрель | |||
3.Контрольная деятельность. | |||||||
1 | Проверка регулярности проведения мероприятий по здоровьесбережению в структурных подразделениях. | Администрация Центра образования | Структурные подразделения | В течение года. | |||
2 | Посещение открытых уроков и классных часов рамках Единых методических дней и предметных декад. | Заведующие, методическая служба, администрация ЦО. | Структурные подразделения | В течение года | |||
3 | Мониторинг состояния здоровья обучающихся. | Замдиректора по УВР | Структурные подразделения | В течение года | |||
4.Аналитическая деятельность. | |||||||
1. | Составление анализа учебно-воспитательной работы структурных подразделений. | Заведующие | Структурные подразделения | ежегодно, июнь. | |||
2. | Анализ итогов мониторинга состояния здоровья учащихся. | замдиректора по УВР | Центр образования | ежегодно, июнь | |||
3. | Составление аналитической справки по результатам деятельности в рамках программы здоровьесбережения Центра образования. | замдиректора по УВР | Центр образования | ежегодно, июнь |
Приложение 1
«Построение уроков на здоровьесберегающей основе.
- Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, подбор мебели в соответствии с ростом учеников, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
-Рекомендованная норма видов учебной деятельности на уроке – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.
- Количество методов обучения (словесные, наглядные практические – самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже чем через 10-15 минут.
- Для урока следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одно минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- В содержание уроков следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.
- На уроке должна присутствовать активизация мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
- Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: примеры, шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.п.
- На уроке должно быть интересно!»
Приложение 2.
Тематическое планирование классных часов по формированию у учащихся
потребности в ЗОЖ.
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
Раздел 1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни? | 6 | |
1 | Разве мы не знали все это раньше? | 2 |
2 | Как измерить и изучить здоровье? | 2 |
3 | Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность жизнью. | 2 |
Раздел 2. Основы психогигиены старшеклассника. | 5 | |
4 | Личная психогигиена старшеклассника. | 2 |
5 | Психогигиена учебы. | 2 |
6 | Психогигиена отдыха. | 1 |
Раздел 3. Что такое счастье? | 5 | |
7 | Акселерация. | 1 |
8 | Дружба, любовь и семья. | 1 |
9 | Психология счастья. | 2 |
Раздел 4. Юмор и смех в нашей жизни. | 2 | |
10 | Легенды и мифы о здоровье. | 1 |
11 | Сатира, юмор и здоровье. | 1 |
Раздел 5. Что такое досуг и насколько он нам доступен? | ||
12 | Досуг и счастье. | 1 |
Раздел 6. Экономика и здоровье. | ||
13 | Деньги, социальный статус и образование. | 1 |
14 | Нужно ли экономить на здоровье? | 1 |
Содержание занятий.
Раздел 1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Тема 1.Разве мы не знали все это раньше?
Здоровье и здоровый образ жизни. Физическое здоровье. Психическое здоровье. Социальное здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Как сохранить свое здоровье? Старшеклассник и ЗОЖ. Незнание закона – освобождает ли оно от ответственности?
Тема 2.Как измерить и изучить здоровье?
Адаптация – что это такое? Ваше здоровье. Утомляемость. Изучение состояния хронического утомления. Здоровье и работоспособность. Что мы знаем о витаминах? Физические нагрузки и юношеский организм. Забота о своем здоровье.
Тема 3. Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность жизнью.
Удовлетворенность. Эмоции и их роль в жизни старшеклассника. Смыслы жизни. Ценности. Агрессии. Виды агрессии. Можно ли справиться с агрессией? Психологические особенности критики. Как предупредить конфликтные ситуации (о культуре спора, полемики).
Раздел 2. Основы психогигиены старшеклассника.
Тема 4. Личная психогигиена старшеклассника.
Откуда появилась психогигиена? Кто предупрежден, тот вооружен. Психика старшеклассника и ее особенности. Наши отношения и окружающий мир. Как научиться самоорганизации и самодисциплине? Позитивные иллюзии. Способы познания и успех. Можно ли узнать эмоциональное состояние по почерку? Как слово наше отзовется? Грамотность, культура речи и их роль в формировании ЗОЖ.
Тема 5.Психогигиена учебы.
Учебные страхи. Психотерапевтическая самопомощь. Аутогенная тренировка. Психогимнастика лица и голоса. Психологические резервы организма. Может ли тело нам говорить об успехе? Может ли учеба приносить радость? Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. Определение наиболее приемлемого для себя способа обучения. Шпаргалка: успех или неудача? Как эффективно подготовиться к экзаменам?
Тема 6.Психогигиена отдыха.
Как научиться отдыхать? Досуг, основанный на приобщении к творчеству. Творец ли я: Влияние музыки на здоровье старшеклассника. Нужно ли избавляться от вредных привычек? Правила и нормы поведения – для чего они нужны? Психологическая зависимость. Виды зависимости. Компьютер – это опасно или нет? Нужно ли пешеходам знать правила дорожного движения?
Раздел 3. Что такое счастье?
Тема 7. Акселерация.
Что такое акселерация? Основы гендерной психологии. Зависимость полового развития от состояния здоровья и других факторов. Самоуважение. Юмор и смех в нашей жизни. Источники юмора. Психология юмора. Юмор и стресс. Юмор и социальные навыки.
Тема 8. Дружба, любовь и семья.
Юношеская дружба. Мужская и женская дружба. Влюбленность. Ловушки любви. Семь «Я». Общее влияние социальных отношений. Бывают ли счастливые люди? Влияние возраста.
Тема 9. Психология счастья.
Что такое счастье? Можно ли измерять и изучать счастье? Стресс и дистресс. Влияние работы на дистресс и психическое здоровье. Антистрессовая стратегия жизни. Библиотерапия. Арттерапия. Музыкотерапия. Нацеленность на успех. Нейролингвистическое программирование и модели жизненного успеха.
Раздел 4. Юмор и смех в нашей жизни.
Тема 10. Легенды и мифы о здоровье.
Легенды и мифы о здоровье. Юмор и смех в нашей жизни. Анекдоты и байки как средство повышения настроения. Источники юмора.
Тема 11. Сатира, юмор и здоровье.
Что такое критика? Критика и здоровье. Ораторское искусство. Басни как средство здоровой критики. Умение убеждать. Юмор и стресс. Юмор и социальные навыки.
Раздел 5. Что такое досуг и насколько он нам доступен?
Тема 12. Досуг и счастье.
Нужно ли учиться отдыхать? Учебы и отдых. Деньги и досуг. Нужно ли планировать досуг? Навыки рекреации. Туризм и путешествие. Физкультура и спорт.
Раздел 6. Экономика и здоровье.
Тема 13. Деньги, социальный статус и образование.
Технология взаимодействия и роли членов группы. «Третья волна». Сила социального давления. Влияние большинства на меньшинство и наоборот. Средства массовой информации и сознание старшеклассника. Групповой пирог. Альтруизм и просоциальное поведение. Хорошее настроение и его влияние на оказание помощи. Когда люди помогают? Плохие и хорошие новости и как реагировать на них.
Тема 14. Нужно ли экономить на здоровье?
Что такое семейный бюджет? Как рассчитать семейный бюджет? Нужно ли иметь школьнику карманные деньги? Выбор профессии. Профессия и здоровье.
Приложение 3.
Анкета.
Напряженность
(для учащихся средних и старших классов)
Класс_________ Дата заполнения___________________
Фамилия_________________________________Имя__________________
Возраст __лет
Утверждения: Да Не знаю Нет
1 У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности
2 Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа
3 Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня
4 Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах
5 Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета
6 Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса
7 Насмешки одноклассников не портят мне настроение
8 Я спокойно сплю, и меня не преследуют экзаменационные мотивы
9 В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно
10 Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал
11 Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке
12 Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня
13 Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене
14 Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны
15 Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки
16 Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе
17 Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя
18 Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство
19 Меня сильно беспокоит мое положение в классе
20 Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости
21 Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня
22 Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом
23 Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала
24 Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)
25 Возможные неудачи в учебе тревожат меня
26 Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться
27 Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий
28 Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом
29 Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние
30 После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться
Суммарный бал
Итого:
Подсчет результатов:
Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + кол-во ответов ДА (11-30 вопрос) + кол-во ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)
Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:
Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Мальчики,
юноши Меньше 8 8 - 11 12 - 15 16 - 18 Выше 18
Приложение №4.
Презентации к классным часам, разработанные педагогами Центра образования:
1)Алкогольная трясина.
2)Вредные привычки.
3)Женское курение.
4)Курить-здоровью вредить.
5)Математика и здоровье.
6)Здоровый образ жизни.
7)Миф об алкоголе.
8)Наркотики – путь в никуда.
9)О здоровом образе жизни.
10)Пиво.СПИД.
11) Экология и здоровье.
12)Экологическая викторина.
13)На что потратить свою жизнь.
14)Здоровьесбережение.
15)Влияние алкоголя на жизнь человека.
16)Закаливание водой.
17)Курение – вред
18)Лекарственные травы Самарской области.
19)Система здоровьесбережения П.Брэгга.
20)Система здоровьесбережения Ниши.
21)О вреде пива.
Список использованной литературы:
1)Музыкотерапия.История развития музыкотерапии. Направления музыкальной терапии. 2)Формы музыкальной терапии. www.psyinst.ru
3)Тренажер Базарного В.Ф. www.proshkolu.ru
4)Школьная гигиена. В.И.Белецкая, З.П.Громова и др.Изд-во «Просвещение»,Москва,1983г.
5)Опыт дурака, или ключ к прозрению. М.Норбеков.
6)Анкета «Напряженность». www.schoolrodina.narod.ru
7)Классный руководитель. Научно-методический журнал. Издается с 1997г.
8)Открытая школа. Научно-методический журнал. Издается с 1958г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской обла
Внесены изменения в Регламент проведения аттестации...
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...
Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных
Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учрежд...
Программа по изучению географии Самарской области в 7 классе.
Программа предназначена для изучения регионального курса географии в 7 классе.Рабочая программа разработана на основе следующих документов:базисного учебного плана образователь...
Положение о символике ГКВОУ ЦО Самарской области
Положение о символике и атрибутах Центра образования Самарской области и приказ об его утверждении....
Программа детского объединения «Этнография Самарской области»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной кул...
Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г
Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П. стали победителями (3 место) областного конкурса программ и методических разработок, обеспечивающи...