Программа по развитию способностей.
рабочая программа

Лисянская Татьяна Анатольевна

      Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.

       Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И. Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач.

       По результатам моей педагогической деятельности делаю вывод, что все операции мыслительной деятельности значительно отстают от условной возрастной нормы. Поэтому одной из задач обучения учащихся с нарушением интеллекта является развитие всех мыс­лительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и умения устанавливать логические связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti_2.docx63.2 КБ
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4

от 31 августа 2014

Программа по развитию способностей.

«Использование коррекционных приёмов направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.»

Программу составила

учитель профильного труда:

Лисянская Т.А.

Актуальность.

      Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.

       Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И. Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач.

       По результатам моей педагогической деятельности делаю вывод, что все операции мыслительной деятельности значительно отстают от условной возрастной нормы. Поэтому одной из задач обучения учащихся с нарушением интеллекта является развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и умения устанавливать логические связи.

Основными компонентами умственного развития  являются:

 1) обученность как фонд усвоенных знаний;

 2) обучаемость как способность к их приобретению.

1) Обученность как показатель усвоенных знаний - определяется качествами ума, общими умственными способностями к усвоению знаний. Показателем будет являться развитие интеллекта и других особенностей психики учащихся: внимания, памяти, мотивов, черт характера и т.д.

2). Обучаемость как способность к обучению - связана с возможностью учащегося извлекать из учебного процесса необходимую информацию, опыт, культуру учения, труда и т.д. (Обычно выделяют высокую, среднюю и низкую обучаемость.) Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания и оперирует ими в новых условиях.

Обученность и обучаемость протекают в деятельности ученика и проявляются сквозь призму свойств его личности, т.е. через личностные параметры умственной деятельности (функции мышления, виды обобщения, способы и уровни отражения действительности, речевая деятельность). Эти параметры выражены через психологические показатели:

1. Умственная работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении работы. Умственная работоспособность проявляется через призму свойств личности. Немаловажным здесь является отношение самих учащихся к умственной деятельности и характер самой деятельности (например, интересная работа повышает показатель работоспособности). Здесь наблюдается взаимосвязь между обучением, умственной работоспособностью и успеваемостью.

2. Учебно-познавательная мотивация.

3. Самооценка результатов своего труда, своих возможностей, своего положения в коллективе.

Пути обучения мышлению

Развитие - один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Однако развивающий эффект обучения может быть весьма различным. В любом случае мышление определяет развитие личности, то есть все психические процессы подчинены логике формирования процессов мышления. Можно сказать, каково мышление младшего школьника, такова его психика.

В школьном обучении ребенок впервые сталкивается с принципиально новым для него типом знания - понятием, которое становится ведущим в его учебной деятельности. Если дошкольник решал разнообразные практические или игровые задачи в чувственно-житейской форме, то школьнику все чаще приходится сталкиваться с научными понятиями. Это обстоятельство ускоряет развитие мышления от наглядно-образного к словесно-логическому.

В центре учебной деятельности младшего школьника - его учебная задача, результатом ее решения является теоретическое понятие об определенной области действительности (величина, фонема, число, морфема) и одновременно способ решения всех конкретно-практических задач, связанных с этим понятием. Перед учителем ставится задача обучить детей самим приемам умственной деятельности (умственным действиям). Поэтому учение представляет собой процесс одновременного накопления знаний и владения приемами оперирования ими. Овладение приемами умственной деятельности происходит через:

а) ознакомление учащихся с ними;

б) упражнение - применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале;

в) перенос - использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности таков: усвоение содержания приема - самостоятельное его применение - перенос в новую ситуацию.

          Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний ("Пустая голова не рассуждает", - П.П.  Блонский). В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить "сумму знаний", но сформировать у него, насколько это возможно, на доступном ему уровне, систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Здесь цель обучения решает две главные задачи:

а) сообщить ребенку доступные ему сведения, накопленные человечеством в разных областях знания;

б) развить его ум, его мышление. ("Ум - это хорошо организованная система знаний", - К.Д. Ушинский).

Условиями умственного развития являются:

1) Развитие должно исходить из достигнутого уровня каждого учащегося.

2) Необходимо выявить этот уровень у каждого ребенка.

3) Индивидуализация обучения.

4) Развивающие задания с оптимальными трудностями, которые должны формировать рациональные умения умственного труда (при соответствующих средствах обучения).

5) Усвоение знаний в систематическом порядке.

6) Знания должны взаимодействовать с жизнью, с практикой.

       Также необходимым условием умственного развития является формирование теоретического мышления, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. Образование понятий и обобщений должно идти через непроизвольное запоминание, которое в свою очередь позволяет входить в мир научных знаний легко и свободно. Оно позволяет мышлению окрепнуть, стать, как принято говорить, на ноги. Это одновременно и путь совершенствования самой памяти, формирование ее механизмов.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
С переходом к рыночной экономике предъявляют существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональным навыкам работников производственного и обслуживающего труда. Вместе с тем, их возможности в плане профессиональной подготовки существенно ограничены. Трудность решения этой задачи обусловлена недостаткам психического развития, которые свойственны лицам с нарушением интеллекта. На развитие трудовых возможностей обучающихся влияет вся система учебно-воспитательной работы.
 Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

         Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции.

Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих обучающимся с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности.

Направления педагогической деятельности:
- Научно – методические  подходы к проблеме;
- Определение принципов обучения – общеучебных и коррекционных;
- Изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания; 
- изучение уровней познавательной активности и тревожности учащихся.
- Связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.

Планируемый результат:
1. Повышен интерес к урочной и  внеурочной деятельности обучающихся с задержкой психического развития

2.  Повысить средний уровень результата образования.
3.Развитие всех мыслительных операций.

Перспективы.
Продолжить развивать  способности у учащихся, в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства творческого развития личности ребенка.

Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:


• научить и отработать навык перевода рисунка с бумаги на ткань;
• учить читать схемы;
• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
• учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
• развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций;
• развивать творческие способности;
• развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук).
• воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

На занятиях использовать разнообразные методы:
• репродуктивная деятельность  (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам)
• репродуктивная деятельность с элементами творческой  (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки
• творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Основными методами являются наглядно-практические, включающие:

  •  ситуационное обучение,
  •  ролевые деловые игры,
  •  метод поощрения,
  •  погружение в материально-практическую среду ,
  •  практические работы, вводный и текущий инструктаж,
  •  экскурсии,
  •  многократное повторение и практическое закрепление, усвоение  и  одного и  того же материала различными методами и приёмами.

Для коррекции мышления обучающихся с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методики:

  • Методика сравнения понятий;
  • Методика «Установления последовательности события».
  • Методика «Исключения понятий»
  •  Методика «Умение следовать инструкции».
  • Методика  «Комбинаторика»
  • Методика «Установление логические связи и отношения между понятиями».

Методика «Сравнение понятий». Предназначена для исследования степени сформированности процессов анализа и синтеза.

Испытуемому предлагается сравнить понятия, указать их сходство и различия. Все ответы записываются. Если инструкция понимается не сразу, то дается образец. Выясняя сходство понятий, испытуемый должен назвать общий существенный признак. Например, понятия платье и пальто сходны тем, что это одежда, а различны тем, что пальто — это верхняя одежда, а платье — нет. Неумение выделить эти признаки свидетельствует о слабости операций анализа, синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

Методика «Установление последовательности события». Предназначена для исследования сопоставления сравнительной оценки способности к установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей. Для ее выполнения применяются различные по сложности картинки.

Испытуемым предлагается серия картинок по изготовлению какого-либо изделия. Картинки (4—5 шт.) раскладываются перед испытуемым на столе в случайном порядке. Необходимо определить, в каком порядке должны следовать картинки одна за другой, чтобы получилось изделие, и положить их правильно: с чего начать (1-я), как продолжить и чем завершить (последняя картинка). Фиксируется время выполнения — 45 секунд. Оценивается логичность, скорость выполнения задания и правильность.

Методика «Исключение понятий». Предназначена для выявления уровня процессов обобщения и отвлечения.

Предлагаются следующие задания. Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой, и их можно объединить одним названием. Найди неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные четыре.

Рукав, манжет, ворот, брюки, карман.

Ножницы, лекало, молоток, игла, мел.

Брюки, сапоги, юбка, платье, халат.

Резина, хлопок, лен, ситец, джерси.

Обтачать, застрочить, притачать, сметать, втачать.

Методика «Умение следовать инструкции».

Нарисуй в левом верхнем углу квадрат.

В нижнем углу нарисуй треугольник.

Соедини квадрат и треугольник прямой линией.

Справа от треугольника нарисуй круг.

В центре листа нарисуй звездочку.

Методика «Комбинаторика». Направлена на проверку логического мышления.

Предлагается расположить геометрические фигуры в таблице так, чтобы в каждом ряду они были расположены по-разному, т.е. ни один ряд не должен повторятся. Таким образом проверяется логическое мышление.

Методика «Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями».

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — три слова. Нужно выбрать из этих трех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижними словами было аналогично отношению двух слов слева.

Нитка –                 рука

игла                        ворот, рукав, платье                                                        

Ситец -                ткань

Платье                шов, вырез, изделие

Утюг -                 Челнок

Розетка                шв .машина, ножницы. Нить

Ткань -                 Изделие

Волокно                шов, детали, нить

Пуговица -                 Манжет

Петля                        Воротник, рукав, карман

        Усвоение основных тем  программы завершается проверочными работами, а всё обучение – производственной практикой и квалифицированным экзаменом.

       Кроме того, педагог сам определяет темы, содержание и методические приёмы.

Например:            

        Цель: научить обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Приемы:

Назовите одним словом.

Карман, ворот, манжет, рукав -…

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — четыре слова. Нужно выбрать из этих четырех слов такое, чтобы отношение между верхним и нижними словами было аналогично отношению двух слов слева.

карман        брюки

платье        —          шить, ноги, носить, штанины

Тема: «Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине».

Цель: научить устанавливать логические связи и анализировать.

Приемы:

Установи последовательность.

Заправить нить, нажать на педаль, вставить челнок, опустить иглу.

Сравни понятия, укажи сначала их сходства, а затем различия.

Платье – пальто

Воротник – рукав

Иголка – машина

Нитка – шнурок

Пуговица - молния

Тема: «Применение освоенных швов в швейных работах».

Цель: научить обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Приемы:

Какой шов лишний и почему?

Накладной, настрочной,  двойной, обтачной, запошивочный.

Сметочные стежки применяют для:

а)        заметывания краев деталей;

б)        обозначения контурных линий;

в)        перевода контура деталей на другой слой ткани.

3. Назови одним словом.

Втачать, настрочить, застрочить, притачать — ...

Тема: «Знакомство с тканью: ее назначение, свойства».

Цель: научить анализировать, выделять существенные признаки, обобщать и устанавливать логическую связь.

Приемы:

Назови одним словом.

Джерси, драп, вельвет, джинса, ситец — ...

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — три слова. Нужно выбрать такое из этих трех слов, чтобы отношение между верхним и нижними словами стало аналогичным отношению двух слов слева.

ситец        _         ткань        

платье        шов, вырез, изделие

Сравни понятия, укажи их сходства и различия.

платье — пальто

 лен    —     драп

нитка — шнурок

С закрытыми глазами определи группу ткани:

хлопчатобумажная, шерстяная, льняная, шелковая.

Тема: «Пришивание пуговиц».

Цель: научить анализировать, выделять существенные признаки, устанавливать логические связи.

Приемы:

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — три слова. Нужно выбрать из этих трех слов такое, чтобы отношение между верхним и нижними словами стало аналогичным отношению двух слов слева.

пуговица        _         манжет        

петля        воротник, рукав, карман

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение.

У платья есть... (подол, шнурок, рукав, пуговица).

Тема: «Пошив женского халата».

Цель: научить устанавливать логические связи, анализировать, выделять существенные признаки.

Приемы:

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение.

У халата есть... (пуговица, карман, ворот, подол, рукав).

Назови одним словом.

Платье, халат, юбка, брюки -….

Сравни понятия, укажи их сходства и различия.

халат — пальто

манжет — рукав

нитка — шнурок

Тема: «Пошив фартука».

Цель: научить выделять существенные признаки, обобщать и устанавливать логическую связь .

Приемы:

  1. Какой шов лишний и почему?

Сметочный, копировальный, крестообразный, стачной.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение.

Ткань состоит из... (нитей, волокон, льна, ситца).

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — три слова. Нужно выбрать из этих трех слов такое, чтобы отношение между верхним и нижними словами было бы аналогичным отношению двух слов слева.

пуговица        _        манжет

петля        воротник, рукав, карман

Тема: «Влажная тепловая обработка (ВТО) швейных изделий».

Цель: научить устанавливать логическую связь, анализировать, выделять существенные признаки.

Приемы:

1. Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая

связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу — четыре слова. Нужно выбрать

из этих четырех слов такое, чтобы отношение между верхним и нижними словами было бы аналогичным отношению двух слов слева.

розетка        _         челнок        

утюг        ножницы, шв. машина, нить

2 . Установи последовательность.

Обработка швов, утюжка, примерка

По результатам моей педагогической деятельности делаю вывод, что все операции мыслительной деятельности значительно отстают от условной возрастной нормы. Поэтому одной из задач обучения учащихся с нарушением интеллекта является развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и умения устанавливать логические связи.

Список литературы:
-Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006. 
-Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.   
-Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996. 
-Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005. 
-Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с. 
-Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002.

 



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска».

Программа развитие творческих способностей

«Свой дом украшу я сама»

Программу составила

учитель профильного труда:

Лисянская Т.А.

2016

«Истоки творческих способностей и 
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки, 
которые питают источник творческой 
мысли. Другими словами: чем больше 
мастерства в детской ладошке, тем умнее 
ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Актуальность программы.
  В процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих способностей: творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность. Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала. Данная программа предназначена для групповых и индивидуальных  занятий с обучающимися 5-9 классов.

Проблема 
У об учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом.

Новизна 
Одним из новых направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, её моделирования.
Цель
Организация преподавания, способствующая повышению эффективности обучения и развития творческих способностей. Раскрывать, выявлять, определять роль творческих способностей на уроке профессионально трудового обучения. Проведение самоанализа, самооценки и определение перспектив профессиональной деятельности. Способствовать развитию адаптивных возможностей, постижение обучающими духовного содержания.


Задачи


  • Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;

  • Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

  • Помочь подросткам найти свои интересы и склонности, научиться с их помощью выражать свои эмоции и чувства.

  • Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы. Развитие мелкой моторики рук, зрительно- двигательной коррекции.
  • Духовное развитие личности.

  •  Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.

Коррекционно-развивающие задачи

  • корригировать внимание 
  • коррекция и развитие связной устной речи 
  • коррекция и развитие психические процессы (памяти, внимание, мышление) 
  • коррекция и развитие зрительных восприятий
  • коррекция и развитие тактильного восприятия 
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук 
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы. 
  • развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету; 
  • воспитывать умение работать в парах, в команде; 
  • воспитывать самостоятельность; 
  • воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.) 


Технологии. 

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию творческих способностей является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности. 

Для развития творческих способностей используются: 

  1. Здоровьесберегающие технологии.


Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей онинормализуют психическое и физическое состояние учащегося. Направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса. 

  1. Личностно – ориентированные технологии. 


Освоение учащимися полученных знаний в соответствии с их возможностями и потребностями. Представляет свободу выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся. 

  1. Информационные технологии. 


Технологии ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения. 

Преимущество использования электронного способа работы с информацией; 

- последовательность и системность информации; 

- тезисность и информативность; 

- лёгкость возврата к предыдущей информации; 

- возможность дополнения или исправления информации; 

- копируемость; 

Методика



Компьютеризация процесса обучения, современные технологии, методы и приёмы помогают развивать у учащихся творческие способности. 
Использование презентаций на уроках делает процесс обучения более познавательным и эффективным. 
Применяя в своей работе наглядные пособия, тесты, карточки-задания, схемы, технологические, пооперационно – технологические карты, анаграммы, печатные пособия всё это позволяет более продуктивно развивать у учащихся с нарушением интеллекта творческие способности. 
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие.  Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и развитию творческих способностей. При выполнении практической работы, используя в одной поделке различные материалы, технологии, направления. Такая методика более эффективно развивает творческие способности у учащихся. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий характер труда находит свое выражение новых идей, появление прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Содержание  программы.

       Тема №1

 «Изящные рукоделия». Вводное занятие (2ч.)

       Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

      Беседа о том, как оживить интерьер дома, как освежить кухню при помощи красивых и полезных вещей, выполненных своими руками.

      Тема №2.

Изготовление кухонных полотенец, прихваток,

 салфеток.(6 ч.)

      Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов. Определение формы и размеров кухонных полотенец, прихваток и салфеток.

      Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта, состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.

     Тема №3.

Пошив сумки (4 ч.)

     Общие понятия о видах и назначении сумок из ткани. Определение формы, размера и назначения изготавливаемой сумки.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка сумки.

     Тема №4

Пошив  панно – аппликации (8 ч.)

     Практическое занятие. Раскрой и пошив рабочих рукавиц различных форм и размеров.

     Тема №5

Пошив рукавички – прихватки (3 ч.)

     Общие понятия о видах и назначении рукавички – прихватки. Определение размера и выбор отделки рукавички – прихватки.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка рукавички – прихватки.

     Тема №6

Пошив грелки на чайник (3 ч.)

     Общие понятия о видах, формах и назначении грелки на чайник. Определение формы, размера и отделки грелки на чайник.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка грелки на чайник.

     Тема №7

Пошив тапочек (3 ч.)

     Общие понятия о видах, формах и назначении тапочек из драпа. Определение размера и отделки тапочек.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка тапочек из драпа.

.

    

Учебно-тематический план программы

«Свой дом украшу я сама»

                                                                                         

№ п/п

Содержание занятия.

Количество часов теории.

Количество часов практики.

Всего часов.

Тема 1.

«Изящные рукоделия». Вводное занятие.

2

-

2

Тема 2.

Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток.

1

6

7

Тема 3.

Пошив сумки.

1

4

5

Тема 4.

Панно-аппликации..

-

8

8

Тема 5.

Пошив рукавички – прихватки.

1

3

4

Тема 6.

Пошив грелки на чайник.

1

3

4

Тема 7.

Пошив тапочек из меха на свой размер.

1

3

4

ИТОГО:

7

27

34

Календарно - тематическое планирование занятий

дата

Тема занятия

1 неделя

1.

 « Изящные штучки».  Введение в учебный курс. ТБ

2 неделя

2.

История возникновения  столового белья  из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью

3 неделя

3.

Изготовление прихватки квадратной формы.

4 неделя

4.

Изготовление прихватки круглой формы. Выбор стиля отделки.

5 неделя

5.

Изготовление прихватки, салфетки, ключницы – в выбранном стиле.

Способы отделки изделий для кухни.

6 неделя

6.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки.

7 неделя

7.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки

8 неделя

8.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки

9 неделя

9.

Виды хозяйственных сумок. Материалы для пошива.

10 неделя

10.

Пошив хозяйственных сумок.

11 неделя

11.

Пошив хозяйственных сумок

12 неделя

12.

Пошив хозяйственных сумок.

13 неделя

13.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

14 неделя

14.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

15 неделя

15.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

16 неделя

16.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

17 неделя

17.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

18 неделя

18.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

19 неделя

19.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

20 неделя

20.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

21 неделя

21.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

22 неделя

22.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

23 неделя

23.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

24 неделя

24.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу. Анализ образца.

25 неделя

25.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

26 неделя

26.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

27 неделя

27.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

28 неделя

28.

Грелка на чайник или кофейник. Анализ образца.

29 неделя

29.

Грелка на чайник или кофейник

30 неделя

30.

Грелка на чайник или кофейник

31 неделя

31.

Грелка на чайник или кофейник

32 неделя

32.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

33 неделя

33.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

34 неделя

34.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

Специфика подготовки развивающих, творческих занятий швейному делу. 

- руководство учебной программы при выборе темы занятий; 

- соотношение темы занятий тематическому плану; 

- чёткая постановка целей занятия (дидактической, коррекционной и воспитательной); 

- определение типа и структуры занятия, преемственности его этапов; 

- отбор методов и определение их рациональной комбинации (последовательности);

- реализация охранительного режима обучения через комбинацию используемых на занятиях методов, обеспечивающую смену видов деятельности обучающихся и опору на разные анализаторы; 

- уяснение дидактической функции наглядности; 

- выступление учителя не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения;

Опыт показал, что успеха можно ожидать только тогда, когда творческие занятия будут проводиться систематически по определённому плану с учётом индивидуальных особенностей учащихся. 


Результативность
Сравнительный анализ итогов выпускных  квалификационных экзаменов обучающихся по предмету ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребёнок»  г. Смоленсказа период с 2014 по 2016 г.г.

Общие сведения


2014- 2015 уч. г.


2015 -2 016 уч. г.


1

Количество обучающихся на начало уч. года

9 класс


10


10




2

Количество обучающихся в

 9 классе на конец уч. года.


10


10


3

Число воспитанников, сдавших экзамен

На «5» и «4»


9


10

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности развивается эстетическое восприятие, чувство, образные представления и воображение.

Планируемый результат:
1. Повышен интерес к внеурочной деятельности учащихся с задержкой психического развития (подготовка к выставке детского творчества, недели труда)
2. Средний уровень результата образования.

3. В результате обучения подростки научатся  чётко следовать инструкции.

4. Повысится творческая активность, улучшится мелкая моторика, зрительная активность.


Направления педагогической деятельности:
- Научно – методические подходы к проблеме;
- Определение принципов обучения – общеучебных и коррекционных;
- Изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания; 
- изучение уровней познавательной активности и тревожности учащихся.
- Связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.

Перспективы.

Продолжить развивать творческие способности у учащихся, в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства творческого развития личности ребенка.
Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:
• научить и отработать навык перевода рисунка с бумаги на ткань
• учить читать схемы
• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед
• учить ориентироваться в проблемных ситуациях
• развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций
• развивать творческие способности
• развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук)
• воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
На занятиях использовать разнообразные методы:
• репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам)
• репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки
• творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии). 

Список литературы

  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006. 
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.   
  3. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996. 
  4. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005. 
  5. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с. 
  6. Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002
  7. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000 . – 210 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Программа по развитию способностей обучающихся

Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности....

Программа по развитию способностей обучающихся

Программа поможет научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные...

Программа по развитию способностей обучающихся 5-7 классов «Одарённые дети»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Авторская программа по развитию способностей: «Кто, если не ты?»

Программа по развитию активности, интеллектуальных, лидерских и творческих способностей учащихся во время урочных и внеурочных занятий по ИПК в 8-х классах малокомплектной школы...

Программа по развитию способностей обучающихся

Цель: выявить творческие и интеллектуальные способности у каждого обучающегося, найти возможности для их реализации, способствовать самостоятельной творческой деятельности, развить навык самоорга...