Программа по развитию способностей обучающихся
рабочая программа на тему
Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_skan.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок талантлив.
«Творчество - это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее».
(Поль Торренс, психолог)
Цели:
1. Поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления;
2. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Актуальность.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Под творческими или креативными способностями учащихся в современной дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.
На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Цель:
развитие творческих способностей через занятие рукоделием и создание слайд-шоу.
Задачи:
-развивать познавательные, творческие, художественные способности обучающихся;
- развивать стремление к творческой самореализации и творческой активности.
Основные показатели творческих способностей:
Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом, репутацией.
Компоненты структуры творческих способностей:
1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.
2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.
3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.
4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не являющейся комбинацией известных.
Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания.
Условия необходимые для развития творчества.
– высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом.
– создание соответствующего психологического климата.
- включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к подготовке и участию в конкурсах, мероприятиях.
2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- приобщение (в различных формах) к работе педагога;
- повышение степени сложности заданий;
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.
3. Презентация работ обучающихся на различных площадках (в том числе и в сети Интернет).
Формы работы для развития творческих способностей.
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Исследовательские работы;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Индивидуальные маршруты.
Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях
- Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
- Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
- Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.
-Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
- Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
Развитию творческих способностей обучающихся будет способствовать:
- творческий подход к подбору тем занятий,
- включение необычные темы,
- также любую тему можно преподнести в разной форме
- работа над оформлением подачи материала
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на обучающихся, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
- Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
- Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
- Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
- Укрепление сотрудничества родителей с педагогом.
Формы работы с родителями
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к подготовке и проведению занятий и мероприятий;
Ожидаемые результаты
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;
2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
5. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах различного уровня;
6. Творческая самореализация обучающегося -выпускника;
7. Повышение качества образования;
Рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.
- Принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
- Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений обучающимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
- Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
- Непременным условием является положительная поддержка личности каждого ребенка.
- Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
- Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. Основная задача - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
- Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.
Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
- Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
- Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
- Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
- Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
- Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
- Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
- Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
- Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
- Уважение потенциальных возможностей отстающих.
- Демонстрация энтузиазма.
- Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
- Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
- Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
- Терпимое отношение к возможному беспорядку.
- Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
- Способность убедить, что педагог является их единомышленником, а не противником.
Литература.
1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После - 2006 г. - №4
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии - 1998г. - №5
4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии - 2006-№4
5. Штерн В. Умственная одаренность – С - П. -1997г.
6. Интернет – ресурсы: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3ad68a5d53a88421306c37_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию способностей обучающихся
Программа поможет научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
Программа по развитию способностей обучающихся 5-7 классов «Одарённые дети»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
Программа по развитию способностей обучающихся
Цель: выявить творческие и интеллектуальные способности у каждого обучающегося, найти возможности для их реализации, способствовать самостоятельной творческой деятельности, развить навык самоорга...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...