Итоговый педагогический совет. "Основы кинезиологии для учителей и учащихся".
презентация к уроку по теме
Выступление на педагогическом совете 2013-2014 учителя-логопеда Смирновой Н.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vistuplenie_na_pedsovete_13-14.pptx | 690.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уходит истоками в глубокую древность : Основателем научной кинезиологии считается Асклепиад , живший более 2000 лет назад Древнеиндийская йога и древнекитайская философская система Конфуция демонстрировали схожие элементы, направленные на обретение высших психофизических способностей через движение Кинезиология
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современны е кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий , что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики . Что же это такое?
Самый благоприятный период для интеллектуального развития — это возраст до 10 лет , когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована Большое значение имеет подбор индивидуальных методик, учитывающих ассиметрию полушарий и половые дихотомии Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия , Н.С. Лейтеса , П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Следовательно, развивая моторику рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов! Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению
Например: Выявление скрытых способностей человека и расширение границ возможностей деятельности его мозга Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы Ч ем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения
Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. - формируется в раннем детстве - является одной из причин существования у человека определенной структуры психики Разбираемся с понятиями
Формируются под влиянием ассимметрии мозга Левополушарный тип Правополушарный тип Равнополушарный тип Основные типы организации мозга
С клонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. И нформация , поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Для левополушарных людей характерна высокая потребность в умственной деятельности. Левополушарный тип
С клонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения . Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Правополушарный тип
О тсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. С уществует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности. Равнополушарный тип
Асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Дифференцированное школьное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка — один из самых сложных , но эффективных способов обучения. Врожденные предпосылки всего лишь исходные условия
В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов. Школьные методики тренируют только левое полушарие
Занятия должны проходить по схеме: комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6—8 недель). перерыв (2 недели); комплекс упражнений для развития правого полушария (6—8 недель); перерыв (2 недели); комплекс упражнений для развития левого полушария (6—8 недель ); Заниматься необходимо ежедневно . Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней Развивающая кинезиологическая программа
Развитие межполушарной специализации. Развитие межполушарного взаимодействия. Развитие комиссур (межполушарных связей). Синхронизация работы полушарий. Развитие мелкой моторики. Развитие способностей. Развитие памяти, внимания. Развитие речи. Развитие мышления. Устранение дислексии . Цели:
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняетс я каждой рукой отдельно, затем вместе. К омплекс упражнений №1 для развития межполушарных связей
«Колечко»
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя. «Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь»
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. «Лезгинка»
«Лезгинка»
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении э того упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих Полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 5. Ухо— нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий . Прикасаться к пальцу нельзя. По следовательно в упражне ний должны участвовать все пальцы обеих рук. «Змейка»
«Змейка»
7. Горизонтальная восьмерка. /, 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз. «Горизонтальная восьмерка»
3—6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальца ми знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки». «Горизонтальная восьмерка»
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком . «Горизонтальная восьмерка»
Дорогие коллеги, сегодня мы с вами познакомились с основными понятиями кинезиологии и первым комплексом упражнений. Продолжение следует! Итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Основы развития способностей к креативной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании»
Одной из целей методической темы школы является освоение компетентностного подхода к образованию. Он заключается в том, что следует обучать не только репродуктивному воспроизведению знаний, а оп...
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...
Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
В данной рабоете смоделирована технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.Урок русского языка. 5 класс, УМК Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой...
«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...
Сценарий итогового педагогического совета «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА»
Сценарий итогового педагогического совета в нетрадиционной форме. Педагогическая ярмарка проходила в год, объявленный в России годом педагога-наставника. На ярмарке в качестве товара ...