Методическая разработка по ФЭМП величина
методическая разработка на тему
В данной методической разработке представлен набор игр, способствующих формированию элементарных математических представлений, а именно величины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_femp_velichina.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Соберем большие и маленькие ракушки (камешки)»
Цель: уточнение представлений о размере объектов «большой - маленький», развитие ручной моторики.
Оборудование: ванночка с водой большие и маленькие ракушки.
Ход игры: перед ребенком находится ванночка, наполненная водой. В нее помещены большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку доставать рукой камешки и складывать их в миску (диаметром 10 см).
Инструкция: «посмотри , что лежит в ванночке? Правильно, это ракушки! Как их здесь много! Какие у нас камешки: одинаковые или разные? Достань рукой большой камешек и положи в эту миску. Какой это камешек? Теперь достань маленький…». Таким образом, действия повторяются несколько раз.
В качестве усложнения игры можно предложить ребенку складывать разные по величине предметы в мисочки разного цвета.
«Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)»
Цель: закрепление представлений о величине (много – мало, больше – меньше), уточнение значения слов «глубокий» - «мелкий».
Оборудование: два таза с водой (глубокий и мелкий), уточки , рыбки.
Ход игры: перед ребенком ставят два таза с водой. Взрослый предлагает ребенку поиграть. Они вместе опускают руки то в один, то в другой таз, сравнивая разное количество воды в них. Поскольку в одном тазу спрятались только ладошки, а в другом руки спрятались по локоть, выясняется, что одно «озеро» глубокое, а другое – мелкое. После этого ребенку предлагают поиграть с уточками, которые будут плавают и ныряют за рыбками на дно озера. Взрослый уточняет, в каком озере ребенок будет играть с уточками – в глубоком или мелком.
«Массаж для ладошек»
Цель: закрепление представлений о величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Оборудование: еловые и сосновые шишки в корзине, игрушка – медведь (белка).
Ход игры: взрослый создает игровую ситуацию, внося игрушку и корзинку с шишками.
Инструкция : «Ребята, посмотрите, к нам пришел в гости медвежонок. Откуда он пришел? Он что-то принес с собой в корзинке. Посмотрите, что это? Правильно, шишки! Мишка хочет, чтобы мы с ним поиграли. Сначала возьмем вот такую шишку. Это еловая шишка – она растет на елке. Положим шишку между ладошками и покатаем. Вот как. Как она колется. Попробуй сам. Шишка в ладошках не помещается. Она длинная. А сейчас возьмем такую шишку – это сосновая шишка. Она растет на сосне. Положим шишку между ладонями и покатаем. Вот так. Она тоже колется. Попробуй сам. Шишка в ладошках спряталась. Она маленькая. А сейчас медвежонок внимательно посмотрит хорошо ли потрудились наши ладошки». Затем медведь гладит ладошки ребенка и хвалит и его и взрослого. Кроме этого ребенку можно предложить разложить большие (еловые) шишки в большое ведро, маленькие(сосновые) – в маленькое.
«Спрячь шарик в ладошках»
Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
«Спрячь игрушки»
Цель. Пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.
«Опусти шарик в коробку»
Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».
Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педагог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
«Уложи куклу спать»
Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше») ; учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать, но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, педагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена. Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие величин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем достает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати. При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кровати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит: «Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше – вы построили ей большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше – вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку, а на маленькую кровать – маленькую простынку и маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».
«Кто скорее свернет ленту?»
Цель. Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см)(а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
«Где такие?»
Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости
использовать наложение и обведение по контуру; закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование. Трафареты, вырезанные из дерева или плотного картона, с изображением больших и маленьких предметов простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе несколько трафаретов с изображением одного и того же предмета разной величины, например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет, например мяч, средний по величине. Педагог говорит, что нужно найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает один и говорит: «Я думаю, что он такой же». Вынимает из наборного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга. Формы совпадают, педагог обращает на это внимание детей, обводит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это сделать каждому, подходит к детям. «Мячи одинаковые»,– говорит педагог. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика, ставит в наборное полотно парный самому маленькому, вызывает одного из детей и просит его найти такой же. Свой выбор ребенок проверяет наложением. Если предмет выбран неверно, контуры не совпадают, педагог говорит, что один из домиков больше, показывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает найти нужную форму.
«У кого большой мяч?»
Цель. Обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Оборудование. Мячи разной величины по количеству детей.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом, а педагог за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, педагог подтверждает: «Верно, у Кати мяч большой, а у Коли маленький». Предлагает Коле отвернуться, а в это время меняет у Кати мяч на маленький, меньший, чем у Коли. Не давая Коле повернуться, спрашивает: «Какой у тебя мяч?» Коля отвечает: «Маленький» – и поворачивается. «Какой у Коли мяч?» – спрашивает педагог. Дети отвечают: «Большой». Такие перемены производятся несколько раз. Затем педагог вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их в ряд на столе. Спрашивает: «Где самый большой мяч?» Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому. Когда останется один мяч, педагог спрашивает: какой мяч остался – большой или маленький? Дети говорят, что большой. Педагог выходит и приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спрашивает, указывая на лежащий на столе мяч, большой он или маленький,-- оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круг и играют с большим мячом, передавая его друг другу.
«Зоопарк»
Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
Оборудование. Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.
Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.
«Ежик»
Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». – «Побежали в лес,– предложила мама-ежиха. – Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой – ежихе; следующего ребенка – почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.
«Тонкая - плотная»
Цель: уточнение представлений о свойствах ткани(тонкий - толстый), развитие тактильной чувствительности.
Оборудование: шесть лоскутков ткани (три толстых и три тонких)
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку различные по толщине лоскутки. Вместе они ощупывают их, определяют их свойства. В процессе такой работы ребенок знакомится с таким качеством ткани, как толщина, выясняя тонкая перед ним или толстая ткань.
Инструкция: «Посмотри, какие я подготовила лоскутки. Скажи, они одинаковые или разные? Давай возьмем их в руки, хорошенько рассмотрим и потрогаем. Покажи, где здесь тонкая ткань. А этот лоскток толстый? Покажи, где здесь еще есть толстая ткань. Найди три одинаковых лоскутка».
Игру можно усложнить исключая зрительный анализатор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной раб...
Методическая разработка урока в 7 классе на тему: "Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин"
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин...
Методическая разработка по ФЭМП время
В данной методической разработке представлен набор игр, способствующих формированию элементарных математических представлений, а именно времени....
Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы по теме "Путешествие на остров сокровищ" конспект составлен Табацкой Ксенией Васильевной воспитателем ГБДОУ №14 Кронштадтского р-на
Методическая разработкаконспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП с детьми старшей группыпо теме "Путешествие на остров сокровищ"конспект составленТабацкой Ксенией Васильевнойвоспита...
Методическая разработка "Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»"
Данная разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе....
Методическая разработка «Освоение величин в дошкольном возрасте, как условие познания окружающего мира»
Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в своей работе по самообразованию, в работе я постаралась выявить и обосновать роль измерительной деятельности в фо...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по ФЭМП "Путешествие на остров математики".
направлена на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....