Рабочая программа по математике 3 класса в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по математике по теме
Предварительный просмотр:
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по математике для 3А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2), примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), примерной программы по математике и авторской программы М.И. Моро, М.:«Просвещение» 2015г.
Пояснительная записка
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Специфика образовательного процесса.
Специфика образовательного процесса отражена в Программе развития Нижневартовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Цель программы: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей сохранению физического, психического, социального здоровья и социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
- Обеспечение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование.
- Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
- Внедрение технологий здоровьесбережения.
- Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся и выпускников.
- Совершенствование воспитательной работы.
- Обновление деятельности подразделений образовательного учреждения.
- Способствовать повышению профессионального роста всех участников образовательного процесса.
В связи со специфичностью контингента учащихся школы, психофизических возможностей и общего уровня развития школьников с нарушенным слухом при разработке программы учитывались специфические принципы обучения слабослышащих учащихся.
Специфические принципы обучения слабослышащих обучающихся:
- учет социальных факторов в формировании личности слабослышащего школьника;
- специальная система обучения слабослышащих детей языку как важнейшее средство преодоления аномального хода развития обучающихся;
- обучение основам наук в единстве с усвоением родного языка как средства общения;
- максимальное обогащение речевой практики;
- активизация разных видов деятельности учащихся в учебно – воспитательном процессе;
- компенсированная направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих детей;
- единство практического овладения системой научных знаний и обучения основам наук.
В преподавании курса математики специальной (коррекционной) школе наряду с традиционными формами и методами обучения целесообразно использовать и специфические методы обучения. Овладение педагогом специфическими методами обучения позволяет решать специфические задачи по преодолению речевого недоразвития учащихся, формированию их речи как средства общения и орудия мышления. Решение задач речевого развития слабослышащих учащихся должно пронизывать всю учебно-воспитательную работу. Специфические методы основываются на использовании предметно-практической деятельности в учебном процессе. Для слабослышащих детей основными источниками знаний являются наблюдения и личный опыт, приобретаемый через предметно-практическую и трудовую деятельность.
В данной программе предусмотрено снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение количества биологических терминов и понятий.
Программа предусматривает использование современных педагогических технологий в обучении школьников с нарушенным слухом естественным наукам включая компьютерные технологии по предмету.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч (34 учебные недели).
Распределение количества часов 3 А класса
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
36 часов | 28 час | 40 часов | 32 часа |
ИТОГО 136 часов |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно – нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение
к окружающему миру.
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении
знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цели задачи учебной деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем учебную проблему.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математически знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере)
Содержание курса «Математика»
Числа от 1 до 100 | ||
Сложение и вычитание (Повторение и закрепление пройденного) | 9 | |
Табличное умножение и деление | 55 | |
Внетабличное умножнение и деление | 15 | |
Деление с остатком | 12 | |
Числа от 1 до 1000 | ||
Нумерация до 1000 | 13 | |
Сложение и вычитание в пределах 1000 | 10 | |
Умножение и деление в пределах 1000 | 12 | |
Итоговое повторение | 10 | |
Итого: | 136 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Сроки проведения контрольных работ
Пероиод | Количество часов | Тематические контрольные работы (кол-во, № урока) | Итоговые контрольные работы (кол-во, № урока) |
1 четверть | 36 часов | 2 (20, 29) | 2 (7, 35) |
2 четверть | 28 часов | 1 (49) | 1 (60) |
3 четверть | 40 часов | 2 (79, 90,) | 1(102) |
4 четверть | 32 часов | 1 (114) | 1(127) |
итого: | 136часов | 6 | 5 |
Входной контроль – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь)
Промежуточный контроль – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);
Итоговый контроль – для сравнения результатов и определения уровня усвоения знаний (апрель – май).
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Название | Авторы | Классы | Наличие электронного приложения |
Учебники | ||||
1 | Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. | М.И.Моро, М.А.Бантова | 3 класс | да |
2 | Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. | М.И.Моро, М.А.Бантова | 3 класс | да |
3 | Рабочие тетради на печатной основе. Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. | Моро М. И., Волкова С. И. | 3 класс | нет |
Дидактическое и методическое обеспечение.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Учебно-методические комплекты для 3класса (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) | рабочая программа Предметная линия учебников М.И.Моро и др. «Математика» М., Просвещение 2012 год |
Демонстрационный материал (картинки, предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. | В.Н.Рудницкая. Тесты. М., «Экзамен», 2012 (127с.) проверочные работы по математике С.Волкова М.: Просвещение, 2012 г., с логотипом ФГОС |
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками). | С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012. |
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки). | Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика.3 класс. В 2-х частях»- М.: Издательство «Экзамен», 2010. |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты. | Дополнительный материал по математике в виде тестов, проверочных работ, заданий на смекалку |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел. | Контрольно-измерительные материалы. Математика: 3 класс / Сост. Т.Н.Ситникова. М.: ВАКО, 2012 |
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора. | Журналы «Начальная школа». |
Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000 | |
Сборник задач и примеров по математике, 1-4 класс: / Пособие для начальной школы.- М.: «Аквариум», 2005. | |
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика.3 класс. В 2-х частях»- М.: Издательство «Экзамен», 2010. |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Компьютер с художественным программным обеспечением. | 1 | |
Интерактивная доска | 1 | |
ВЕБ - камера | 1 | |
Ноутбук | 4 |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики. | Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование).
| http://school-collection.edu.ru Веселая математика Кубарика и Томатика http://www.ipk.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.shtml; http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий» |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).
Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1—3 действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;
"2" - 5 и более ошибок.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 -2 ошибки;
"3" - 3 -4 ошибки.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;
"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;
"2" - 5 и более ошибок.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 5 кл, Виленкин, ФГОС
Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
С тематическим планированием...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класса в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
С тематическим планированием...
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Математика для всех. Чудо шашки»для обучающихся 8-9 классов...