Сказка как средство познавательного развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.
статья на тему
В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место, и сказка находит свое применение в ходе коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы учащихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка как средство познавательного развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников.
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности — учебной.
Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к получению образования, т.к. они были лишены специальной системы помощи (в населенных пунктах нашего района нет специальных дошкольных образовательных учреждений).
В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место, и сказка находит свое применение в ходе коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы учащихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э, Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Российская дефектология руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Организация коррекционно-развивающей работы с использование сказочного игрового сюжета, основанного на использовании практической деятельности, не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями.
Изучая методическую литературу по данному направлению, сделала вывод о недостатке литературы по развитию познавательной сферы детей с умственной отсталостью средствами народных и авторских сказок. Поэтому изучив методические рекомендации Фесюковой Л.Б., Алексеенко В.В., Лощининой Я. И., Гуськовой А.А. и других имеющихся исследований в области сказки разработала систему коррекционно развивающих занятий «Развитие познавательной сферы учащихся младших классов с нарушениями интеллекта».
Цель – повышение уровня развития познавательных способностей и познавательных интересов у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста средствами сказки.
Для основной массы умственно отсталых учащихся младших классов не характерно осознанно-положительное отношение к учебной деятельности, хотя у отдельных школьников можно наблюдать элементы такого отношения.
Развитие положительного отношения к учению у умственно отсталых школьников протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью. Оно может изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога. Сказка помогает создать положительный эмоциональный настрой, положительное отношение к требованиям педагога, вследствие чего дети стремятся к выполнению игровых заданий и упражнений, что способствуют положительной динамике в развитии познавательных процессов и соответственно к усвоению школьных знаний.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
- Проведение диагностической работы – обследование развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей.
- Коррекционно-развивающая работа – организация мероприятий, способствующих коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования (занятия индивидуальные и групповые). С любимыми героями сказки ребенок незаметно для себя решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями, умениями, качествами.
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития учащихся.
- Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Основной содержательный материал, используемый при работе с учащимися на коррекционно-развивающих занятиях — развивающие игры. Исходя из цели коррекционной работы, подбираются наиболее адекватные для каждого занятия, игры и упражнения, которые способствуют развитию у детей познавательной мотивации, произвольности, познавательной и речевой сферы.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо было создать развивающую среду, в которой школьник мог бы развиваться, познавать окружающий мир: предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной с педагогом и детьми (карты, схемы, картинки, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.п.), а так же средства ИКТ.
В основе своей работы придерживаюсь следующих принципов:
- развиваю отдельные психические процессы через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
- субъектное отношение к ребенку;
- развивающую работу строю на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;
- занятия провожу в игровой форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
- отношения с детьми доброжелательны и дружелюбны;
- ребенок должен иметь право на ошибку;
- успех должен переживаться детьми как радость; даю положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
- большое внимание на занятиях уделяю развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Велика образовательная роль сказок. Эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание невозможно, а эмоционально положительный настрой в работе с умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Сказка в системе коррекционно-развивающих занятий несет в себе:
- коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
- эффективность игровой мотивации в развитии познавательной активности и познавательных интересах;
- совершенствование познавательных процессов ребенка;
- развитие диалогической и монологической речи;
- сотрудничество педагога-психолога с учащимися и друг с другом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
С учетом этого составила перспективный план работы для развития познавательной сферы, в котором коррекционно-развивающие занятия строятся по следующему алгоритму:
1. Организационный момент - отгадывание загадок об изучаемой сказке.
2.Пальчиковая гимнастика.
3. Графический диктант (штриховка, рисование).
4. Игры:
- расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
- логические игры;
- игры, развивающие фонематическое восприятие;
- игры, развивающие внимание и память;
- игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.
5. Психогимнастика.
6.Итог занятия — совместно с детьми делаю вывод
по сказке.
На занятиях предпочитаю использовать интегрированный подход, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участие каждого ребёнка в образовательном процессе, а так же предупреждает переутомление и дефицит внимания.
В силу отмеченных выше особенностей сказки, несомненно, являются эффективным средством развития познавательных интересов учащихся с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-развивающих занятий, способствует положительной динамике в развитии познавательной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»
Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие познавательной активности учащихся младших классов во время игр на улице.
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической зоркости учащихся младших классов с нарушением интеллекта"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость развивается ...
Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
В помощь родителям...
Сценарий праздника в начальной школе "Приключения птички-невелички" для обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта.
Праздник - это один из самых главных моментов в жизни любого ребенка. Он просто необходим для всестороннего развития. Праздник всегда несёт в себе заряд положительных эмоций (чего и не хватает детям с...
Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"
Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ музки и небольших пье...