Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС
методическая разработка на тему
Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС основывается на методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .
Процедура исследования предполагает анкетирование значимых людей (родители, педагоги).
С помощью тестирования определялся уровень сформированности и особенности коммуникативного поведения младших школьников с РАС, именно:
1. Актуальная форма коммуникации детей с РАС.
2. Исследование особенностей невербальной коммуникации
3. Исследование особенностей вербальной коммуникации.
4. Особенности базовых коммуникативных функций.
5. Особенности интерактивного поведения.
6. Психосоциальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС
Для исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС за основу была взята методика Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .
Процедура исследования предполагала анкетирование значимых людей (родители, педагоги).
С помощью тестирования определялся уровень сформированности и особенности коммуникативного поведения младших школьников с РАС, именно:
1. Актуальная форма коммуникации детей с РАС.
2. Исследование особенностей невербальной коммуникации
3. Исследование особенностей вербальной коммуникации.
4. Особенности базовых коммуникативных функций.
5. Особенности интерактивного поведения.
6. Психосоциальные способности.
Ответы на вопросы считаются в баллах :
«да» - 2 балла – навык сформирован
«иногда» - 1 балл – навык в стадии формирования
«нет» - 0 баллов – навык не сформирован
Методика исследования коммуникативного поведения младших школьников с РАС.
I. Какая форма коммуникации является для ребенка актуальной?
1.Вербальная?
2.Невербальная?
3.Альтернативные средства коммуникации?
Оценка определяется количеством детей, относящихся к той или иной группе.
II. Особенности невербальная коммуникация.
Вокализации
1. Произносит ли он/она звуки, звукокомплексы?
2. В присутствии близких произносит звукокомплексы?
3. Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
Взгляд
4. Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми?
5. Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?
6. Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам?
7. Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника?
8. Выражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
Мимика
9. Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)?
10. Соответствует ли выражение лица ситуации?
11. Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
12. Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
13.Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания?
14. Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
15. Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
Жесты
16.Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
17. Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
18.Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей?
19. Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание?
20. Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
От 0-13 баллов –низкий уровень
От 14-26 баллов – средний уровень
От 27-40 баллов – высокий уровень
III. Особенности вербальной коммуникации.
1. Аграмматична ли речь ребенка?
2. Есть ли у ребенка наличие эхолаличной речи?
3. Использует ли ребенок слова – штампы, предложения – штампы?
4. Есть ли трудности употребления личных местоимений?
5. Имеются ли у ребенка отсроченные эхолалии?
Оценка определяется количеством детей, имеющих те или иные особенности вербальной коммуникации
IV. Базовые коммуникативные функции.
1. Выражает ли он/она согласие/несогласие?
2. Комментирует он/она события?
3. Выражает ли свои потребности и желания?
4.Может ли он/она задавать вопросы?
5.Может ли он/она отвечать на вопросы?
От 0-3 баллов – низкий уровень
От 4 – 6 баллов – средний уровень
От 7 – 10 баллов - высокий уровень
V. Интерактивное поведение.
Цель заключались в определении умения устанавливать визуальный и речевой контакт, соблюдать соразмерное поведение в ситуации смены собеседника, умения четко поставить вопрос, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, умение управлять диалогом, умение инициировать и поддержать коммуникативное взаимодействие
1. Реагирует ли он/она на обращение?
2. Реагирует ли он/она на разумные требования?
3. Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
4. Является ли он/она инициатором коммуникативного взаимодействия?
5. Может ли поддержать диалог на интересующую его тему?
6. Может ли поддержать диалог на не интересующую его тему?
7. Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
8. Реагирует на недоразумения?
9. Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
10. Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
11. Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
От 0 до 7 баллов – низкий уровень
От 8 до 14 баллов – средний уровень
От 15 до 22 баллов – высокий уровень
VI. Психосоциальные способности
Цель оценить умение сообщить о своих эмоциях, чувствах, определить мотивацию к общению , круг общения, места где чаще всего происходит коммуникация, определить знает ли ребенок о своих коммуникативных ограничениях.
Может ли он/она сообщить о своих чувствах?
Может ли он/она попросить о помощи и оказать ее другим?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Проявляет ли разочарование, если не может выразить просьбу и желание?
Контактирует в основном со знакомыми людьми?
Может ли контактировать с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке?
Коммуникация чаще всего происходит в знакомых местах?
От 0 до 5 баллов- низкий уровень
От 6 до 9 баллов –средний уровень
От 10 до 14 баллов – высокий уровень
Путем суммирования результатов выполнения всех заданий этого раздела делается вывод об уровне сформированности коммуникативных навыков младших школьников с РАС:
От 0-29 баллов – низкий уровень
От 30- 57 баллов – средний уровень
От 58 – 86 баллов – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/31/picture-129708-1527759851.jpg)
Методика проведения подвижных игр с младшими школьниками в различных организационных формах физического воспитания.
В данном материале описаны подвижные игры, а так же даны методические рекомендации по их использованию в различных формах физкультурного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-370036-1456046696.jpg)
Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.
Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-622653-1428984564.jpg)
Методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников "Лесенка"
Проективная методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-261994-1378087039.jpg)
Методика воспитания и развития личности младшего школьника
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107771-1548422981.jpg)
Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью
Разработка содержания и методики проведения экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей рисования по воображению умственно отсталых учащихся специальной школы....
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»
диагностика...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-789499-1462905937.jpg)
Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников.
Методика выявления творческих способностей младших школьников обеспечивает своевременное выявление потенциала одаренности....