Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО
учебно-методический материал на тему
Использование компьютеров в образовании уже стало повсеместным явлением. Уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется „интернетизация” образования. Необходимость использования ИКТ на уроках СБО неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shmo_sbo_2016g.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО.
Из опыта работы: Изотова Валентина Иосифовна.
Использование компьютеров в образовании уже стало повсеместным явлением. Уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется „интернетизация” образования.
Необходимость использования ИКТ на уроках СБО неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, ИКТ - реальная возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, развитие психологических функций.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. А также при обучении в школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать и развитию высших психических функций, пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.
Использовать компьютерные средства необходимо, это обуславливается тяжестью и устойчивостью нарушений у детей с отклонениями в развитии.
К сожаленью, для детей с особыми образовательными потребностями нет специальных программ обучения с применением компьютерных средств. Как нет и самих учебников по СБО. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей.
Существует три основных способа (или подхода) использования мультимедиа:
Иллюстративный (традиционный). Удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении, тестировании.
Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Самое главное в таком подходе — высокий уровень методической обработки материала.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как:
- задействованы все каналы восприятия учащихся
- зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- сокращается время при выработке технических навыков
- учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- достигается оптимальный темп работы ученика;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
В основном на уроках СБО я применяю мультимедийные презентации. Многие презентации по СБО разработаны мною самостоятельно по следующим разделам «Домашняя экономика», «Транспорт», «Питание», «Торговля», «Личная гигиена». Также накапливаю банк необходимых для уроков презентаций, используя передовой опыт других педагогов.
Использование компьютерных презентаций в преподавании курса СБО помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
При использовании на уроке компьютерных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
ИКТ помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся.
ИКТ эффективны на уроках, имеющих разные цели:
- для изучения нового материала:
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
Очевидные достоинства уроков-презентаций и в том, что качественно изменяется отношение ученика к СБО, как учебному предмету.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Еще использую презентации тогда, когда возможности урока и кабинета не могут дать полного представления о данной теме. Использую презентации в качестве виртуальных экскурсий на автовокзал, ж/д вокзал или аэропорт. В виду того, что реально посетить аэропорт не представляется возможным. А презентация позволяет посмотреть, как выглядит аэропорт, какие службы бывают в аэропорту, как использовать в качестве информации электронное табло, как проводится таможенный осмотр, регистрация и т.д. А также «побывать» в салоне самолета, познакомиться с правилами пассажиров и узнать многое другое.
При изучении темы «Торговля» ученики, после просмотра презентации быстрее усваивают отличие магазинов от рынка, а рынка от ярмарки. При этом решаются и потребительские задачи и экономические. Учащиеся самостоятельно делают правильные выводы и обобщения.
Результат применения ИКТ на уроках СБО. Использование информационных компьютерных технологий на уроках СБО способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО, вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в общество.
Методика применения ИКТ на уроках СБО
Все публикации автораВсе публикации автора
ПоделитьсяПоделиться
Методика применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО)
в школе VIII вида.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной (коррекционной) школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Социально-бытовая ориентировка детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией (почти все дети имеют значительное отставание от нормы по уровню сформированности психических функций). Все дети (100%) имеют низкий уровень осведомленности, пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Уровень сформированности внимания – ниже нормы, переключаемость внимания – недостаточная, отвлекаемость повышенная. Навыки контроля и самоконтроля находятся на низком уровне, учащиеся неспособны адекватно спланировать свою деятельность, не могут фиксировать свои ошибки, продуктивность деятельности - ниже нормы (100 %). Уровни сформированности памяти: зрительная память – в пределах нормы 80 %, ниже нормы – 20 %. Слуховая память – низкий уровень 100 % детей. Долговременная память – ниже нормы 80 %, низкий уровень – 20 %. Относительно операций мышления было выявлено следующее: 70 % детей затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, 30 % могут сделать это самостоятельно, использую стимулирующую помощь педагога. Задания на аналогии -100 % детей выполнили их с результатом ниже нормы. Уровень мотивации к предмету СБО низкий (45%). Качество знаний по предмету – 3,4. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности детей с ОВЗ социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени, отсутствием необходимых дидактических материалов не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений.
Таким образом, возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.
Исходя из этого, нами разработаны методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей на уроках СБО в школе VIII вида.
Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Но, чтобы применение компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.
- Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
- Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
- Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым допустимо использование компьютера (Санитарные правила и нормы).
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.
Уроки социально бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы.
Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливаем мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.
Цифровая наглядность, должна быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний.
Пользуясь цифровыми наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
- подбирать только такие материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;
- заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;
- строго ограничивать количество цифровых образовательных ресурсов на уроке, так как с каждым из подобранных видов должна быть проведена соответствующая работа;
- всю подобранную цифровую наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
- необходимо подбирать доступные материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;
- при использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, взятых из других источников, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы VIII вида;
- цифровые материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть качественными, яркими, четкими и соответствовать требованиям, предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).
На уроках в коррекционной школе VIII вида широко применяется метод объяснения. Рассмотрим применение ИКТ на этапе объяснения нового материала.
Объяснение с использованием ИКТ (презентации, мультимедиа, наглядные картинки, фильмы) должно проводиться при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:
- объяснение с использованием компьютерных средств должно быть небольшим по объему и непродолжительным;
- материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен учащимся;
- во время, объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого (использование вопросов, требующих второстепенной информации, параллельно идущей с рассматриваемой темой, может затруднить обобщение, вывод и увести от основного содержания).
Особое внимание на уроках СБО следует уделять использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащихся. Программа предлагает минимальный перечень практических работ. Использование ИКТ позволяет повысить эффективность практических работ за счет внедрения мультимедийных заданий. Например: Положи в кастрюлю в правильной последовательности все ингредиенты супа. Если ребенок ошибается, звучит сигнал. Работа выполняется до её полного и правильного выполнения. Таким образом, достигается прочное усвоение материала перед его практическим выполнением.
В общей структуре учебного занятия дополнительно следует учитывать специфику, связанную с использованием компьютерных и коммуникационных средств:
- перераспределение времени по сравнению с обычным занятием;
- особенности связи нового материала с предыдущим;
- способ оценки усвоения знаний;
- индивидуальный темп работы отдельно каждого участника;
- общий темп работы группы;
- реализацию самостоятельной деятельности;
- выявление интереса к использованию ИКТ;
- полноту реализации целей и задач учебного занятия;
- качество знаний;
- возникающие трудности.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки в школе VIII вида в соответствии с данной методикой позволило сделать выводы об её эффективности. Использование ИКТ дало возможность проектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок, повысить результативность урока во всех отношениях (подача материала— объем, скорость и качество, эфеективность и т. д.). Анализ диагностических срезов показал, что у учащихся повысилось качество знаний по социально-бытовой ориентировке с 3,4 до 4,4, повысилась мотивация к предмету – 100%, сложилась положительная динамика к выполнению умственных и практических действий. Также методически грамотное применение ИКТ на уроках СБО способствовало развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и памяти, стимулировало познавательную активность. А это, в свою очередь, позволило сформировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков! Успешность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой ориентировке будет способствовать их дальнейшей социально-трудовой адаптации и социализации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно – коммукационных технологий при организации учебного процесса....
Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...