индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР
рабочая программа (6 класс) на тему

Лактионова Ольга Васильевна

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом для обучающегося с ОВЗ  (6 класс). Разработана и является частью АООП для обучающихся с ЗПР. Разработана с учётом имеющихся нарушений у обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_6_klassa.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

КОРРЕКЦИОННОЙ БЛОК АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом

для обучающегося с ЗПР

учащегося 6» класса)

Автор-составитель:

учитель-логопед

Лактионова О.В.

МОСКВА 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………..3

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося………5

Особые образовательные потребности………………………………...6

Цель, задачи, формы организации, основные направления, планируемый результат………………………………………………….7

Организация коррекционно-образовательной деятельности..……..8

Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию коррекционно-развивающей программы……………….8

Приложение 1……………………………………………………………….9

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана для обучающегося школьного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Коррекционно-развивающие занятия проходят на базе школы. Программа рассчитана всего на 108 часов.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающемуся с ЗПР в освоении АООП для детей с ЗПР, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии, его социальная адаптация.

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности обучающегося, коррекцию развития с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа коррекционной работы позволяет:

  • выявить особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, обусловленные недостатками в его физическом и (или) психическом развитии;
  • создать адекватные условия для реализации особых образовательных потребностей;
  • оказать помощь в освоении АООП для детей с ЗПР;
  • развить коммуникацию, социальные и бытовые навыки, адекватное учебное поведение, взаимодействие со взрослыми и детьми, формировать представления об окружающем мире и собственных возможностях;
  • выстроить  взаимодействие  с  семьей обучающегося  для  обеспечения его полноценного развития;
  • оказывать   консультативную   и   методическую   помощь  родителям (законным  представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.

Основными принципами коррекционной работы  являются:

  • индивидуализация;
  • разносторонность;
  • комплексность;
  • систематичность.

Индивидуализация психолого-педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) особенностей нарушений  обучающегося, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его психическом развитии.  Коррекционная работа осуществляется в ходе индивидуальных  занятий и в самостоятельной деятельности. Педагог-психолог имеет возможность оказывать направленную помощь обучающемуся и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у ребёнка, его индивидуально-типологических особенностей. Учитель-дефектолог и учитель-логопед изучают особенности познавательной, личностной, поведенческой и других сфер ребенка с целью разработки системы мотивации, преподнесения материала обучающемуся с учетом его особенностей и возможностей.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) психологической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально-типологических особенностей обучающегося. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленность педагога-психолога на целостное развитие его личности. Разносторонность  предполагает также использование коррекционных методов, применяемых учителем-дефектологом и учителем-логопедом, не только для реализации конкретной узкой педагогической задачи, но и как параллельное воздействие на личностные, поведенческие и другие особенности ребенка (интегрально-личностный характер), его когнитивную сферу в целом.

Комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов деятельности. На основе рекомендаций специалистов психолого-педагогического сопровождения и в тесном сотрудничестве с ними педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в образовательной организации и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к  развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

Все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционной помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Работа должна быть хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной. Это дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Систематичность также подразумевает регулярное посещение ребенком занятий и отработку полученных знаний, умений и навыков мне стен кабинета педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

Психологическая характеристика

У обучающегося отмечают характерные для детей с ЗПР слабость регуляторных процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность: отмечается ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. Для обучающегося характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений. Не смотря на способность к продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении, также отмечается некоторая нескоординированность эмоциональных процессов. Отмечается недостаточная сформированность мотивационной сферы: преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

Логопедическая характеристика

У обучающегося отмечается незаконченность процессов формирования восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Это выражается в понижении способности к дифференциации звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава русского языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи, а именно звукослоговой структуры слова. У обучающегося обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающийся плохо справляется с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. В грамматическом оформлении речи встречается  многоошибок в употреблении грамматических форм слова. Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося имеются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, разноплановых ошибках при чтении и на письме.

Дефектологическая характеристика.

У учащегося наблюдаются трудности в усвоении общеобразовательной программы по всем предметам. Сложности в установлении причинно-следственных связей. Низкая способность к обобщению материала, слабость регулирующей функции мышления, низкая сформированность основных мыслительных операций анализа и синтеза. Сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Снижение способности к творческому созданию новых образов. Восприятие поверхностное, часто упускает существенные характеристики вещей и предметов. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена  скорость выполнения перцептивных операций. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала.

Особые образовательные потребности:

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной психолого-педагогической работы;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамических и психических процессов обучающихся с ЗПР (слабость регуляторных процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность);
  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающегося с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);                                        
  • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;  постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  • в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;  
  • увеличение времени на выполнение заданий.

Цель: Создание специальных условий для коррекции речевых и коммуникативных компетенций, способствующих освоению основной образовательной программы.

Основное направление работы: Коррекция нарушений письменной речи.

Задачи программы:

  1. Коррекция письма и чтения специальными методами на основе исправленного произношения и полноценного фонематического восприятия;
  2. Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении;
  3. Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
  4. Воспитание умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности - Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 45 минут 1 раз в неделю.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:

В результате коррекционно-развивающей работы ребёнок овладеет умением использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, а также способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, будет иметь представление  о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)

- На уроках проявит умение применять орфографические правила (в объеме изученного);

- Научится контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Учебно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование состоит из 3 блоков: коррекционная работа на фонетическом уровне; коррекционная работа на лексическом уровне; коррекционная работа на синтаксическом уровне. Всего 36 занятий.

Организация коррекционно-образовательной деятельности

Для эффективной коррекционно-развивающей работы специалистов необходимо создать благоприятную развивающую среду, которая подразумевает предметное оснащение пространства, благожелательное отношение педагогов к ребенку и грамотное речевое сопровождение повседневной жизни ребенка.

Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию программы:

Специалист использует в работе следующие материально-технические средства:

  1. Рабочая зона оборудована столом, стулом, в доступе специалиста есть компьютер с принтером и ксероксом.
  2. Игровая зона кабинета включает мягкий напольный ковер, различные виды конструктора, игры различной тематики.

Зона коррекции оборудована столом и стульями, соответствующими росту ребенка, в доступе находятся пособия, настольные игры, картинный материал, книги, зеркало.

Приложение 1.

Список используемых программ и методических материалов

(Может быть дополнен специалистом, реализующим программу)

Учитель-логопед

Дидактический материал:

  1. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом: альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Издательство «Гном и Д», 2013г.
  2. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом.
  3. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Издательство «Гном и Д», 2007г.
  4. Графические схемы (демонстрационные, индивидуальные) для моделирования слов и словоформ, предложений; опорные сигналы для рассказов, схемы для составления рассказов;
  5. Опорные таблицы по словообразованию и словоизменению;
  6. Предметным и сюжетные картинки, серии сюжетных картин по темам занятий.

Методический материал:

  1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологичекая  диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва-Воронеж, 2001.
  2. Лалаева  Р. И.   Венедиктова Л.В.    Дифференциальная     диагностика     и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.
  3. Мазанова Е.В. Формы и  методы  логопедической  работы   по  коррекции дисграфии  // Развитие  и   коррекция.  Вып. 10.-   М.:   АНМЦ   «Развитие

и коррекция» ВОИ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР (нач. школа).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося  с ЗПР является частью коррекционного блока АООП НОО. Программа разработана с учётом индивидуально-личностных особенност...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...