индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР (нач. школа).
учебно-методический материал на тему
Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР является частью коррекционного блока АООП НОО. Программа разработана с учётом индивидуально-личностных особенностей ребёнка и его основных общеобразовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_logopedicheskoy_raboty_polnaya.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
КОРРЕКЦИОННОЙ БЛОК АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом
для обучающегося с ЗПР
учащегося 1» класса)
Автор-составитель:
учитель-логопед
Лактионова О.В.
МОСКВА 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..3
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося………5
Особые образовательные потребности………………………………...6
Цель, задачи, формы организации, основные направления, планируемый результат………………………………………………….7
Учебно-тематическое планирование……………………………………8
Организация коррекционно-образовательной деятельности..……..10
Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию коррекционно-развивающей программы……………….10
Приложение 1………………………………………………………………11
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана для обучающегося школьного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Коррекционно-развивающая программа разработана специалистами ГБОУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы ТО "Жулебино", может быть реализована специалистами как Центра, так и специалистами образовательной организации. Коррекционно-развивающие занятия проходят на базе школы. Программа рассчитана всего на 108 часов.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающемуся с ЗПР в освоении АООП для детей с ЗПР, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии, его социальная адаптация.
Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности обучающегося, коррекцию развития с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа коррекционной работы позволяет:
- выявить особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, обусловленные недостатками в его физическом и (или) психическом развитии;
- создать адекватные условия для реализации особых образовательных потребностей;
- оказать помощь в освоении АООП для детей с ЗПР;
- развить коммуникацию, социальные и бытовые навыки, адекватное учебное поведение, взаимодействие со взрослыми и детьми, формировать представления об окружающем мире и собственных возможностях;
- выстроить взаимодействие с семьей обучающегося для обеспечения его полноценного развития;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.
Основными принципами коррекционной работы являются:
- индивидуализация;
- разносторонность;
- комплексность;
- систематичность.
Индивидуализация психолого-педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) особенностей нарушений обучающегося, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его психическом развитии. Коррекционная работа осуществляется в ходе индивидуальных занятий и в самостоятельной деятельности. Педагог-психолог имеет возможность оказывать направленную помощь обучающемуся и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у ребёнка, его индивидуально-типологических особенностей. Учитель-дефектолог и учитель-логопед изучают особенности познавательной, личностной, поведенческой и других сфер ребенка с целью разработки системы мотивации, преподнесения материала обучающемуся с учетом его особенностей и возможностей.
Разносторонность (интегрально-личностный характер) психологической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально-типологических особенностей обучающегося. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленность педагога-психолога на целостное развитие его личности. Разносторонность предполагает также использование коррекционных методов, применяемых учителем-дефектологом и учителем-логопедом, не только для реализации конкретной узкой педагогической задачи, но и как параллельное воздействие на личностные, поведенческие и другие особенности ребенка (интегрально-личностный характер), его когнитивную сферу в целом.
Комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов деятельности. На основе рекомендаций специалистов психолого-педагогического сопровождения и в тесном сотрудничестве с ними педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в образовательной организации и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.
Все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционной помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Работа должна быть хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной. Это дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Систематичность также подразумевает регулярное посещение ребенком занятий и отработку полученных знаний, умений и навыков мне стен кабинета педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Психологическая характеристика
У обучающегося отмечаются характерное для детей с ЗПР отставание в формировании навыков общения. Это отставание обусловлено как недостаточным развитием всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор. У Романа наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Также отмечается недостаточность мотивационного компонента деятельности.
Логопедическая характеристика
У обучающегося обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Обучающийся склонен использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимся системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Отмечается слабость парадигматических связей языка. Обучающийся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Затруднения возникают в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества использует, в основном, простые малоинформативные предложения.
Дефектологическая характеристика.
У обучающегося отмечается неравномерное становление познавательной деятельности, нарушения временной и пространственной ориентировки, недостатки в формировании высших психических функций, дисфункции в зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Темп деятельности снижен, быстро истощается, работоспособность низкая.
Особые образовательные потребности:
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной психолого-педагогической работы;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающегося с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- увеличение времени на выполнение заданий.
Цель: Создание специальных условий для развития и коррекции речевых и коммуникативных компетенций, способствующих освоению основной образовательной программы, интеграции в образовательном учреждении с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Основное направление работы: Развитие коммуникативной функции речи.
Задачи программы:
Работа направлена на развитие:
- мотива, коммуникационного намерения (мотивационная основа высказывания);
- внутренней программы высказывания;
- лексическая развёрстка программы высказывания;
- отбор лексико-грамматических средств;
- грамматическое структурирование;
- формирование и развитие диалогической речи.
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности –Групповые занятия 45 минут 1 раз в неделю. С учётом индивидуально-личностных особенностей ребёнка целесообразнее проводить данные занятия педагогу-психологу, который организует совместную работу учащихся в группе. Это будет способствовать развитию коммуникативных навыков и формированию личности ребёнка в целом.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:
- развитее смыслового уровня (внутреннего программирования) связной речи;
- развитие языкового уровня связной речи;
- развитие диалогической речи;
- научиться передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему.
Основные этапы работы:
- Обогащение и пополнение пассивного и активного словаря.
- Обучение связности высказывания;
- Отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;
- Формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;
- Сообщение о признаках предмета или явления (описание);
- Сообщение о действии и его развитии (повествование);
- Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);
- Составление рассказов на заданную тему;
- Диалог;
- Стили речи (разговорный, книжный)
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 Блок. "Слово" (18 занятий) | |||
1. | Слово. Значение слова. | 1 | Уметь определять лексическое значение слова в контексте, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
2. | Многозначные слова. | 1 | |
3. | Омонимы | 1 | |
4. | Омофоны, омоформы | 1 | |
5. | Синонимы | 1 | |
6. | Антонимы | 1 | |
7. | Фразеологизмы | 3 | |
8. | Пословицы | 3 | |
9. | Загадки | 2 | |
10 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 2 | |
11. | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 2 | |
Итого: 18 занятий | |||
2 Блок. "Предложение и словосочетание" (3 занятия) | |||
1. | Связь между предложениями в тексте | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно произносить (читать) предложения разных типов. |
2. | Связь между частями текста | 1 | |
3. | Работа с деформированным текстом | 1 | |
Итого: 3 часа | |||
3 Блок. «Текст» (15 занятий) | |||
1. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
2. | Текст. Опорные слова. | 2 | |
3. | План. Составление плана. | 2 | |
4. | Виды плана | 2 | |
5. | Редактирование текста | 2 | |
6. | Типы текста. Описание | 1 | |
7. | Текст – сравнительное описание | 1 | |
8. | Типы текста. Повествование | 1 | |
9. | Типы текста. Рассуждение | 1 | |
10. | Изложение или сочинение на заданную тему (например: «Мой выходной день»; «Мой лучший друг»; «В зоопарке» и.т.д.) | 2 | Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям |
Итого: 15 занятий | |||
Итого по программе: 36 занятий |
Организация коррекционно-образовательной деятельности
Для эффективной коррекционно-развивающей работы специалистов необходимо создать благоприятную развивающую среду, которая подразумевает предметное оснащение пространства, благожелательное отношение педагогов к ребенку и грамотное речевое сопровождение повседневной жизни ребенка.
Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию программы:
Специалист использует в работе следующие материально-технические средства:
- Рабочая зона оборудована столом, стулом, в доступе специалиста есть компьютер с принтером и ксероксом.
- Игровая зона кабинета включает мягкий напольный ковер, различные виды строительного материала, конструкторы, игры различной тематики.
- Зона коррекции оборудована столом и стульями, соответствующими росту ребенка, в доступе находятся пособия (в т.ч. для сенсорного развития), настольные игры, картинный материал, книги, зеркало.
Для обеспечения условий коррекционно-развивающего процесса необходимо создать предметно-пространственную среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию коррекционно-развивающей программы:
Предметная среда кабинета специалиста строится в соответствии с программой, которая реализуется в образовательной организации. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной. Игры и пособия систематически меняются в течение года.
Приложение 1.
Список используемых программ и методических материалов
(Может быть дополнен специалистом, реализующим программу)
Учитель-логопед
- Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2.
- Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
- Развите словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения/авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом для обучающегося с ОВЗ (6 класс). Разработана и является частью АООП для обучающихся с ЗПР. Разработана с учётом име...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...