Рабочая программа по « Пространственной ориентировке»
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа коррекционного курса «Пространственная ориентировка» составлена на основе программы «Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (проект), Москва - 1999 из раздела «Стандарт общего образования незрячих обучающихся» из приложения «Проекты коррекционных курсов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_2_b_klass.docx | 29.5 КБ |
poyas_zapiska_po.docx | 20.55 КБ |
po_3_kl_8_vid.docx | 25.13 КБ |
po4a_4chasa.docx | 29.29 КБ |
5b_8_vid_1_ch.docx | 25.69 КБ |
po5a_3chasa.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №75»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№ 1
Введено приказом от 01.09.2016г. №__
Директор ГБОУ «НШ№75»
_____________ О.В. Марданова_____
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету пространственная ориентировка для ___2б__класса
( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Халилова Альбина Фанисовна (учитель-дефектолог)
«Согласовано»
Заместитель директора Зарипова Р.Т. от_________2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №_1_
Руководитель МО Нилова Т.В. от_____________.2016г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 2 |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования | Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади. Предлоги: в на за, перед, под. Понятия окружающей среды. | 7 |
Ориентирование на плоскости | Пространственные понятия на листе бумаги, магнитной доске, в учебнике и т.п. | 4 |
Ориентирование в закрытом пространстве | Использование сенсорной информации, по средствам органов чувств: слуха, осязания, проприоцепции (мышечной памяти), обоняния, остаточного зрения. Ориентировка на на парте, на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальни, в туалете, в раздевалке, в учебных кабинетах. | 22 |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | Основные системы мобильности: самостоятельное передвижение без вспомогательных средств, передвижение с сопровождающим, передвижение с тростью. Передвижение с сопровождающим: основной режим, узкий проход, разворот, подъём и спуск по лестнице, прохождение через двери, усаживание. Передвижение с тростью: техники передвижения в помещении «Диагональ с тростью, диагональное слежение тростью», обход препятствий с тростью. Подъём и спуск по лестнице с тростью. Передвижение с тростью по улице. | 30 |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | Составление плана школы на приборе «Школьник». |
2 |
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по пространственной ориентировке
УМК: рабочая программа составлена на основе методического пособия В. З.Денискиной, М. В. Венедиктовой Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС ВОС,2007.,Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие,М: ВОС,1982.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||
1 | Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 2 | 2.09 2.09 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования | 7 | |||
2 | Основные понятия ориентирования и мобильности. Особенности ориентирования и мобильности в различные времена года зима, весна, лето, осень. | 2 | 9.09. 9.09 | |
3 | Понятие и строение человеческого тела. | 1 | 16.09 | |
4 | Базовые пространственные понятия: лево/право, середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на за, перед, под и т. д.). | 2 | 16.09 23.09 | |
5 | Понятия окружающей среды. | 2 | 23.09 30.09 | |
Ориентирование на плоскости | 4 | |||
6 | Пространственные понятия на листе бумаги. | 2 | 30.09 7.10 | |
7 | Пространственные понятия на магнитной доске. | 2 | 7.10 14.10 | |
Ориентирование в закрытом пространстве | 22 | |||
8 | Следование рукой по стене | 2 | 14.10 21.10 | |
9 | Защитные техники | 3 | 21.10 28.10 28.10 | |
10 | Тактильный поиск предмета. | 2 | 11.11 11.11 | |
11 | Передвижение с сопровождающим | 4 | 18.11 18.11 25.11 25.11 | |
12 | Ориентировка в классе | 2 | 2.12 2.12 | |
13 | Ориентировка в спальне | 2 | 9.12 9.12 | |
14 | Базовые навыки восприятия сенсорной информации: слух, осязание, проприоцепция. Остаточное зрение. Вестибулярный аппарат, обоняние. | 3 | 16.12 16.12 23.12 | |
15 | Передвижение по школе. | 3 | 23.12 13.01 13.01 | |
16 | Промежуточная диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве. | 1 | 20.01 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 30 | |||
17 | Значение и функции белой трости. | 1 | 20.01 | |
18 | Способы ориентировки с тростью | 2 | 27.01 27.01 | |
19 | Определение поверхности земли при помощи трости. | 5 | 3.02, 3.02 10.02,10.02 17.02 | |
20 | Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 4 | 17.02,24.02, 24.02,3.03 | |
21 | Обращение с тростью в зданиях и помещениях. | 2 | 3.03 10.03 | |
22 | Обращение с тростью на лестницах и в подземных переходах. | 1 | 10.03 | |
23 | Обращение с тростью в местах скопления людей. | 1 | 17.03 | |
24 | Обращение с тростью в транспорте. | 1 | 17.03 | |
25 | Обнаружение препятствий с помощью трости. | 1 | 31.03 | |
26 | Изучение с тростью пришкольный участок. | 3 | 7.04,7.04, 14.04 | |
27 | Изучение бордюров. | 2 | 14.04,21.04 | |
28 | Обращение с тростью при переходе через улицу. | 2 | 21.04,28.04 | |
29 | Изучение тротуаров около школы. | 2 | 28.04,5.05 | |
30 | Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога. | 2 | 5.05,12.05 | |
31 | Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве». | 1 | 12.05 | |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | 2 | |||
32 | Изучение плана школы. | 1 | 19.05 | |
33 | Составление плана школы на приборе «Школьник». | 1 | 19.05 | |
34 | Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 | 26.05 | |
Всего | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
На конец 2 класса учащиеся должны уметь:
- различать направления пространства;
-использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;
-уметь правильно определять основные системы мобильности;
-уметь эффективно и безопасно передвигаться по зданию школы использовать следование рукой по стене, защитные техники рукой и пробы ногой для нахождения ступеней и порогов;
- правильно пользоваться приемами пользования тростью;
- свободно пользоваться тростью, используя разные приемы;
-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
-переходить улицу, определяя на слух близость машин;
- свободно и раскованно держаться на улицах;
-составлять тактильные карты с расположением объектов пришкольного участка.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по « Пространственной ориентировке»
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Пространственная ориентировка» составлена на основе программы «Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (проект), Москва - 1999 из раздела «Стандарт общего образования незрячих обучающихся» из приложения «Проекты коррекционных курсов». Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для слабовидящих детей) (ясли- сад-начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Институт коррекционной педагогики РАО Москва «Город» 1999),на основе анализа Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей. Москва Просвещение 1983г. Программа обучения пространственной ориентировке составлена на основе анализа существующих программ реабилитационных центров и материалов разработанных: В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и т.д.
Реализация программы обучения пространственной ориентировке зависит от исходного уровня готовности к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для конкретных обучающихся. Реализация программы предполагает продолжение обучения и закрепление сформированных умений и навыков на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности. Особая роль в обучении пространственной ориентировке незрячих обучающихся принадлежит специальному коррекционному курсу, который проводится с учетом возраста и имеющихся навыков ориентировки в пространстве. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей, имеющихся навыков ориентировки и степени психологической готовности к самостоятельному ориентированию.
Развитие пространственной ориентировке в процессе обучения происходит на полисенсорной основе: опора на остаточное зрение, слуховые, двигательные, обонятельные, вестибулярные, осязательные, температурные и другие ощущения. Кроме этого в обучении учитывается острота зрения, цветоразличие, поле и характер зрения (видят оба глаза или один), наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально- волевой сферы. Обучающиеся, которые при ориентировке в пространстве могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, обучаются по методике абсолютно незрячих детей, но с опорой на сохранные анализаторы. В процессе обучения пространственной ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, величины, цвета и др.) используются описание осязательных, слуховых, и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих.
Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку обучающихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание. В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: методическое пособие (В.З. Денискина, М.В. Венедиктова « Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва-2007), учебно-методическое пособие (Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие/ под редакцией к.п.н. \В.З.Денискиной.-Н.Новгород: ННГУ, 2002.-с.72). Ориентировка в пространстве: практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения /М.П. Мухаев и др. Ростоа н/Д : Феникс, 2010.-92.
Цель обучения пространственному ориентированию – формирование навыков позволяющих инвалидам по зрению свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в пространстве.
Основные задачи, которые мы ставим при обучении детей с нарушениями зрения:
формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию, устойчивого интереса к занятиям;
развитие волевых качеств;
развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;
развитие пространственного мышления;
развитие навыков и умений рационально использовать в процессе пространственной ориентировки сохранные анализаторы и остаточное зрение;
развитие специальных навыков запоминания маршрута;
владение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;
владение навыками практической ориентировки в малом и большом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, в парках, в быту и т.д.);
обучение обучающихся ориентировке и передвижению со зрячими сверстниками и взрослыми;
изучение со слабовидящими и незрячими обучающимися приемов общения со зрячими.
Сформированные у школьников с нарушениями зрения в процессе корригирующих занятий пространственные представления и навыки практической ориентировки являются прочной основой для самостоятельной ориентировки обучающихся в любом незнакомом пространстве для формирования у них такого качества личности, как мобильность.
УМК:
1. Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для слабовидящих детей) (ясли- сад-начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Институт коррекционной педагогики РАО Москва «Город» 1999года
1. В.З. Денискина, М.В. Венедиктова Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида. Методическое пособие.ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва-2007
2. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / Под редакцией к.п.н. В.З. Денискиной.- Н. Новгород: ННГУ, 2002.Т.Б.
3. Мазелина Т.Б. .Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. Рстов-на Дону. Феникс. 2002
4. Гудонис. В. П. Как слепые оценивают навыки ориентировки в пространстве. / Сборник. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими.Л.,ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.
5. Литвак. А. Г. Тифлопсихология. М.; Просвещение, 1985.
6. Наумов. М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.. ВОС, 1982.
8. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых школьников.- Л.: ЛГПИ, 1988.
9. Российская Академия образования Института коррекционной педагогики
Л.И. Плаксина Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
10. организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения в начальной школе. Л.И. Плаксина.
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №75»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№_1_
Введено приказом от01.09.2016г. №___
Директор ГБОУ «НШ№75»
_______________ О.В. Марданова_____
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету ориентировка в пространстве для 3 а класса
( 1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Халилова Альбина Фанисовна (учитель-дефектолог)
«Согласовано»
Заместитель директора Зарипова Р.Т. от______2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №_1_
Руководитель МО Нилова Т.В. от _______2016г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. |
1 |
Введение | Ознакомление учащихся с пространственными понятиями | 1 |
Ориентирование в замкнутом пространстве. | Правила самостоятельного передвижения в зданиях и помещениях. Коридоры, повороты, двери, лестницы, площадки. Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении. Выделение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве. Выделение, анализ и синтез информации об окружающем мире. Дидактические игры. | 10 |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории. Ориентировка в окружающем пространстве школы. Ориентировка в окружающем пространстве школы, ближайшей улицы. Составление схемы смоделированного пространства. Составление схемы знакомого пространства. Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. Определение направления движущегося источника звука. Ориентировка по схемам макро – и микро пространства. Выполнение различных действий, связанных с практической ориентировкой в пространстве. Дидактические игры.
| 17 |
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 1 |
Повторение | Проведение разных дидактических игр для закрепления знаний и умений | 4 |
Календарно-тематическое планирование по ориентировке в пространстве
УМК: рабочая программа по ориентировке в пространстве составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, М:Просвещение, 2008, Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие, М: ВОС,1982.
№ | Изучаемый раздел | Количество часов | Календарные сроки | |
Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки | ||
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | 1 | 2.09 | ||
1 | Введение | 1 | ||
Пространственные понятия | 1 | 9.09 | ||
Ориентирование в замкнутом пространстве. | 10 | |||
2 | Правила самостоятельного передвижения в зданиях и помещениях. | 1 | 16.09 | |
3 | Коридоры, повороты, двери, лестницы, площадки | 1 | 23.09 | |
4 | Повторение. Передвижение в уже изученном помещении | 1 | 30.09 | |
5 | Анализ ошибок. Игра «Где ты находишься?» | 1 | 7.10 | |
6 | Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении. | 1 | 14.10 | |
7 | Представления о зданиях и помещениях. Игра «Что вокруг тебя?» | 1 | 21.10 | |
8 | Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении (библиотека, магазин). | 1 | 28.10 | |
9 | Выделение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве. | 1 | 11.11 | |
10 | Выделение и объединение пространственных признаков и отношения в окружающем пространстве. | 1 | 18.11 | |
11 | Выделение, анализ и синтез информации об окружающем мире. | 1 | 25.11 | |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | 17 | |||
12 | Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории. | 2 | 2.12 9.12 | |
13 | Ориентировка в окружающем пространстве школы. | 2 | 16.12 23.12 | |
14 | Ориентировка в окружающем пространстве школы, ближайшей улицы. | 2 | 13.01 20.01 | |
15 | Промежуточная диагностика | 1 | 27.01 | |
16 | Составление схемы смоделированного пространства. Составление схемы знакомого пространства. | 1 | 3.02 | |
17 | Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. | 1 | 10.02 | |
18 | Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 1 | 17.02 | |
19 | Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 1 | 24.02 | |
20 | Определение направления движущегося источника звука. | 1 | 3.03 | |
21 | Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам». | 1 | 10.03 | |
22 | Дидактическая игра « Не сбейся с пути». | 1 | 17.03 | |
23 | Экскурсия по двору школы, спортивной площадке. | 1 | 31.03 | |
24 | Словесное описание пути, проходимого во время экскурсии. | 1 | 7.04 | |
25 | Ориентировка по схемам макро – и микро пространства. | 1 | 14.04 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 1 | 21.04 | ||
Повторение | 4 | |||
26 | Игра «Расположи предметы в указанном порядке». | 1 | 28.04 | |
27 | Дидактическая игра «Найди по описанию». | 1 | 5.05 | |
28 | Дидактическая игра «Найди мяч». | 1 | 12.05 | |
29 | Дидактическая игра « Поставь предмет на место». | 1 | 19.05,26.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
На конец 3 класса учащиеся должны знать и уметь:
-наполняющих предметов в помещениях;
-пространственное соотношение в окружающем пространстве;
-пространственное расположение знакомого пространства;
-наполняющих предметов на школьном участке;
- применять приемы ориентирования в игровой деятельности;
-ориентироваться и находить предметы;
-уметь составлять маршрута знакомого пространства на основе представлений, сенсорного опыта;
-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
-меть обращаться за помощью при необходимости и ориентироваться.
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №75»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№ 1
Введено приказом от 01.09.2016г.№_1_
Директор ГБОУ «НШ№75»
_______________ О.В. Марданова_____
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету пространственная ориентировка для ___4а__класса
( 4 часа в неделю, 136 часа в год)
Составитель: Халилова Альбина Фанисовна (учитель-дефектолог)
«Согласовано»
Заместитель директора Зарипова Р.Т. от 29.08.2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от _____2016г. №_____
Руководитель МО Нилова Т.В. от______2016г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 |
Введение | Краткое знакомство с курсом на год. | 1 |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования. | Пространственные понятия. Звуковые ориентиры. Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 11 |
Ориентировка в помещениях | Передвижение в зданиях и помещениях. Приемы передвижения в помещениях и зданиях без трости, с тростью, с использованием имеющегося зрения. Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д. | 14 |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории. Ориентировка в окружающем пространстве школы. Ориентировка в окружающем пространстве школы, ближайшей улицы. | 36 |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | Значение и функции белой трости. Ориентирование с тростью. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. Обращение с тростью в разных местах и ситуациях. Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога, магазин, остановка и т.п. | 24 |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений. | Изучение плана школы. Составление плана школы на приборе «Школьник». Составление обзора территории вблизи школы на магнитной доске. Изучение карты района, на которой расположена школа. Изучение на карте маршрута школа – дом. | 18 |
Ориентировка в городе | Формирование представления о городе. Формирование общего представления о городе. Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т.п. Изучение приемов обследования города. Особенности остановок автобусов и трамваев. | 21 |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 2 |
Повторение | Разыгрывание разных ситуаций. | 8 |
Всего | 136 |
Календарно-тематическое планирование по пространственной ориентировке
УМК: рабочая программа составлена на основе методического пособия В. З.Денискиной, М. В. Венедиктовой Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС ВОС,2007 ; Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие,М: ВОС,1982; Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, М: Российская Академия образования Института коррекционной педагогики,1998.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 | 2.09 | ||
Введение. | 1 | |||
1 | Краткое знакомство с курсом на год. | 1 | 2.09 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования. | 11 | |||
2 | Пространственные понятия. | 2 | 5.09,6.09 | |
3 | Звуковые ориентиры. | 3 | 9.09.,9.09, 12.09 | |
4 | Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 3 | 13.09,16.09 16.09 | |
5 | Наполняющие предметы в коридоре школе. | 3 | 19.09,20.09 23.09 | |
Ориентировка в помещениях | 14 | |||
6 | Передвижение в зданиях и помещениях | 2 | 23.09,26.09 | |
7 | Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. | 2 | 27.09,30.09 | |
8 | Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д | 2 | 30.09 3.10 | |
9 | Самостоятельная ориентировка на пришкольном участке | 4 | 4.10,7.10,7.10 10.10 | |
10 | Приемы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими | 2 | 11.10,14.10 | |
11 | Приемы обследования предметов, находящихся в помещениях | 2 | 14.10,17.10 | |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | 36 | |||
12 | Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории. | 4 | 18.10,21.10, 21.10,24.10 | |
13 | Ориентировка в окружающем пространстве школы. | 4 | 25.10,28.10, 28.10,7.11 | |
14 | Ориентировка в окружающем пространстве школы, ближайшей улицы. | 4 | 8.11,11.11, 11.11,14.11 | |
15 | Составление схемы смоделированного пространства. | 2 | 15.11,18.11 | |
16 | Составление схемы знакомого пространства. | 2 | 18.11,21.11 | |
17 | Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. | 2 | 22.11,25.11 | |
18 | Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 2 | 25.11,28.11 | |
19 | Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 2 | 29.11,2.12 | |
20 | Определение направления движущегося источника звука. | 2 | 2.12,5.12 | |
21 | Дидактическая игра « Найди предмет по указанным ориентирам». | 2 | 6.12,9.12 | |
22 | Дидактическая игра « Не сбейся с пути». | 2 | 9.12,12.12 | |
23 | Экскурсия по двору школы, спортивной площадке. | 2 | 13.12,16.12 | |
24 | Словесное описание пути, проходимого во время экскурсии. | 2 | 16.12,19.12 | |
25 | Ориентировка по схемам макро – и микро пространства. | 2 | 20.12,23.12 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 24 | |||
26 | Значение и функции белой трости. | 2 | 23.12,9.01 | |
27 | Способы ориентировки с тростью | 2 | 10.01,13.01 | |
28 | Определение поверхности земли при помощи трости. | 2 | 13.01,16.01 | |
29 | Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 2 | 17.01,20.01 | |
30 | Обращение с тростью в зданиях и помещениях. | 2 | 20.01,23.01 | |
31 | Промежуточная диагностика | 2 | 24.01,27.01 | |
32 | Обращение с тростью при переходе через улицу. | 2 | 27.01,30.01 | |
33 | Изучение тротуаров около школы. | 2 | 31.01,3.02 | |
34 | Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога. | 2 | 3.02,6.02 | |
35 | Маршрут с тростью школа-остановка. | 2 | 7.02,10.02 | |
36 | Маршрут с тростью школа – ближайший магазин. | 2 | 10.02,13.02 | |
37 | Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве». | 2 | 14.02,17.02 | |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | 18 | |||
38 | Изучение плана школы. | 2 | 17.02,20.02 | |
39 | Составление плана школы на приборе «Школьник». | 2 | 21.02,24.02 | |
40 | Наполняющие предметы на прилегающих улицах к школе. | 2 | 27.02,28.02 | |
41 | Составление обзора школьного участка на магнитной доске. | 2 | 3.03,3.03 | |
42 | Наполняющие предметы вблизи школы на лежащем поле. | 2 | 6.03,7.03 | |
43 | Составление обзора территории вблизи школы на магнитной доске. | 2 | 10.03,10.03 | |
44 | Изучение перекрестков на макете. | 2 | 13.03,14.03 | |
45 | Изучение карты района, на которой расположена школа. | 2 | 17.03,17.03 | |
46 | Изучение на карте маршрута школа – дом. | 2 | 31.03,31.03 | |
Ориентировка в городе | 21 | |||
47 | Формирование представления о городе | 4 | 3.04,4.04, 7.04,7.04 | |
48 | Изучение карты города | 4 | 10.04,11.04, 14.04,14.04 | |
49 | Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т.п | 1 | 17.04 | |
50 | Изучение приемов обследования города. | 1 | 18.04 | |
51 | Обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п | 1 | 21.04 | |
52 | Углубленное ознакомление с элементами улицы: дорога, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге, кустарник) и т.д. | 1 | 21.04 | |
53 | Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам (без перехода через улицу). | 1 | 24.04 | |
54 | Приемы ходьбы с опытными или случайными сопровождающими. | 2 | 25.04,28.04 | |
55 | Общение в учреждениях бытового обслуживания (магазины, почта, поликлиника). | 2 | 28.04,2.05 | |
56 | Обращение к прохожим на улице за помощью. | 2 | 5.05,5.05 | |
57 | Изучение маршрута школа – автобусная остановка. | 2 | 8.05,12.05 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 2 | |||
Повторение | 8 | |||
58 | Разыгрывание ситуаций продавец – незрячий школьник. | 2 | 12.05,15.05 | |
59 | Разыгрывание ситуаций незрячий в банке. | 2 | 16.05,19.05 | |
60 | Разыгрывание ситуаций цыганка – незрячий школьник. | 2 | 19.05,22.05 | |
61 | Разыгрывание ситуаций цыганка – незрячий школьник. | 2 | 23.05,26.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
На конец 4 класса учащиеся должны уметь:
-использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;
- свободно пользоваться тростью, используя разные приемы;
-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
-переходить улицу, определяя на слух близость машин;
- свободно и раскованно держаться на улицах, в транспорте и в общественных местах;
-обращаться за помощью при необходимостью;
-иметь представление о городе и маршрутных транспортных средств, действующих по городу;
-отражать топографические представления на плане по типу “карта-путь”, “карта-обозрение”.
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №75»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от __29.08___2016г.№1
Введено приказом от 01.09.2016г. №___
Директор ГБОУ «НШ№75»
_______________ О.В. Марданова_____
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету ориентировка в пространстве для 5 б класса
( 1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Халилова Альбина Фанисовна (учитель-дефектолог)
«Согласовано»
Заместитель директора Зарипова Р.Т. от______2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №____
Руководитель МО Нилова Т.В. от________2016г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | 1 |
Введение | Значение навыков ориентировки в пространстве для самостоятельной жизни слепых и слабовидящих. Выявление имеющихся у учащихся навыков ориентировки в пространстве. Изучение исходного уровня готовности сохранных анализаторов к их использованию для ориентировки в пространстве | 2 |
Ориентировка в незнакомых помещениях. | Передвижение в зданиях и помещениях. Приемы передвижения в помещениях и зданиях без трости, с тростью, с использованием имеющегося зрения. Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д. Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении. Ориентировка в помещениях и зданиях: магазины, отделения связи. | 6 |
Ориентировка в городе. | Формирование представления о городе. Формирование общего представления о городе (географическое положение и рельеф местности, число районов, протяженность с севера на юг и с запада на восток; площади, театры и т.п.). Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т.п. Изучение приемов обследования города. Выбор отправного пункта, точки отсчета; обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п .Особенности остановок автобусов и трамваев. | 20 |
Использование общественного транспорта и изучение маршрутов до дома учащихся. | Ориентировка и работа при подходе к транспортному средству, при посадке в его салон и при выходе из транспорта. Особенности посадки слепых и слабовидящих в общественный транспорт в разное время года. Упражнение в посадке в разные виды транспорта, включая маршрутное такси. Изучение маршрутов городского общественного транспорта, включая маршрутное такси. Изучение маршрутов городского транспорта, проходящих по прилежащим к школе улицам (особенности расположения автобусных, трамвайных остановок, особенности перекрестков, нахождение переходов около остановок общественного транспорта и т.д | 3 |
Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки. | Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т.п | 2 |
Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по ориентировке в пространстве
УМК: рабочая программа по ориентировке в пространстве составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, М:Просвещение, 2008, В. З.Денискина, М. В. Венедиктова, Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС ВОС,2007.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||
1 | Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года. | 1 | 2.09 | |
Введение | 1 | 9.09 | ||
2 | Навыки ориентировки в пространстве. Уровень готовности сохранных анализаторов к их использованию для ориентировки в пространстве. | 1 | 16.09 | |
Ориентировка в незнакомых помещениях | 6 | |||
3 | Передвижение в зданиях и помещениях | 1 | 23.09 | |
4 | Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. | 1 | 30.09 | |
5 | Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д | 1 | 7.10 | |
6 | Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении. | 1 | 14.10 | |
Приемы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими | 1 | 21.10 | ||
7 | Приемы обследования предметов, находящихся в помещениях | 1 | 28.10 | |
Ориентировка в городе | 20 | |||
8 | Формирование представления о городе | 1 | 11.11 | |
9 | Правила передвижения: правостороннее движение (исключения), выделение главного ориентира при передвижении; постоянные препятствия и временные и т.п | 1 | 18.11 | |
10 | Изучение приемов обследования города. | 1 | 25.11 | |
11 | Обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п | 1 | 2.12 | |
12 | Углубленное ознакомление с элементами улицы: дорога, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге, кустарник) и т.д. | 1 | 9.12 | |
13 | Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам (без перехода через улицу). | 1 | 16.12 | |
14 | Приемы ходьбы с опытными или случайными сопровождающими. | 1 | 23.12 | |
Общение в учреждениях бытового обслуживания (магазины, почта, поликлиника). Обращение к прохожим на улице за помощью. | 2 | 13.01 20.01 | ||
15 | Переход через дорогу. Виды перекрестков. | 2 | 27.01 | |
16 | Промежуточная диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве. | 1 | 3.02 | |
17 | Основные правила перехода через дорогу, определение момента для перехода. | 2 | 10.02 17.02 | |
18 | Подход к транспорту, переход подъездных дорог, нахождение главной дороги и второстепенной и др. | 1 | 24.02 | |
19 | Изучение карты города, проспектов. | 3 | 3.03,10.03, 17.03 | |
20 | Изучение маршрутов до ближайших к школе различных остановок общественного транспорта. Особенности остановок автобусов и троллейбусов. | 2 | 31.03 7.04 | |
Использование общественного транспорта и изучение маршрутов до дома учащихся | 3 | |||
21 | Ориентировка и работа тростью при подходе к транспортному средству, при посадке в его салон и при выходе из транспорта. | 1 | 14.04 | |
22 | Упражнение в посадке в разные виды транспорта, включая маршрутное такси. | 1 | 21.04 | |
23 | Изучение маршрутов до дома учащихся. Выбор наиболее рационального из них. | 1 | 28.04 | |
Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки | 2 | |||
24 | Ориентировки по типу «карта-путь» и «карта- обозрение». | 1 | 5.05 | |
25 | Составление схемы маршрутов, планов улиц, дворов, отдельных участков города и т.д. | 1 | 12.05 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. | 1 | 19.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащиеся 5 (б) класса должны знать и уметь:
-использовать осязательные, зрительные (при наличии зрения), обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке в пространстве;
- работать с макетами и схемами помещений, отдельных маршрутов, микрорайонов и населенных пунктов;
- переносить сформированные топографические представления на план: составлять схемы помещений, маршрутов и изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации;
- ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах;
- обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки: делать покупки; обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей;
-названия главных районов, улиц, площадей города, их взаиморасположение и отличительные признаки;
-основные достопримечательности и памятники архитектуры города; узнавать их в макетах, рельефных изображениях и по словесному описанию;
-название и месторасположение некоторых культурных, торговых и транспортных учреждений города;
- правила уличного движения, основные правила перехода через улицу;
-правила и приемы ориентировки и поведения незрячего и слабовидящего человека на улицах города и в природных условиях; основные функции белой трости, приемы и способы ориентировки с тростью;
- совершать несколько маршрутов и пределах города с поездкой на городском транспорте (под контролем воспитателей или родителей).
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №75»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№ 1
Введено приказом от 01.09.2016г.№____
Директор ГБОУ «НШ№75»
_______________ О.В. Марданова_____
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету пространственная ориентировка для 5 а класса
( 3 часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Халилова Альбина Фанисовна (учитель-дефектолог)
«Согласовано»
Заместитель директора Зарипова Р.Т. от______2016г.
Подпись ___________Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 26.08.2016г. №__1__
Руководитель МО Нилова Т.В. от ______2016г.
Подпись _________Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. |
1 |
Введение | Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение). | Пространственные понятия. Звуковые ориентиры. Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 10 |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | Значение и функции белой трости. Ориентирование с тростью. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. Обращение с тростью в разных местах и ситуациях. Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога, магазин, остановка и т.п. | 52 |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений. | Изучение плана школы. Составление плана школы на приборе «Школьник». Составление обзора территории вблизи школы на магнитной доске. Изучение карты района, на которой расположена школа. Изучение на карте маршрута школа – дом. | 30 |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 2 |
Повторение | Разыгрывание разных ситуаций. | 6 |
Всего | 102 |
Календарно-тематическое планирование по пространственной ориентировке
УМК: рабочая программа составлена на основе методического пособия В. З.Денискиной, М. В. Венедиктовой Обучение ориентировки в прстранстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида, М:ЛОГОС ВОС,2007 ; Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие,М: ВОС,1982; Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, М: Российская Академия образования Института коррекционной педагогики,1998.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||
Диагностика практических умений учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 | 2.09 | ||
Введение. | 1 | |||
1 | Краткое знакомство с курсом на год. | 1 | 6.09 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение). | 10 | |||
2 | Пространственные понятия. | 1 | 6.09 | |
3 | Звуковые ориентиры. | 3 | 9.09,13.09, 13.09 | |
4 | Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 3 | 16.09,20.09, 20.09 | |
5 | Наполняющие предметы в коридоре школе. | 3 | 23.09,27.09, 27.09 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 52 | |||
6 | Значение и функции белой трости. | 3 | 30.09,4.10, 4.10 | |
7 | Способы ориентировки с тростью | 3 | 7.10,11.10, 11.10 | |
8 | Определение поверхности земли при помощи трости. | 3 | 14.10,18.10, 18.10 | |
9 | Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 3 | 21.10,25.10, 25.10 | |
10 | Обращение с тростью в зданиях и помещениях. | 3 | 28.10, 8.11, 8.11 | |
11 | Обращение с тростью на лестницах и в подземных переходах. | 3 | 11.11,15.11, 15.11 | |
12 | Обращение с тростью в местах скопления людей. | 3 | 18.11,22.11, 22.11 | |
13 | Обращение с тростью в транспорте. | 3 | 25.11,29.11 29.11 | |
14 | Обнаружение препятствий с помощью трости. | 3 | 2.12,6.12 6.12 | |
15 | Изучение с тростью пришкольный участок. | 3 | 9.12,13.12 13.12 | |
16 | Изучение бордюров. | 3 | 16.12,20.12 20.12 | |
17 | Обращение с тростью при переходе через улицу. | 3 | 23.12,10.01 10.01 | |
18 | Промежуточная диагностика практических умений учащихся. | 1 | 13.01 | |
19 | Изучение тротуаров около школы. | 3 | 17.01,17.01 20.11 | |
20 | Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога. | 3 | 24.01,24.01 27.01 | |
21 | Маршрут с тростью школа-остановка. | 3 | 31.01,31.01 3.02 | |
22 | Маршрут с тростью школа – ближайший магазин. | 3 | 7.02,7.02 10.02 | |
23 | Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве». | 3 | 14.02,14.02 17.02 | |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | 30 | |||
24 | Изучение плана школы. | 3 | 21.02,21.02 24.02 | |
25 | Составление плана школы на приборе «Школьник». | 3 | 28.02,28.02, 3.03 | |
26 | Наполняющие предметы на прилегающих улицах к школе. | 3 | 7.03,7.03 10.03 | |
27 | Составление обзора школьного участка на магнитной доске. | 3 | 14.03,14.03 17.03 | |
28 | Наполняющие предметы вблизи школы на лежащем поле. | 3 | 31.03,4.04 4.04 | |
29 | Составление обзора территории вблизи школы на магнитной доске. | 3 | 7.04,11.04 11.04 | |
30 | Изучение перекрестков на макете. | 3 | 14.04, 18.04 18.04 | |
31 | Изучение карты района, на которой расположена школа. | 3 | 21.04,25.04 25.04 | |
32 | Изучение на карте маршрута школа – дом. | 3 | 28.04,2.05 2.05 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 2 | 5.05, 12.05 | ||
Повторение | 6 | |||
33 | Разыгрывание ситуаций продавец – незрячий школьник. | 2 | 16.05,16.05 | |
34 | Разыгрывание ситуаций незрячий в банке. | 2 | 19.05,23.05 | |
35 | Разыгрывание ситуаций цыганка – незрячий школьник. | 2 | 23.05,26.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
На конец 5 класса учащиеся должны уметь:
-использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;
- свободно пользоваться тростью, используя разные приемы;
-ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
-переходить улицу, определяя на слух близость машин;
- свободно и раскованно держаться на улицах, в транспорте и в общественных местах;
-делать небольшие покупки, отправлять письма;
-обращаться к продавцу, кассиру;
-отражать топографические представления на плане по типу “карта-путь”, “карта-обозрение”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"
В статье представлена система работы учителей -дефектологов: Рудяковой Е.В., Суховольской Е.В. по формированию навыков оринетировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ....
Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...
Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»
Материал содержит игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....
Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индиви...
Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 3 класс (АРП) 2018-2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа по СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (начальное общее образование 3 класс) на 2018-2019 учебный год (индивидуальное обучение на дому) 1 час в неделю/за год 34 часа...