План - конспект урока по технологии "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
План - конспект урока по технологии (культура дома) "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс. Раздел "Технология обработки ткани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrabotka_gorloviny.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» г. Курска.
Урок по технологии (Культура дома).
Обработка горловины плечевого изделия.
Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану. 6 класс. Раздел «Технология обработки ткани».
Учитель: Суптеля Л.И
Цель образовательная: способствовать формированию метапредметных
умений - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать их мотивы и интересы;
способствовать овладению основами самоконтроля, самооценки, приня –
тия решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познава –
тельной деятельности;
способствовать видению обучающихся взаимосвязи предметов и использо-
ванию навыков в различных видах практической деятельности.
Научить обрабатывать горловину подкройной обтачкой, сформировать умения пользоваться инструкционной картой, научить анализировать качество выполненной работы.
Цель развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельностью обучаемых (учить анализировать, сравнивать,
доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
способствовать развитию сенсорной сферы – глазомера, точности и тонкости различения цвета, света, формы;
развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение
обучаемых в совместной работе;
способствовать развитию фантазии и эстетического вкуса.
Способствовать развитию двигательной системы: мелкой и крупной моторики.
Цель воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; профориентация на швейные профессии.
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база: ноутбук, проектор, экран.
Инструменты и материалы: ножницы, иглы, булавки, игольницы, нитки.
Дидактическое обеспечение: плакаты, презентация, сборник заданий,
инструкционные карты, образцы объектов труда.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, элементы деловой игры, частично – поисковый, беседа, самостоятельная работа, текущий инструктаж, обходы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная, физкультминутка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация и актуализация знаний.
К нам обратилась Гатилова Анастасия. Она открывает новое ателье. Ей необходимо набрать штатных работников, но не просто, работников, а творческих, думающих и ответственных людей. Поэтому, сегодня мы примем участие в кастинге на лучшее мини – ателье с закройщиками швеями и портными. Она сегодня с нами, и будет наблюдать за вашей работой, оценивать и в результате сделает свой выбор. Сегодня она пришла не одна, а со своими моделями, которые демонстрировали изделия на региональном этапе Всероссийской олимпиады. При демонстрации обратите внимание на обработку горловины. Три модели сшиты по основе с цельнокроеным рукавом. Это говорит о том, что по выкройке ночной сорочки при соответствующем моделировании можно сшить разнообразные плечевые изделия.
(Идет демонстрация моделей платьев.)
Так как мы примем участие в кастинге работников ателье, мы с вами организуем свои мини – ателье. Кто с кем хочет работать, собирайтесь вместе за одним столом. В ателье должен быть организатор, который будет следить за выполнением технологического процесса в целом - заведующий. Им должен быть человек, обладающий организаторскими способностями и, которого уважают. Чтобы его выбрать, проведем социометрическое исследование. Вы ответите на предложенные вам вопросы в рабочей папке, и отдадите жетоны - кому считаете нужным. У кого окажется больше жетонов – тот и будет заведующим. Придумайте название своему мини – ателье.
Работникам ателье будут предложены работы и вопросы, за которые при верном ответе и выполненной работе, будут даваться жетоны. У кого будет больше жетонов – те и будут лучшими.
3. Повторение изученного материала.
Итак, заведующий у нас в ателье есть, а чем будут заниматься остальные работники. Сейчас мы определим, найдя соответствие между определением профессии и обязанностями, находящимися на доске. Определили, получили жетоны за правильные ответы, теперь выбирайте себе профессию по душе.
Фронтальная работа:
- Для чего снимают мерки?
- По какой мерке определяют размер горловины?
- Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
- Как подготовить ткань к раскрою?
- Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани?
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое?
- В начале шитья на швейной машине, где должен находиться нитепритягиватель?
- Что опускаем раньше: иголку или прижимную лапку?
4 Изучение нового материала.
Приступаем к работе с плечевым изделием. У нас на изделии обозначены контрольные линии середины переда и спины, а также линия плеча. Какими стежками обозначены линии середины, а какими линия плеча? Как вы думаете, что вначале удобнее будет обрабатывать: горловину или сшивать боковые срезы, учитывая, что линия плеча у нас закрыта, нет плечевых швов? Правильно, удобнее обрабатывать горловину. И, тогда определите тему нашего урока.
Тема урока: «Обработка горловины плечевого изделия».
Содержание нашего занятия направлено на формирование у вас как теоретических, так и практических знаний и умений, касающихся способов обработки горловины в зависимости от ряда факторов. Горловина – это участок швейного изделия, который всегда привлекает внимание окружающих, так как именно он может, как подчеркнуть грациозность стройной шеи, шелковистость кожи, так и указать на особенности строения шеи. И качество обработки горловины будет также немаловажным фактором, влияющим на создание общего впечатления об изделии.
А чтобы добиться хорошего качества обработки, нужно знать, что горловина может быть совершено разнообразной по форме.
Комментарии к исследовательской работе, проведенной группой под руководством Ивановой Татьяны.: горловина по форме может быть - круглая, квадратная (каре), фигурная, V- образная, Обращаю ваше внимание на то, что разнообразие этих форм зависит не только от фантазии художника по костюмам, но и от направления моды, стиля, и в каждом конкретном случае от особенностей строения шеи.
Изучение своего гардероба путем примерки и отбора нужных вещиц натолкнуло меня на следующие мысли.
Ведь как кардинально меняется визуальное восприятие фигуры и образа в целом даже в двух практически одинаковых кофточках, но с разными вырезами горловины.
Одна вытягивает овал лица, шею и прибавляет роста и стройнит. А вторая, наоборот, делает лицо шире, а шею короче.
Оказывается, подкорректировать свою фигуру и образ можно, просто подобрав одежду с нужным вырезом горловины.
Для придания фигуре стройности, нужны длинные вырезы, они визуально делают уже плечи.
Если плечи шире бедер, то баланс придадут вертикальные вырезы.
Если наоборот, то горизонтальные.
Шея может быть : короткая и широкая, длинная и худая, пропорциональная , прямая и с наклоном и т.д.
А вот выбор формы горловины может подчеркнуть или скрыть все перечисленные выше особенности строения шеи. -Как вы думаете, подойдет ли для короткой и широкой шеи круглый под шею вырез? А для длинной и худой – глубокий V – образный? Нет, надо скрыть особенности формы шеи.
Теперь, узнав немного о разновидности форм горловины, особенностях строения шеи, поговорим о способах обработки горловины. Один из способов – это обработка подкройной обтачкой, второй – окантовка косой бейкой одинарной (ширина 3 – 3,5 см) и двойной ( в 7 раз шире обработан-
ного края)
Обтачки не должны просвечиваться на лицевую сторону, иначе теряется вся прелесть нежной, прозрачной ткани, поэтому края на прозрачной одежде никогда не обтачивают. Срезы горловины и проймы можно окантовать узкими косыми бейками, их еще называют французской тесьмой. Показ слайдов.
Горловину, имеющую квадратную форму, и фигурную, лучше обработать подкройной обтачкой, так как именно она позволит повторить контуры этой формы и исключить наличие строчек с лицевой стороны на этом участке.
Мы с вами будем обрабатывать горловину подкройной обтачкой. Информацию о ней вы найдете в рабочей папке.
Обтачка — это деталь, которая служит для укрепления срезов изделия и предохранения их от осыпания и растяжения. Если обтачка повторяет форму обрабатываемого среза, имеет специальную выкройку, она называется подкройной. Подкройными обтачками обрабатывают срезы горловины, проймы и любые другие фигурные срезы деталей.
Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме. Однако подкройную обтачку можно расположить с изнаночной стороны изделия, сделав ее незаметной, или с лицевой стороны. Во втором случае она становится элементом отделки и может быть выкроена из ткани другого цвета. - Подумайте, что будет характерно для подкройной обтачки, если она повторяет форму обрабатываемого среза (совпадение направления долевой нити)?
Работу вы будете выполнять по инструкционной карте из рабочей папки, но предварительно, мы обговорим план работы.
Прежде всего, необходимо подготовить обтачку. Мы ее выкраиваем по готовым лекалам с припусками на швы по одному сантиметру с внешней и внутренней стороны. Затем, загибаем внешний срез по намеченной линии и заметываем. Если вы хотите украсить обтачку оборкой из ткани или кружева, нужно собрать оборку на две слабые строчки и приметать к изнаночной стороне обтачки.
На изделии имеются контрольные линии. Обтачку прикладываем к изделию, совмещая линии плеча, середины переда и спины с соответствующими линиями на изделии. Если обтачка находится на изнаночной стороне, то прикладывают лицевыми сторонами, а если обтачка находится на лицевой стороне и является отделкой, тогда на изнаночную сторону изделия приметывают лицевой стороной обтачку. Обработка одинаковая.
Последовательность обработки горловины обтачкой с расположением ее на лицевой стороне.
- Внешний край обтачки заметать на 9мм на изнаночную сторону и приутюжить. Можно украсить обтачку кружевом, шитьем или оборкой из ткани, предварительно собрав ее на две слабые строчки. Оборку приложить к изнаночкой стороне и приметать, прокладывая сметочные стежки между двумя нитями сосбаривания.
- Приколоть обтачку лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, совмещая срезы горловины и обтачки. При этом плечевые швы, контрольные метки середины переда и спины изделия и обтачки должны совпасть. Булавки вкалывать острием от себя поперек шва. Приметать.
- Проложить машинную строчку по линии шва. Срезать припуски шва до 3-5 мм, на закруглениях рассечь (рис. 76, а).
- Заутюжить припуски на обтачку
- Настрочить обтачку на припуски швов вплотную к шву обтачивания.
- Вывернуть обтачку и выметать с образованием канта шириной 1-2 мм. Приметать внутренний край обтачки (рис. 76, б). Приутюжить. Отстрочить обтачку по лицевой стороне в край.
Повторить правила по технике безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками, булавками и работе на швейной машине.
Практическая работа. Обработка горловины плечевого изделия подкройной обтачкой.
Показ трудовых приёмов :
(Учитель показывает трудовые приёмы)
Целевые обходы рабочих мест учащихся по выявлению:
- соблюдения правил по технике безопасности;
- соблюдения технологической последовательности выполнения операций;
- самостоятельности выполнения работ;
- сбор материала для заключительной части урока.
Физкультминутка.
Требования к качеству работы
Ручная работа
- Толщина меловых линий на ткани не превышает 1 мм.
- Стежки временного назначения выполняют нитками, хорошо видными на ткани.
- Длина ручных стежков соответствует их размерам.
- Ширина шва – ровная, одинакова от среза по всей длине.
- Сметочные стежки удаляют только после выполнения машинной работы.
Машинная работа
- Все строчки выполнены нитками в цвет ткани.
- Ширина шва соответствует размерам и идет по намеченным линиям.
- Аккуратность выполнения работы
5. Контроль и рефлексия.
Контроль:
- анализ учителем ошибок и недочетов
Самоконтроль:
- Оценить свою работу;
- Недочеты в работе;
- Сравнить свою работу с образцом.
Закрепление:
- Какие существуют способы обработки горловины?
- Каким образом выкроить подкройную обтачку?
- В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой обтачкой?
- Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?
- Почему на копировальных стежках их петельки должны быть не менее 5 мм?
- Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?
- Какие ручные и машинные швы вы использовали при обработке горловины?
- Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва?
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?
Критическое отношение к индивидуальному творчеству Учитель.Сегодня вы проделали большую работу. Скажите, а надо ли вам это умение шить? Кто - как считает? (Девочки высказывают свое мнение).
Настя Гатилова. Говорит о пользе умения шить и подводит итоги кастинга по набору профессионалов для работы в ее ателье.
Учитель. Итак, вы приобрели навыки выполнения ручных работ, научились выполнять обтачной шов, познакомились с профессиями людей, работающими по индивидуальному пошиву в ателье, узнали способы обработки горловины в плечевом изделии. Все это вам пригодится в жизни и вы будете компетентными выпускниками.
6. Задание на дом. Для тех, кто не успел закончить обработку горловины – доделать дома, а у кого нет швейных машин – добро пожаловать в кабинет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока "способы обработки горловины плечевого изделия
научить детей от чего зависит выбор способа обработки горловины...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".
Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...
План-конспект урока на тему: "Обработка плечевых срезов цельнокроеного платья"
План-конспект урока на тему "Обработка плечевых срезов цельнокроеного платья" в 8 классе...