Рабочая программа по чтению
рабочая программа на тему
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся с ОВЗ 12 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie_prof_gruppa_2.odt | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по чтению профессиональной группы
Пояснительная записка
Программа обучения чтению в профессиональной группе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся и содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность, ведущим является принцип коррекционной направленности. В нем конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания ребёнка с нарушением интеллекта в процессе овладения учебным предметом.
Данная программа предназначена для развития речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
- формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
На уроках чтения в проф. группе продолжается совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В программе по чтению предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить обучающихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них: жанры народного творчества (сказки, былины, песни, поговорки, загадки, баллады); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Дети учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта, важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на следующих принципах:
- принцип коррекционной направленности в обучении,
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
- принцип научности и доступности обучения,
- принцип систематичности и последовательности в обучении,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, музыкальные фрагменты.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.
Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов мультфильмов, сказок.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тест создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль).
Тематика произведений - художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.
Навыки чтения - выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания, прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению
Оценка «5» ставится ученику, если он:
1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;
3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
1) читает, в основном, правильно, бегло;
2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
4) допускает ошибки в делении текста на части и при озаглпвливании частей, исправляет их с помощью учителя;
5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
7) допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 8) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
2) допускает 3-4 ошибки при чтении;
3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;
4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Тематическое планирование
(1 час в неделю)
№ | Тема урока |
1 | Устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки, былины) |
2 | Чтение и пересказ сказок |
3 | Чтение и пересказ статей из газеты |
4 | Басни И.А. Крылова |
5 | Характеристика положительных и отрицательных героев в баснях И.А. Крылова. |
6 | А.С.Пушкин. Творчество писателя. |
7 | По пушкинским местам. Чтение любимого стихотворения А.С.Пушкина. |
8 | Литературные герои в произведениях А.С.Пушкина. |
9 | М.Ю.Лермонтов – краткая биография и творчество. |
10 | Характеристика положительных и отрицательных героев в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» |
11 | И.С. Тургенев «Душа моя, все мысли мои в России» |
12 | Внеклассное чтение. |
13 | Обобщение и анализ прочитанного на уроке |
14 | Любимый литературный герой – кто? почему? |
15 | Твой любимый писатель. Что ты о нем знаешь? |
16 | Н.А.Некрасов - основные этапы творческого пути. |
17 | Образ русской женщины в произведениях Н.А.Некрасова на основе поэмы «Есть женщины в русских селеньях» |
18 | Характеристика главных героев в произведениях Н.А.Некрасова |
19 | Выделение второстепенных героев и их роль |
20 | Ф.И.Тютчев – стихотворения о природе. |
21 | Внеклассное чтение. Чтение произведений разного жанра |
22 | С.А.Есенин – основные этапы биографии и творчества |
23 | Чтение и заучивание наизусть отрывков из стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая» |
24 | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» |
25 | Образы природы в поэзии А.Фета |
26 | Внеклассное чтение. Характеристика главных героев. |
27 | Адекватная оценка действий и поступков героев из прочитанного отрывка произведений М.А.Шолохова |
28 | Установление причинно – следственных связей и отношений героев знакомых произведений |
29 | Мой любимый литературный герой. |
30 | Внеклассное чтение |
31 | Викторина по прочитанным произведениям. |
32 | Обобщающий урок. |
Основные требования к умениям и знаниям учащихся
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого, выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков, современных писателей;
- правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме.
Основные требования к умениям обучающихся:
1-й уровень:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять идею произведения (с помощью учителя);
- называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
- ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
- выделять незнакомые слова (с помощью учителя);
- выучить наизусть 6 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень:
- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
- высказывать своё (мнение) отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
- учить отрывки из стихотворений наизусть;
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
Список используемой литературы:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1.
2. Учебник чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2014.
3.Книга для чтения. Учебник для 9 класса вспомогательной школы: Авторы-составители Н. К. Сорокина, Н. П. Комкова. – М.: Просвещение, 1994.
4.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с. – (Коррекционная педагогика).
5.Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога/ М. И. Шишкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 88с. (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 кл. ( для учащихся с у/о)
Рабочая программа АООП УО вариант 9.1...
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...