Адаптированная программа по курсу "Мир вокруг нас (физика и химия в быту)" для детей с ОВЗ
рабочая программа (10, 11 класс) на тему

Программа содержит учебный материал по курсу «Ми.р вокруг нас (физика и химия в быту)» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью данного курса является формирование знаний об основных понятиях и явлениях физики и химии, законах природы, развитие способности использовать эти знания в быту и на производстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа с профессиональной подготовкой

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждено:  

Приказом №____

от «___» _________2015г.

Директор КОУ «Сургутская                      Согласовано                                           Рассмотрено

школа с профессиональной                       зам.директора по УМР                          на заседании МО

подготовкой»                                              ________ Е.Р. Мавлетова                      протокол № 1

_____________ В.А. Цыганкова              «___» _____________2015г.                   «___» ________2015г.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

по  курсу «Мир вокруг нас

(физика и химия в быту)»

для 10-12 классов

на 2015-2016 учебный год

                                      Составила: Туйгунова Н.Р.

Сургут 2015 г.

Пояснительная записка по курсу

«Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 10-12 классов

Данная Адаптированная программа по  курсу «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 10-12 классов  составлена Туйгуновой Н.Р.,  разработана  на основе «Программы  основного общего образования. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5—6 классы  (авторы А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак) .

Программа содержит учебный материал по курсу «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 10-12 классов.  В данном курсе изучаются следующие разделы: «Введение», «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические и химические явления», «Человек дополняет природу».

Целью данного курса является формирование знаний у обучающихся об основных понятиях и явлениях физики и химии, законах природы, развитие способности использовать эти знания в быту и на производстве.

Задачи:

  • формирование первоначальных представлений о явлениях и законах окружающего мира;
  • развитие мышления обучающихся, формирование у них умений применять полученные знания в жизни;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами и материалами.
  • воспитание интереса к  познанию окружающего мира;

После изучения предмета  «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» обучающиеся 10–12-го  класса должны:

-знать основные физические и химические термины (тело, вещество, физические и химические явления, ток, сила тока, напряжение, источники тока);  признаки твердых тел, жидкостей и газов; понятие силы как характеристики действия одного тела на другое; классификацию органических и неорганических  веществ;

-уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; пользоваться измерительными приборами, использовать знания о физических и химических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и веществами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; различать физические и химические явления;

Программа реализуется в рамках регионального компонента и компонента образовательной организации через уроки «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)». Программа рассчитана в 10 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели;  в 11 классе – на 34 часа в год, 1 час в неделю, 34 учебные недели;  в 12 классе – на 34 часа в год, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованный учебный кабинет, иллюстрированный  и дидактический материал, предметные  и  сюжетные иллюстрации, моноблок iMac.

Основной  формой  обучения  является урок, принцип коррекционной направленности   является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: здоровьесберегающих технологий (конторки доктора Базарного, офтальматренажер доктора Базарного физминутки), информационно – коммуникативных технологий, технология  уровневой дифференциации.

При изучении данного курса используются словесные (объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций, работа с книгой, просмотр презентаций), а также практические методы (тренировочные упражнения, работа в рабочей тетради, лабораторная и самостоятельная работа).

Программой         предусмотрены         домашние         задания, которые задаются дифференцированно (по группам). 

Знания, умения и навыки  оцениваются  по пятибалльной системе.  Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета отслеживаются по итогам текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Текущая аттестация  проводится в следующей форме: обобщение текущих отметок, выставленных обучающимся в течение полугодия, проведение  самостоятельных работ за полугодие. Промежуточная аттестация включает в себя обобщение отметок, выставленных  обучающимся за полугодие.

Тематическое планирование по курсу

 «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 10 класса

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Введение

6

4

2

2.

Тела и вещества

20

10

10

3.

Взаимодействие тел

8

7

1

Тематическое планирование по курсу

 «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 11 класса

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Тела и вещества

9

7

2

2.

Взаимодействие тел

17

15

2

3.

Физические и химические явления

8

7

1

Тематическое планирование по курсу

 «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 12 класса

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Тела и вещества

9

8

1

2.

Физические и химические явления

17

16

1

3.

Человек дополняет природу

8

7

1

Содержание программы

«Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 10 класса

1. Введение        

  • Физика и химия – науки о природе
  • Тела и вещества. Роль веществ  в жизни человека
  • Что изучает физика. Значение физики в жизни человека.
  • Что изучает химия. Значение химии в жизни и человека.
  • Знакомство с лабораторным оборудованием
  • Измерительные приборы

2. Тела и вещества

  • Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
  • Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
  • Измерение объема жидкости и  емкости сосуда
  • Измерение объема твердого тела.
  • Масса тела. Весы.
  • Температура. Термометры.
  • Делимость вещества. Молекулы и атомы
  • Движение частиц вещества
  • Взаимодействие частиц вещества и атомов
  • Частицы вещества и состояния веществ
  • Строение атома
  • Химические элементы
  • Простые и сложные вещества
  • Кислород. Горение в кислороде
  • Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека 
  • Вода
  • Растворы и взвеси
  • Плотность вещества 
  • Измерение плотности вещества
  • Обобщение знаний по теме «Тела и вещества»

3. Взаимодействие тел.

  • Действие одного тела на другое
  • Сила
  • Взаимодействие тел
  • Сила всемирного тяготения и сила тяжести
  • Сила упругости
  • Сила трения
  • Инерция
  • Обобщение знаний по теме: «Взаимодействие тел»

Содержание программы

 «Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 11 класса

1.Тела и вещества 

  • Тела и вещества. Безопасное  использования химических веществ.
  • Чистые вещества и смеси. Смеси в природе и в быту
  • Способы разделения смесей.
  • Строение вещества. Атомы и молекулы 
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  • Металлы и неметаллы 
  • Металлы: кальций, медь. алюминий, железо.
  • Неметаллы: сера, углерод,  азот, хлор
  • Обобщение знаний по теме «Тела и вещества»

2. Взаимодействие тел.

  • Электрическое взаимодействие 
  • Электризация тел трением..
  • Два вида электрических зарядов
  • Зачем нужен громоотвод
  • Магнитное взаимодействие
  • Применение постоянных магнитов. Ориентирование по компасу
  • Обобщение знаний по теме «Электрическое и магнитное взаимодействие»
  • Давление.
  • Давление в жидкостях  и газах
  • Атмосферное давление
  • Давление на глубине жидкости
  • Сообщающиеся сосуды, их применение
  • Плавание тел
  • Выяснение условии плавания
  • Плавание судов
  • Воздухоплавание
  • Обобщение знаний по теме «Взаимодействие тел»

3.Физические и химические явления

Механические явления

  • Механическое движение
  • Скорость
  • Путь и время
  • Решение задач
  • Звук как источник информации об окружающем мире
  • Распространение звука
  • Голос и слух, гортань и ухо. Влияние шума на здоровье человека
  • Обобщение знаний по теме «Механические явления»

Содержание программы

«Мир вокруг нас (физика и химия в быту)» для 12 класса

1.Тела и вещества

  • Тела и вещества. Органические и неорганические вещества
  • Оксиды, их свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
  • Кислоты. Свойства, применение и безопасное использование в быту
  • Основания. Свойства, применение и безопасное использование в быту 
  • Соли. Свойства, применение и безопасное использование в быту.
  • Белки, жиры, углеводы
  • Распознавание крахмала
  • Природный газ и нефть
  • Обобщение знаний по теме «Тела и вещества»

2.Физические и химические явления

Тепловые явления.

  • Тепловые явления.
  • Плавление и отвердевание.
  • Испарение и конденсация. Кипение.

  Электромагнитные явления

  • Электрический ток. Источники тока.
  • Электрические цепи. Действие электрического тока на человека
  • Сила тока. Напряжение. Вольтметр
  • Электромагниты и их применение

Световые явления.

  • Источники света
  • Прямолинейное распространение света.
  • Отражение света.
  • Зеркала и их применение.
  • Линзы.
  • Оптические приборы.
  • Глаз и зрение. Очки.

Химические реакции

  • Химические реакции 
  • Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения. 
  • Контрольно-обобщающий урок по теме «Физические и химические явления»

3. Человек дополняет природу

  • Простые механизмы. Механическая работа.
  • Энергия. Источники энергии.
  • Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение.
  • Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
  • Полимеры, свойства и применение некоторых из них..
  • Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
  • Каучуки и резина, их свойства и применение
  • Обобщение знаний по теме «Человек дополняет природу»

Литература:

  1. Физика. Химия. 5-6 классы. А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . – Дрофа. - 2010 г.;
  2. Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 5 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;

  1. Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;

4.Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 кл.: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.

5.Перова М.Н., Обучение элементам физики и химии учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителей., М.. Просвещение, 1969 г. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике

Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».Основная задача курса – формировать представления о явлениях и закон...

Интеллектуальное шоу «Мир вокруг нас» для 9-х классов по физике и химии

Разработка открытого мероприятия –Интеллектуальное шоу «Мир вокруг нас» для 9-х классов по физике и химииЦели:1) Развитие общеучебных и коммуникативных компетентностей учащихся2) Формирование научного...

Интеллектуальное шоу «Мир вокруг нас» для 9-х классов по физике и химии

Разработка открытого мероприятия –Интеллектуальное шоу «Мир вокруг нас» для 9-х классов по физике и химииЦели:1) Развитие общеучебных и коммуникативных компетентностей учащихся2) Формирование научного...

Дорожная карта обучающегося по адаптированной программе 9 Д класса по физике 2019

Учитель, обучающийся и родители должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой можно оценить достижения и своевременно определить зоны трудностей...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Рабочая программа по предмету Физика и химия в быту и на производстве для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа составлена на основе Пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. В.В. Жумаева, Б.Б. Горскина «Физика в твоей жизни»....