Программа " Пользователь ПК"
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Пользователь ПК» предназначена для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность. Сегодня компьютер занимает важное место во множестве сфер жизни человека, без него не обходятся при проведении разнообразных расчетов (инженерных, научных), в экономике и экологии, в черчении и графике, в медицине и биологии, в мультипликации и книгопечатании, в расширении круга общения и ресурсов информации и многих, многих других направлениях. Компьютер вошел во все области жизни, стал и «членом семьи», и «коллегой по работе», и «приятелем для отдыха». Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается самоуверенность и чувство собственного достоинства, дети более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.
Целесообразность. Жить полноценной жизнью − общее для всех инвалидов желание. Полноценность − одно из условий счастья. С этим трудно не согласиться. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья компьютер - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Порой это единственный способ не только общения, но и благодаря современным компьютерным технологиям такие люди могут себя реализовать, получить работу
Новизна. В настоящее время в детском доме нет специального предмета, в результате изучения которого молодые инвалиды могли бы познать ПК и его возможности, увидеть в компьютере помощника в учебных и досуговых интересах. Предлагаемая программа: «Пользователь ПК» поможет молодым людям овладеть навыками работы на ПК, поможет адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.
Цель программы: подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, как компетентных пользователей умеющих работать с современными компьютерными технологиями для решения пользовательских и учебных задач.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить с основными возможностями компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни;
- Учить поиску, обработке и представлению информации;
- Познакомить с основными принципами работы с основными прикладными программами;
- Учить использовать компьютер для выполнения различных учебных задач, в различных отраслях деятельности
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, рациональность при решении задач и самостоятельность в поиске путей реализации заданий;
- Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике;
- Развивать творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ)
Воспитательные задачи:
- Повышать мотивацию к самообразованию. Воспитывать привычку вдумчивого и внимательного выполнения заданий, уважительного отношения к сложной и умной машине, терпение и сосредоточенность при решении задач;
- Воспитывать понимание воспитанников представления о своем месте в современном информационном обществе.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В основу представляемой программы «Пользователь ПК» положены следующие принципы:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном социализации и адаптации молодых инвалидов к жизни в современном обществе.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом индивидуальных особенностей воспитанников).
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта воспитанников, затем его последующее развитие и обогащение.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у воспитанников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами на 10 минут. Продолжительность занятия 30 минут.
Учебный план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Начальные сведения о персональных компьютерах | 2 |
2 | Программное обеспечение | 2 |
3 | Текстовый редактор МS Word | 32 |
4 | Основы подготовки презентации | 24 |
5 | Интернет | 34 |
6 | Система оптического распознавания документов | 10 |
7 | Графические редакторы | 22 |
8 | Монтаж и редактирование цифрового видео | 18 |
Итого | 144 |
Учебно-тематический план занятий.
№ п/п | Тема | Кол – во часов | ||
Теор | Практ | Всего | ||
1. Начальные сведения о персональных компьютерах – 2ч. | ||||
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Устройства, входящие в состав ПК. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
2. Программное обеспечение – 2ч. | ||||
3 | Операционная система MS Windows. | 2 | 2 | |
3. Текстовый редактор МS Word - 32 ч | ||||
4 | Основные операции с текстом. | 2 | 6 | 8 |
5 | Форматирование текста. | 1 | 3 | 4 |
6 | Работа с таблицами. | 1 | 3 | 4 |
7 | Оформление страницы документа. | 1 | 1 | 2 |
8 | Вставка рисунков и символов. | 1 | 3 | 4 |
9 | Подготовка к печати документа. | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка зачетных работ | 8 | 8 | |
4. Основы подготовки презентации – 24ч | ||||
11 | Выбор макета презентации. | 1 | 1 | 2 |
12 | Заполнение слайда. | 1 | 3 | 4 |
13 | Настройка анимации. | 1 | 1 | 2 |
14 | Управление показом | 1 | 3 | 4 |
15 | Подготовка зачетных работ | 12 | 12 | |
5. Интернет – 34ч. | ||||
16 | Способы поиска информации в Интернете | 2 | 4 | 6 |
17 | Электронная почта | 2 | 4 | 6 |
18 | Online перевод текста | 1 | 1 | 2 |
19 | Практическая работа «Возможности Интернета» | 20 | 20 | |
6. Система оптического распознавания документов - 10 ч. | ||||
20 | Сканирование. | 1 | 3 | 4 |
21 | Обработка сканированного документа | 2 | 2 | 4 |
22 | Подготовка зачетных работ | 2 | 2 | |
| ||||
23 | Знакомство с основами.Слои. | 1 | 3 | 4 |
24 | Режимы выделения | 1 | 1 | 2 |
25 | Преобразования | 1 | 1 | 2 |
26 | Текст в изображениях | 1 | 2 | 3 |
27 | Спецэффекты | 1 | 2 | 3 |
28 | Подготовка творческих заданий | 8 | 8 | |
8. Монтаж и редактирование цифрового видео –18ч. | ||||
29 | Основные сведения об интерфейсе программ. Изучение возможностей программ монтажа | 2 | 4 | 6 |
30 | Работа над проектами | 12 | 12 | |
Итого | 30 | 114 | 144 |
Содержание программы и ожидаемые результаты.
1. Начальные сведения о персональных компьютерах. Введение.
Устройства, входящие в состав ПК: внутренние составляющие. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, мышь, принтер, сканер. Инструктаж по ТБ.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О назначении устройств ПК. Знать:
- Названия устройств ПК;
- Правила работы и функции периферийных устройств ПК.
- Правила техники безопасности при работе с ПК.
Уметь:
- Перечислять состав и назначения устройств ПК.
2. Программное обеспечение.
Операционная система MS Windows. Основные элементы окна. Меню. Создание, открытие, сохранение документов в программном приложении.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О возможностях и преимуществах операционной системы MS Windows.
Знать:
- Назначение элементов окна;
- Правила работы с меню;
- Правила создания, открытия, сохранения документов в программном приложении.
Уметь:
- Запускать программы на выполнение;
- Управлять окнами;
- Работать с носителями информации: дисками, файлами;
- Создавать папки, ярлыки
3. Текстовый редактор MS Word
Принципы работы в текстовом редакторе.
Основные операции с текстом. Перемещение, копирование, удаление фрагментов текста. Перемещение по набранному тексту.
Форматирование текста. Общая схема форматирования. Панель инструментов. Границы и заливка - оформление абзацев. Создание списка перечисления. Работа со стилями.
Работа с таблицами. Операции с таблицами.
Оформление страницы документа. Параметры страницы.
Вставка рисунков и символов. Подготовка к печати документа.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О возможностях текстового редактора MS Word.
Знать:
- порядок работы с командами меню и инструментами;
- способы форматирования текста;
- основные операции с рисунками и таблицами;
- правила вывода документа в печать.
Уметь:
- вводить текст;
- выделять, копировать и удалять фрагменты текста;
- вставлять рисунки, символы, таблицы;
- создавать стили;
- распечатывать документ;
- сохранять документ.
4. Основы подготовки презентаций.
- Общая схема работы в MS PowerPoint.
- Создание презентации. Презентация в режиме слайдов.
- Анимация слайда.
- Общая настройка презентации. Настройка времени. Управление показом.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- о видах презентаций и их назначении
Знать:
- назначение элементов окна программы;
- правила создания, открытия, сохранения документа;
- порядок работы с командами меню и инструментами;
- основные операции при работе над презентацией.
Уметь:
- использовать конструктор и разметку слайда;
- применять настройку слайда, эффекты анимации;
- применять общую настройку презентации.
5. Система оптического распознавания документов.
Общие сведения о применении сканера. Возможности программы FineReader . Сканирование. Передача в удобный формат.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О назначении сканера;
- О способах работы со сканером.
Знать:
- Назначение элементов окна Fine Reader;
- Порядок передачи бумажного документа в удобный для редактирования формат.
Уметь:
- Задавать параметры сканирования;
- Получать и обрабатывать изображения;
- Производить распознавание и проверку результатов;
- Сохранять распознанный текст
6. Интернет.
Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть Интернет. Всемирная паутина. Web-страница. Web-сайт. Способы поиска и сохранения информации в Интернете. Электронная почта. Общение в реальном времени.
Воспитанник должен:
Знать:
- Назначение элементов окна при работе в Интернете;
- Правила поиска, открытия, сохранения информации;
- Правила работы с электронной почтой;
- О системах компьютерного перевода текстов.
Уметь:
- Работать с браузерами различного вида
- Использовать 3 способа поиска в Интернете;
- Получать информацию с Web-страницы; копировать ее вставлять в документы
- Создавать почтовый ящик;
- Отправлять и получать письма по электронной почте;
- Использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текста
7. Графические редакторы.
1.Знакомство с основами.
Точечные и векторные изображения. Рабочая среда и интерфейс пользователя. Линейки и направляющие. Создание, открытие и сохранение документа.
Инструменты рисования и их атрибуты
Воспитанник должен:
Знать:
- различия между точечным и векторным изображением;
- различные форматы документов точечных рисунков;
- параметры и назначение инструментов рисования
Уметь:
- создавать документы и задавать их параметры;
- сохранять документы в различных форматах;
- работать с различными инструментами рисования
2.Слои.
Понятие слоя. Палитра «Слои», меню «Слой»: создание, удаление, перемещение слоев, скрытие и отображение слоев. Непрозрачность. Связывание и объединение слоев.
Воспитанник должен:
Знать:
- понятие слоев;
- параметры слоя
Уметь:
- работать с палитрой слоев и меню Слой;
- создавать, удалять слои, настраивать их параметры
3.Режимы выделения
Инструменты. Выделение, Лассо, Волшебная палка. Модификация выделения. Кадрирование. Выделение нескольких областей. Вырезание и копирование
Воспитанник должен:
Знать:
- назначение и особенности инструментов выделения
Уметь:
- работать с инструментами выделения;
- модифицировать выделенную область
4. Преобразования
Изменение размера изображения, холста, фрагмента. Вращение.
Зеркальное отображение. Преобразования выделенных областей: наклон, искривление, изменение перспективы.
Воспитанник должен:
Знать:
- отличия и особенности каждого вида преобразований
Уметь:
- изменять размер изображения, фрагмента, холста;
- работать с палитрой Навигатор;
- применять различные виды преобразований изображения
5. Текст в изображениях .
Инструмент Текст. Отбрасывание тени. Заливка текста. Свечение, рельефность.
Воспитанник должен:
Знать:
- особенности работы с текстом
- различные возможности программы при работе с текстом
Уметь:
- создавать обычный текст и выделение текстом;
- применять к тексту различные преобразования
6.Спецэффекты.
Свечение, отражение. Фильтры спецэффектов. Текстура. Стиль. Деформация
Воспитанник должен:
Знать:
- понятие спецэффекта;
- особенности фильтров спецэффектов
Уметь:
- создавать эффекты свечения, отражения, тени и др.;
- применять фильтры спецэффектов
8. Монтаж и редактирование цифрового видео.
1.Организация проекта
Конфигурация рабочего стола. Исходные файлы. Сборники. Проект. Фильм.
Воспитанник должен:
Знать:
- ключевые понятия
Уметь:
- создавать удобную конфигурацию рабочего стола
2.Основные сведения о графическом интерфейсе программ
Строка меню и панели инструментов. Раскадровка. Шкала времени. Панели.
Воспитанник должен:
Знать:
- элементы интерфейса;
Уметь:
- работать с панелями инструментов, строкой меню, шкалой времени
3.Изучение возможностей программ монтажа
Импорт файлов. Монтаж. Видеопереходы. Звук. Предварительный просмотр. Изменения проекта. Сохранение фильма.
Воспитанник должен:
Знать:
- порядок работы над проектом;
Уметь:
- импортировать существующие файлы мультимедиа;
- скрывать части клипа при монтаже;
- использовать видеопереходы, видеоэффекты;
- накладывать тексты и титры;
- добавлять звуковые эффекты;
- настраивать уровень звука;
- сохранять фильм
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности программы:
В конце учебного занятия молодой человек получает определенный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы учить молодых людей с ограниченными возможностями здоровья оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других воспитанников.
Проверка и оценка знаний умений и навыков воспитанников является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего года. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.
С первых же дней проводится предварительный контроль, который помогает выявить уровень подготовки обучающегося и скорректировать план работы с ним. И далее, на протяжении всего учебного года педагог проводит контроль за работой воспитанника, направляя его деятельность на нужный результат. Постоянный контроль позволяет педагогу составить представление о том, как ведут себя воспитанники на учебных, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их склонности, интересы и способности.
Наиболее распространенным методом при проверке и оценке знаний
является практическая работа. Сущность его заключается в том, что педагог предлагает выполнить определенное задание на компьютере (дает образец текста, тему презентации и др.) выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
После прохождения тем учебной программы в теории проводятся занятия в практической форме, во время которых проводится текущий индивидуальный контроль.
В качестве итогового контроля предусматриваются представления творческих работ, выполненных в изученных прикладных компьютерных программах. На них определяется уровень мастерства, техника исполнения работ, выявляются творческие способности. Каждому предоставляется возможность участвовать в конкурсах, оказывать посильную помощь при подготовке к мероприятиям, проводимым в детском доме.
При проведении всех видов контроля педагог соблюдает следующие требования:
- контроль систематический и всеохватывающий, мотивированный и стимулирующий;
- оценка результатов контроля проводиться в сочетании личностных и нормативных критериев, гласно, но психологически щадящим;
- по мере взросления воспитанника контроль педагога постепенно заменяется взаимоконтролем и самоконтролем; выступает, как элемент методической помощи.
Организационно-педагогические условия.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1.Объяснение.
2.Показ.
3.Практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, воспитанники постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия должны быть построены с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у воспитанника своего ПК.
Обучение по программе «Пользователь ПК» планируется с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников, используя практику педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности.
Во время перерыва делаются физические упражнения для снятия общего напряжения и усталости глаз. Проводится регулярное проветривание кабинета.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда воспитанников при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение программы.
Для достижения более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов (целей и задач программы) используется совокупность методов и приёмов обучения.
Методы обучения: словесные методы (объяснение, рассказ, лекция, беседа), наглядные методы, практические методы (упражнения репродуктивные и творческие, практические, исследовательские работы, компьютерный эксперимент).
Приёмы обучения: анализ ситуаций, показ практических действий, выполнение заданий, создание проблемных ситуаций, поиск решений.
Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, игра, компьютерный эксперимент, работа с тренажерами, интерактивными программами.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение воспитанников на группы для выполнения определённой работы).
Дидактический материал программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, фото и видеоматериалы.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания.
Материально-техническое обеспечение.
- Оборудованный кабинет информатики, подключенный к интернет отвечающий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
- Принтер, сканер.
- Мультимедийный проектор.
- Карты флэш-памяти
- Расходные материалы: бумага для принтера, папки-скоросшиватели, CD, CDRW.
Информационно-электронные ресурсы:
- http://infourok.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
- http://www.klyaksa.net/
- http://www.infoschool.narod.ru/
- http://www.metod-kopilka.ru/informatika.html
- http://www.uchportal.ru/dir/1
- http://informaschka.ucoz.ru/
- http://marklv.narod.ru/isk/
- http://markclub.narod.ru/pp/
- http://psbatishev.narod.ru/word/w000.htm
- http://inf-kniga.ru/metodika
- http://rmoinformatikov.ucoz.ru/
Список литературы:
1. Информатика. Базовый курс. Учебник для Вузов/под ред. С.В. Симо-новича, - СПб.: Питер, 2007.
2. Денисов А., Вихарев И., Белов А.. Самоучитель Интернет. – Спб: Питер, 2010. - 461 с.
3. Бойс Д. Осваиваем Windows XP. 2007.
4. Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Лукьянов Б.А. Персональный компьютер для всех. Хранение и обработка информации. Т.1 М.: Высшая школа, 2009.
5. Могилев А.В. и др. Информатика. – М., 2010. – 816 с.
6. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. М.: Триумф, 1997.
7. Д.А. Поспелов. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 352 с.
8. Основы современных компьютерных технологий: Учебное пособие/под. ред. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА, 1998.
9.Семакин И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе; Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 540 с:
Терминология.
Аватар – картинка в Сети, выбранная участником сообщества в качестве символа – портрета.
Буфер обмена – средство для переноса данных в Windows.
Диск – устройство хранения информации в ПК
Интернет – всемирная компьютерная сеть.
Интерфейс графический – стандартизированная система сигналов и вид связи между отдельными устройствами.
Клипарт - небольшая векторная картинка .
Курсор – средства управления и запуска программ в виде движущейся по экрану стрелки, копирующей движение руки при работе с мышью.
Логин – псевдоним, имя пользователя, необходимое для входа в сеть.
Портал – сайт Интернета
Презентация – демонстрационный ролик
Рабочий стол – рабочее пространство, базовый экран операционной системы Windows
Сайт – информационная единица сети Интернет.
Слайдшоу – демонстрация сменяющих друг друга картинок
Текстура – графическая поверхность объекта
Файл – минимальный элемент информации, с которым работает пользователь ПК
Диагностика достижений.
Диагностика достижений – это безотметочная оценка знаний и умений воспитанников на момент диагностирования.
С одной стороны, педагог обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как воспитанник продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, педагог обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для педагога состоит в том, чтобы найти путь к каждому воспитаннику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь воспитаннику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями.
Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как практические работы, так и творческие проекты. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.
Воспитанников необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать
Критерии оценивания уровня достижений воспитанников
Тема: Операционная система. Работа с дисками
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня начальных достижений воспитанников |
I. Начальный | 1 | - воспитанник имеет представление про то, что без операционной системы (ОС) с компьютером работать нельзя; про компьютерные вирусы; возможность сжатия информации; наличие специальных программ архиваторов и антивирусных программ; файл - воспитанник отличает дискету от диска, знает назначение дисков |
2 | - воспитанник имеет представление про ОС Windows - воспитанник умеет находить на рабочем столе объекты: диски, файлы, папки, стандартные объекты; вызывать на экран контекстное меню объекта; вставлять дискету по дисководу и вытаскивать с него дискету; находить в окне Windows его название, главное меню, строку состояния; выполнять две операции мышкой – фиксирование и протяжку - воспитанник различает окно программы – архиватора от иной, папку от файла, стандартные имена внешних запоминающих устройств компьютера | |
3 | - воспитанник имеет представление про имя файла, расширение и его место сбережения, архивный файл, правила профилактики компьютера от заражения компьютерным вирусом - воспитанник отличает архивные файлы от других файлов - воспитанник умеет выбирать объекты, с какими работает ОС: правильно закончить работу с компьютером в среде ОС Windows, выбирать в контекстном меню потребный элемент | |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальное знание о назначении и основной функции ОС - воспитанник может открывать и закрывать окна в ОС Windows, заменять их место расположения, знает назначение соответствующих кнопок программного окна - воспитанник может заменять размеры окна, реагировать на информационное окно |
5 | - воспитанник умеет работать с разными списками в окнах Windows и выбирать потребный элемент, с линейками прокрутки, бегунками, счетчиками; использование буфер обмена - С помощью учителя воспитанник может сделать папку и изменить её имя, вырезать папку, копировать и перемещать файлы и папки - воспитанник умеет использовать кнопку Пуск для открытия документа потребной программы | |
6 | - воспитанник умеет работать с пропорциями и переключателем, изменять свойственность объектов, назначать разрешенные операции с ними, хранить информацию на диске, пересматривать содержание дискеты, запустить файл на выполнение - воспитанник владеет основными навыками работы с файлами в среде Windows - воспитанник имеет представление о понятии форматирования и диагностики диска - воспитанник знает основные возможности программ – архиваторов и правила профилактики компьютерных вирусов | |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в среде Windows, знает её основы возможности и правила работы с дисками, папками, файлами - воспитанник умеет самостоятельно выполнять основные операции с файлами и папками разными способами, пользоваться справочной системой, создавать новый архив, открывать архив, пересматривать архив - воспитанник имеет представление про принципы защиты и пути информации |
8 | - воспитанник знает классификацию ОС и виды пользования интерфейсом ОС - воспитанник может обозначать объем свободного места на диске, пересматривать свойственности файла и его содержания, искать файлы по именам, расширением и временем создания, добавлять к архиву новый файл, выделять некоторые файлы из архива | |
9 | - воспитанник вольно владеет Windows, антивирусными программами и архиваторами - воспитанник имеет представление об инсоляции программных средств, конфигурирование и налаживание информационной системы - воспитанник может различать некоторые основные расширения файлов, проводить диагностику диска, дефрагментацию, хозяйничать информацией, что находится в каталоге и в отдельных файлах; обновлять архив | |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник умеет форматировать диск, выводить на машине информацию о файле, что находится а внешних выносках; использование разных антивирусных программ, выполнение операций копирования и выделения с группой файлов, искать файлы и совокупность разных признаков. - воспитанник знает и использует возможности ОС работы с дисками |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительно источники информации - воспитанник инсталлировать программные обеспечения, изменять некоторые параметры конфигурирования и налаживание информационной системы, обновлять некоторые информации на диске, налаживать работу антивирусной программы на работу с конкретным компьютером: «лечить» компьютер от компьютерных вирусов; изготовлять многотомные архивы. - воспитанник имеет представление о предназначении FAT – таблицы, правила записи информации о ней, понятие о кластере и секторе | |
12 | Воспитанник имеет стойкие системные знания с ОС, работы с дисками, архивами и антивирусными программами и использует их. В процессе выполнения заданий проявляется творческий интерес |
Тема: Графический и текстовый редактор
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня учебных достижений воспитанников |
I. Начальный | 1 | - воспитанник имеет представление о графическом и текстовом редакторе, распознает задачи, для решения чего можно применять графические и текстовые редакторы |
2 | - воспитанник имеет представление о конкретной программе работы графической и текстовой и их назначение - Отличает окно текстового редактора (ТР) от графического редактора (ГР) и от других программных средств | |
3 | - воспитанник имеет представление о технологии рисования в среде ГР - воспитанник имеет представление о введении текстовой информации в среде ТР; умеет переключать клавиатуру, перемещать по тексту, вставлять курсор на какое – нибудь место текстового документа, работать в режиме вставки и замены - воспитанник имеет представление о объекте, с каким работает ТР | |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальные знания о введении и редактировании текста - воспитанник умеет загружать текстовый редактор, рисовать с помощью Карандаша, Прямоугольника, Линий, Эллипса; закрашивать геометрические фигуры; умеет беречь графические файлы - воспитанник умеет выделять графические и текстовые объекты и вызывать контекстное меню для них |
5 | - воспитанник с помощью учителя ориентируется в работе с ТР, умеет самостоятельно загружать и редактировать текстовую информацию - воспитанник имеет представление о форматировании символов - воспитанник умеет выбирать тип Кисти и использовать его, Многоугольником и Резинкой - С помощью учителя редактирует графические файлы, используя масштабы | |
6 | - воспитанник владеет основными правилами работы с текстовым редактором, умеет самостоятельно вводить, редактировать и формировать текстовую информацию - воспитанник с помощью учителя может вставить простую таблицу, рисунок, исправить орфографические и грамматичные ошибки в тексте, установить заголовки в тексте - воспитанник владеет основными правилами работы с ГР, умеет самостоятельно делать и регулировать простые графические образы | |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в текстовом редакторе, знает его основные возможности и правила работы информацией - Умеет самостоятельно форматировать абзацы, составлять нумерованные и маркированные списки, пересматривать текст перед печатанием; работать с контекстами - воспитанник имеет представление поиска текстового документа по именам, расширениям, датой изготовления, местом. Умеет форматировать таблицы - Имеет представление о точных и растровые графические файлы, умеет выделять графические объекты в среде ГР, использовать буфер обмена в среде ГР - С помощью учителя может осуществлять компанию сложенного изображения с набора графического примитива - Умеет конвертировать файлы с одних форматов в файле других форматов |
8 | - воспитанник имеет постоянные навыки работы с объектами – рисунками и фрагментами текста, и с составными таблицами - Умеет использовать стили документа, устанавливать режим автоматической проверки орфографии в тексте - Умеет беречь текстовый файл в разных форматах; осуществлять поиск потребного файла с разными (составными) признаками; умеет осуществлять поиск и замену в тексте - Имеет представление осуществление некоторых операций над выделенными объектами | |
9 | - Ученик вольно владеет текстовым редактором. Умеет вызывать шаблоны документов. Использует интерактивную справочную систему. Умеет формулировать основные алгоритмы работы с текстами - Умеет разгруппировывать и группировать растровые рисунки - Имеет представление о фигурном тексте и вставке формул в текст | |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник досконально (редко действует начальная программа) знает и использует возможности текстовых редакторов. Делает свойственные шаблоны и стили - Самостоятельно выполняет начальные задания - С помощью учителя может делать макет страницы, работать с разделами и стандартными заголовками, делать содержание и пересматривать структуру документа, вставлять фигурный текст и формулу - Умеет работать с заметками |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительно источники информации. Может самостоятельно вставлять параметры страницы, делать и макетировать документы с разными объектами: делать дополнительно словарь и его подключать, автотекст, автозамену - Имеет представление наладке интерфейса и работы ТР, про поля и формы | |
12 | - воспитанник имеет стойкие системные знания про текстовые и графические редакторы и продуктивно их использует. В процессе выполнения заданий проявляется творческий подход |
Тема: Электронные таблицы
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня учебных достижений учеников |
I. Начальный | 1 | -воспитанник имеет представление про электронные таблицы (ЭТ) |
2 | - воспитанник отличает окно редактора ЭТ от окон других программных средств, распознает некоторые характерные задачи, какие можно развязывать с помощью ЭТ: на сохранение табличной информации; вычисление данных, что сохраняются в таблице; построение диаграмм на базе табличной информации | |
3 | - воспитанник имеет представление о конкретной программе работы ЭТ на её назначение, введение информации до ЭТ, использование готовой ЭТ для получения уверенной информации; может выделить тяжелые признаки табличного процессора | |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальные знания о проведении и редактировании информации в ЭТ - Умеет загружать ЭТ и вносить указанные изменения на её место, делать простую таблицу без вычислений, вводить к ней числовую и текстовую информацию и сохранять её в виде файла под предыдущим именем - Умеет маркировать отдельные воротники и их диапазон, копировать и перемещать информацию, что сохранялась в таблице |
5 | - воспитанник с помощью учителя может сформулировать электронную таблицу для развязывания простого начального задания с использованием вычисления сумм вместо клеток, располагать подряд, умеет самостоятельно вводить и редактировать информацию, данную в виде таблицы - Умеет давать сделанные таблицы имя и сохранять в нужном месте на диске | |
6 | - воспитанник владеет основными навыками работы в среде ЭТ, умеет самостоятельно формулировать таблицу: изменять ширину столбов, оформлять клетки и таблицу | |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в среде табличного процессора, знает его основы возможности и правила работы информацией. - Умеет самостоятельно обрабатывать табличную информацию с помощью арифметических операций табличного процессора |
8 | - воспитанник умеет использовать встроенные функции ЭТ - Может исправить ошибку, на какую указанно учителем - Умеет строить диаграммы | |
9 | - Ученик вольно владеет редактором ЭТ - Умеет делать списки, самостоятельно, искать и выбирать данные с уверенными признаками - Умеет формулировать и редактировать построенные диаграммы - С помощью учителя может сделать в клетках имена и использовать имена к абсолютной координате при виде | |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник досконально (между действий начальных программ) знает и использует возможности ЭТ. - Самостоятельно выполняет начальные задания на создание и формулирование таблиц, вычисления в таблицах с использованием разных построенных операций и функций в том числе логичных; построение диаграмм и графиков; |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительные источники информации - Умеет использовать результаты обработки ЭТ (таблицы, графики, диаграммы) | |
12 | - воспитанник имеет стойкие системные знания с ЭТ и использует их. В процессе выполнения заданий проявляется творческий подход |
Критерии оценивания компьютерного проекта
Критерии | Параметры критериев | Уровни сложности |
Содержание | 1. Демонстрирует полное понимание:
2. Точная научная информация 3. Вклад каждого члена группы в общую работу. 4. Объем работы соответствует требованиям. | высокий уровень
низкий уровень
|
Стиль |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Графика |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Дизайн |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Грамматика |
| высокий уровень
низкий уровень
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство пользователя программы PAINT
Обучение начинающих пользователей работе в программе PAINT ....
Профессиональная подготовка: оператор электронно-вычислительных машин (оператор-пользователь ПК). Рабочая программа курса.
Курс рассчитан на изучение в 8 - 9 классах общим объемом 100 учебных часов. Учебная программа нацелена на освоение учащимися современных информационных технологий....
Программа дополнительного образования "Пользователь ПК"
Программа дополнительного образования (кружка) "Пользователь ПК" для учащихся среднего звена. Курс разработан на 3 учебных года...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...
Учебно-методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования по образовательной программе "Пользователь ПК"
Данное учебно-методическое пособие разработано в помощь педагогам дополнительного образования, обучающих детей среднего и старшего школьного возраста возможностям программы MS Excel, а также в качеств...
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Пользователь ПК
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пользователь ПК» предназначена для детей и подростков 10 – 12 лет, имеющих небольшой опыт работы на компьютере и же...