Программа дополнительного образования "Пользователь ПК"
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования (кружка) "Пользователь ПК" для учащихся среднего звена. Курс разработан на 3 учебных года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pk.doc | 367.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повсеместное использование компьютеров приводит к появлению спроса на рынок информационных услуг.
Сегодня компьютер занимает важное место во множестве сфер жизни человека, без него не обходятся при проведении разнообразных расчетов (инженерных, научных), в экономике и экологии, в черчении и графике, в медицине и биологии, в мультипликации и книгопечатании, в расширении круга общения и ресурсов информации и многих, многих других направлениях. Компьютер вошел во все области жизни, стал и «членом семьи», и «коллегой по работе», и «приятелем для отдыха».
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Поэтому возникает целесообразность обучения пользователей персональных компьютеров и изучения информационных технологий
Предлагаемая программа «Пользователь ПК» предназначена для работы с учащимися средней школы во внеурочное время.
На занятиях объединения учащиеся научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК) для подготовки к урокам. Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Программа объединения позволит прежде всего разобраться с понятиями и их взаимосвязью.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью занятий является подготовка воспитанников, как компетентных пользователей умеющих работать с современными компьютерными технологиями для решения пользовательских и учебных задач
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить с основными возможностями компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни;
- Учить поиску, обработке и представлению информации;
- Познакомить с основными принципами работы с основными прикладными программами;
- Учить использовать компьютер для выполнения различных учебных задач, в различных отраслях деятельности
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, рациональность при решении задач и самостоятельность в поиске путей реализации заданий;
- Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике;
- Развивать творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ)
Воспитательные задачи:
- Повышать интерес к учебным предметам, мотивацию к самообразованию. Воспитывать привычку вдумчивого и внимательного выполнения заданий, уважительного отношения к сложной и умной машине, терпение и сосредоточенность при решении задач;
- Воспитывать понимание воспитанников представления о своем место в современном информационном обществе.
Программа нацелена на формирование у воспитанников общих учебных умений и навыков:
- учебно-организационных (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий и т.п.);
- учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);
- учебно-информационных (работа с компьютерными источниками информации, умение работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);
- учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий, классифицировать информацию и т.п.).
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
- Вопросы, связанные с понятием информации, способах ее передачи и хранения, структуры компьютера, его назначения и состава.
- Навыки при работе с компьютером, прикладными и пользовательскими программами.
- Вопросы, связанные с физическими принципами работы ПК, способах представления информации
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ
Выполнение Программы рассчитано на три учебных года.
Возраст воспитанников в группах соответствует возрасту учащихся седьмых-одиннадцатых классов средней школы.
Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований
Занятия поводятся 2 раза в неделю (1-й год обучения), 3 раза в неделю(2-й, 3-й год обучения). Продолжительность занятия 2 часа.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность воспитанников. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса «Пользователь ПК» выбирается такой объект или тема работы для воспитанников, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда воспитанников при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается путем предоставления воспитанникам в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями воспитанников и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Методы существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу воспитанников
- индивидуальной - самостоятельная работа воспитанников с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности воспитанников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1.Объяснение.
2.Показ.
3.Практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, воспитанники постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия на кружке должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у воспитанника своего домашнего ПК.
Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же, как и успехи воспитанника уже имеющих навыки обращения с компьютером.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В основу представляемой программы кружка положены такие принципы:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей воспитанников).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта воспитанников, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОГРАММЕ
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения воспитанника к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Воспитанникам, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость 12 - 15 лет, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Задания для таких детей не особенно трудоемки и объемны, а для создания больших работ используется коллективная форма организации труда, которая дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.
В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Обучение развивает воспитанников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается воспитанниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых и т. д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие воспитанников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с руководителем и друг с другом. В коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие воспитанника. Через коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед воспитанниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает воспитанников к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении. Они не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых тем, а стремятся понять их сущность. У них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Поэтому придается процессу обучения проблемный характер, в результате они учатся самими формировать проблемы и вырабатывать аналитику - синтетические умения.
Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении задания.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулирует самосознание подростков, возбуждают мечты о своём призвании и будущем. Однако в оценке своих способностей они недостаточно взыскательны. Это обуславливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
В процессе обучения также учитываются и индивидуальные различия и особенности детей. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойства их памяти, склонности и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении: слабейшим воспитанникам оказывается помощь, в развитии их памяти, сообразительности, познавательной активности; более сильным предлагаются дополнительные творческие задания с тем, чтобы не потерять интерес к работе.
Большое внимание уделяется изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать доброжелательных контактов с товарищами.
Только глубокое знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного проведения образовательного процесса
Формы оценки качества и результативности.
В конце учебного занятия ребенок получает определенный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Проверка и оценка знаний умений и навыков воспитанников является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего года. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.
С первых же дней проводится предварительный контроль, который помогает выявить уровень подготовки обучающегося и скорректировать план работы с ним. И далее, на протяжении всего учебного года педагог проводит контроль за работой ребёнка, направляя его деятельность на нужный результат. Постоянный контроль позволяет педагогу составить представление о том, как ведут себя воспитанники на учебных и досуговых занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их склонности, интересы и способности.
Наиболее распространенным методом при проверке и оценке знаний
является практическая работа. Сущность его заключается в том, что педагог предлагает выполнить определенное задание на компьютере (дает образец текста, тему презентации и др.) выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
После прохождения тем учебной программы в теории проводятся занятия в практической форме, во время которых проводится текущий индивидуальный контроль.
В качестве итогового контроля предусматриваются представления творческих работ, выполненных в изученных прикладных компьютерных программах. На них определяется уровень мастерства, техника исполнения работ, выявляются творческие способности. Каждому предоставляется возможность участвовать в конкурсах, оказывать посильную помощь при подготовке к школьным мероприятиям.
При проведении всех видов контроля педагог соблюдает следующие требования:
- контроль систематический и всеохватывающий, мотивированный и стимулирующий;
- оценка результатов контроля проводиться в сочетании личностных и нормативных критериев, гласно, но психологически щадящим;
- по мере взросления воспитанника контроль педагога постепенно заменяется взаимоконтролем и самоконтролем; выступает, как элемент методической помощи.
Учебный план
(первый год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Начальные сведения о персональных компьютерах | 2 |
2 | Программное обеспечение | 2 |
3 | Текстовый редактор МS Word | 44 |
4 | Досуговое познавательное мероприятие | 2 |
5 | Оздоровительное мероприятие | 4 |
6 | Основы подготовки презентации | 32 |
7 | Развлекательное досуговое мероприятие | 4 |
8 | Основы подготовки публикаций | 28 |
9 | Информационно-познавательное мероприятие | 4 |
10 | Система оптического распознавания документов | 22 |
Итого | 144 |
Учебно-воспитательный тематический план
№ п/п | Тема | Кол – во часов |
Теор | Практ | Всего |
1. Начальные сведения о персональных компьютерах – 2ч. |
1 | Введение. | 1 | 1 |
2 | Устройства, входящие в состав ПК. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 |
2. Программное обеспечение – 2ч. |
3 | Операционная система MS Windows. | 2 | 2 |
3. Текстовый редактор МS Word - 50 ч |
4 | Основные операции с текстом. | 2 | 4 | 6 |
5 | Познавательное мероприятие «В мире интересного» | 2 |
6 | Форматирование текста. | 3 | 5 | 8 |
7 | Работа с таблицами. | 3 | 5 | 8 |
8 | Оформление страницы документа. | 3 | 5 | 8 |
9 | Оздоровительное мероприятие «Посещение бассейна» | 4 |
10 | Вставка рисунков и символов. | 2 | 2 | 4 |
11 | Подготовка к печати документа. | 1 | 1 | 2 |
12 | Подготовка зачетных работ | 8 | 8 |
4. Основы подготовки презентации – 36ч |
13 | Выбор макета презентации. | 1 | 1 | 2 |
14 | Заполнение слайда. | 2 | 2 | 6 |
15 | Настройка анимации. | 2 | 2 | 6 |
16 | Управление показом | 2 | 4 | 8 |
17 | Досуговое мероприятие. Поездка в к/т | 4 |
18 | Подготовка зачетных работ | 10 | 10 |
5. Основы подготовки публикаций – 32ч. |
19 | Макеты, типы публикаций. | 2 | 4 | 6 |
20 | Оформление публикации. Цветовые схемы. | 2 | 6 | 8 |
21 | Вставка рисунка | 2 | 4 | 6 |
22 | Беседа о ЗОЖ | 4 |
23 | Подготовка зачетных работ | 8 | 8 |
6. Система оптического распознавания документов - 22ч. |
24 | Сканирование. | 2 | 4 | 6 |
25 | Обработка сканированного документа | 2 | 2 | 6 |
26 | Передача в нужный формат. | 2 | 2 | 4 |
27 | Подготовка зачетных работ | 6 | 6 |
Итого | 38 | 106 | 144 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Первый год обучения
1. Начальные сведения о персональных компьютерах. Введение.
Устройства, входящие в состав ПК: внутренние составляющие. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, мышь, принтер, сканер. Инструктаж по ТБ.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О назначении устройств ПК. Знать:
- Названия устройств ПК;
- Правила работы и функции периферийных устройств ПК.
- Правила техники безопасности при работе с ПК.
Уметь:
- Перечислять состав и назначения устройств ПК.
2. Программное обеспечение.
Операционная система MS Windows. Основные элементы окна. Меню. Создание, открытие, сохранение документов в программном приложении.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О возможностях и преимуществах операционной системы MS Windows.
Знать:
- Назначение элементов окна;
- Правила работы с меню;
- Правила создания, открытия, сохранения документов в программном приложении.
Уметь:
- Запускать программы на выполнение;
- Управлять окнами;
- Работать с носителями информации: дисками, файлами;
- Создавать папки, ярлыки
3. Текстовый редактор MS Word
Принципы работы в текстовом редакторе.
Основные операции с текстом. Перемещение, копирование, удаление фрагментов текста. Перемещение по набранному тексту.
Форматирование текста. Общая схема форматирования. Панель инструментов. Границы и заливка - оформление абзацев. Создание списка перечисления. Работа со стилями.
Работа с таблицами. Операции с таблицами.
Оформление страницы документа. Параметры страницы.
Вставка рисунков и символов. Подготовка к печати документа.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О возможностях текстового редактора MS Word.
Знать:
- порядок работы с командами меню и инструментами;
- способы форматирования текста;
- основные операции с рисунками и таблицами;
- правила вывода документа в печать.
Уметь:
- вводить текст;
- выделять, копировать и удалять фрагменты текста;
- вставлять рисунки, символы, таблицы;
- создавать стили;
- распечатывать документ;
- сохранять документ.
4. Основы подготовки презентаций.
- Общая схема работы в MS PowerPoint.
- Создание презентации. Презентация в режиме слайдов.
- Анимация слайда.
- Общая настройка презентации. Настройка времени. Управление показом.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- о видах презентаций и их назначении
Знать:
- назначение элементов окна программы;
- правила создания, открытия, сохранения документа;
- порядок работы с командами меню и инструментами;
- основные операции при работе над презентацией.
Уметь:
- использовать конструктор и разметку слайда;
- применять настройку слайда, эффекты анимации;
- применять общую настройку презентации.
5. Основы подготовки публикаций.
Общие сведения о создании публикаций MS Publisher. Макеты, типы публикаций.
Оформление публикации. Цветовые схемы. Вставка рисунка. Вывод в печать.
Воспитанник должен:
Иметь представление
- о видах публикаций и их назначении.
Знать:
- Назначение элементов окна;
- Правила создания, оформления и сохранения публикации.
Уметь:
- Выбирать тип публикации;
- Изменять цветовую схему;
- Вставлять и редактировать рисунок;
- Выводить публикацию в печать.
6. Система оптического распознавания документов.
Общие сведения о применении сканера. Возможности программы FineReader . Сканирование. Передача в удобный формат.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
- О назначении сканера;
- О способах работы со сканером.
Знать:
- Назначение элементов окна FineReader;
- Порядок передачи бумажного документа в удобный для редактирования формат.
Уметь:
- Задавать параметры сканирования;
- Получать и обрабатывать изображения;
- Производить распознавание и проверку результатов;
- Сохранять распознанный текст
Учебный план
(второй год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Текстовый редактор MS Word | 32 |
3 | Досуговое мероприятие | 6 |
4 | Система оптического распознавания документов | 8 |
5 | Интернет | 40 |
6 | Досуговое мероприятие | 6 |
7 | Компьютерные презентации | 48 |
8 | Электронные таблицы | 20 |
9 | Редактирование изображений | 48 |
10 | Досуговое мероприятие | 6 |
Итого | 216 |
Учебно-воспитательный тематический план
№ п/п | Тема | Кол – во часов |
Теор | Практ | Всего |
1.Повторение-2 ч. |
Программное обеспечение компьютера. Инструктаж ТБ | 1 | 1 | 2 |
2. Текстовый редактор MS Word – 38 ч. |
Набор документа в текстовом редакторе | 1 | 1 | 2 |
Форматирование документа в текстовом редакторе | 2 | 8 | 10 |
Досуговое мероприятие | 6 |
Практическая работа «Создание и форматирование документа» | 2 | 18 | 20 |
3. Система оптического распознавания документов – 8 ч. |
Практическая работа «Сканирование и распознавание документа» | 2 | 6 | 8 |
4. Интернет – 46 ч. |
Способы поиска информации в Интернете | 2 | 4 | 6 |
Электронная почта | 2 | 4 | 6 |
Online перевод текста | 2 | 2 | 4 |
Досуговое мероприятие | 6 |
Практическая работа «Возможности Интернета» | 4 | 20 | 24 |
5. Компьютерные презентации – 48 ч. |
Творческая работа в программе Power Point | 4 | 20 | 24 |
Монтаж изображений в программе Movie Maker | 6 | 18 | 24 |
6. Электронные таблицы – 20 ч. |
Правила заполнения таблицы | 2 | 4 | 6 |
Форматирование электронной таблицы | 2 | 4 | 6 |
Построение графиков и диаграмм | 2 | 2 | 4 |
Практическая работа «Электронные таблицы» | 4 | 4 |
7. Редактирование изображений – 54 ч. |
Программы по редактированию изображений | 4 | 4 | 8 |
Редактирование изображений в программе MS Picture Manager, Corel Paint Shop Pro Photo и др. | 4 | 4 | 8 |
Досуговое мероприятие | 6 |
Подготовка творческих заданий на свободную тему | 32 | 32 |
Итого | 42 | 174 | 216 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Второй год обучения
1.Повторение.
Основные характеристики ПК. Программное обеспечение ПК. Техника безопасности работы с ПК
Воспитанник должен:
Знать:
- состав программного обеспечения компьютера;
- правила создания, открытия, сохранения документов;
- правила безопасной работы с компьютером и периферийными устройствами.
Уметь:
- запускать программу из программных файлов;
- выполнять файловые операции;
2. Текстовый редактор MS Word.
Режим ввода-редактирования текста. Шрифты и начертания. Форматирование текста. Стили и шаблоны. Включение таблиц, графических объектов и формул в текстовый документ. Работа с фрагментами текста. Поиск и замена фрагмента. Автоматическая проверка правописания. Файловые операции. Гипертекст. Режим помощи пользователю.
Воспитанник должен:
Знать:
- Дополнительные возможности текстовых процессов
Уметь:
- Выполнять основные операции над текстом, допускаемые текстовым редактором MS Word;
- Использовать дополнительные функции текстовых процессов.
3. Система оптического распознавания документов.
Параметры сканирования. Распознавание электронного текстового документа.
Воспитанник должен:
Знать:
- Принципы работы программы ABBYY FineReader
Уметь:
- Задавать параметры сканирования;
- Форматировать отсканированный текст.
4. Интернет.
Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть Интернет. Всемирная паутина. Web-страница. Web-сайт. Способы поиска и сохранения информации в Интернете. Электронная почта. Общение в реальном времени.
Воспитанник должен:
Знать:
- Назначение элементов окна при работе в Интернете;
- Правила поиска, открытия, сохранения информации;
- Правила работы с электронной почтой;
- О системах компьютерного перевода текстов.
Уметь:
- Использовать 3 способа поиска в Интернете;
- Получать информацию с Web-страницы;
- Создавать почтовый ящик;
- Отправлять и получать письма по электронной почте;
- Использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текста
5. Компьютерные презентации.
Приемы создания компьютерных презентаций. Дизайн презентации. Макеты слайдов. Заполнение слайдов. Настройка анимации. Настройка звука формата WAV. Демонстрация презентации. Монтаж файлов мультимедиа на компьютере.
Воспитанник должен:
Знать:
- Этапы создания презентации;
- Способ настройки анимации, звука;
- Принципы работы в программе Movie Maker
Уметь:
- Создавать сценарий презентации;
- Создавать презентации на основе заданных шаблонов в программе Power Point;
- Монтировать изображения в программе Movie Maker
6. Электронные таблицы.
Способ организации электронной таблицы . Составляющие таблицы: строки, столбцы, ячейки. Диапазон ячеек. Основные типы и формы данных: числа, текст, формула. Построение диаграмм и графиков.
Воспитанник должен:
Знать:
- Назначение элементов окна электронной таблицы;
- Правила создания, заполнения электронной таблицы;
- Порядок применения формул
Уметь:
- Создавать электронные таблицы для несложных табличных расчетов;
- Вводить в ячейки таблицы тексты, числа, формулы;
- Получать диаграммы с помощью графических средств
7. Редактирование изображений.
Понятие «редактирование изображения». Принципы работы в программах по редактированию изображений.
Воспитанник должен:
Знать:
- О возможностях работы в программах по редактированию фотографий
Уметь:
- Переносить фотографию в программу;
- Настраивать изображение;
- Использовать инструменты для улучшения изображения;
- Применять эффекты художественного оформления;
- Добавлять рамки;
- Отправлять фотографию по электронной почте
Учебный план
(третий год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Графические редакторы | 104 |
2 | Досуговые мероприятия | 12 |
3 | Монтаж и редактирование цифрового видео | 94 |
4 | Досуговое мероприятия | 6 |
Итого | 216 |
Учебно-воспитательный тематический план
№п/п | Тема | Количество часов |
Теор. | Практ. | Всего |
1. Графические редакторы – 116 ч. |
1.1. | Знакомство с основами | 2 | 4 | 6 |
1.2. | Слои | 2 | 4 | 6 |
1.3. | Режимы выделения | 2 | 6 | 8 |
1.4. | Досуговое мероприятие | 6 |
1.5. | Преобразования | 2 | 10 | 12 |
1.6. | Текст в изображениях | 2 | 10 | 12 |
1.7. | Спецэффекты | 2 | 12 | 14 |
1.8. | Восстановление старых фотографий | 2 | 10 | 12 |
1.9. | Подготовка творческих заданий | 34 | 34 |
1.10. | Досуговое мероприятие | 6 |
2. Монтаж и редактирование цифрового видео – 100 ч. |
2.1. | Организация проекта | 2 | 8 | 10 |
2.2. | Основные сведения об интерфейсе программ | 2 | 4 | 6 |
2.3. | Изучение возможностей программ монтажа | 10 | 12 | 22 |
2.4. | Досуговое мероприятие | 6 |
2.5. | Работа над проектами | 62 | 62 |
Итого | 28 | 188 | 216 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Третий год обучения
1. Графические редакторы
1.1.Знакомство с основами
Точечные и векторные изображения. Рабочая среда и интерфейс пользователя. Линейки и направляющие. Создание, открытие и сохранение документа.
Инструменты рисования и их атрибуты
Воспитанник должен:
Знать:
- различия между точечным и векторным изображением;
- различные форматы документов точечных рисунков;
- параметры и назначение инструментов рисования
Уметь:
- создавать документы и задавать их параметры;
- сохранять документы в различных форматах;
- работать с различными инструментами рисования
1.2.Слои
Понятие слоя. Палитра «Слои», меню «Слой»: создание, удаление, перемещение слоев, скрытие и отображение слоев. Непрозрачность. Связывание и объединение слоев.
Воспитанник должен:
Знать:
- понятие слоев;
- параметры слоя
Уметь:
- работать с палитрой слоев и меню Слой;
- создавать, удалять слои, настраивать их параметры
1.3.Режимы выделения
Инструменты. Выделение, Лассо, Волшебная палка. Модификация выделения. Кадрирование. Выделение нескольких областей. Вырезание и копирование
Воспитанник должен:
Знать:
- назначение и особенности инструментов выделения
Уметь:
- работать с инструментами выделения;
- модифицировать выделенную область
1.4. Преобразования
Изменение размера изображения, холста, фрагмента. Вращение.
Зеркальное отображение. Преобразования выделенных областей: наклон, искривление, изменение перспективы.
Воспитанник должен:
Знать:
- отличия и особенности каждого вида преобразований
Уметь:
- изменять размер изображения, фрагмента, холста;
- работать с палитрой Навигатор;
- применять различные виды преобразований изображения
1.5. Текст в изображениях
Инструмент Текст. Отбрасывание тени. Заливка текста. Свечение, рельефность.
Воспитанник должен:
Знать:
- особенности работы с текстом
- различные возможности программы при работе с текстом
Уметь:
- создавать обычный текст и выделение текстом;
- применять к тексту различные преобразования
1.6.Спецэффекты
Свечение, отражение. Фильтры спецэффектов. Текстура. Стиль. Деформация
Воспитанник должен:
Знать:
- понятие спецэффекта;
- особенности фильтров спецэффектов
Уметь:
- создавать эффекты свечения, отражения, тени и др.;
- применять фильтры спецэффектов
1.7.Восстановление старых фотографий
Воспитанник должен:
Знать:
- особенности черно-белого и цветного режима работы;
- понятие ретуши и тонирования
Уметь:
- применять все изученные ранее приемы для восстановления черно-белых и цветных фотографий.
2. Монтаж и редактирование цифрового видео
2.1.Организация проекта
Конфигурация рабочего стола. Исходные файлы. Сборники. Проект. Фильм.
Воспитанник должен:
Знать:
- ключевые понятия
Уметь:
- создавать удобную конфигурацию рабочего стола
2.2.Основные сведения о графическом интерфейсе программ
Строка меню и панели инструментов. Раскадровка. Шкала времени. Панели.
Воспитанник должен:
Знать:
- элементы интерфейса;
Уметь:
- работать с панелями инструментов, строкой меню, шкалой времени
2.3.Изучение возможностей программ монтажа
Импорт файлов. Монтаж. Видеопереходы. Звук. Предварительный просмотр. Изменения проекта. Сохранение фильма.
Воспитанник должен:
Знать:
- порядок работы над проектом;
Уметь:
- импортировать существующие файлы мультимедиа;
- скрывать части клипа при монтаже;
- использовать видеопереходы, видеоэффекты;
- накладывать тексты и титры;
- добавлять звуковые эффекты;
- настраивать уровень звука;
- сохранять фильм
Терминология
Аватар – картинка в Сети, выбранная участником сообщества в качестве символа – портрета.
Буфер обмена – средство для переноса данных в Windows.
Диск – устройство хранения информации в ПК
Интернет – всемирная компьютерная сеть.
Интерфейс графический – стандартизированная система сигналов и вид связи между отдельными устройствами.
Клипарт - небольшая векторная картинка .
Курсор – средства управления и запуска программ в виде движущейся по экрану стрелки, копирующей движение руки при работе с мышью.
Логин – псевдоним, имя пользователя, необходимое для входа в сеть.
Портал – сайт Интернета
Презентация – демонстрационный ролик
Рабочий стол – рабочее пространство, базовый экран операционной системы Windows
Сайт – информационная единица сети Интернет.
Слайдшоу – демонстрация сменяющих друг друга картинок
Текстура – графическая поверхность объекта
Файл – минимальный элемент информации, с которым работает пользователь ПК
Диагностика достижений
Диагностика достижений – это безотметочная оценка знаний и умений учащихся на момент диагностирования
С одной стороны, педагог обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как воспитанник продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, педагог обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для педагога состоит в том, чтобы найти путь к каждому воспитаннику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь воспитаннику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями
Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как практические работы, так и творческие проекты. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.
Воспитанников необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать
Критерии оценивания уровня достижений воспитанников
Тема: Операционная система. Работа с дисками
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня начальных достижений воспитанников |
I. Начальный | 1 | - воспитанник имеет представление про то, что без операционной системы (ОС) с компьютером работать нельзя; про компьютерные вирусы; возможность сжатия информации; наличие специальных программ архиваторов и антивирусных программ; файл - воспитанник отличает дискету от диска, знает назначение дисков |
2 | - воспитанник имеет представление про ОС Windows - воспитанник умеет находить на рабочем столе объекты: диски, файлы, папки, стандартные объекты; вызывать на экран контекстное меню объекта; вставлять дискету по дисководу и вытаскивать с него дискету; находить в окне Windows его название, главное меню, строку состояния; выполнять две операции мышкой – фиксирование и протяжку - воспитанник различает окно программы – архиватора от иной, папку от файла, стандартные имена внешних запоминающих устройств компьютера |
3 | - воспитанник имеет представление про имя файла, расширение и его место сбережения, архивный файл, правила профилактики компьютера от заражения компьютерным вирусом - воспитанник отличает архивные файлы от других файлов - воспитанник умеет выбирать объекты, с какими работает ОС: правильно закончить работу с компьютером в среде ОС Windows, выбирать в контекстном меню потребный элемент |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальное знание о назначении и основной функции ОС - воспитанник может открывать и закрывать окна в ОС Windows, заменять их место расположения, знает назначение соответствующих кнопок программного окна - воспитанник может заменять размеры окна, реагировать на информационное окно |
5 | - воспитанник умеет работать с разными списками в окнах Windows и выбирать потребный элемент, с линейками прокрутки, бегунками, счетчиками; использование буфер обмена - С помощью учителя воспитанник может сделать папку и изменить её имя, вырезать папку, копировать и перемещать файлы и папки - воспитанник умеет использовать кнопку Пуск для открытия документа потребной программы |
6 | - воспитанник умеет работать с пропорциями и переключателем, изменять свойственность объектов, назначать разрешенные операции с ними, хранить информацию на диске, пересматривать содержание дискеты, запустить файл на выполнение - воспитанник владеет основными навыками работы с файлами в среде Windows - воспитанник имеет представление о понятии форматирования и диагностики диска - воспитанник знает основные возможности программ – архиваторов и правила профилактики компьютерных вирусов |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в среде Windows, знает её основы возможности и правила работы с дисками, папками, файлами - воспитанник умеет самостоятельно выполнять основные операции с файлами и папками разными способами, пользоваться справочной системой, создавать новый архив, открывать архив, пересматривать архив - воспитанник имеет представление про принципы защиты и пути информации |
8 | - воспитанник знает классификацию ОС и виды пользования интерфейсом ОС - воспитанник может обозначать объем свободного места на диске, пересматривать свойственности файла и его содержания, искать файлы по именам, расширением и временем создания, добавлять к архиву новый файл, выделять некоторые файлы из архива |
9 | - воспитанник вольно владеет Windows, антивирусными программами и архиваторами - воспитанник имеет представление об инсоляции программных средств, конфигурирование и налаживание информационной системы - воспитанник может различать некоторые основные расширения файлов, проводить диагностику диска, дефрагментацию, хозяйничать информацией, что находится в каталоге и в отдельных файлах; обновлять архив |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник умеет форматировать диск, выводить на машине информацию о файле, что находится а внешних выносках; использование разных антивирусных программ, выполнение операций копирования и выделения с группой файлов, искать файлы и совокупность разных признаков. - воспитанник знает и использует возможности ОС работы с дисками |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительно источники информации - воспитанник инсталлировать программные обеспечения, изменять некоторые параметры конфигурирования и налаживание информационной системы, обновлять некоторые информации на диске, налаживать работу антивирусной программы на работу с конкретным компьютером: «лечить» компьютер от компьютерных вирусов; изготовлять многотомные архивы. - воспитанник имеет представление о предназначении FAT – таблицы, правила записи информации о ней, понятие о кластере и секторе |
12 | Воспитанник имеет стойкие системные знания с ОС, работы с дисками, архивами и антивирусными программами и использует их. В процессе выполнения заданий проявляется творческий интерес |
Тема: Графический и текстовый редактор
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня учебных достижений воспитанников |
I. Начальный | 1 | - воспитанник имеет представление о графическом и текстовом редакторе, распознает задачи, для решения чего можно применять графические и текстовые редакторы |
2 | - воспитанник имеет представление о конкретной программе работы графической и текстовой и их назначение - Отличает окно текстового редактора (ТР) от графического редактора (ГР) и от других программных средств |
3 | - воспитанник имеет представление о технологии рисования в среде ГР - воспитанник имеет представление о введении текстовой информации в среде ТР; умеет переключать клавиатуру, перемещать по тексту, вставлять курсор на какое – нибудь место текстового документа, работать в режиме вставки и замены - воспитанник имеет представление о объекте, с каким работает ТР |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальные знания о введении и редактировании текста - воспитанник умеет загружать текстовый редактор, рисовать с помощью Карандаша, Прямоугольника, Линий, Эллипса; закрашивать геометрические фигуры; умеет беречь графические файлы - воспитанник умеет выделять графические и текстовые объекты и вызывать контекстное меню для них |
5 | - воспитанник с помощью учителя ориентируется в работе с ТР, умеет самостоятельно загружать и редактировать текстовую информацию - воспитанник имеет представление о форматировании символов - воспитанник умеет выбирать тип Кисти и использовать его, Многоугольником и Резинкой - С помощью учителя редактирует графические файлы, используя масштабы |
6 | - воспитанник владеет основными правилами работы с текстовым редактором, умеет самостоятельно вводить, редактировать и формировать текстовую информацию - воспитанник с помощью учителя может вставить простую таблицу, рисунок, исправить орфографические и грамматичные ошибки в тексте, установить заголовки в тексте - воспитанник владеет основными правилами работы с ГР, умеет самостоятельно делать и регулировать простые графические образы |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в текстовом редакторе, знает его основные возможности и правила работы информацией - Умеет самостоятельно форматировать абзацы, составлять нумерованные и маркированные списки, пересматривать текст перед печатанием; работать с контекстами - воспитанник имеет представление поиска текстового документа по именам, расширениям, датой изготовления, местом. Умеет форматировать таблицы - Имеет представление о точных и растровые графические файлы, умеет выделять графические объекты в среде ГР, использовать буфер обмена в среде ГР - С помощью учителя может осуществлять компанию сложенного изображения с набора графического примитива - Умеет конвертировать файлы с одних форматов в файле других форматов |
8 | - воспитанник имеет постоянные навыки работы с объектами – рисунками и фрагментами текста, и с составными таблицами - Умеет использовать стили документа, устанавливать режим автоматической проверки орфографии в тексте - Умеет беречь текстовый файл в разных форматах; осуществлять поиск потребного файла с разными (составными) признаками; умеет осуществлять поиск и замену в тексте - Имеет представление осуществление некоторых операций над выделенными объектами |
9 | - Ученик вольно владеет текстовым редактором. Умеет вызывать шаблоны документов. Использует интерактивную справочную систему. Умеет формулировать основные алгоритмы работы с текстами - Умеет разгруппировывать и группировать растровые рисунки - Имеет представление о фигурном тексте и вставке формул в текст |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник досконально (редко действует начальная программа) знает и использует возможности текстовых редакторов. Делает свойственные шаблоны и стили - Самостоятельно выполняет начальные задания - С помощью учителя может делать макет страницы, работать с разделами и стандартными заголовками, делать содержание и пересматривать структуру документа, вставлять фигурный текст и формулу - Умеет работать с заметками |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительно источники информации. Может самостоятельно вставлять параметры страницы, делать и макетировать документы с разными объектами: делать дополнительно словарь и его подключать, автотекст, автозамену - Имеет представление наладке интерфейса и работы ТР, про поля и формы |
12 | - воспитанник имеет стойкие системные знания про текстовые и графические редакторы и продуктивно их использует. В процессе выполнения заданий проявляется творческий подход |
Тема: Электронные таблицы
Уровень достижений | Баллы | Критерии оценивания уровня учебных достижений учеников |
I. Начальный | 1 | -воспитанник имеет представление про электронные таблицы (ЭТ) |
2 | - воспитанник отличает окно редактора ЭТ от окон других программных средств, распознает некоторые характерные задачи, какие можно развязывать с помощью ЭТ: на сохранение табличной информации; вычисление данных, что сохраняются в таблице; построение диаграмм на базе табличной информации |
3 | - воспитанник имеет представление о конкретной программе работы ЭТ на её назначение, введение информации до ЭТ, использование готовой ЭТ для получения уверенной информации; может выделить тяжелые признаки табличного процессора |
II. Средний | 4 | - воспитанник имеет начальные знания о проведении и редактировании информации в ЭТ - Умеет загружать ЭТ и вносить указанные изменения на её место, делать простую таблицу без вычислений, вводить к ней числовую и текстовую информацию и сохранять её в виде файла под предыдущим именем - Умеет маркировать отдельные воротники и их диапазон, копировать и перемещать информацию, что сохранялась в таблице |
5 | - воспитанник с помощью учителя может сформулировать электронную таблицу для развязывания простого начального задания с использованием вычисления сумм вместо клеток, располагать подряд, умеет самостоятельно вводить и редактировать информацию, данную в виде таблицы - Умеет давать сделанные таблицы имя и сохранять в нужном месте на диске |
6 | - воспитанник владеет основными навыками работы в среде ЭТ, умеет самостоятельно формулировать таблицу: изменять ширину столбов, оформлять клетки и таблицу |
III. Достаточный | 7 | - воспитанник в целом ориентируется в среде табличного процессора, знает его основы возможности и правила работы информацией. - Умеет самостоятельно обрабатывать табличную информацию с помощью арифметических операций табличного процессора |
8 | - воспитанник умеет использовать встроенные функции ЭТ - Может исправить ошибку, на какую указанно учителем - Умеет строить диаграммы |
9 | - Ученик вольно владеет редактором ЭТ - Умеет делать списки, самостоятельно, искать и выбирать данные с уверенными признаками - Умеет формулировать и редактировать построенные диаграммы - С помощью учителя может сделать в клетках имена и использовать имена к абсолютной координате при виде |
IV. Высокий | 10 | - воспитанник досконально (между действий начальных программ) знает и использует возможности ЭТ. - Самостоятельно выполняет начальные задания на создание и формулирование таблиц, вычисления в таблицах с использованием разных построенных операций и функций в том числе логичных; построение диаграмм и графиков; |
11 | - воспитанник находит и использует дополнительные источники информации - Умеет использовать результаты обработки ЭТ (таблицы, графики, диаграммы) |
12 | - воспитанник имеет стойкие системные знания с ЭТ и использует их. В процессе выполнения заданий проявляется творческий подход |
Критерии оценивания компьютерного проекта
Критерии | Параметры критериев | Уровни сложности |
Содержание | 1. Демонстрирует полное понимание:
2. Точная научная информация 3. Вклад каждого члена группы в общую работу. 4. Объем работы соответствует требованиям. | высокий уровень
низкий уровень
|
Стиль |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Графика |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Дизайн |
| высокий уровень
низкий уровень
|
Грамматика |
| высокий уровень
низкий уровень
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...