ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"
материал на тему

Князева Наталья Владимировна

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем.

Каждый воспитанник школы-интерната должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности после выхода из школы-интерната, мог уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум; поэтому целью занятий по социальной реабилитации детей является, формирование через практическую деятельность того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему в той или иной степени, быть не зависимым от помощи окружающих. (Например: развитие культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, застелить правильно кровать, одеться в чистую одежду, различая, где чистая, а какую требуется уже постирать; навыки культуры поведения за столом и приёме пищи; правила поведения в общественных местах и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013.doklad.obzor_po_teme.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Краткий обзор по теме.

Тема по самообразованию.

Князева Н.В.

29.03.2013

 


     Ученики с интеллектуальной недостаточностью, обучаясь по коррекционной программе  школы  8 вида в условиях образовательной интеграции, помимо сведений, получаемых на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО), приобретают знания и усваивают опыт социально-бытового характера в семье, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школе-интернате. Естественное следствие - изолированность от общества и проблемы с дальнейшей социальной адаптацией.

   Практика показывает, что выпускники школ-интернатов зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

   Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из школы-интерната. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

    Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов. Учителя, ведущие предмет «Социально-бытовая ориентировка» разрабатывают тематику уроков с воспитанниками,  а мы воспитатели  планируем групповые занятия, воспитательские часы,  мероприятия, которые являются продолжением работы по формированию социально-бытовых навыков.

   Отдельные школы-интернаты разрабатывают специальные воспитательные программы целью, которых становится формирование у детей с нарушением интеллекта основных формирование у детей с нарушением интеллекта основных социально-бытовых знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения и социальной адаптации.

  Из выше сказанного я поставила перед собой следующие задачи:

-Формирование элементов обобщенных социально-бытовых знаний.

-Формирование знаний,  умений и навыков  бытового труда.

-Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.

-Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы, поведенческого репертуара.

-Воспитание  позитивных качеств личности.

  Для выполнения поставленных задач я использую рад методов и приемов таких как экскурсии и моделирование реальных ситуаций.

    Первый метод включает в себя  ряд экскурсий, которые проводятся по той или иной теме. В тематическом планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так и текущие и итоговые.

     Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей.

     Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

    Второй метод, который я активно использую, моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций использую при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

   Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом воспитания детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения  воспитанников выступать в роли актеров,  их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучать участию в  моделировании ситуации.

   Важную роль играет формирование навыка общественного поведения. Воспитатели начинают формировать навык  с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине). Затем, педагог вместе с детьми, разыгрывает ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При  проигрывании ситуации  необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

    Проигрывая  различные сюжеты, дети тем самым получают  определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

    Знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого, я  считаю,  необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....

Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Доклад "Инклюзивное обучение. Особенности организации, создание условий для реализации детей с ограниченными возможностями в здоровье"

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

В докладе раскрываются основные направления социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья, описан пример формирования навыка мытья рук у детей, показана роль семьи в этой...