Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-лолгопеда
статья на тему
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме: как применение здоровьесберегающих технологиий на логопедических занятиях, помогает достичь максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fedorovskaya_m.i.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Федоровская М.И.
The usage of healthsaving technologies in teacher-speechterapist activity.
Fedorovskaya M.I.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме: как применение здоровьесберегающих технологиий на логопедических занятиях, помогает достичь максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
Annotation
The article is devoted to a very important problem: the usage of health saving technologies on speechterapist’s classes. It helps to achieve the maximal success inchildren speech difficulties overcoming.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, биоэнергопластика, самомассаж, кинезиология,сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия.
Key words: health saving technologies, bioenergoflexibility, selfmassage, kinesiology ,storytherapy, musictherapy, aromatherapy.
Дети с речевыми недостатками отличаются от своих сверстников показателями физического и нервно-психического здоровья. У них наблюдается эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметна у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходиться исправлять не только речевой дефект,но и нормализовать физическое и психическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование в работе здоровьесберегающих технологий и соблюдение здоровьесберегающих условий.
Еще Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применим такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это, развивает координацию движений и мелкую моторику, и оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. При систематических занятиях родителей и логопеда с детьми, массаж даёт отличный результат в короткие сроки. Под воздействием несложных массажных движений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов идущих от двигательных зон к речевым, развивается речевая функция. На логопедических занятиях целесообразно применять методику пальцевого массажа и самомассажа, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между пальцами.
5. Массаж «четками»: перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.
Обязательно на занятии должна присутствовать физкультминутка, являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки: снятие усталости и напряжения; совершенствование общей моторики; внесение эмоционального заряда.
Следующим видом здоровьесберегающих технологий является кинезиология. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Применение кинезиологических методов позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь,мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, улучшается память и концентрация внимания.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
На занятиях уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц организма.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка повышают энергетизацию организма, развивают межполушарное взаимодействие.
Логоритмические занятия с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, стимулируют двигательную функцию; снимают тревожность;растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Сказкотерапия – основана на интересе детей к сказке, как виде произведения, позволяющего мечтать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь.
Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию.
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – повышает работоспособность и возбуждает нервную систему. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Мята – снимает головную боль и тошноту. Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему. Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
Ароматерапию часто применяют в сочетании с музыкотерапией. Для ослабленных, или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. А для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы, в контакте с ребенком.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях помогает в достижении максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
Литература:
1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика / Т.В. Буденная Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
2. Ковалько, В.И. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер» / В.И. Ковалько. М.«Вако», 2007 г.
4. Леонова, С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». / С.В. Леонова. Логопед. 2004. №6. с. 83.
5. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. С. П. б, 1997.
6. Чистякова, М.А. Психогимнастика / М.А. Чистякова. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»
Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Т...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Тол...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Материалы из опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ
Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....