Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
план-конспект урока по теме

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.
«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». М. Петенкофер

Скачать:


Предварительный просмотр:

` Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.
«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». М. Петенкофер

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский указывал «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных» М.Петенкофер

Цель здоровьесберегающей деятельности:

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Задачи. Улучшение медицинского обслуживания детей и педагогов

              Пропаганда здорового образа жизни.

               Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

               Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры

«Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи». (Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.) Актуальна ли эта тема? Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Низкий уровень здоровья приходящих детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Гуманизация образования, ориентация на личность ребенка требуют заботы о его здоровье. При этом дифференциация обучения, необходимость введения новых педагогических технологий предъявляют определенные требования к состоянию здоровья учащихся. Факторы риска в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного и воспитательного процесса: освещение, размеры мебели, температурный режим — все то, что подлежит гигиеническому нормированию.

Второй фактор отражает всю информационную сторону учебного и воспитательного процесса: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение дня, недели.

Третий фактор обобщает стиль взаимоотношений воспитателя, учителя иребенка, включая оценку результатов его деятельности.

Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии и имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией и культурой, которые вырабатываются благодаря воспитанию. Воспитанники имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Отсутствие культуры здоровья, стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья.

Сложившаяся ситуация требует повышения уровня культуры вообще и культуры здоровья в частности. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с детьми.

Здоровье зависит:

Что такое здоровый образ жизни, от которого зависит её качество? Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Своё знакомство с детьми я начинаю с изучения медицинских карт, чтобы иметь точное представление о здоровье моих будущих Воспитанников и в дальнейшем правильно построить работу по сохранению и укреплению их здоровья. Большое значение имеет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья. Уменьшаеться количество детей с I мед.группой, возросло количество школьников, имеющих II и III мед.группы здоровья.

Ни для кого не секрет, что 80% поступающих детей имеют серьезные нарушения в работе ЖКТ, что и не удивительно. Ведь живя с родителями основным рационном питания детей становиться булка, майонез и лапша быстрого приготовления. Все эти продукты имеют не высокую цену, и еще меньшую ценность для здоровья. Но мало кто из воспитанников задумывается над этим. В своей работе  особое место я отвела решению именно данной проблемы. С 2009 года ежеквартально проходит соревнование «Кулинарный поединок». Это название у наших детей уже стало нарицательным. Каждый раз я меняю суть задания, условия, но всегда остается неизменной цель – правильное и рациональное питание детей.

В преддверии каждого соревнования проводиться тяжелая и кропотливая работа : тематические часы о здоровом питании, об основах этикета, о содержании витаминов в конкретных продуктах. Просмотр и анализ научно - документальных фильмов о вреде для здоровья употребления в пищу фаст-фуда и продуктов быстрого приготовления. Практические занятия по хранению продуктов, их выбору при покупке, соотношению цены и ценности покупаемого продукта. Так же проходят творческие занятия, на которых дети учатся сервировать стол, правильно складывать салфетки, украшать и подавать свои блюда. Но не стоит забывать о личной гигиене повара, чистоте посуды, столовых приборов и продуктов. Данные темы так же затрагиваются при подготовки к «Кулинарным поединкам».

Участвуя в таких соревнованиях и готовясь к ним, воспитанник узнает много нового о правильном и здоровом питании, о традиционных вкусовых пристрастиях тех или иных народов, учиться готовить, правильно выбирать и хранить продукты. Ведь от правильного питания на 80% зависит иммунитет человека, а значит и его здоровье .Поэтому крайне важно дать детям эти знания и помочь им научить ими пользоваться на протяжении всей жизни.

Работая над созданием благоприятной микросреды и морально-психологического климата, я использую ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. При подборе растений должны быть соблюдены два обязательных условия: 1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; 2. Присутствие растений не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из детей. Сами дети с большим энтузиазмом ухаживают за растениями. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача - воспитательная. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. При выполнении физических упражнений (в рамках физкультминуток), воздух обязательно должен быть чистым и лёгким - иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы, поэтому проветривать помещения необходимо в любую погоду.

Важное значение по воспитанию культуры здоровья имеет соблюдение гигиенических правил. Большую роль играют беседы  и тематические часы, проходящие ежемесячно. Например, беседы « Что может носовой платок? Гигиена кожи?», «Уход за зубами» заставляют задуматься, поразмышлять над этими вопросами, получить необходимые знания.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения и детского алкоголизма остаётся пока на недостаточно высоком уровне. В этом направлении проходят конкурсы рисунков, игры и мероприятия по профилактике табакокурения и детского алкоголизма. Было проведено мероприятие. « Курить- здоровью вредить».

Для формирования нравственного, психического и духовного здоровья воспитанники посещают бассейн, а в зимний период – каток. С целью сохранения и укрепления здоровья проводятся дни здоровья, праздники. Дети рисуют плакаты на тему ЗОЖ. Проводятся театрализованные представления.

Ежегодно, в первое воскресенье сентября и в день последнего звонка, если позволяет погода, мы отправляемся в оздоровительный поход в дубовую рощу( это недалеко от нашей школы).

Там мы проводим почти весь день, наслаждаясь прекрасной погодой, ободом на костре,подвижными играми. В заключении провожу беседу о влиянии природных факторах на здоровье человека.

Зимой ходим в парк. Катаемся на лыжах и санках А по воскресеньям ходим в ледовый дворец кататься на коньках.

А осенние прогулки в ту же дубовую рощу- это обязательно. Дети читают стихи об осени, поют песни и любуются красотой осеннего леса.

Оздоровительная работа не прекращается и летом.

Мы выезжаем в загородный оздоровительный лагерь. И здесь мы не забываем о своём здоровье.

Утренние пробежки, бассейн, зарядка, походы, игры,различные спортивные мероприятия.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. "В здоровом теле - здоровый дух”, но не ошибется и тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а воспитателю эффективно проводить профилактику     асоциального поведения.

Я познакомила детей с книгой американского учёного П. Брегга(1895- 1985).Тамприводятся примеры крепкого здоровья и долголетия.

Брег выделял следующие девять факторов, обусловливающих здоровье человека, которые он называет « докторами».

Доктор Солнечный Свет

Доктор Свежий Воздух

Доктор Чистая Вода

Доктор Здоровье  Естественное питание

Доктор Пост( Голодание)

Доктор Физическая Активность

Доктор Отдых

Доктор Осанка

Доктор Разум (Я)

Особое внимание П. Брегг уделял позвоночнику. « Позвоночник- это вешалка всех болезней».

И поэтому возникал вопрос: с чего начинать своё оздоровление или укрепление здоровья?

Конечно же с позвоночника. Дети уяснили влияние позвоночника на здоровье всего организма и отдельных органов. Комплекс упражнений нам предложили медработники.

1.И.п.- ноги врозь, руки в замок. Поднять руки вверх и прогнуться назад, а затем сделать энергичный наклон вперёд, руки вниз.Повторять 6-15 раз.

2.И.п.- ноги врозь, руки в стороны. Сделать поворот туловища влево, а затем вправо. Ступни от пола не отрывать, движения плавные, дыхание равномерное Повторять 6-15 раз.

3.И.п.- руки за спину, ноги на ширине плеч. Согнуть ногу и поднять колено повыше, постоять несколько секунд. Выпрямляя ногу, сделать шаг вперёд. Затем выполнять тоже самое другой ногой. Ходить удобно по кругу в течение 1 минуты.

4.И.п.- ноги на ширине плеч. Наклоны туловища влево, левая рука скользит по ноге, правая сгибается, скользя по туловищу вверх. Повторить наклоны в другую сторону. Сделать 6-15 движений в каждую сторону.

5.И.п.-руки в стороны, ноги на ширине плеч. Мах левой ногой и хлопок под ней в ладоши. Вернуться в и.п.- мах правой ногой с хлопком. Выполнять 6-15 раз для каждой ноги.

Б

я

Z GJPYFRJVBKF LTNTQ C RYBUJQ FVTHBRFYCRJUJ EX`YJUJ g/

`                е в работе сет

и

Так будьте здоровы, и помните слова Сократа «Здоровье не всё, но всё без здоровья, ничто»

Я думаю, что для обучения детей способам сохранения здоровья и стимулирования у них стремления к здоровому образу жизни необходимо шире привлекать специалистов.

Полезно было бы создать в школе комиссию, которая следила за изменениями состояния здоровья детей проводила соответствующую диагностику и представляла полученную информацию на педагогическом совете, М.О. для анализа и планирования дальнейших действий.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Технология обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

Форма деятельности здоровьесберегающих технологий

Медико-профилактическая

Информационно-просветительная

Социально-психологическая

Образовательная здоровьесберегающая

Спортивно-досуговая

Физкультурно-оздоровительная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Т...

Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...

Использование здоровосберегающих технологий в работе воспитателя (педагогический проект)

  В условиях современной экологической и социально-экономической ситуации, проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе ...

Выступление на методическом объединении: "Использование информационных технологий в работе воспитателя"

Выступление на методическом объединении: "Использовании информационных технологий в работе воспитателя"...

Выступление на педагогическом совете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД»

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"

Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей через использование всех средств и форм образовательной деятельности деятельности задача каждого педагога....