Сборник заданий -8 КЛАСС - Обществоведение (основы правовых знаний). Составлен на основе авторской Программы Юрченко Е.Ф. по предмету «Обществоведение».
методическая разработка на тему
Сборник заданий для 8 класса, можно использовать на уроках Обществоведения. Составлен на основе авторской Программы по обществоведению учителя истории Юрченко Е.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_tetrad_obshchestvovedenie_8_klass.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник заданий
8 КЛАСС
Обществоведение
(ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ)
Составлен на основе авторской Программы Юрченко Е.Ф. по предмету «Обществоведение»
Составитель:
учитель истории
Юрченко Е.Ф.,
Почётный работник общего образования РФ
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по курсу «Обществоведение. Основы правовых знаний» для 8 класса представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным утвержденной авторской Программой по истории и основам правовых знаний специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Содержание рабочей тетради соответствует содержанию основных разделов курса:
1. Обычай. Мораль. Право.
2. Право и справедливость.
3. Основной Закон государства.
4. Права детей.
5. «Ловушки для подростка».
6. Они охраняют закон.
Выполнение заданий способствует усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков по данному курсу, получению элементарных представлений в области морально – этических и политико – правовых норм с целью социальной адаптации умственно отсталых учащихся. Отбор заданий осуществлен с учетом психологических, познавательных, возрастных возможностей и потребностей умственно отсталых детей.
В рабочей тетради представлены разнообразные задания, которые можно использовать на различных этапах урока: тесты, работа с таблицей, работа над понятием, разгадка кроссвордов, решение задач, предполагающих элементарные знания по праву.
Отбор заданий осуществляет учитель с учетом тех целей и задач, которые поставлены на уроке, а также в зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся данного класса.
Одно из условий успешного выполнения заданий – руководство учителя, обязательное предварительное объяснение содержания заданий и способа их выполнения.
Обычай. Мораль. Право.
Тема. Как появились обычаи.
- Задание.
Отметьте правильный ответ:
? Что такое обычаи:
а) потребность людей жить сообща;
б) правила поведения людей в отношении друг другу;
в) правила поведения людей до появления письменных законов.
? Почему возникли обычаи:
а) людям необходимо было выжить в суровых условиях;
б) людям необходимо было объединяться;
в) у людей были примитивные орудия труда.
? Какому закону подчинялась жизнь племени:
а) необходимости подчиняться вождю;
б) необходимости объединяться для охоты;
в) интересы племени выше интересов каждого из его членов.
2. Задание.
?.Что появилось раньше: обычаи или законы. Запишите.
? Задание.
Запишите в таблицу номера ответов на вопросы.
Вопрос | № ответа |
Какова была цель первобытного коллектива людей? | |
Как регулировались взаимоотношения в первобытных племенах? | |
Что регулировали обычаи? | |
Какую роль в жизни первобытных людей играли обычаи? |
Варианты ответов:
1. Вся жизнь первобытных людей подчинялась обычаям.
- Люди должны были выжить в суровых условиях.
- Обычаи распространялись на все стороны жизни человека.
- Обычаи сплотили людей и улучшили их жизнь.
Тема. Как зародилось государство и право.
1. Задание.
? Что появилось раньше: государство или право. Составьте логическую цепочку.
Выберите необходимое:
- племена и общины
- право
- государство
2. Задание.
? В каком порядке происходили изменения в жизни людей, которые привели к появлению государства? Поставьте около предложений необходимые номера.
№ | Изменения в жизни людей |
Появление законов и права. | |
Совершенствование орудий труда. | |
Появление излишков. | |
Появление неравенства. | |
Появление знати. | |
Появление государства. |
3. Задание.
Выберите слова, которые характеризуют государство, запишите в таблицу:
| Признаки государства |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
4. Задание.
Определите, что относится к внутренним, а что к внешним задачам государства. Запишите номера ответов в соответствующий столбик.
Внутренние задачи | Внешние задачи |
Выберите необходимое:
1. Защита от врагов.
2. Охрана законов.
3. Регулирование промышленности.
4. Культурное сотрудничество.
5. Управление жизнью страны.
6. Предотвращение войны.
7. Сотрудничество с другими государствами в области промышленности.
8. Защита окружающей среды.
Тема. Что такое право.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Что такое право:
а) правила, выраженные в законах;
б) правила, не связанные с законами.
? Что регулирует право:
а) отношения людей в обществе;
б) отношения государства и граждан;
в) отношения предприятий и организация.
? Кем создается право:
а) политиками;
б) органами власти;
в) отдельными людьми, имеющими власть.
? Чьи интересы должно выражать право:
а) небольшой группы лицу;
б) всего населения страны;
в) президента;
г) правительства.
? Для кого обязательно право:
а) только для граждан;
б) только для государства;
в) только для предприятий;
г) для граждан, государства, предприятий.
? Что такое законы:
а) правила, обязательные для всех, к исполнению которых принуждает государство;
б) правила которые не обязательны для исполнения;
в) правила, которые должна выполнять небольшая часть населения.
- Задание.
? Чем отличаются понятия «право» и «закон». Выберите необходимое, запишите буквы.
А. Документ, обязательный для выполнения, принимаемый высшими органами государственной власти ( один закон)
Б. Правила поведения, выраженные в законах, совокупность действующих законов ( закон + закон + закон)
- Задание.
? Что выше: государство или закон. Запишите.
- Государство
- Закон
- Задание.
? Может ли государство, на ваш взгляд, отнять у человека его права? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Право и мораль.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Что такое мораль:
а) записанные в законах правила поведения;
б) не записанные в законах правила поведения;
в) все те правила, которые справедливы.
- Задание.
Ответьте на вопросы.
Сравните право и мораль.
МОРАЛЬ | ПРАВО | |
1. Письменные или устные правила? | ||
2. Регулируются поступки или чувства? | ||
3. Как исполняется: по желанию или по принуждению? | ||
4. Кем устанавливается: государством или людьми? | ||
5. Какова ответственность: наказание по закону или общественное мнение? | ||
6. Где действует: на всей территории государства или среди определенной группы лиц. |
Повторение по теме: «Обычай. Мораль. Право»
- Задание.
? Какие поступки регулируются моралью, а какие правом. Поставьте в пустые квадраты буквы М (мораль) или П (право):
1. Распивал алкогольные напитки. | 7. Не платил налоги. | ||
2. Ломал деревья. | 8. Украл кошелек. | ||
3. Бил стекла. | 9. Оставил в опасности тонущего подростка. | ||
4. Перебегал проезжую часть улицы. | 10. Скупал краденое. | ||
5. Отказался помочь пожилому человеку. | 11. Выражался нецензурной бранью. | ||
6. Охотился, ловил рыбу в заповеднике. | 12. Нарушал правила противопожарной безопасности. |
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Что значит равенство граждан перед законом:
а) все должны выполнять законы, независимо от положения в обществе;
б) законы должны выполнять все работающие граждане;
в) законы должны выполнять только малоимущие граждане.
3. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- Общеобязательные, принятые государством правила поведения, выраженные в законах.
- Документ, принятый органами государственной власти, обязательный для выполнения.
По вертикали:
- Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о должных нормах общения между людьми.
- Возможность действовать без принуждения, в рамках закона.
Право и справедливость.
Тема. Права человека.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Что такое права человека:
а) все законы;
б) все правила морали;
в) права, данные человеку от рождения.
- Задание.
? Что относится к правам человека. Отметьте знаком + правильные варианты ответов.
Право на свободу. | Право на труд. | ||
Право на равноправие. | Право на отдых. | ||
Право на участие в управлении государством. | Право получать пенсию. | ||
Право платить налоги. | Право на защиту достоинства. | ||
Право потребовать наказания преступника. | Право на бесплатный проезд. | ||
Право на льготы. | Право участвовать в выборах. | ||
Право на судебную защиту. | Право на образование. |
- Задание.
? Какие международные документы являются основными по правам человека:
а) Всеобщая Декларация прав человека;
б) Конституция США;
в) Конституция Российской Федерации.
- Задание.
? Какой документ в РФ является основным по правам человека:
а) Уголовный кодекс РФ;
б) Конституция РФ;
в) Кодекс законов о труде.
Тема. Право на жизнь и личную неприкосновенность.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Что такое право на жизнь.
Право на жизнь – это:
а) возможность избежать наказания за преступление;
б) запрет на смертную казнь;
в) право человека прожить от рождения до глубокой старости.
? Имеет ли право государство, опираясь на закон, отнять жизнь у преступника:
а) да;
б) нет;
в) все зависит от тяжести преступления.
? За какие преступления в ряде государств установлена смертная казнь:
а) за все преступления;
б) за убийство;
в) за убийство при отягчающих обстоятельствах.
? Есть ли в России смертная казнь:
а) в России есть смертная казнь как исключительная мера наказания;
б) в России отменена смертная казнь;
в) в России временно отменена смертная казнь
? К кому, согласно законам РФ, не применяется смертная казнь:
а) к лицам моложе 18 лет;
б) к лицам старше 65 лет;
в) к лицам, совершившим преступления первый раз
- Задание.
? Как вы думаете, приведет ли ужесточение наказания к сокращению числа преступлений?
Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Свобода и закон.
- Задание.
Отметьте правильный ответ:
? Что такое свобода:
а) возможность действовать без принуждения;
б) возможность помочь товарищу;
в) возможность предотвратить преступление;
г) возможность делать все, что хочешь.
? Как соотносятся понятия «право» и «свобода»:
а) свобода неотъемлема от правовой ответственности;
б) свобода не зависит от права;
в) право ограничивает свободу;
г) право не ограничивает свободу.
? Что ограничивает свободу человека в государстве:
а) закон;
б) общественное мнение (моральные нормы,);
в) внутренние убеждения человека.
- Задание.
Ответьте на вопрос.
? Справедливо ли ограничение прав и свобод человека государством. Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание.
Отметьте знаком + те ситуации, в которых ограничение прав подростков означает защиту их интересов:
1. Запрет на сверхурочные работы. | |
2. Запрет на работу в ночное время. | |
3. Запрет на работу в антисанитарных условиях. | |
4. Запрет на работу в опасных условиях. | |
5. Запрет на безбилетный проезд. | |
6. Запрет на употребление наркотиков. | |
7. Запрет на курение. | |
8. Запрет на хулиганские действия. | |
9. Запрет на управление транспортным средством до достижения 18 – летнего возраста. | |
10. Запрет на нарушение правил дорожного движения. |
- Задание.
Подумайте, верно ли высказывание: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье)? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Когда государство становится правовым.
- Задание.
Отметьте правильные ответы.
? Что означает понятие «верховенство закона»:
а) законам подчиняются все граждане независимо от их положения в обществе;
б) законы должны выполнять только депутаты;
в) законы должны выполнять только граждане, достигшие 18 – летнего возраста.
? Что означает понятие «незыблемость прав и свобод»:
а) права и свободы имеют все работающие граждане;
б) законы защищают права и свободы любого человека, они направлены на его благо;
в) законы не защищают права и свободы человека.
? Что такое «разделение властей»:
а) власть в РФ разделена на законодательную, исполнительную, судебную;
б) власть разделена между министерствами;
в) власть разделена между всеми гражданами.
- Задание.
Определить обязанности властей.
Выберите необходимое:
- Издает законы.
- Исполняет законы.
- Охраняет законы.
- Задание.
Определите, чем характеризуется правовое государство:
Выберите необходимое:
- Разделение властей.
- Верховенство закона.
- Охрана прав и свобод всех граждан.
- Защите интересов детей.
5. Задание.
Из приведенных утверждений выберите правильное утверждение:
а) наше государство является правовым;
б) наше государство делает первые шаги на демократическом пути;
в) наше государство не является демократическим и правовым.
Повторение по теме: «Право и справедливость»
- Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- Возможность жить без принуждения, нов рамках закона.
- Основной закон Российской Федерации, защищающий права человека в РФ.
- Документ, обязательный для выполнения, принимаемый высшими органами государственной власти.
- Сила, с помощью которой государство управляет людьми.
- Государство, где законы выполняются неукоснительно.
По вертикали:
6. Организация власти, действующая в отношении всего населения, на определенной территории, с помощью законов, армии, налогов.
Основной Закон государства.
Тема. О чем говорит Конституция.
1. Задание.
- Что такое Конституция:
а) Указ Президента;
б) Основной Закон Государства;
в) сборник законов о труде.
- Конституция РФ была принята:
а) в 1993 году;
б) в 1995 голу;
в) в 2000 году.
- В каком документе, принятом в нашей стране, закреплены основные положения, а правах и свободах человека:
а) в Гражданском кодексе РФ;
б) в Конституции РФ;
в) в Уголовном кодексе РФ.
- Какие изменения закрепила Конституция:
а) утвердила новое название государства –Российская Федерация;
б) заявила о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
в) гарантировала всем гражданам соблюдение их прав и свобод;
г) заявила, что РФ – демократическое государство;
д) гарантировала Президенту неограниченную власть.
- Конституция РФ имеет силу:
а) на территории Москвы;
б) на территории Московской области;
в) на всей территории страны.
- Что означает выражение: «Конституция обладает высшей юридической силой»:
а) ни один закон страны не должен противоречить Конституции;
б) все законы принимаются без опоры на Конституцию;
в)часть законов принимается в соответствии с Конституцией, а остальные – нет.
Ответ:
1______; 2______; 3______; 4______; 5______; 6______.
Тема. Как устроено наше государство?
- Задание.
Выполните тест.
1. Что такое федерация:
а) союз, объединение республик, краев, областей;
б) отдельная республика;
в) отдельный город.
2. Российская Федерация состоит из:
а) несколько республик;
б) несколько краев;
в) субъектов федерации.
3. Субъекты федерации:
а) вправе принимать законы, действующие на их территории;
б) вправе принимать Конституции, действующие на их территории;
в) не вправе принимать ни законы, ни конституции.
Ответ: 1______; 2______; 3______.
- Задание.
Заполните таблицу:
Варианты ответа:
Президент
Федеральное собрание
Правительство
Суды РФ
Депутаты Государственной Думы
- Задание.
Установите соответствие.
Какие функции исполняет:
Выберите для ответа:
- Глава государства
- Судебная власть в РФ
- Законодательная власть РФ
- Исполнительная власть РФ
Тема. Гражданство и гражданин.
Выполните тест:
- Гражданство – это:
а) установленная законом связь человека с определенным государством;
б) специальное звание, установленное за особые заслуги;
в) положение, дающее привилегии.
- В органы власти РФ могут быть избраны:
а) только граждане России;
б) иностранные граждане;
в) и иностранные граждане, и граждане России.
- Гражданин Российской Федерации:
а) человек, имеющий гражданство в РФ;
б) человек, приехавший в Российскую Федерацию;
в) человек, выехавший за пределы Российской Федерации.
- Можно ли гражданина РФ лишить гражданства:
а) нет, ни при каких условиях;
б) в особых ситуациях;
в) можно по заявлению самого гражданина.
- Допускается ли в РФ двойное гражданство:
а) допускается со всеми государствами;
б) допускается с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве;
в) не допускается.
Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______.
Тема. Зачем изучать закон.
I. Выполните тест:
- Знание законов:
а) уменьшает количество преступлений;
б) увеличивает количество преступлений;
в) ни на что не влияет.
- Знание законов:
а) освобождает от ответственности за преступления;
б) дает человеку уверенность в себе, улучшает его правовую культуру;
в) смягчает вину при совершении правонарушения.
Ответ: 1______; 2______.
II. Задание.
Подумайте, где, по вашему мнению, были нарушены законы. Обведите кружочком:
а) человека не принимают на работу на том условии, что у него не та национальность;
б) мать не разрешает бабушке навещать внука;
в) продавец отказывается продать 10 – летнему ребенку дорогую вещь на том основании, что он еще мал;
г) продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;
д) милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам, и не разрешает позвонить родителям.
Повторение по теме: «Основной Закон государства»
- Задание.
Разгадайте кроссворд.:
По горизонтали:
- Документ, обязательный для исполнения.
- Установленная законом связь человека с определенным государством.
- Орган государственной власти, который следит за исполнением законов.
- Власть, действующая в отношении всего населения на определенной территории.
- Глава государства.
По вертикали:
- Основной Закон государства.
2. Задание.
Ответьте на вопросы:
а) что такое субъекты федерации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) как разделяется власть в Российской Федерации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Права детей.
Тема. Какие права детей закреплены в международных документах.
- Задание.
Выберите правильный ответ.
1. Ребенком считается лицо:
а) не достигшее 14 лет;
б) не достигшее 16 лет;
в) не достигшее 18 лет.
- Какие международные документы защищают права детей:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка;
в) Решение ООН.
- Каково основное содержание Конвенции и Декларации:
а) постоянная защита прав детей, забота о детях;
б) защита прав детей во время военных конфликтов;
в) защита прав детей в опасных чрезвычайных ситуациях.
- Кто обязан защищать права детей:
а) родители;
б) государство;
в) органы опеки;
г) специальные детские учреждения.
- Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:
а) во всех сферах жизни и деятельности;
б) только в среде своих друзей;
в) только в семье.
- Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения:
а) да;
б) нет;
в) все зависит от условий жизни в данной стране.
Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______; 6______.
II. Задание.
Запишите в таблицу даты принятия и характер документов:
Название документа | Дата принятия | Характер документа |
Декларация прав ребенка | ||
Конвенция о правах ребенка |
Варианты ответов.
Даты:
- 1959 год;
- 1989 год
Характер:
- Обязательна к исполнению для тех государств, которые ее подписали
- Носит рекомендательный характер
Тема. Права детей по гражданскому кодексу.
I. Задание.
Выполните тест:
1. Гражданский кодекс рассматривает:
а) трудовые отношения;
б) имущественные отношения;
в) семейные отношения.
- Какие три возрастные группы детей и их права выделяет Гражданский кодекс РФ:
а) до 6 лет;
б) от 6 до 14лет;
в) от 14 до 16 лет;
г) от 16 до 18 лет.
- Может ли ребенок в возрасте от 6 до 14 лет совершать мелкие бытовые сделки:
а) да, под контролем взрослых;
б) нет, ни при каких условиях;
в) в особых случаях.
- Могут ли дети с 14 лет распоряжаться своим заработком, стипендией, вознаграждением:
а) да;
б) нет;
в) только с согласия взрослых.
Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______.
II. Задание.
Ответьте на вопросы:
а) 15 – летний Иван устроился летом на работу. Родители не разрешают ему самостоятельно распоряжаться своим заработком. Законны ли требования родителей? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
б) бабушка дала 10 – летней Свете деньги для покупки книг, но забыла сказать, на какие цели были выделены деньги. Света вместо книг купила игру.
Могла ли Света самостоятельно распорядиться бабушкиными деньгами? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) 16 – летний Иван, получив согласие родителей, решил купить мотоцикл. Но в магазине ему отказались его продать.
Правильно ли поступили сотрудники магазина? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Права детей по семейному кодексу.
I. Задание. Ответьте на вопросы.
а) какие личные права детей закреплены в Семейном кодексе РФ? Отметьте в таблице правильные ответы:
№ п/п | Права детей по Семейному кодексу | |
1. | Жить и воспитываться в семье. | |
2. | Знать своих родителей. | |
3. | Общаться с родителями и близкими родственниками. | |
4. | Покупать все, что хочется. | |
5. | Гулять на улице в любое время. | |
6. | Смотреть телевизор. | |
7. | Выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих интересы ребенка. | |
8. | Обращаться в органы опеки. | |
9. | Обращаться я в суд. |
б) каковы обязанности родителей по отношению к детям? Отметьте в таблице правильные ответы:
№ п/п | Обязанности родителей | |
1. | Защищать права и интересы несовершеннолетних детей. | |
2. | Воспитывать детей. | |
3. | Содержать несовершеннолетних детей. | |
4. | Заботиться о здоровье ребенка. | |
5. | Обеспечить ребенку возможность получить образование. | |
6. | Отказаться от ребенка. | |
7. | Вредно влиять на детей. | |
8. | Жестоко обращаться с детьми. |
- Задание.
Выберите правильный ответ:
- В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?
а) отказ от ребенка;
б) болезнь родителей;
в) аморальное поведение родителей;
г) длительное отсутствие без причины.
- Куда определяется ребенок, если родители лишены родительских прав:
а) в другую семью;
б) в интернат;
в) устанавливается опека или попечительство;
г) никуда не определяется.
Ответ: 1______; 2______.
- Задание.
Ответьте на вопросы:
а) семья Ивановых решила усыновить 3-х летнего Диму. Будет ли Дима обладать теми же правами, что и родные дети Ивановых? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) мама 5-летней Иры не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее балует.
Имеет ли внучка право видеть бабушку? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Права детей по трудовому законодательству.
- Задание.
Выполните тест.
- Основным юридическим документом, регулирующим трудовые отношения, является:
а) Конституция РФ;
б) Кодекс законов о труде;
в) Гражданский кодекс.
- С какого возраста подросток может устроиться на роботу:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет.
- В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних:
а) на вредных и опасных для жизни работах;
б) в ночное время с 22 часов до 6 утра;
в) в утреннее время с 6 утра до 8 утра.
- Сколько времени должен работать подросток от15 до 16 лет:
а) не более 24 часов в неделю;
б) не более 40 часов в неделю;
в) не более 36 часов в неделю.
- Какова продолжительность отпуска, предоставляемого несовершеннолетним:
а) 24 календарных дня;
б) 31 календарный день;
в) 40 календарных дней
Ответ: 1______; 2______; 3______; 4______; 5______.
- Задание.
Ответьте на вопросы:
а) Ивану 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем.
Будет ли Иван принят на работу ночным сторожем? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) 17- летняя Ирина попросила предоставить ей отпуск в июле. Заведующая отделом отказала ей, ссылаясь на то, что уже составлен график отпусков, все работники будут отдыхать по очереди. Ирина по графику должна пойти в отпуск в ноябре. Права ли заведующая?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повторение по теме: «Права детей»
- Задание.
Ответьте на вопросы:
- Какие международные документы защищают права детей?
а) ______________________________________________________________________________
б) ______________________________________________________________________________
- Какой закон в Российской Федерации защищает имущественные права детей?
________________________________________________________________________________
- Какой закон в Российской Федерации защищает права детей в семье?
________________________________________________________________________________
- Какой закон в Российской Федерации защищает права детей на труд?
________________________________________________________________________________
- Задание.
Решите задачи. Определите, какой закон регулирует ситуации:
1. Шестилетний Вадим захотел купить в магазине альбом для рисования. Продавец отказался продать ему альбом, пояснив, что маленьким детям товары не продаются.
Прав ли продавец? Какой закон вступает в силу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Закон: __________________________________________________________________________
2. Отец 13 – летнего Вадима не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Вадим решил обратиться в судебные органы для защиты своих прав.
Имеет ли право Сергей защищать свои права в судебных органах самостоятельно? Какой закон вступает в силу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон: __________________________________________________________________________
3. Во время каникул 14 – летний Александр решил устроиться на работу – разносить газеты. Родители Александра возражают. Они считают, что перед учебным годом сын должен как следует отдохнуть.
Может ли Александр в этом случае устроиться на работу? Какой закон вступает в силу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон: __________________________________________________________________________
«Ловушки для подростка»
Тема. Вовлечение детей в преступную деятельность.
- Задание.
? Какие виды правонарушений вам известны, выберите из предложенных вариантов, запишите:
Варианты:
- Преступления
- Проступки
- Аморальное поведение
- Задание.
Определите, какие признаки характеризуют преступления, а какие - проступки.
№ п/п | Признаки | Преступление или проступок |
1. | Большая общественная опасность. | |
2. | Действие, которое причиняет большой вред интересам общества, регулируется Уголовным кодексом РФ (убийство, кража, разбойное нападение и т.д.) | |
3. | Действие, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях (например, разбитое стекло, нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд на транспорте, распитие спиртных напитков и т.д.) |
- Задание.
Определите, какие из перечисленных действий являются административными проступками, а какие – преступлениями. Запишите в таблицу номера ситуаций.
Административный проступок | Преступление |
Ситуации:
- Нецензурная брань.
- Нанесение тяжких телесных повреждений.
- Переход улицы в неположенном месте.
- Уклонение от уплаты налогов.
- Кража личного имущества граждан.
- Нарушение правил противопожарной безопасности.
- Изготовление огнестрельного оружия.
- Задание.
Отметьте правильный вариант ответа.
С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления:
а) с 14 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет.
- Задание.
Ответьте на вопрос.
? Что за чем следует: преступление за наказанием или наказание за преступлением. Запишите:
- Задание.
? Предусмотрено ли законом наказание за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность:
а) нет;
б) да, до 8 лет лишения свободы;
в) при совершении тяжких уголовных преступлений.
7. Задание.
? Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних. Выберите из предложенных вариантов верные ответы и запишите в таблицу.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Штраф
- Конфискация имущества
- Арест
- Пожизненное лишение свободы
- Смертная казнь
- Обязательные работы
- Исправительные работы
- Лишение свободы
- Лишение права заниматься определенной деятельностью
- Лишение награды
Тема. Осторожно, наркотики!
- Задание.
Отметьте правильный вариант ответа.
? Определите, что такое наркотики:
а) лекарства;
б) вещества, поражающие нервную систему человека;
в) яд.
? С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков:
а) с 14 лет;
б) с 16 дет;
в) с 18 лет.
- Задание.
Укажите, к чему ведет употребление наркотиков, отметьте знаком + в таблице:
1. Привыкание. | |
2. Деградация личности. | |
3.Возможность совершить преступление. | |
4. Непредсказуемость действий. | |
5. Смерть. | |
6. Хорошее настроение. | |
7. Беспомощность. | |
8. Агрессивность. | |
9. Усталость. | |
10. Умственное развитие. | |
11. Продление жизни. | |
12. Провалы в памяти. | |
13. Возможность самоубийства. | |
14.Возможность стать жертвой преступления. |
- Задание.
Подумайте, что означает выражение: «Человек стал жертвой наркотиков»? Продолжите фразу:
Речь идет о человеке, который______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание.
Определите, что опаснее с точки зрения закона: употреблять, хранить или продавать наркотики?
Какие меры ответственности предусматривает закон? Запишите нужный вариант (букву) в соответствующую колонку:
НАРКОТИКИ | ||||
Употребление | Хранение | Продажа | Принуждение к употреблению | |
Варианты ответов:
А - лишение свободы от 3 до 8 лет;
Б - лишение свободы сроком до 3 лет;
В - лечение в специализированном учреждении;
Г - лишение свободы сроком до 15 лет.
- Задание.
Ответьте на вопрос:
19 – летний Иванов, находясь за рулем, был задержан работниками милиции за нарушение правил дорожного движении. Оказалось, что он находился в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков у него с собой не было.
Будет ли задержанный привлечен к уголовной ответственности? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Когда подростки преступают закон.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Является ли совершение преступления:
а) отягчающим вину обстоятельством;
б) смягчающим вину обстоятельством;
в) просто преступлением.
? Какое преступление считается групповым? Если преступление совершено:
а) двумя лицами;
б)группой из 5 человек;
в) группой из 10 человек.
- Задание.
Какие преступления наиболее распространены среди подростков:
Отметьте в таблице знаком +.
1. Убийство. | |
2. Хулиганство. | |
3. Драки. | |
4. Вымогательство. | |
5. Угон транспортного средства. | |
6. Кражи. | |
7. Клевета. | |
8. Порча школьного имущества. | |
9. Наркомания. | |
10. Уклонение от уплаты налогов. | |
11. Безбилетный проезд на транспорте. |
- Задание.
Соотнесите понятия и определения.
1. | Преступная группа | А | Открытое хищение чужого имущества. |
2. | Соучастие в преступлении | Б | Заключение лица под стражу в случаях, предусмотренных законом. |
3. | Арест | В | Совместное участие двух или более лиц в умышленном преступлении. |
4. | Грабеж | Г | Группа лиц, совершившая преступление по предварительному сговору. |
Ответ:
1________; 2________; 3________; 4_________.
- Задание.
Отметьте правильный ответ:
? С какого возраста наступает административная ответственность:
а) с 14 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет.
- Задание.
Сидоров, которому было 14 лет, уговорил двух своих одноклассников взломать замок торгового киоска. Сам в преступлении не участвовал. Подлежит ли Сидоров уголовной ответственности? Если да, то как называется вид его участия в преступлении:
а) это пособник преступления;
б) это подстрекатель преступления;
в) это организатор преступления;
г) Сидоров не является преступником.
Отметьте правильный ответ.
- Задание.
Николаю 15 лет. Вместе с другом он совершил квартирную кражу, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Наступит ли уголовная ответственность? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Если вы попали в милицию.
1. Задание.
Подумайте и запишите, может ли несовершеннолетний попасть в милицию, если он:
Ситуации | Да или нет |
1. Находился в состоянии алкогольного опьянения. | |
2. Находился в состоянии наркотического опьянения. | |
3. Переходил улицу в неположенном месте. | |
4. Ударил товарища. | |
5. Допустил безбилетный проезд. | |
6. Сообщил, что в здании школы заложена бомба, зная, что это ложь. | |
7. Не дал списать домашнее задание. | |
8. Солгал родителям. | |
9. Солгал работникам милиции. | |
10. Купил краденую вещь. | |
11. Не оказал помощь товарищу. |
2. Задание.
Отметьте правильный ответ:
? На какое время могут задержать несовершеннолетнего работники милиции для установления его личности:
а) на 1 час;
б) не более 3 часов;
в) на сутки;
г) на 3-е суток.
- Задание.
Отметьте правильный ответ:
? На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил уголовное преступление:
а) на 24 часа;
б) на 72 часа;
в) на четверо суток.
- Задание.
Ответьте «да» или «нет».
Может ли несовершеннолетний быть допрошен, если:
Ситуации | Да или нет |
1. Нет присутствия его родителей. | |
2.нет присутствия учителя. | |
3. Нет присутствия свидетелей. | |
4. Нет присутствия адвоката. |
- Задание.
Отметьте правильные варианты.
? Каким документом несовершеннолетний может подтвердить свою личность:
а) паспортом;
б) справкой из школы;
в) свидетельством о рождении;
г) страховым полисом;
д) распиской друга.
- Задание.
Обладает несовершеннолетний, попавший в милицию, перечисленными правами:
Права | Да или нет |
1. Право на защиту. | |
2. Право не давать показаний без присутствия родителей. | |
3. Право не давать показаний в ночное время. | |
4. Право быть отпущенным домой на непродолжительное время. | |
5. Право знать причину задержания. | |
6. Право на неприменение мер физического воздействия. | |
7. Право написать жалобу. |
Повторение по теме: «Ловушки для подростка
- Задание.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.
- Кратковременный арест лица, подозреваемого в совершении преступления.
- Документ, удостоверяющий личность.
- Мера ответственности за совершение тяжкого преступления, назначаемая судом.
- Документ с записью всего происходящего во время допроса, обыска, задержания.
- Ядовитые вещества, употребление которых запрещено законом.
По вертикали:
- Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
Они охраняют закон.
Тема. Суд.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Какие органы осуществляют правосудие в нашей стране:
а) Федеральное собрание;
б) суды Российской Федерации;
в) Правительство РФ.
? Что такое суд:
а) орган государственной власти;
б) орган, выражающий общественное мнение;
в) орган, существующий для наказания преступников.
- Задание.
Заполните схему, выберите необходимое:
Варианты ответов:
- Равенство всех перед законом.
- Вынесение приговора.
- Участие предствителей лбщественности.
- Гласность.
- Задание.
? Как называется решение суда. Запишите необходимое.
Варианты ответа:
- Приговор.
- Обвинение.
- Заключение под стражу.
- Доказательство.
- Задание.
Отметьте знаком +, что считается преступлением против правосудия:
1. Ложный донос. | |
2. Оскорбление судьи. | |
3. Заключение под стражу без решения суда. | |
4. Разглашение тайны следствия. | |
5. Участие свидетелей в судебном процессе. |
- Задание.
Соотнесите понятиям определения.
1. | Правоохранительные органы. | А | Охрана личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия. |
2. | Общественный порядок. | Б | Органы государственной власти, главной задачей которых является деятельность по охране закона и правопорядка. |
3. | Вещественные доказательства. | В | Вещи, предметы, имеющие отношение к совершенному преступлению. |
4. | Суд. | Г | Орган власти, созданный для установления справедливости и общественного порядка. |
5. | Правосудие. | Д | Судебный процесс, целью которого является справедливое решение гражданских, хозяйственных споров, уголовных дел. |
1 _______; 2 _______; 3 _______; 4 _______; 5 _______.
Тема. Адвокат.
- Задание.
Отметьте правильный ответ.
? Адвокат – это:
а) юрист, который может оказать профессиональную правовую помощь гражданам и организациям;
б) юрист, который выносит приговор;
в) юрист, который следит за исполнением приговора.
- Задание.
? Что значит оказать юридическую помощь.
Отметьте знаком + правильный ответ:
Юридическая помощь - это:
1. Помощь в составлении документов. | |
2. Помощь при защите интересов обвиняемого в суде. | |
3. Помощь при толковании законов. | |
4. Помощь, которая оказывается судье для того, чтобы он вынес правильный приговор. | |
5. Помощь в случае необходимости составить юридическую справку. |
- Задание.
? Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право на пользоваться помощью адвоката. С какого момента действует это право?
Выберите правильный ответ, подчеркните:
а) с момента задержание;
б) с момента совершения преступления;
в) с момента заключения под стражу;
г) с момента вынесения приговора.
4. Задание.
? Когда юридическая помощь оказывается бесплатно.
Отметьте знаком + правильные ответы:
1. По уголовным делам несовершеннолетних. | |
2. При рассмотрении тяжких преступлений. | |
3. По трудовым спорам. | |
4. По делам о получении алиментов. | |
5. По уголовным делам, в которых принимает участие прокурор. | |
6. По делам, при рассмотрении которых предъявлены вещественные доказательства. |
5. Задание.
? Ответьте на вопрос.
Несовершеннолетний Иванов угнал машину. Это уголовное дело суд рассмотрел без участия адвоката. Вправе ли суд был рассмотреть это дело без адвоката? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
? У Сидорова и Петрова возник конфликт. Сидоров обратился к адвокату. На следующий день к этому же адвокату обратился Петров для разрешения их спора. Адвокат согласился помочь.
Может ли адвокат оказывать помощь и Сидорову, и Петрову? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Прокурор.
- Задание.
Выберите правильный ответ.
- Прокурор – это:
а) юрист, который осуществляет надзор за действиями должностных лиц в момент задержания преступника;
б) юрист, осуществляющий надзор за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами;
в) юрист, оказывающий помощь в рассмотрении спорных вопросов.
- Прокурор:
а) принимает меры к лицам, нарушившим закон, устраняет нарушения;
б) помогает гражданам при составлении юридических документов;
в) выносит приговор.
- При нарушении закона прокурор может:
а) отменить незаконное постановление следователя;
б) освободить незаконно задержанного гражданина из – под стражи;
в) участвовать в суде при рассмотрении трудового спора.
- Прокурор может:
а) указать на нарушение закона;
б) вынести протест;
в) рекомендовать пересмотреть дело.
- Во время суда прокурор:
а) поддерживает обвинение от имени государства;
б) защищает подсудимого;
в) наблюдает за ходом суда.
1________; 2________; 3________; 4________; 5________.
- Задание.
Ответьте на вопрос.
? Каковы обязанности прокурора.
Отметьте правильные ответы в таблице.
1. Следит за исполнением закона. | |
2. Участвует рассмотрении уголовных и гражданских дел | |
3. Поддерживает обвинение от имени государства. | |
4. Может вынести протест в случае неверного решения суда. | |
5. Оказывает помощь в составлении юридических документов. | |
6. В случае невиновности подсудимого должен отказаться от вынесенного им обвинения. | |
7. Дает разрешение на обыск, арест, прослушивание телефонных разговоров. | |
8.Дает разрешение на получение паспорта. |
- Задание.
Подумайте, ответьте на вопросы.
- К уголовной ответственности за кражу был привлечен 12-летний Антон. Может ли прокурор направить это дело в суд? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- При рассмотрении уголовного дела о краже из кабинета географии видеомагнитофона оказалось, что вины 15 – летнего Григорьева нет. Должен ли прокурор поддерживать обвинение против Григорьева? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Милиция.
- Задание.
Определите, каковы задачи милиции. Отметьте правильный ответ.
а) обвинение преступника;
б) борьба с преступностью;
в) защита жизни и здоровья граждан;
г) вынесение приговора в суде.
- Задание.
? Какими полномочиями наделены сотрудники милиции. Отметьте в таблице знаком + верные ответы:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- Задание.
? С какого возраста гражданин обязан обратиться в паспортную службу для получения паспорта? Отметьте правильный ответ.
а) с 14 лет;
б) с 16 лет;
в) с 15 лет;
г) с 18 лет.
? В каком возрасте производится замена паспорта:
а) в 20 и 45 лет;
б) в 18 и 50 лет;
в) в 20 и 40 лет.
? Паспорт – это документ:
а) дающий право на проезд в транспорте;
б) удостоверяющий личность;
г) дающий право на передвижение по улицам города.
- Задание.
? Какие документы необходимы для получения паспорта.
Отметьте в таблице знаком + верные ответы:
1. Заявление лица, получающего паспорт. | |
2. Заявление родителей лица, получающего паспорт. | |
3. Справка из школы. | |
4. Свидетельство о рождении. | |
5. Фотографии. | |
6. Автобиография. | |
7. Справка из поликлиники. | |
8. Справка с места жительства. |
Тема. Нотариус.
- Задание.
? Что входит в обязанности нотариуса
Отметьте в таблице знаком + верные ответы:
1. Нотариус удостоверяет различные сделки. | |
2. Оформляет наследство. | |
3. Оформляет покупки и продажу квартиры. | |
4. Оформляет доверенность. | |
5. Подтверждает копи документов. | |
6. Наблюдает за правильным применением законов. | |
7. Оказывает правовую защиту граждан. | |
8. Принимает участие в судебном процессе. |
- Задание.
? Какие действия совершает нотариус при оказании юридической помощи при покупке и продаже дома. Вставьте пропущенные слова.
- Удостоверяет ………………………………. обратившихся к нему граждан.
- Проверяет, каков ………………...………………..граждан, совершеннолетние ли они.
- Проверяет, принадлежит ли дом …………………………………….
- Проверяет, имеет ли право ……………………………………… .купить этот дом.
- Разъясняет права и ……………………………………………продавца и покупателя после заключения договора.
Повторение по теме: «Они охраняют закон»
- Задание.
Вспомните назначение суда, адвоката, прокурора, милиции и нотариуса, запишите в таблицу.
Суд | |
Адвокат | |
Прокурор | |
Милиция | |
Нотариус |
- Задание.
Соотнесите понятия и определения:
1. | Должностное лицо, наблюдающее за соблюдением и правильным применением законов. | А | Приговор |
2. | Юрист, оказывающий правовую защиту обвиняемого в суде. | Б | Общественный порядок |
3. | Органы, осуществляющие охрану общественного порядка. | В | Судья |
4. | Главное должностное лицо судебном заседании. | Г | Прокурор |
5. | Юрист, подтверждающий право наследства, оформляющий различные документы. | Д | Адвокат |
6. | Охрана общественного спокойствия, обеспечение дисциплины граждан в общественных местах. | Е | Милиция |
7. | Решение суда по уголовному делу. | Ж | Нотариус |
1_______; 2_______; 3_______; 4_______; 5_______; 6_______; 7_______ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год).Рабочая программа и календ...
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...