Развитие двигательной активности слепых детей со сложными нарушениями с использованием нетрадиционных форм обучения
статья
В статье Степановой С.Ю.и Максимовой А.Г. описываются нетрадиционные формы работы с незрячими детьми, имеющими различные сопутствующие нарушения. Статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям ЛФК и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие двигательной активности слепых детей со сложными нарушениями с использованием нетрадиционных форм обучения
Максимова А.Г.
Степанова С.Ю.
С 2009 года на базе школы-интерната № 1 им. К. К. Грота работает Отделение коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации. В нашей школе слепых и слабовидящих оно образовалось как результат нашей многолетней дружбы с немецким фондом и школой Николауспфлеге, г. Штутгарт, а с другой- как требование времени: в школу начали приходить дети, которые, помимо основного зрительного диагноза имели ряд сопутствующих. В класс их было не посадить, оставался только вариант надомного обучения, при котором эти дети могли общаться только с приходящим педагогом. И администрация школы, исходя из собственных сил и возможностей, пошла на создание такого Отделения, основной целью которого является социализация детей со сложными нарушениями.
Нас обучали немецкие коллеги, с которыми мы до сих пор регулярно обмениваемся опытом, и наша работа основывается на приёмах и принципах работы немцев, однако с учётом особенностей наших детей.
Несколько слов о нашем контингенте: Отделение коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации (КРОиСР) школы-интерната № 1 имени К.К. Грота посещают 25 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет. Среди них есть слепые, частичнозрячие и слабовидящие. Основными зрительными диагнозами являются: ретинопатия недоношенных - ROP 2 ст. OU , ROP 5 ст. OU, оперированная тотальная отслойка сетчатки, миопия высокой степени глаз и ЧАЗН, астигматизм, микрофтальм, врождённая оперированная глаукома. Кроме зрительных, учащиеся имеют различные сопутствующие заболевания: ЗПМР, ЗРР, ДЦП, эпилепсия, энцефалопатия, невроз, тугоухость, ММД.
Что такое социализация для данного контингента детей?
Для наших детей социализация - это процесс овладения элементарными навыками, умениями и нормами поведения, включающими ребёнка в процесс взаимодействия с окружающей средой и позволяющими ему в той или иной мере самореализовываться. Процесс социализации невозможен без развития двигательных навыков, с помощью которых происходит освоение пространства. Вследствие своего диагноза почти все наши дети не только не умеют обслуживать себя, но и вообще испытывают трудности при выполнении элементарных движений, некоторые из-за ограниченных двигательных возможностей, а кто-то из-за отсутствия мотивации.
Как мы работаем с движением? Конечно, наши педагоги постоянно включают в занятия двигательные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и развитие ощущения и осознания себя в малом и большом пространстве, но нам не хватало базовых знаний для работы с движением, так как школа не имела ранее опыта работы с такими детьми. Поэтому мы организовали и провели на базе школы несколько международных практических семинаров по кинестетике, которые были направлены на обучение педагогов работе с движением.
Авторами системы Maietta-Hatch Kinästhetics являются д-р Франк Хатч и д-р Ленни Майета, США. В центре находится движение. Кинестетика основывается на понимании, что качество выполняемого движения в течение всей жизни человека влияет на его здоровье и обучение. В центре системы кинестетических понятий находятся действия. Совершая в повседневной жизни определённые действия, мы влияем на жизненные темы, будь то практические, филосовские или др. Все действия мы осуществляем движением нашего веса в условиях силы тяжести. Поскольку действия охватывают последовательность движения, они имеют чёткое начало и конец с определённым временным свойством и определённым пространственным измерением. И, наконец, вообще для возможности состояться им требуется энергия в форме усилия.
Кинестетика – это систематическое описание и объяснение свойств и задач всех составляющих. С их помощью действия становятся важнейшим фактором, влияющим на то, как мы живём и организуем нашу жизнь друг с другом и с окружающим пространством. Исходя из принципов данной системы, каждый человек должен учиться чувствовать своё тело. Только понимая, как создаётся правильное движение, он может помочь создать его другим.
Далее, нас обучали практическим приёмам работы с детьми, имеющими двигательные нарушения, например, как пересадить ребёнка с инвалидного кресла на пуф и обратно, как менять у него памперсы, как помогать ребёнку с ДЦП при передвижении по лестнице, как научить его подниматься с пола. Если мы принимаем участие в действии, то это должно быть максимально удобно безвредно и для ребёнка, и для нас. Для этого используются специальные приспособления для перемещения в пространстве, например, такие как многофункциональный куб и «горка».
В качестве базовой основы для развития двигательной активности у детей со сложными нарушениями в Отделении коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации мы используем эвритмию.
Слово «ЭВРИТМИЯ» имеет греческое происхождение и означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Ритм - это основа жизни человека, мира, Вселенной. Движение присуще всему живому. Музыка и речь — это тоже движение. В основе движения лежит ритм.
Когда человек слушает речь, в нём возникает так называемая внутренняя речь, сопровождающая слушание. При этом в человеке осуществляется внутреннее движение, которое не выходит наружу, а остаётся внутри как зачаток жеста. Эти жесты, выведенные наружу и продолжающиеся в пластической форме, являются эвритмическими жестами. Таким образом можно сказать, что эвритмия имеет свой источник в самом человеческом существе.
Человеческое тело построено по музыкальным законам и отношениям (скелет, пропорции). Каждый музыкальный тон и интервал имеют в эвритмии свой жест, своё движение.
Через эвритмические жесты и движения можно выразить речь и музыку, грамматику языка и геометрию, законы биологии и астрономии. На занятиях эвритмии ребёнок проникает в глубины тайн природы, учится слушать себя и слышать других.
Жизнь на Земле ткется неустанно и эвритмия исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В эвритмии нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения – тело человека. В здоровом теле всё гармонично.
В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными. Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.
Возможность вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает эвритмия. Она помогает мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В эвритмических движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Движения, соответствующие звукам речи, являются основополагающими элементами эвритмии. Можно подобрать ряд эвритмических движений, которые будут соответствовать определённому физиологическому процессу в организме, определённому органу. Для целительной эвритмии движение одного или нескольких звуков повторяется многократно. Спектр упражнений очень многообразен и охватывает полярность. С одной стороны, есть упражнения структурирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны, мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность. Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а также внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного ребёнка. В эвритмии мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни. Происходит глубокое воздействие на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов. Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами. В зависимости от состояния ребёнка занятие может проводиться в положении сидя или лежа.
Основные упражнения:
1. Движения, соответствующие гласным и согласным звукам, - это основа, направленная на осознание себя в процессе жизненной периодизации.
2. Движение по простым формам (кривая, прямая, дуга, круг, овал, треугольник, квадрат, спираль) помогает ребёнку с ориентацией в пространстве. Может выполняться как в большом пространстве, так и в малом, например: работа на бумаге, рисование форм на полу.
Движение по кресту (право - лево, верх-низ), движение спиной назад.
3.Упражнения на дыхание, определяющие связь индивидуальности с внешним миром. Выполняются упражнения на расширение - сжатие (точка - периферия).
4.Специальные упражнения с мешочками, набитыми бобами, крупой, песком стимулируют ощущение пространства вокруг тела и ориентации в пространстве. Можно это делать под стишок, под ритм (перекладываем мешочек из одной руки в другую, перебрасываем, передаём над головой - «радуга», за спиной, под ногой, приседая, по спирали вокруг тела).
5.Упражнения с медными шариками и медными палочками. Медь - хороший проводник, настраивающий на правильное выполнение.
6.Много упражнений с ритмами. От простого прослушивания всем телом (особенно спиной) под удары «Там-Там» до выполнения ритмов руками, ногами, «всем телом». При работе с ритмами мы используем барабаны.
7.Движение под стихотворные ритмы. Ритм может возбуждать (стимулировать) и наоборот успокаивать.
8.Упражнения с тибетскими чашами. У нас есть тибетские поющие чаши различного размера и звучания. С их помощью мы занимаемся звуковибрационным массажем. Чистая вибрация, звук гармонизируют тело ребёнка. Тело как музыкальный инструмент, и мы его настраиваем с помощью вибраций поющих чаш.
Некоторые дети сами пытаются играть на чашах, что требует от них большой сосредоточенности и тонкости в движениях.
Кому-то чаши ставятся прямо на тело, а кто-то воспринимает вибрацию чаш дистанционно.
Всё индивидуально.
9.Упражнения в технике контактной импровизации, позволяющие почувствовать и осознать вес собственного тела и отдельных его частей.
10.Упражнения на баланс тела.
Таким образом, в данной статье мы постарались упомянуть основные приёмы и принципы, которые мы используем в процессе развития двигательной активности у детей, имеющих сложные нарушения. Применение этих принципов помогает устанавливать связь с потенциалом человеческого мозга и его способностью к самоорганизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация читательского интереса обучающихся посредством использования нетрадиционных форм обучения и ИКТ
В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Низкая читательская активность учащихся, нежелание дума...
Использование нетрадиционных форм обучения и их результативность
В презентации рассмотрены виды нестандартных уроков, требования к их проведению. Роль учителя и учеников на таких уроках....
Открытый урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.
Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры...
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей ...
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей ...