Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Приметы весны»
план-конспект на тему
Цель: обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Итоговое занятие по лексической теме "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида»
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
«Приметы весны»
Составила: учитель-логопед
I квалификационной категории
Десятова Наталья Викторовна
г. Исилькуль
Цель: обобщение представлений детей о характерных признаках весны.
Задачи:
коррекционные:
- совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числ. с сущ.; использовать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксом –ищ. )
- упражнять в составлении распространенных предложений однородными членами;
образовательные:
-обобщить представления детей о характерных признаках весны.
-учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года.
развивающие:
- развивать координацию речи с движениями, общую и мелкую моторику, слуховую память;
- развивать интонационную выразительность речи;
воспитательные
- воспитывать стремление добиваться результата,
- доводить начатое дело до конца
Оборудование: конверт с письмом и «смайликами»; сюжетные картинки с временами года, фланелеграф, приметы весны в фотографиях и стилизованные - демонстрационные, раздаточные; обруч; проталины – 5 шт.; зонт; мольберт с изображением дома и дерева; ободки на голову из белой бумаги по количеству детей, разноцветные цветы, зеленые листики, иллюстрации весны и зимнего узора; предметные картинки: самолет, тыква, дятел.
1
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы будем говорит о … А вот о чем будем говорить вы скажете сами, когда отгадаете загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (Весна)
О чем будем говорить? (О весне)
2. Пальчиковая гимнастика
Давайте покажем пальчиками, как приходит весна
«Весна»
Весна пришла по снежному
По влажному ковру. (ходят пальчиками по столу)
Рассыпала подснежники, (руки на столе ладонями вниз, пальцы врозь)
Посеяла траву (собрать пальцы щепотью).
Теперь зовет со всех концов (движения кистями рук)
Грачей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов. (загибать по одному пальчику на каждой руке)
3. Сюрпризный момент. Мимическая гимнастика.
Ветерок весенний дует, вертит
В группу прилетел конвертик.
Ну-ка, Настя, посмотри,
Что за вести там внутри?
(Ребенок достает письмо и эмоциональную дорожку)
2
Ребята, это письмо для нас. Во время чтения письма, эти «смайлики» помогут нам показать какие чувства вызывает это письмо. (Используются «смайлики»)
«Здравствуйте, дорогие ребята! (радость) Пишет вам Весна (радость). Очень надеюсь на вашу помощь (удивление). Я попала в беду, меня заколдовала зима (печаль). Я прошу вас выручить меня, но для этого вам нужно будет преодолеть нелегкие препятствия (удивление) и собрать мои приметы. Но я думаю, что вы смелые ребята. Очень надеюсь на вас, друзья! (радость) »
Ну, что же, пойдем выручать Весну? Какие приметы Весны вы знаете?
А какая вы хотите, чтобы была весна? Начинайте отвечать на вопрос словами: «Я хочу, чтобы весна была …»(добрая, ласковая зеленая,…)
А где же спряталась Зима? (Дети находят в группе зимний узор)
Если мы отыщем приметы Весны, то Зима растает.
Посмотрите и посчитайте, сколько весенних примет спрятала Зима. Как только найдем весенние приметы, то будем заклеивать пустые круги цветными. (Логопед демонстрирует лист с восемью пустыми кругами, которые по мере нахождения примет, будут заклеиваться цветными кругами)
А еще Весна прислала нам весенние веночки, вот они (Логопед раздает детям ободки на голову из белой бумаги).
-Красивые веночки? (Нет) Чего на них не хватает? (Ответы детей)
Посмотрите, что есть у меня. (Логопед демонстрирует разноцветные цветочки и зеленые листочки).
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать цветок, а если задание помогу выполнить я, то тогда вы получите листок и тем, что вы получили, будете украшать свой венок. А в конце мы посмотрим, кто ни разу не ошибся.
А теперь давайте громко проговорим весеннюю закличку:
3
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем Весну спасать.
Потерялись где-то
Той Весны приметы.
Мы Весны приметы знаем,
Их отыщем без труда,
Чтобы вовремя всегда
Приходила к нам Весна!
3. Упражнение «Когда это бывает?»
Вот и первое препятствие
Нужно угадать времена года и расставить их по порядку. (По мере того как дети отгадывают загадки, картинки с временами года выставляются на фланелеграф, дети получают оценочные символы)
а) Солнце слабо греет, листики желтеют,
Дожди поливают, люди урожай собирают. (Осень)
б) Солнце сильно греет, травка зеленеет.
Ягоды собирают, на пляже загорают. (Лето)
в) Солнце не греет, повсюду снег белеет.
Мороз донимает, люди шубы надевают. (Зима)
г) Солнце припекает, снег повсюду тает,
Почки набухают, птицы с юга прилетают. (Весна)
- Расставим времена года по порядку, начиная с весны. (весна, лето, осень, зима) Раздать оценочные символы
4. «Выбери весенние приметы»
Я буду называть приметы разных времен года, а вы должны будете хлопнуть только на весенние приметы, запомнить их и потом мне назвать: солнце светит, но не греет, почки набухают, птицы улетают, птицы прилетают, солнце пригревает, сугробы, проталины
Назовите весенние приметы (выбранные и названные приметы выставляются на специально приготовленную доску, где будут собраны весенние приметы).
4
Что такое проталина?
Сколько примет нашли? Заклейте пустые круги цветными. (раздать оценочные символы)
Посмотрите, как только мы нашли несколько примет, Зима испугалась, и начала потихоньку таять. (Педагог незаметно от детей убирает часть зимнего узора. Далее, после каждого выполненного задания, убирается часть зимней картинки)
5. Упражнение «Посчитай проталины»
- К следующему препятствию мы сможем добраться по проталинкам. Давайте посчитаем сколько их. (Одна проталина, две проталины,… пять проталин; выложить проталины друг за другом в ряд. Дети должны пропрыгать по проталинам двумя ногами, считая их. Дети получают оценочные символы)
Повторим нашу закличку тихо
Дети, взявшись за руки, идут вокруг обруча и проговаривают тихо слова: «Раз, два,…»
6. Упражнение «Большой - маленький»
Дети располагаются вокруг обруча, внутри которого расположены предметные картинки: ручей, лист, дождь, самолет, тыква, дятел.
Мы сейчас будем отгадывать загадки, и превращать слова от самого маленького, до самого большого (Отгаданные картинки забираются из круга и выставляются на фланелеграф)
а) Звонкий, но не песня.
Быстрый, но не самолет,
Шумный, но не гром. (ручей)
Превратим слово «ручей» от самого маленького, до огромного и покажем
ручеек – сидя на коленях, руками обхватить плечи;
ручей – встать на колени, руки опущены вдоль туловища;
ручеище – стоя на коленях, поднять руки вверх.
5
б) Зеленый, но не трава,
Растет, но не дерево,
Желтеет, но не тыква (лист)
Превратим «лист» также от маленького до большого
«листик, лист, листище - движения аналогичные»
в) Стучит, но не дятел,
Идет, но не часы,
Капает, но не кран, (дождь)
Это слово мы тоже превратим от маленького до большого и пальчиками покажем как идет дождь
дождик – попеременное постукивание подушечками указательного и среднего пальцев об пол;
дождь - умеренное постукивание всех пальцев об пол;
дождище – сильные удары подушечками пальцев об пол.
(Дети получают оценочные символы.
Выбранные из круга картинки выставляются на наборное полотно, а пустые круги заклеиваются кругами другого цвета)
Как мы сможем спрятаться от дождика? (Под зонтиком)
7. Подвижная игра «Солнце и дождик»
Поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Когда звучит музыка, изображающая шум дождя дети прячутся под зонт; когда веселая музыка – дети бегают врассыпную. После игры отметить как вели себя дети и раздать оценочные символы
А что мы с вами собираем, вы не забыли? Чтобы не наступить на лужи после дождя встанем друг за другом и пойдем и проговорим нашу закличку спокойно (Дети идут за логопедом «змейкой» и проговаривают слова: «Раз, два,..», логопед приводит детей к столам).
6
8. Упражнение «Запомни»
Посадка детей за столы.
а) Из предложенных картинок нужно выбрать названные предметы: солнце, лист, сосулька, проталина, дождь. (Раздать оценочные символы)
б) Предложить посмотреть на собранные приметы на доске и на те, которые на столах у детей.
Какой весенней приметы не хватает на доске? (сосульки)
Картинка «сосулька» выставляется на фланелеграф и заклеивается последний круг.
Посмотрите, а Зимы больше нет. Она исчезла, как только мы с вами нашли весенние приметы
9. Упражнение «Угадывание предмета по действию»
Давайте с помощью этих примет составим весеннюю картинку
Логопед раздает детям стилизованные приметы весны. Подводит детей к мольберту, на котором изображен дом и дерево.
Повторим несколько слов о каждой примете:
- Что светит, греет, припекает? (Солнце)
Тому ребенку, у которого в руках солнце повторяет глаголы и располагает солнце на мольберте. Аналогичная работа проводится со словами и картинками: птицы, проталины, ручей, лист, дождь, сосулька.
- прилетают, щебечут…(птицы);
- появляются, чернеют … (проталины);
- бежит, шумит, журчит … (ручей);
- Зеленеет, растет, опадает … (лист);
- льется, идет, капает… (дождь);
- тает, капает … (сосулька);
7
- набухает, лопается … (почка).
(Раздать оценочные символы)
10. Итог
C вами мы Весну спасли
И приметы все нашли
Отдохнуть теперь нам можно,
Расскажите, было сложно?
Как приметы мы искали,
Как зиме прощай, сказали,
Что понравилось? Что нет?
Вы откройте мне секрет (ответы детей).
Мы весну спасли от стужи
И зиме помашем дружно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....
конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения»
Цели занятия: - Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельностиКоррекционно-образовательные цели:Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнат...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...