рабочая программа 1 класс русский язык
рабочая программа на тему

Цвеловская Анна Сергеевна

Рабочая программа

по курсу «Русский язык» начального общего образования

1 класс VIII вид

на 2015-2016 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»

Катав-Ивановского муниципального района

«Согласовано»

зам. директора по УВР

_________/ Федюкова О.А./          

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ»Коррекционная школа интернат г. Катав-Ивановска»

____________ Панасюк И.И.

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА

Цвеловской Анны Сергеевны

учителя начальных классов   I квалификационной  категории

(Ф.И.О., должность, категория)

по курсу «Русский язык» начального общего образования

1 класс VIII вид

на 2015-2016 учебный год

(предмет, класс, год )

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        20 __г.

Структура программы  

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Общая характеристика учебного предмета
  4. Описание места учебного предмета в учебном плане
  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  6. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
  7. Содержание учебного предмета
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Описание материально-технического обеспечения
  10. Приложение к программе

                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО на 2015-2020 учебный год для начальных классов VIII вида.

Программа по русскому языку  составлена  с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Программа  построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Задачи обучения русскому языку умственно отсталых школьников:
      *научить учеников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
     *выработать элементарные навыки грамотного письма;
      *повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
      *научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
      *формировать нравственные качества.

Основные направления коррекционной работы:

*развитие слухового восприятия и речевого слуха;

*развитие зрительного и пространственного восприятия;

*развитие пространственной ориентировки;

*развитие координации движений кисти руки и пальцев.

*коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

*развитие устной речи и обогащение словаря;

*коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Педагогическая характеристика класса

В первом классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. Одни поступают в первый класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят из массового детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьи поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают неподготовленными к обучению.

Дети с интеллектуальным недоразвитием имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками письма связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа, и синтеза. Первоклассники с трудом дифференцируют акустические сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т.к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графическому образу буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у детей с интеллектуальным недоразвитием, проявляющаяся особенно в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании письма. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии у первоклассников.

В специальной (коррекционной) школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, из-за чего в течении длительного времени они не усваивают конфигурацию букв или зеркально передают на письме изображения графем; со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Все это создает дополнительные трудности в усвоении таким первоклассникам навыков письма.

       Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник автора Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

*различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый);

*конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.);

*развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.);

*рисование мелом на доске и карандашом в тетради прямых линий в различном направлении;

*написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях;

*написание строчных и прописных букв;

*списывание с букваря и классной доски букв, слов, предложений.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов.

Эффективность обучения детей с умственной отсталостью зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку детей с умственной отсталостью предусматриваются:

*максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

*уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

*развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
*воспитание интереса к родному языку;

*формирование навыков учебной работы;

*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
      Обучение русскому языку с умственными отсталыми обучающимися следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:

-преподносить новый материал предельно развернуто;

-отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

-систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

-уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

-предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

-уделять должное внимание формированию культуры общения;

-находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

-составление домашнего задания в сторону малого объёма;

-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

-систематическая работа над развитием психических процессов;

-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности обучающегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.

Специфика программы для 1 класса

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма и развития речи значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева на право, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху, овал, полуовал.

К концу букварного периода обучающиеся должны владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составлении слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «Коррекционная  школа - интернат г. Катав-Ивановска" на 2015-2016 уч.г.  учебный предмет «Русский язык» входит в состав образовательной области  «Язык и речевая практика».

На изучение русского языка в в 1 классе отведено 99 ч (3ч в неделю, 33 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

*бережное, гуманное отношение ко всему живому;

*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;  

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

*формирование элементарных представлений о красоте;

*формирование умения видеть красоту природы и человека;

*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3.  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, воспитанника  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  5.  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения рабочей программы  включают освоенные обучающимися, воспитанниками знания и умения, специфичные для  образовательной области «Русский язык», готовность к их применению.

 

Освоение данной программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися  двух видов личностных и предметных  результатов: минимальный и достаточный.

Личностные результаты

минимальный

достаточный

принимать образа «ученика»;

принимать образа «хорошего ученика»

научить нести ответственность за свои поступки

уметь самостоятельно отвечать за свои поступки

выполнять правила личной гигиены

 самостоятельно выполнять правила личной гигиены

уметь  адаптироваться в окружающем мире

уметь самостоятельно адаптироваться  в окружающем мире

развить способность обучающихся к саморазвитию

                    Предметные результаты

минимальный

достаточный

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,  восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

самостоятельно анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и  безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме

списывать текст целыми словами после предварительного разбора;

списывать текст целыми словами;

Содержание учебного предмета

      Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
      
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
      Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями
слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
      На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
      К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки
а, у, мв начале слов, владеть графическими навыками.
      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
      
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (
ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
      При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

1 класс

( 3 ч. в неделю)

Обучение грамоте

 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
      2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
      4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
      Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
      5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
      Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (
у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
      Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
      7. Специальная подготовка к обучению письму.
      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
      
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
      Образование из усвоенных звуков и букв слов (
ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
о, м, с.
      
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (
ма-ма, мы-ла).
      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (
сом).
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
ш, л, а, х, н, р.
      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
      
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (
па, ли, лук, вил).
      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (
пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
      Чтение предложений из двух-трех слов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
      
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (
тра, кни, пле).
      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
      Использование предлогов
в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
      Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Тематическое планирование

Тема

Кол. часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Добукварный период

11ч.

Слушание объяснений учителя.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом

Слушание и анализ  объяснений обучающихся

Овладение организационными учебными умениями

Выполнение простых поручений по словесному заданию, внятное выражение своих просьб и желаний.

Составление предложений по опоре.

Деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха.

Выполнение специальных упражнений по подготовке к обучению письму.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Работа с раздаточным материалом.

Мотивация работы.

Выполнение специальных коррекционных упражнений и заданий.

2.

Букварный период

83 ч.

Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой.

Практическое знакомство с алфавитом.

Овладение орфографическими умениями в соответствии с  программой.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Выделение в тексте основных положений,

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)

Составление предложений

Деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха.

3.

Повторение

5 ч.

Самостоятельная работа с учебником.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять).

Составление предложений.

Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос

Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол. часов

Дата

Элементы содержания

Характеристика

деятельности обучающихся

Информац. обеспечение

1 четверть – 27 ч.

Добуквенный период – 11 ч.

1.

Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1

3.09

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Называть овощи, распознавать геометрических фигур.

Обводить  фигуры, рисунки.

Трафареты

2.

Обводка, штриховка,

закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника.

1                                                                                                                                                                                                                                        

4.09

Трафареты

3.

Рисование предметов геометрической формы.

1

7.09

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием.

Находить различия в написании геометрических фигур.

Геометричес

кий материал

4.

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1

10.09

Обводить кольца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недостающие линии, изображения предметов.

5.

Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам

( по образцу).

1

11.09

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

Повторить геометрические фигуры.

Ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам.

Владеть орнаментальным рисованием в тетради.

Геометричес

кий материал

6.

Составление и обведение клеток  орнамента (самостоятельно),

раскрашивание.

1

14.09

7.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

17.09

Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв.

Правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе.

8.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1

18.09

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и закруглений.

писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно.

9.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1

21.09

10.

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

24.09

Переключение  линий с одного направления на другое.

писать основные элементы букв.

11.

Письмо изученных графических элементов букв.

1

25.09

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

Знать все знакомые элементы букв.

обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Буквенный период – 83 ч

12.

Написание строчной буквы а.

1

28.09

Усвоение рукописного начертания буквы а.

Правильно  писать букву а,

Алфавит

ЦОР

13.

Написание строчной буквы у.

Письмо слогов: ау, уа.

1

1.10

Написание буквы у; слогов; определение в них букв и их соединений.

Правильно писать букву у, безотрывно писать слоги.

Алфавит

ЦОР

14.

Написание строчной буквы м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1

2.10

Усвоение рукописного начертания буквы м.

выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно.

Алфавит

ЦОР

15.

Написание заглавной буквы буква М.

1

5.10

Усвоение рукописного начертания буквы М.

выполнять графический анализ заглавной буквы.

Алфавит

ЦОР

16.

Написание заглавной буквы А.

1

8.10

Написание буквы А, слогов с ней.

Правильно писать букву, слоги с ней.

Алфавит

ЦОР

17.

Написание заглавной буквы У.слоги: му, ум, слово ма-ма.

1

9.10

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Правильно соединять, прописывать буквы, слово.

Алфавит

ЦОР

18.

Написание заглавной и строчной буквы о, О.

1

12.10

Правильно писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение).

Алфавит

ЦОР

19.

Письмо слов с изученными буквами.

1

15.10

Рукописное написание букв.

Правильно соединять, записывать буквы.

Алфавит

ЦОР

20.

Написание заглавной и строчной буквы с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус.

1

16.10

Усвоение рукописного начертания буквы с, С и слогов с ней.

Правильно писать буквы с, С, слоги с этой буквой

Алфавит

ЦОР

21.

Запись предложений: Ма-ма са-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

1

19.10

Знакомство с предложением. Зна-ки препинания в предложении.

Знать признаки и правила записи предложений. Правильно писать заглавные и строчные буквы.

Алфавит

ЦОР

22.

Написание заглавной и строчной буквы х, Х. Слоги: ох, ах,  слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1

22.10

Употребление прописной и заглавной буквы. Выполнять звуко-буквенный анализ.

Правильно писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

23.

Упражнение в письме  слогов и слов с изученными буквами.

Упражнение в письме  слогов и слов с изученными буквами.

1

23.10

Усвоение рукописного начертания изученных строчных и прописных букв, соединение их в слоги, слова.

Правильно писать строчные и прописные буквы, слоги, слова  самостоятельно, под диктовку.

Алфавит

ЦОР

24

1

25.

Написание заглавной и строчной буквы ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1

26.10

Усвоение рукописного начер-тания букв ш, Ш.

Правильно писать строчную и заглавную букву ш, Ш.

Алфавит

ЦОР

26.

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

1

29.10

Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Знать признаки предложения.

списывать предложения.

Алфавит

ЦОР

27.

Письмо строчной буквы л и слогов с ней.

1

30.10

Усвоение рукописного начертания буквы л.

Правильно писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

2 четверть – 21 ч.

1.

Написание заглавной буквы Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.

1

9.11

Отработка навыков списывания с рукописного текста. Употребление заг-лавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Правильно писать строчную и заглавную букву лЛ,

Записывать предложения

Алфавит

ЦОР

2.

Письмо строчной буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

12.11

Усвоение рукописного начертания буквы ы.

Правильно писать букву ы, слоги и слова с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

3.

Письмо строчной буквы н. написание слогов и слов с этой буквой.

1

13.11

Усвоение написания строчной буквы н.

Правильно писать букву н, слова и слоги с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

4.

Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша.

1

16.11

Усвоение написания заглавной буквы Н, слогов и слов с этой буквой.

Знать   правила написания предложения.

Правильно писать букву Н.

Алфавит

ЦОР

5.

Письмо под диктовку  изученных букв и слогов.

1

19.11

Закрепление рукописного начертания изученных букв.

Правильно писать буквы, слоги под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа.

Алфавит

ЦОР

6.

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

1

20.11

Усвоение написания буквы р.

Правильно писать букву р, слоги и слов с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

7.

Письмо заглавной буквы Р. Письмо слов и предложений.

1

23.11

Усвоение написания заглавной буквы Р.

Правильно писать заглавную букву Р. Знать правило написания предложений.

Алфавит

ЦОР

8.

Проверочная работа.

1

26.11

Выполнение пров. работы.

Работать самостоятельно

Алфавит

9.

Списывание с печатного текста.

1

27.11

Отработка навыков списывания с печатного образца.

сравнивать печатную букву с письменной; соединять буквы между собой; анализировать.

Алфавит

ЦОР

10

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

1

30.11

Усвоение рукописного начертания буквы к, К. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений.

писать строчную и заглавную букву к, К.

Употреблять пробелы между словами.

Алфавит

ЦОР

11.

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1

3.12

Сходство печатной и письменной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы п.

Правильно писать букву п, слоги и слова с этой буквой.

Алфавит

ЦОР

12.

Письмо заглавной буквы П.Письмо слогов и предложений с этой буквой.

1

4.12

Отработка навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах.

Правильно писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения.

Алфавит

ЦОР

13.

Упражнения в письме.

1

7.12

Отработка навыка безошибочного списывания текста.

самостоятельно списывать с печатного образца.

Алфавит

ЦОР

14.

Письмо строчной буквы  т, слогов и слов с этой буквой.

1

10.12

Усвоение руписного начертания строчной буквы т.

Правильно  писать букву т, анализировать и записывать слова.

Алфавит

ЦОР

15.

Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой.

1

11.12

Отработка навыков списывания с печатного образца.

составлять слова, писать с проговариванием.

16.

Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Упражнение в письме.

1

14.12

Отработка навыка употребления прописной буквы.

Правильно писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях;

Алфавит

ЦОР

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильной начертания букв, соединения.    

Алфавит

ЦОР

17.

Письмо предложений.

1

17.12

Усвоение написания строчных и заглавных букв, слов, предложений.

18.

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

1

18.12

сравнивать печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие.

Алфавит

ЦОР

19.

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

21.12

Списывание с печатного текста. Употребление про-бела между словами.

писать заглавные и строчные буквы, записывать заголовок.

Алфавит

ЦОР

20.

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

24.12

Совершенствование навыка употребления строчной буквы в.

Правильно писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой.

Алфавит

ЦОР

21.

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

1

25.12

Усвоение написания заглавной буквы В.

Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы.

самостоятельно списывать с печатного образца.

Алфавит

ЦОР

3 четверть – 27 ч.

1.

Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.

1

11.01

Усвоение  написания буквы ж, Ж.

Правильно писать буквы по точкам и образцу. 

Алфавит

ЦОР

2-3

Упражнение в письме.

2

14.01

15.01

Обучение выборочному списыванию.

отличать предложение от текста.

Алфавит

ЦОР

4.

 Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

18.01

Усвоение написания буквы б.

правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

5.

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

21.01

Усвоение написания

Буквы Б.

Списывание текста с печатного образца с проговариванием.

Знать признаки текста.

Уметь писать букву Б.

Алфавит

ЦОР

6.

Письмо предложений под диктовку.

1

22.01

Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием.

Знать все изученные буквы.

Правильно  писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами.

Алфавит

ЦОР

7-8

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

2

25.01

28.01

Усвоение написания буквы г.

правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

Алфавит

ЦОР

9-10

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

2

29.01

1.02

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах.

списывать с печатного образца.

Знать признаки текста.

Алфавит

ЦОР

11

Письмо слов под диктовку.

1

4.02

Словарная работа.

писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ.

Знать написание изученных букв, списывать безошибочно.

Алфавит

ЦОР

12

Контрольное списывание. Работа с текстом.

1

5.02

Отработка навыка безошибочного списывания.

Алфавит

ЦОР

13.

Работа над ошибками.

1

8.02

Исправление ошибок.

 находить и исправлять ошибки.

Алфавит ЦОР

14

15

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

2

11.02

12.02

Развитие умения употреблять строчн. букву.

писать, сравнивать, анализировать строчную букву д.

Алфавит

ЦОР

16

17

Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

2

22.02

25.02

Различение согласных звонких и глухих.

Отличие письменной речи от устной.

составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения.

Алфавит

ЦОР

18.

Упражнение в письме.

1

26.02

характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.

Алфавит

ЦОР

19

20

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

2

29.02

3.03

Усвоение написания буквы й, Й.

писать букву, правильно произносить её.

Алфавит

ЦОР

21.

Упражнение в письме. Работа с текстом.

1

4.03

Различение предложения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста.

записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена.

Алфавит

ЦОР

2223

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

2

7.03

10.03

24.

Письмо буквы ь.

1

11.03

Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Правильно списывать слова с печатного текста.

Алфавит

ЦОР

25.

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и запись их в тетрадь.

1

14.03

Употребление печатных и письменных букв.

Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца.

Алфавит

ЦОР

26

27

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. 

2

17.03

18.03

Усвоение написания буквы е, Е. Выполнять звуко-буквенный анализ.

правильно соединять буквы.

Алфавит

ЦОР

4 четверть – 24 ч.

1

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1

28.03

Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с  е, Е.

Правильно выполнять звуко-буквенный анализ.

Алфавит

ЦОР

2.

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

1

31.03

Отработка навыков списывания с печатного текста.

списывать текст с комментированием.

Алфавит

ЦОР

3.

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

1

1.04

Усвоение написания буквы я, Я.

Умение обозначать мягкость согласных на письме.

правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Алфавит

ЦОР

4-5

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

2

4.04

7.04

Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами.

Правильно писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами.Составлять  слова из слогов;  списывать с печатного текста.

Алфавит

ЦОР

6.

Диктант.

1

8.04

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

писать под диктовку, читать написанное с проговариванием.

Алфавит

ЦОР

7.

Работа над ошибками.

1

11.04

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

составлять предложения, подчеркивать опасные места.

Алфавит

ЦОР

8.

Письмо строчной и заглавной  буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

1

14.04

Усвоение написания буквы.

Звуко-буквенный анализ.

писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами

Алфавит

ЦОР

9

Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1

15.04

Правописание буквосочетаний ча, чу.

Различение слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? Правописание чк, чн.

писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн..

Алфавит

ЦОР

10

11

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

2

18.04

21.04

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препиния в предложении.

Алфавит

ЦОР

12

13

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

2

22.04

25.04

Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением.

Алфавит

ЦОР

14

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1

28.04

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Алфавит

ЦОР

15.

Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

1

29.04

Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие.

находить пары

[ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками

Алфавит

ЦОР

16

17

Повторение изученного материала.

2

5.05

6.05

Запись текста с печатного образца.

составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание.

Алфавит

ЦОР

18

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1

12.05

Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой.

Гласные звуки и буквы, их характеристика.

Правильно писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх).

Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы.

Алфавит

ЦОР

19.

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

1

13.05

Употребление разделительных  ь, ъ.

Наблюдение за ролью ъ, его работой.

Правильно выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ.

Повторение – 5 ч.

20

21

Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор».

2

16.05

19.05

Отработка навыков списывания с печатного образца.

Правильно писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы.

Алфавит

ЦОР

22.

Повторение изученного материала.

Контрольная работа за год

1

20.05

Чтение и понимание учебного текста. Запись букв, слов, предложений с печатного образца.

работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов.

Алфавит

ЦОР

23

Работа над ошибками.

1

23.05

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

составлять предложения, подчеркивать опасные места.

Алфавит

ЦОР

24.

Алфавит.

1

Знакомство с русским алфавитом.

составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание.

Алфавит

ЦОР

Описание материально-технического  обеспечения

 Демонстрационные таблицы

 Детская справочная литература.

Методические пособия для учителя.

  1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах  вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  3. С. В. Лесина Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма. Москва, АРКТИ, 2005.
  4. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты/ авт.-сост. О.М. Ельцова. .- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий /авт.-сост.Т.Н.Гордеюк.- Волгоград: Учитель, 2009.
  6.  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный  класс.  1 – 4 классы», под редакцией  В.В. Воронковой – М.: Просвещение,  2014.
  7. Формирование связной речи для детей  4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал/ авт.-сост.Л.Н.Сластья.- Волгоград: Учитель, 2010

Учебники и пособия для учащихся:

  1. Аксёнова А.К. Букварь  1 класс: учебн. Для спец.(корекц.) образоват. учреждений VIII. М.: Просвещение, 2013
  2. Справочник для младших школьников: русский язык, чтение, математика,  природоведение, риторика.- Екатеринбург: АРД ЛТД,2010.
  3. Д.Н. Ушаков С.Е. Крючков Орфографический словарь М.: Просвещение, 2002

Технические средства обучения 

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

Оборудование класса

Ученические столы одноместные  с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U

 

Приложение к программе

Контрольные работы

1.Спиши текст.

В лесу.

Зимой тихо в лесу. Вот дуб. А это старый пень. Он весь в снегу. Подул ветер. Упал снежный ком.

2. Сосчитай сколько букв и звуков в словах:

Осень (___б., ____зв.), яма (___б., ____зв.), ива (___б., ___зв.),

улитка (___б., ___зв.).

3.Обведи  буквы обозначающие гласные звуки , которые обозначают  мягкость предшествующего согласного зеленым цветом, твердость синим.

А    И    О    Е    Ё   Ы    Э     Ю    Я    У

4.Обведи буквы, обозначающие только твердый согласный звук:

Л      Ш     М     Р     Ж    К     Ц

5.Обведи буквы, обозначающие только мягкий согласный звук:

Ч     Б     С      Д     Щ     В      Й

6.Поставь ударение в словах:

Сетка,  воробей,   дятел,  зайка, санки.

7.Сделай схему слова:   зима      

Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

I-IV классы

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в неделю

всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

1. Язык и

речевая

практика

1.1.Русский язык 1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

3

3

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

12

15

8

2. Математика

2.1.Математика

3

4

4

4

15

3.Естествознание

3.1.Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

  1. Музыка

4.2.Изобразительное искусство

2

1

1

1

1

1

1

1

5

4

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технологии

6.1. Ручной труд

2

1

1

1

5

Итого

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

3

3

3

9

Язык и

речевая

практика

Русский язык

-

1

1

1

3

Обязательные занятия по выбору

Живая природа родного края

-

1

1

1

3

Обязательные занятия по выбору

ОБЖ

-

1

1

1

3

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

Ритмика

1

1

1

1

4

Психомоторика

2

2

2

2

8

Логопедические занятия

3

3

3

3

12

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

Всего к финансированию

31

33

33

33

130


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...