Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста
рабочая программа по теме
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделением социальной реабилитации ЦСРИиДИ.
Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:
- состояние здоровья (биологический фактор развития),
- благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,
- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.; «Кроха»; «Детство»; «Истоки», «Радуга». Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.
К общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях:
- деятельностный,
- онтогенетический,
- единства диагностики, коррекции и развития,
- общие дидактические принципы.
А также с учётом следующих категорий:
- характера ведущей деятельности,
- структуры и степени выраженности нарушения,
- ведущих мотивов и потребностей ребенка в определённые возрастные периоды.
Построение общеразвивающей программы дополнительного образования в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социальную адаптацию ребёнка.
В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями в рамках социально-реабилитационного отделения лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:
- блок 1. Развитие мелкой моторики
- блок 2. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.
- блок 3. Развитие познавательных процессов
В содержании представлен комплекс коррекционных методов, приемов работы с детьми имеющих умеренную и лёгкую степень нарушения интеллектуального развития старшего дошкольного возраста.
Цель программы: создание адекватных условий для развития у ребенка познавательной активности посредством формирования осознанной целенаправленной предметно-практической деятельности, конструктивного праксиса, мелкой моторики, использования игровых приёмов и активной коммуникации, для дальнейшего продуктивного обучения в ОУ.
Задачи:
Образовательные:
{C}- {C}Дать знания о цифрах в пределах 10;
{C}- {C}Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
{C}- {C}Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
{C}- {C}Дать знания об основных предметах окружающей действительности
Обучающие:
{C}- {C}Уметь считать в пределах 10;
{C}- {C}Уметь графически изображать элементы букв и цифр;
{C}- {C}Уметь составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
{C}- {C}Уметь составлять загадки по опорным словам;
{C}- {C}Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;
{C}- {C}Уметь составлять и решать элементарные арифметические задачи;
{C}- {C}Уметь конструировать из основных геометрических фигур.
{C}- {C}Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
{C}- {C}Уметь узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
{C}- {C}Уметь совершать простейшие исследовательские действия;
{C}- {C}Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
{C}- {C}Уметь находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
{C}- {C}Уметь внимательно слушать и понимать задание;
{C}- {C}Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
{C}- {C}Уметь пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
{C}- {C}Уметь элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
{C}- {C}Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
{C}- {C}Уметь доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
{C}- {C}Развивать внимание, память, мыслительные операции;
{C}- {C}Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
{C}- {C}Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
{C}- {C}Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
{C}- {C}Развивать основные коммуникативных функции;
{C}- {C}Развивать зрительно-двигательную координацию;
{C}- {C}Развивать пространственные и временные представления;
{C}- {C}Развивать когнитивную сферу
Воспитательные:
{C}- {C}Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;
{C}- {C}Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
{C}- {C}Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
{C}- {C}Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
{C}- {C}Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Адресат
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих лёгкую и умеренную степень интеллектуальной недостаточности.
Сроки реализации программы:
Продолжительность освоения программы – 1 год (20 часов) согласно ИПСУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ыяСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Согласовано Педагогическим советом СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол №_______от__________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» ___________________Г.Н.Кукулиди «_____»________________20______г. |
Рабочая программа
К общеразвивающей программе
дополнительного образования
для детей-инвалидов
«Рука в руке».
Возраст обучающихся 5-7 лет
Начало обучения – октябрь 2015 года
Составитель:
учитель - дефектолог
Сальникова Н.А.
Санкт-Петербург
2015 год
Оглавление
- Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3
- Формы и режим занятий …..……………………………………………………………………..5
- Ожидаемые результаты …………………………………………………...6
- Диагностическая карта……………………………………………………...7
- План работы с родителями………………………………………………………………………8
- Учебно-тематический план………………………………………………………………………10
- Тематическое планирование……………………………………………………………………11
- Список литературы…………………………………………………………………………………..20
Пояснительная записка
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых отделением социальной реабилитации ЦСРИиДИ. Рабочая программа проводится в соответствии с ИПСУ, включает 20 занятий в год.
Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:
- состояние здоровья (биологический фактор развития),
- благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,
- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.; «Кроха»; «Детство»; «Истоки», «Радуга». Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.
К общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке» построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях:
- деятельностный,
- онтогенетический,
- единства диагностики, коррекции и развития,
- общие дидактические принципы.
А также с учётом следующих категорий:
- характера ведущей деятельности,
- структуры и степени выраженности нарушения,
- ведущих мотивов и потребностей ребенка в определённые возрастные периоды.
Построение общеразвивающей программы дополнительного образования в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социальную адаптацию ребёнка.
В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями в рамках социально-реабилитационного отделения лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:
- блок 1. Развитие мелкой моторики
- блок 2. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.
- блок 3. Развитие познавательных процессов
В содержании представлен комплекс коррекционных методов, приемов работы с детьми имеющих умеренную и лёгкую степень нарушения интеллектуального развития старшего дошкольного возраста.
Цель программы: создание адекватных условий для развития у ребенка познавательной активности посредством формирования осознанной целенаправленной предметно-практической деятельности, конструктивного праксиса, мелкой моторики, использования игровых приёмов и активной коммуникации, для дальнейшего продуктивного обучения в ОУ.
Задачи:
Образовательные:
- Дать знания о цифрах в пределах 3;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности.
Обучающие:
- Уметь считать в пределах 3;
- Уметь графически изображать элементы цифр;
- Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Уметь конструировать из основных геометрических фигур.
- Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Уметь узнавать основные геометрические фигуры
- Уметь совершать простейшие исследовательские действия;
- Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Уметь находить геометрические фигуры среди других предметов;
- Уметь внимательно слушать и понимать задание;
- Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Уметь доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные представления;
- Развивать когнитивную сферу
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Адресат
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих выраженную степень интеллектуальной недостаточности.
Сроки реализации программы:
Продолжительность освоения программы – 1 год (20 часов) согласно ИПСУ.
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1-2 раза в неделю.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная;
- включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
- подгрупповая форма.
- комплексное занятие: дефектолог и специалист (афк, педагог-психолог, логопед)
Общее количество занятий за год -20. Частота проведения 2 раза в неделю. Численность детей на занятии от 1 до 3 человек в зависимости от тяжести нарушения. Занятия проводятся на базе социально-реабилитационного отделения ЦСРИиДИ Калининского района СПб.
Продолжительность активной части занятия с учетом возрастных норм:
5-6 лет – 20-25 мин.
6-7 лет – 25-30 мин.
Помимо возрастных норм на продолжительность активной части занятия также влияет и тяжесть нарушения.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы ребёнок:
- Получит знания о цифрах в пределах 3;
- Получит представление о простейших геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Получит знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
- Получит знания об основных предметах окружающей действительности
- Научится считать в пределах 3;
- Научится графически изображать элементы цифр в пределах 3;
- Научится дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Научится конструировать из основных геометрических фигур.
- Научится применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Научится узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Научится совершать простейшие исследовательские действия;
- Научится соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Научится находить геометрические фигуры, цифры среди других предметов;
- Научится внимательно слушать и понимать задание;
- Научится грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Научится элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Научится последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Научится доводить начатое до логического конца.
- Усовершенствует внимание, память, мыслительные операции;
- Усовершенствует мелкую моторику и зрительно-двигательную координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
- Усовершенствует основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Усовершенствует элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Усовершенствует основные коммуникативных функции;
- Усовершенствует зрительно-двигательную координацию;
- Усовершенствует пространственные и временные представления;
- Усовершенствует когнитивную сферу
- Воспитает активную позицию в собственной познавательной деятельности;
- Воспитает навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитает основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитает бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитает умение доводить начатое до логического завершения.
- адаптируется к дальнейшему посещению ОУ.
Подведение итогов реализации программы:
- Срезовая диагностика (итоги прохождения половины курса реабилитации 10 занятий), беседа с родителями
- Итоговая диагностика (подведения итогов освоения материала всего курса реабилитации).
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста
Протокол обследования
Ф.И. ребёнка_______________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
№ п.п. | Исследуемая функция | дата / Показатели | |||||||||||
1 | Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении: | ||||||||||||
1.1 | Имя | ||||||||||||
1.2 | Город | ||||||||||||
1.3 | И.О. родителей | ||||||||||||
1.4 | профессии | ||||||||||||
1.5 | Праздники | ||||||||||||
2. | Соблюдение норм и правил поведения | ||||||||||||
3. | Особенности мелкой моторики | ||||||||||||
4. | Особенности общей моторики | ||||||||||||
5. | Особенности восприятия: | ||||||||||||
5.1 | цвет | ||||||||||||
5.2 | Форма | ||||||||||||
5.3 | Величина (длина, высота | ||||||||||||
6. | Мышление : | ||||||||||||
6.1 | Что к чему подходит | ||||||||||||
6.2 | Продолжи ряд | ||||||||||||
6.3 | Кубики (6-9 частей) | ||||||||||||
6.4 | «4 лишний» | ||||||||||||
6.5 | Причинно-следственные связи по серии картинок | ||||||||||||
7. | Особенности речи: | ||||||||||||
7.1 | Понимание небольшого рассказа | ||||||||||||
7.2 | Составление рассказа по серии картинок | ||||||||||||
8. | Математические представления: | ||||||||||||
8.1 | Счёт предметов | ||||||||||||
8.2 | Соотнесение «предметы – пальцы» | ||||||||||||
8.3 | Знание образа цифр до 10 | ||||||||||||
8.4 | Обратный счёт (с 6 лет) | ||||||||||||
8.5 | Счётные операции (с 6 лет) | ||||||||||||
9. | Временные представления: | ||||||||||||
9.1 | Части суток | ||||||||||||
9.2 | Дни недели | ||||||||||||
9.3 | Времена года | ||||||||||||
10. | Пространственные представления | ||||||||||||
11. | Конструирование: | ||||||||||||
11.1 | По подражанию | ||||||||||||
11.2 | По образцу | ||||||||||||
12. | Игровая деятельность |
Заключение
- Уровень сформированности знаний, умений, навыков:______________
________________________________________________________________
- Познавательная активность: _____________________________________
________________________________________________________________
- Наличие интереса к заданию: ____________________________________
- Характер деятельности: _________________________________________
- Способы деятельности: _________________________________________
- Вид помощи: __________________________________________________
Рекомендации для родителей_________________________________________
__________________________________________________________________
1 курс
Заключение________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
2 курс
Заключение________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата «_____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
3 курс
Заключение________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата «____»______________
Дефектолог\________________________\______________________
Оценка результатов обследования:
1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;
4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;
8-10 баллов – функция сформирована
Занятия открыты для посещения родителями. Родители могут пассивно и активно (в роли «ученика») участвовать в процессе занятия. Участвуя активно, родители получают опыт в практическом освоении адекватной коррекционной помощи ребёнку и возможности использования некоторых приёмов в домашних условиях.
План работы с родителями
№ | Формы работы | тематика |
1. | Знакомство. | Беседы: «Индивидуальные особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком со множественными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка со множественными нарушениями» |
2. | Привлечение родителей к совместной деятельности в процессе занятия | обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка. |
3. | Консультирование родителей | «Упражнения на развитие коммуникативных навыков», «Упражнения на развитие зрительно-двигательной координации», «Упражнения на развитие мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания», «Упражнения на развитие математических представлений», «Упражнения для развития графомоторных навыков», «Беседы дома по теме занятия» и др. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Игрушки | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Одежда | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Обувь | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Мебель | 2 | 1 | 1 |
5 | Посуда | 2 | 1 | 1 |
6 | Времена года | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Домашние птицы | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Домашние животные | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Дикие животные | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Семья | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Транспорт | 1 | 0,25 | 0,75 |
Итого | 20 | 6,25 | 13,75 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Задачи | Способы реализации |
Тема: Игрушки | ||
1 | обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мыслительных операций. ФЭМП, развитие конструктивного праксиса, развитие зрительно-двигательной координации | Словоизменение: д/игра «Один - много» (кукла -куклы, машинка – машинки,…); обогащение словаря прилагательными «Кукла, она какая?»; Порядковый счёт до 2, счет от заданного числа в пределах 2, пересчет предметов с называнием итогового числа, соотнесение количества с цифровым изображением, составление картинки из 2 частей, кубиков (рука в руке).. |
2 | Развитие моторики: Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. | д/игра «Парные картинки» (2 пары) загадки по теме «Игрушки» с использованием наглядности. игра «Узнай по голосу»: |
Тема: Одежда | ||
3 | обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мыслительных операций. ФЭМП, конструирование: - Закрепление порядкового счета до 3 с использованием наглядности -Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. | Закрепляем временные представления (картинки), выделяем характерные признаки времён года (одежда, которую мы одеваем) Д.и. «Одень Машу» (понятия верхняя одежда). «Собери урожай» (кладём цифру); счет от заданного числа в пределах 3; Определяем цифру 1,2,3 Обведение и закрашивание цифры 1. Строим лесенку от 1-3 (рука в руке). «Найди треугольник, квадрат, круг» (рамки – вкладыши) |
4. |
Развитие зрительного и слухового внимания. | «Одеваем куклу на прогулку» «Угадай что звучит?» (бубен, колокольчик). «Машинка» (озвучивание действий) |
Тема: Обувь | ||
5 | Формирование словоизменения, Обогащение пассивного словаря новыми существительными по теме занятия, ФЭМП, конструирование: Закрепление порядкового счёта до 3, Закрепление знания цифр от 0-3 | д/игра «Один – много» по теме одежда, обувь (покажи) д/игра «Одеваем мальчика куклу» Магнитные цифры, рамки – вкладыши Монтессори «Ботинки» Выкладывание цифры 1 из фасоли. Д/игра «Найди шарик» |
6 |
Развитие памяти, Развитие зрительного и слухового внимания | Пальчиковые игры (пальчиковые куклы сказка «Теремок») Рассматривание карточек по теме «Одежда, обувь» Д/игра «Парные картинки» (найди такой – же) |
Тема: Мебель | ||
7 | Пополнение словаря новыми существительными по теме «Мебель» Вызывать активное желание общаться. ФЭМП, конструирование: Формирование порядкового счёта в пределах 3 | Новые слова: кресло, диван (Найди такой – же) д/игра «Чудесный мешочек»(мягкий, твёрдый) Игра «Один-много» Рассматривание сюжетной картинки «Комната» (покажи стол, стул,…) счет от заданного числа в пределах 3 с опорой на наглядность (картинки с изображением мебели) Выкладывание цифр по порядку (1,2) |
8 | ФЭМП, конструирование: Формирование порядкового счёта в пределах 3 Формирование элементарных счётных операций Развитие мелкой моторики: Развитие познавательных процессов: Развитие памяти. Развитие зрительного и слухового внимания | разложи картинки с мебелью от самой большой до самой маленькой; Положи 2 стульчика, стола найди цифру 2, 3 Пальчиковая гимнастика с использованием пальчиковых кукол; Собирание разрезных картинок по теме «Мебель» (2 части рука в руке); Мозаика «Кресло» (чередование 2-х цветов рука в руке) |
Тема: Посуда | ||
9 | Пополнение словаря новыми существительными по теме «Посуда» ФЭМП, конструирование: Закрепить знание цифр от 1-3 | слова: чашка, чайник, Д.и. «Найди подружку» (чашка – ложка, чашка – блюдце) Д.и. «Ждём гостей» Д.и. «Раз, два – сосчитай» |
10 | ФЭМП, конструирование: Закрепить знание цифр от 1-3 Развитие мелкой моторики Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. | Квадраты Никитина и кубики «Цифры» Рассматривание картинки «Праздник» Пальчиковая гимнастика (Накрываем стол для гостей) Разрезные картинки по теме «Посуда» (из 2-х частей) Мозаика «Чашка» Элементы сервировки стола (Накрываем на стол) |
Тема: Времена года | ||
11 | Закрепить временные представления: последовательность времён года. ФЭМП, конструирование: Учить счёту в пределах 3 Обучение дифференциации геометрических фигур Учить ориентироваться на плоскости. | Составление картин «Осень», «Зима» (из 2-х частей) Рассматривание картины «Времена года» рассказ педагога о сезонных изменениях (ребёнок показывает пальцем на необходимую картинку). Счёт от заданного числа в пределах 3 с опорой на наглядность. Найди круг, квадрат. |
12 | ФЭМП, конструирование: Учить счёту в пределах 3 Обучение дифференциации простейших геометрических фигур Учить ориентироваться на плоскости. Развитие мелкой моторики Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. | Квадраты Никитина 1 «Числовая лесенка» (1-3) Пальчиковая гимнастика (лепим снеговика) Собери картинку (разрезные картинки по теме «Времена года» из 2-х частей) «Угадай, что звучит?» (бубен, колокольчик, молоточек) |
Тема: Домашние птицы | ||
13 | Расширение словарного запаса Обучение составлению рассказа по опорным иллюстрациям, схеме ФЭМП, конструирование: Учить счёту от заданного числа в пределах 5. Закрепить знание цифр от 0 до 5. Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат) Учить ориентироваться на плоскости | Рассматриваем домашних птиц: куры, петушок (клюв, лапки, крылышки, гребешок, глазки,…) Д.игра «Кто как говорит» (звукоподражание) Д.и. «Раз-два – сосчитай» (Найди птичек, соотнесение с цифрой рука в руке) |
14 | ФЭМП, конструирование: Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат) Учить ориентироваться на плоскости Развитие мелкой моторики Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. Формирование обобщающих понятий | «Строим курятник» (аппликация) из геометрических фигур. Пальчиковая гимнастика (кормим птичек) Собирание разрезных картинок («курочка с цыплятами») Раскладывание цветных камушков в 2 кучки (фасоль для птичек, косточки для собачки) Кубики Никитина «№2» Классификация фигур по цвету доски Сегена 2 цвета. Рамки Никитина «Дольки» |
Тема: Домашние животные | ||
15 | Развитие звукопроизношения Пополнение словарного запаса Обучение составлению рассказа по схеме. ФЭМП, конструирование: Упражнять в делении круга, на 2 части. Закреплять умение узнавать основные геометрические фигуры | «Расскажи, что видишь?» (звукоподражание) Игрушки: собака, корова, кошка, курочка,… Д. Игра «Позови малыша» Произношение первого слога в названии животного. |
16 | ФЭМП, конструирование: Упражнять в делении квадрата на 2 части. Закреплять умение узнавать на рисунке геометрические фигуры. Развитие мелкой моторики Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. | Рамка Никитина Разрезные картинки по теме «Домашние животные» из 2 частей Раскрашивание квадрата рука в руке. Выкладывание большой мозаики «Дорожка» (чередование 2-х цветов) |
Тема: Дикие животные | ||
17 | Пополнение словарного запаса. Развитие звукоподражания. | Рассматривание иллюстрации, изображающей диких животных наших лесов (звукоподражание, изображаем походку медведя, лисы, зайца). Загадки о диких животных (звукоподражание) «Найди животное» |
18 | ФЭМП, конструирование: Формирование счётных операций на сложение и вычитание в пределах 10 Развитие умения конструировать из счётных палочек Развитие мелкой моторики Развитие познавательных процессов: Развитие зрительного и слухового внимания. | счёт от заданного числа в пределах 3 (показывание цифр, попытки произнесения) Строим норку для лисички (конструктор) рука в руке. Складывает разрезные картинки по теме «Животные наших лесов» (2 части) Обводка квадрата. Раскрашивание диких животных рука в руке. |
Тема: Семья | ||
19 | Закрепить знания детей о животных. Учить называть всех членов семьи. Обучение составлению рассказа по схеме, фотографии. | Рассматривание картины «Семья» (коровник), показывание всех членов семьи мама – корова, папа – бык, дети – телята (звукоподражание, указывание). Д.игра «Кто есть в семье?» |
Тема: Транспорт | ||
20 | Изучение названий видов наземного транспорта Развитие мелкой моторики | Лото «Виды транспорта» Рассматривание картинок и показывание видов транспорта. Рассматривание и беседа по картине «Город» Д. игра «Железная дорога» (звукоподражание поезду, машине) «Найди парочку» |
Список литературы
1.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.Семенова К.А., Н. М. Махмудова Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.
3.Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева/ Просвещение 1985 г.
4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. В./
5. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Нищева)
6. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М., 1989.
7. Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми-олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности // Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. – Минск, 1982.
8. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.
9. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз, 2001.
10. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.
11. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
-Пресс, 1994.
12. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.
14. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социально бытовая адаптация детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в рамках обучения воспитанников Детского дома-интерната №24 для умственно-отсталыхдетей. Воспитатель Крюко...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...
Статья по теме: Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД и выраженной интеллектуальной недостаточностью
Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) старшего дошкольного ...
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...