Стимуляция обонятельной чувствительности
рабочая программа на тему

Коростылёва Елена Сергеевна

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа по обонятельной чувствительности 1 класса разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 29 час (исходя из 33 учебных недель в году).

     При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт  с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.

       Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

 

      Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

·         базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);

·         сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;

·         духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

 

Предполагаемые результаты освоения программы:

-Стимуляция  обонятельных ощущений;

-        развитие обонятельной чувствительности;

-        формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;

-        расширение спектра обонятельных ощущений;

-        обучение реагированию с помощью   пантомимические   средства  общения   (мимические   движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);

-        побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;

-        стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulyatsiya_obonyatelnoy_chuvstvitelnosti.docx161.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

      Рабочая программа по обонятельной чувствительности 1 класса разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 29 час (исходя из 33 учебных недель в году).

     При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт  с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.

       Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

      Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

  • базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
  • сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
  • духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

-Стимуляция  обонятельных ощущений;

  • развитие обонятельной чувствительности;
  • формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;
  • расширение спектра обонятельных ощущений;
  • обучение реагированию с помощью   пантомимические   средства  общения   (мимические   движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);
  • побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;
  • стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Годы обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрительно-слуховая стимуляция

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Тактильная стимуляция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Стимуляция обонятельной чувствительности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коммуникативная стимуляция

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимально допустимое количество часов  (в течение недели)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Стимуляция обонятельной чувствительности 29 часов

 (1 час в неделю)

Первое  полугодие

I четверть - _8___часов

Тема

Кол-во часов

Диагностика обонятельного восприятия

2

1

Стимуляция  обонятельных ощущений

1.1

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности

  • мешочка с семенами укропа, банки из под цикория,

корки от апельсина

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами

аниса и ромашки.

1

1.2

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии

1

1.3

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности

  • подушечки, набитой листьями шалфея, лепестками розы,    цветами фиалки, цветками лаванды, сдобренной одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина и лаванды.

1

1.4

Предъявление аромата на ватном шарике, пропитанном  расслабляющим, приятного запаха эфирным маслом.

Игровое упражнение  «Кто у нас хороший?»

1

1.5

Предъявление запахов и ароматов церковного елея (с крестообразным помазанием  лба, рук и ног ребенка) под духовную музыку в записи или напеванием педагогом молитв.

 Игра «Кто у нас хороший?»

2

Первое  полугодие

II четверть - 7 часов

1.6

  Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело при помощью массажных действий (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игра «Пальчик –мальчик…»

2

1.7

Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение церковного елея, мирра (во время звучания церковных песнопений и молитвкак в записи, так и голосом педагога).

 Игра «Кто у нас хороший?»

3

2. Расширение сенсорного опыта

2.1

Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов

Предъявление ароматов церковного ладана (во время напевания педагогом церковных  молитв или во время звучания в записи духовной церковной музыки).  Игровое упражнение  «Кто у нас хороший?»

2

Второе полугодие

III четверть –7 часов

2.2

Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов, связанные с приемом лекарственных средств:

  • (валериана, пустырник, пион или др.);

  Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку.

1

2.3

Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:

  • мыло
  • шампунь

Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей.

1

2.4

Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:

  • зубная паста
  • детский крем.

Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей.

1

3

Стимулирование предпочтительных эмоций

3.1

Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов

  • церковного елея, мирра во время звучания церковных песнопений и молитв (как в записи, так и голосом педагога).

Игра «Кто у нас хороший?»

3

3.2

Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов

  • живые цветы; веточки сосны, ели

Совместные игровые действия по привлечению внимания ребенка к запахам.

 Игра «Кто у нас хороший?»

Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови)

1

Второе полугодие

IV четверть -  7 часов

3.3

Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов

  • мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли,  анис.

Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку.

2

3.4

Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов

  • церковного елея, мирра, ладана (во время звучания церковных песнопений и молитвкак в записи, так и пения молитв педагогом).

Игра «Кто у нас хороший?»        

1

3.5

Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов

  • подушечки, набитой цветками лаванды, сдобренной одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.

Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови).

Игра «Кто у нас хороший?»

2

Диагностика обонятельного восприятия

2

Содержание программы

       Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию

личности обучающегося.

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73)с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможно широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты).Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

    Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

  • базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области );
  • сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
  • духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Учителю необходимо обязательно учитывать противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями или астматическим компонентом у ребенка.

При низкой сенсорной чувствительности у детей с глубокой умственной отсталостью рекомендуется применение ароматерапии и веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.

При высокой сенсорной чувствительности рекомендуется использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей.

Специальные упражнения по привлечению внимания ребенка к дифференциации запахов. Предлагать нюхать пахучие вещества и предметы, используемые в повседневной жизни, а также природного происхождения,  продукты питания (фрукты, овощи, мясо, рыба, молоко и пр.) Материалы для исследования запахов подбираются индивидуально, в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей и  возможностей ребенка.

Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений,  связанные с проведением гигиенических процедур: запахи мыла (хозяйственное, туалетное),  шампуня, пены, зубной пасты, ароматизированных салфеток, крема, лосьона т.д.

Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений,  связанные с приемом пищи: ароматы принимаемой пищи,  джема, варенья, ванили, меда, йогурта, чая, кофе, молока и др.

Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений,  связанные с приемом лекарственных средств: валериана, пустырник, пион и др.

Игры и упражнение на развитие обоняния с помощью эфирных масел: герани, жасмина, мирры, пальмарозы, сандала под релаксирующую музыку (нанесение капелек из флакона на кисть, шею за ушком (педагога и ребенка);  вдыхание аромата с ватных шариков, пропитанных различными эссенциями, духами, дезодорантами). Нанесение  масел, обладающие горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело с помощью массажных действий.

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса, ромашки, мандарина, ванилина.

Игры и упражнения с предметами одежды, пропитанными ароматом эфирных масел (шляпа, шарф, варежки, платок).

Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений с использованием растений:

  • живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
  • мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
  • подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы,  семенами укропа,  цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.

Направления работы:

  1. Стимуляция  обонятельных ощущений
  2.  Стимулировать развитие обонятельной чувствительности
  3. Формирование (побуждение к выражению) эмоциональных реакций на различные запахи
  4.  Расширять спектр обонятельных ощущений
  • Обследование сенсорной (обонятельной) сферы
  • Стимуляция положительных эмоций на различные  приятные запахи
  • Стимулирование обонятельной чувствительности через вдыхание ароматов эфирных масел и  растений
  • Активизация знакомых и незнакомых запахов
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговый мониторинг усвоения программы.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
  4. Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
  7. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
  8. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.: Союз художников, 2007
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
  10. Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
  11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
  12. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
  13. Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.

Предметно-развивающая среда для психолого-педагогической работы с учеником

Примерный перечень оборудования.

  • Живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
  • мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
  • подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы,  семенами укропа,  цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.;
  • Арома-лампа.
  • Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
  • Разнообразные музыкальные игрушки.
  • Икона,  церковный елей, св. вода.

Приложение

  1. Игры и игровые упражнения на стимуляцию обонятельной сферы учащегося
  1. Игра "Наша птичка".

Цель: Стимуляция  обонятельной чувствительности.

Можно проводить игровое упражнение, применяя аромабальзам или детский крем, с легким массажем головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший.

Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

1.2 Игра "Кто у нас хороший?"

Цель: Стимуляция обонятельной чувствительности с использованием аромабальзама  под релаксирующую музыку.

Ребенок лежит на спине. Поглаживая  голову, шею, руки ноги произносим стишок:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка    хороший!
Ванюшенька пригожий!

1.3. Игровое упражнений "Зеркало"

Цель: Стимулирование эмоционального восприятия

Вам понадобится детский крем и гребенка.

Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит

Чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:

Зеркало охнет:

- Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка!? …

1.4. Игровое упражнений "Пальчик – мальчик…"

Цель: Стимулирование эмоционального восприятия

Вам понадобится детский крем  или бальзам.  Перебирайте пальчики на руке ребенка, дотрагиваясь по очереди до каждого.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел, песни пел!  

2.  Развитие духовной сферы  личности

  1. Чтение, пение педагогом православных молитв, духовных песнопений
  • Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
  • Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской,

Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)

  • Помазание ребенка Св. елеем, окроплением Св. водой.
  1. Использование педагогом  на занятиях приемов  пассивной музыкотерапии на основе духовной и классической музыки (как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу  личности ребенка).

СD  и аудио записи: духовных произведений в исполнении церковных хоров; колокольных звонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность

Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе "Анализаторы. Органы чувств"....

конспект урока по теме: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Конспект урока по теме:" Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус." На этом уроке показаны приемы, которые помогают без использования ИКТ повысить интерес к предмету, активизировать познаватель...

Строение и функции обонятельного анализатора.

Методическая разработка урока....

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....