Стимуляция обонятельной чувствительности
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по обонятельной чувствительности 1 класса разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 29 час (исходя из 33 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.
Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
· базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
· сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
· духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
-Стимуляция обонятельных ощущений;
- развитие обонятельной чувствительности;
- формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;
- расширение спектра обонятельных ощущений;
- обучение реагированию с помощью пантомимические средства общения (мимические движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);
- побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;
- стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulyatsiya_obonyatelnoy_chuvstvitelnosti.docx | 161.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обонятельной чувствительности 1 класса разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 29 час (исходя из 33 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.
Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
- базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
- сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
- духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
-Стимуляция обонятельных ощущений;
- развитие обонятельной чувствительности;
- формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;
- расширение спектра обонятельных ощущений;
- обучение реагированию с помощью пантомимические средства общения (мимические движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);
- побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;
- стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Стимуляция обонятельной чувствительности 29 часов (1 час в неделю) | ||
Первое полугодие I четверть - _8___часов | ||
№ | Тема | Кол-во часов |
Диагностика обонятельного восприятия | 2 | |
1 | Стимуляция обонятельных ощущений | |
1.1 | Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
корки от апельсина Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса и ромашки. | 1 |
1.2 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии | 1 |
1.3 | Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина и лаванды. | 1 |
1.4 | Предъявление аромата на ватном шарике, пропитанном расслабляющим, приятного запаха эфирным маслом. Игровое упражнение «Кто у нас хороший?» | 1 |
1.5 | Предъявление запахов и ароматов церковного елея (с крестообразным помазанием лба, рук и ног ребенка) под духовную музыку в записи или напеванием педагогом молитв. Игра «Кто у нас хороший?» | 2 |
Первое полугодие II четверть - 7 часов | ||
1.6 | Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело при помощью массажных действий (растирание, поглаживание, похлопывание). Игра «Пальчик –мальчик…» | 2 |
1.7 | Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение церковного елея, мирра (во время звучания церковных песнопений и молитвкак в записи, так и голосом педагога). Игра «Кто у нас хороший?» | 3 |
2. Расширение сенсорного опыта | ||
2.1 | Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов Предъявление ароматов церковного ладана (во время напевания педагогом церковных молитв или во время звучания в записи духовной церковной музыки). Игровое упражнение «Кто у нас хороший?» | 2 |
Второе полугодие III четверть –7 часов | ||
2.2 | Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов, связанные с приемом лекарственных средств:
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку. | 1 |
2.3 | Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей. | 1 |
2.4 | Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей. | 1 |
3 | Стимулирование предпочтительных эмоций | |
3.1 | Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игра «Кто у нас хороший?» | 3 |
3.2 | Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Совместные игровые действия по привлечению внимания ребенка к запахам. Игра «Кто у нас хороший?» Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови) | 1 |
Второе полугодие IV четверть - 7 часов | ||
3.3 | Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку. | 2 |
3.4 | Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игра «Кто у нас хороший?» | 1 |
3.5 | Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови). Игра «Кто у нас хороший?» | 2 |
Диагностика обонятельного восприятия | 2 |
Содержание программы
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию
личности обучающегося.
Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73)с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможно широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты).Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
- базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области );
- сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
- духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Учителю необходимо обязательно учитывать противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями или астматическим компонентом у ребенка.
При низкой сенсорной чувствительности у детей с глубокой умственной отсталостью рекомендуется применение ароматерапии и веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.
При высокой сенсорной чувствительности рекомендуется использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей.
Специальные упражнения по привлечению внимания ребенка к дифференциации запахов. Предлагать нюхать пахучие вещества и предметы, используемые в повседневной жизни, а также природного происхождения, продукты питания (фрукты, овощи, мясо, рыба, молоко и пр.) Материалы для исследования запахов подбираются индивидуально, в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей ребенка.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с проведением гигиенических процедур: запахи мыла (хозяйственное, туалетное), шампуня, пены, зубной пасты, ароматизированных салфеток, крема, лосьона т.д.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приемом пищи: ароматы принимаемой пищи, джема, варенья, ванили, меда, йогурта, чая, кофе, молока и др.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приемом лекарственных средств: валериана, пустырник, пион и др.
Игры и упражнение на развитие обоняния с помощью эфирных масел: герани, жасмина, мирры, пальмарозы, сандала под релаксирующую музыку (нанесение капелек из флакона на кисть, шею за ушком (педагога и ребенка); вдыхание аромата с ватных шариков, пропитанных различными эссенциями, духами, дезодорантами). Нанесение масел, обладающие горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело с помощью массажных действий.
Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса, ромашки, мандарина, ванилина.
Игры и упражнения с предметами одежды, пропитанными ароматом эфирных масел (шляпа, шарф, варежки, платок).
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений с использованием растений:
- живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
- мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
- подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы, семенами укропа, цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.
Направления работы:
- Стимуляция обонятельных ощущений
- Стимулировать развитие обонятельной чувствительности
- Формирование (побуждение к выражению) эмоциональных реакций на различные запахи
- Расширять спектр обонятельных ощущений
- Обследование сенсорной (обонятельной) сферы
- Стимуляция положительных эмоций на различные приятные запахи
- Стимулирование обонятельной чувствительности через вдыхание ароматов эфирных масел и растений
- Активизация знакомых и незнакомых запахов
- Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).
- Итоговый мониторинг усвоения программы.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы
Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
- Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
- Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.: Союз художников, 2007
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
- Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
- Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.
Предметно-развивающая среда для психолого-педагогической работы с учеником
Примерный перечень оборудования.
- Живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
- мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
- подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы, семенами укропа, цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.;
- Арома-лампа.
- Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
- Разнообразные музыкальные игрушки.
- Икона, церковный елей, св. вода.
Приложение
- Игры и игровые упражнения на стимуляцию обонятельной сферы учащегося
- Игра "Наша птичка".
Цель: Стимуляция обонятельной чувствительности.
Можно проводить игровое упражнение, применяя аромабальзам или детский крем, с легким массажем головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший.
Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
1.2 Игра "Кто у нас хороший?"
Цель: Стимуляция обонятельной чувствительности с использованием аромабальзама под релаксирующую музыку.
Ребенок лежит на спине. Поглаживая голову, шею, руки ноги произносим стишок:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванюшенька пригожий!
1.3. Игровое упражнений "Зеркало"
Цель: Стимулирование эмоционального восприятия
Вам понадобится детский крем и гребенка.
Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:
Зеркало любит
Чистые лица,
Зеркало скажет:
- Надо умыться!
Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:
Зеркало охнет:
- Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка!? …
1.4. Игровое упражнений "Пальчик – мальчик…"
Цель: Стимулирование эмоционального восприятия
Вам понадобится детский крем или бальзам. Перебирайте пальчики на руке ребенка, дотрагиваясь по очереди до каждого.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел, песни пел!
2. Развитие духовной сферы личности
- Чтение, пение педагогом православных молитв, духовных песнопений
- Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
- Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской,
Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)
- Помазание ребенка Св. елеем, окроплением Св. водой.
- Использование педагогом на занятиях приемов пассивной музыкотерапии на основе духовной и классической музыки (как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу личности ребенка).
СD и аудио записи: духовных произведений в исполнении церковных хоров; колокольных звонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность
Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе "Анализаторы. Органы чувств"....
конспект урока по теме: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
Конспект урока по теме:" Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус." На этом уроке показаны приемы, которые помогают без использования ИКТ повысить интерес к предмету, активизировать познаватель...
Строение и функции обонятельного анализатора.
Методическая разработка урока....
Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".
Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР с элементами Монтессори «Тренировка всех модальностей памяти: зрительной, обонятельной, слуховой, тактильной».
laquo;Тренировка всех модальностей памяти: зрительной, обонятельной, слуховой, тактильной»...
Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы.
Презентация к уроку...