Методическая разработка "Коррекция фонематической дислексии"
методическая разработка ( класс) на тему

Борисова Елена Васильевна

 

Многие дети, которые начинают учиться читать, допускают ошибки, но по мере обучения они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, ошибки сохраняются продолжительное время и обусловлены они несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание к изучаемому материалу проще всего через игру, поскольку игра – это естественная деятельность для детей. Игра позволяет сформировать положительное отношение ребёнка к учебе, в данном случае к процессу чтения.

Для закрепления навыка чтения предлагаю использовать авторские игровые упражнения, которые помогут ребёнку преодолеть фонематические нарушения и сделать процесс обучения более увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_fonematicheskoy_disleksii.ppsx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция фонематической дислексии Подготовила учитель-логопед высшей категории Борисова Е.В. ГБОУ СОШ № 391 Красносельского района

Слайд 2

Дислексия у современных школьников встречается часто. Определяется как частичное растройство процесса овладения чтением. Эти специфические нарушения следует отличать от ошибок чтения, встречающихся на начальных этапах обучения чтению, от нарушений чтения у детей педагогически запущенных, трудных в поведении. Многие дети, которые начинают учиться читать, допускают ошибки, но по мере обучения они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией , ошибки сохраняются продолжительное время и обусловлены они несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Слайд 3

Известны такие виды дислексий : фонематическая, семантическая, аграмматическая , оптическая, мнестическая . Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются: - твердость или мягкость, - звонкость или глухость, - способ образования, - место образования, - участие нёбной занавески . Специфические нарушения при фонематической дислексии являются наиболее распространёнными среди учащихся начальных классов.

Слайд 4

Формы фонематической дислексии недоразвитие недоразвитие фонематического фонематического восприятия анализа и синтеза трудности побуквенное чтение, усвоения букв, искажение замены звуков, звуко-слоговой сходных акустически и структуры слова артикуляторно

Слайд 5

Фонематическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой и дифференцированной работой центрального отдела речеслухового анализатора , что и приводит к затруднениям в слуховой дифференциации звуков речи и к трудностям фонематического анализа и синтеза слов. При затруднениях в слуховой дифференциации звуков дети в процессе чтения заменяют те буквы, которые соответствуют не различаемым ими по слуху звукам, читают с апля вместо ц апля, т ерево вместо д ерево и постоянно задумываются как правильно озвучить букву.

Слайд 6

Такая дислексия относится к числу литеральных, поскольку она «замыкается» на отдельных буквах («литера» — буква). Эта дислексия по характеру лежащих в её основе затруднений полностью совпадает с акустической дисграфией . По этой причине и преодоление её осуществляется теми же самыми приёмами. Для преодоления этих затруднений необходимо воспитать у ребёнка чёткую слуховую дифференциацию звуков речи, после чего исчезнут и трудности в назывании соответствующих букв.

Слайд 7

Этапы логопедической работы На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: 1 . Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2 . Выделение звука на фоне слога. 3 . Формирование умения выделять наличие звука в слове. 4 . Определение места звука в слове. 5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

Слайд 8

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности , что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука . Однако основная цель этого этапа – различение смешиваемых звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками . Дифференциация фонем осуществляется по плану: - дифференциация изолированных звуков; - в слогах; - словах; - предложениях; - связной речи.

Слайд 9

Виды упражнений Заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание к изучаемому материалу проще всего через игру, поскольку игра – это естественная деятельность для детей. Игра позволяет сформировать положительное отношение ребёнка к учебе, в данном случае к процессу чтения. Для закрепления навыка чтения предлагаю использовать авторские игровые упражнения, которые помогут ребёнку преодолеть недостатки и сделать процесс обучения более увлекательным.

Слайд 10

Ж жи жи же же жа жа жа жа жо жо жу жу

Слайд 11

ША ШУ ШО ШЕ ШИ ШО ШЕ ШУ ША ШИ ШЕ ШО ШЕ ШУ ШО ША Ш Ш Ш Ш Ш ША ШЕ ША ША ША ША ШО ШО ШО ШО ШИ ШИ ШИ ШУ ШУ ШУ ШЕ

Слайд 12

ЖА – ША – ЖА – ША - ЖА ША – ЖА – ЖА – ША - ША ША – ЖА – ША – ША - ЖА ЖО ШО ЖУ ШУ ЖО ЖО ШУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ШУ ШУ ШУ

Слайд 13

ЖА – ША - ЖА ЖУ – ШО – ЖО – ШУ - ЖУ ЖУ - ЖУ ЖА – ЖО – ШУ – ЖУ - ЖО ЖИ – ШИ – ЖИ – ШИ -ШИ ЖЕ- ШЕ – ЖЕ – ШЕ - ШЕ ШУ- ШУ – ШО – ША – ШЕ - ШИ ЖА – ЖО – ЖУ – ЖИ - ЖЕ

Слайд 14

ША Р РИК ПКА РФИК ЙБА ШКИ ШЛЫК ХМАТЫ МАН НХАЙ ТЕР ХТЕР

Слайд 15

ЖА СМИН ДИНА ВОРОНОК РКОЕ ЛОСТЬ БА БО РКО Р ННА ЛЬ НДАРМ

Слайд 16

ЖИ СЛУ ЛИ НА ПРУ Ё КИ СНЕ НКА НО КИ У Н КРУ ЛИСЬ ДРУ ЛИ ТЕ СКА

Слайд 17

ШИ МА НА ПУ СТЫЙ ДУ СТЫЙ МА НА СУ ЛИ МА НИСТ ТИ НА ВЫ ВКА

Слайд 18

ШИ ШИ ШИ ШИ ШИ ШИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ ШКИ ЛО НА РАФ ВОЙ НЕЛЬ ВЁТ ТЕЛЬ ЖИ ВОТ РОКИЙ ПИТ ВОТИК

Слайд 19

ЖА МЕДВЕ- -ТА ОБИ- -ЛИ ОБО- -ЮТ КО- -НЫЙ ЖА СНЕ- -НА МОР- -ТА Е- -ТА У- -ТА ЖА ВО- -ЮТ -ТЫЙ СА- ЛЕ- - ЛИ БЕ- -ЛИ ЖА УВА- -ЮТ ПО- -РНИК ДРО- -ЛИ У- -СЫ ЛУ- -ЙКА ПИ- -МА

Слайд 20

ША МЫ ТА БОЛЬ Я У СТЫЙ РЕ ЛИ СЛУ ЛИ ВЕ ЛКА КУ ЛИ ЛЯГУ ТА

Слайд 21

ША Ната Люба Алё Са Ню Клу Ваню Таню Валю Катю

Слайд 22

ЖА СТУ БАР КО ЛЁ СА СПАР ПРОПА ПРОДА КРА ПОКЛА

Слайд 23

ША СЛУ КУ ВЕ ТУ МЫ ЛО У МЕ РЕ ВЕ ЛИ ЮТ ЛИ Т ТА ДКА СТИК ЛИСЬ ЛИ ЛКА

Слайд 24

СНЕ_ОК ВЫ_КА КРЫ_А КРА_А СТУ_А КО_ЕЛЁК ПОРО_А ВЫ_ИНА СНЕ_ИНКА _АМПУНЬ _АЛКИЙ _ЕТОН _УРАВЛЬ _АРЕНЫЙ _АХМАТЫ _ИЛИЩЕ _ИРОКИЙ _ЁЛУДИ _ИВОЙ Ё_ИКИ МИ_УТКА КО_ЕЧКА ПУ_ИСТЫЙ ПРУ_ЖИНА

Слайд 25

П Ж Г Р Е Д Р А И Ж Р О Р Т У А Ж У И Ж Е И Ж Х Ц Ж Л И А А И Н И А Н А И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик

Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу

Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора.  Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по ...

Презентация методической темы французского языка"Обучение французскому языку детей с дисграфией и дислексией"

Методические приемы работы с логопедическими детьми при обучении французскому языку...

Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»     ...

Методическая разработка по теме: "Современные технологии в коррекции оптической дисграфии (дислексии)

Актуальность разработки определяется значимостью проблемы трудностей обучения чтения и письму младших школьников.Цель работы  - составить комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий по...

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...