Выступление на Педагогическом совете
статья ( класс) на тему

Щекина Ирина Владимировна


Выступление на Педагогическом совете по теме "Леворукий ребенок", актуально для преподавателей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Леворукий ребенок в школе»

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во чтобы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других в подобную «перековку» попадают леворукие дети.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше – около 10%.  

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Отмечается, что есть люди леворукие или  праворукие, т.е., наиболее действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы – люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.

        Ассиметрия рук, т.е. доминирование правой или левой рукой, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирущим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии). У левшей же расположение основных функций между полушариями  более сложно и не является просто зеркальным отражение асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей.

        Многочисленные исследования (Спрингер С., Дейч Г.) показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центы речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролировать также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных.

        До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку…), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением невроза. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижение аппетита. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

        В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

        Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети – скрытые левши. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем.

        В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Начиная с шестнадцати – двадцати недель жизни (4-5 месяцев) и до двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С двух до четырех лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем, большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, т.е. с 4- 4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них. Самое время понаблюдать за двигательной активностью ребенка (посмотреть как он завязывает узелок, складывает кубики, собирает конструктор). Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

        При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школе.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб, тестов.

Леворуким считается ребенок, набравший больше плюсов в графе «Левая рука». Определенные сложности возникают при выборе руки у амбидекстров, т.е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой.

В деятельности леворукого ребенка особенности его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

- сниженная способность зрительно-двигательной координации – дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности, с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

- недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв ( т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве ( под, над, на, за и др.);

- аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей;

- слабость внимания, трудности переключения и концентрации;

- речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

        Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом ( в меньшей степени – чтением) , в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

        Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши.

        Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

        Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.

На протяжении первого класса ( возможно и более продолжительного времени) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

        - зрительно-моторной координации;

        - точности пространственного восприятия;

        - зрительной памяти;

        - наглядно-образного мышления;

        - способности к целостной переработке информации        ;

        - моторики;

        - фонематического слуха;

        - речи.

        При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда.

         В работе с такими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

        Постановка техники письма у левшей специфична:

- для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой, поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта

- для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо (Безруких М.М.)

- способ держания ручки может быть различным: обычным, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и  изогнута в виде крючка

- при овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левшей безотрывного письма противопоказано

- в классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой, в таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность

- парта ребенка должна быть размещена так, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психологическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...