Логопедическая работа по формированию лексики у учащихся старших классов с дизорфографией
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Якимович Инна Валериевна

В статье представлена методика работы по коррекции лексики у учащихся старших классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию лексики у учащихся                 старших классов с дизорфографией

                                                            Якимович Инна Валериевна

учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС «Доверие» Петродворцового р-на г. Санкт-Петербурга

В процессе орфографически правильного письма активизируются все компоненты языковой системы: фонематический, лексический, морфологический, синтаксический.

Исследование  нарушений в овладении орфографией у старшеклассников выявило существенные отклонения в овладении всеми компонентами языковой способности, в том числе и лексикой.

Исследованием было выявлены нарушения объема номинативного, атрибутивного, глагольного словаря, структуры значения слова, лексической системности и других аспектов лексики.

В связи с этим одним из  направлений логопедической работы по коррекции дизорфографии у старшеклассников является формирование  различных аспектов лексики.

В данной статье  описываются основные задания, которые можно использовать  в процессе коррекции дизорфографии у старшеклассников. Предлагаемый речевой материал соответствует возрасту старшеклассников.

С целью формирования объёма, качества словаря, антонимии и синонимии, а также систематизации словаря в процессе коррекции дизорфографии у старшеклассников нами используются следующие задания.

1) Предлагается сгруппировать слова по   родовой категории и дать им обобщающее понятие (письменно).

Предлагаются слова:    безработица, отоларингология, презумпция,  живопись,  Дума,  рентген,   инвестиции, персонаж, договор,    пресса, истец, галерея, переговоры,  ингаляция,    банк,  законодательство,    газеты,   финансы, театр, прокуратура,  концерт,     акции,  телеграф,    ипотека, книга-почтой,   опера,  суд,  дефицит,  хирургия,   извещение,    балет, наказание,        президент, журналы,  дипломатия,  постановка,     соглашение,  выборы, международные отношения,     экспрессионизм,  суд,  пакт,     здравоохранение, деньги, обследование,   обвинение,  реабилитация, профилактика, адвокатура, лечение, спектакль,   диагностика, доход,  заболевание,  кино,             Конституция,       ответчик,   невиновность,        почтамт,            конверты,     посылка,  биржа,  бандероль,         выставка,     валюта,             репетиция,       режиссура,       графика.

Даются аналогичные задания с прилагательными и глаголами.    

2) Формирование  валентности глаголов.

А)  Подбор  предметов  к названному  действию.

 Предлагается подобрать  как можно больше существительных  к названному действию:  

мчатся  -, стынет - , льётся - , тают -,  достигнуть -  и др.

Б)  Подбор  одушевлённых и неодушевлённых существительных к глаголу.

Предлагается подобрать живой и неживой предмет к одному и тому же действию:

кружится –,ползёт  - ,играет –, идут –, умирает –, лечит –, поет - , выходит –, злится –, учит -.

3)Формирование умения называть действия по предъявленному предмету.

 А)    Подбор глаголов к названиям профессий.

 Предлагается подобрать глаголы к существительным, названиям профессий:

архитектор-, сапёр -, кассир -, часовой -, режиссёр -,актёр -, программист -, модельер -, контролёр -, врач -.

   Б)  Подбор глаголов к   существительным.

Предлагается подобрать как можно больше глаголов  к данным существительным:  

руки –, искры –, сердце –, море – , альпинист- .  

 4) Развитие  умения подбирать предмет к признаку.

Предлагается назвать предмет по его признакам:

Дремучий,  непролазный, хвойный, густой, страшный  -  

истошный, громкий, сильный, протяжный, пронзительный   -

глупый, животрепещущий, важный, нужный, волнующий  -

пыльная, мощёная, асфальтированная, длинная, трудная  -

излюбленный, секретный, личный, задушевный, тайный    -

шустрый, смышлёный, любознательный, старательный, добросовестный -  

5)Развитие умения подбирать признак к предмету.

А)  Подбор прилагательных к существительному.

 Предлагается подобрать как можно больше признаков к названиям предметов.

 Жизнь, интерес, выступление, роман, информация  и др.

 Б)  Называние  прилагательных, обозначающих цвет.

Предлагается назвать как можно больше  прилагательных, обозначающих цвет (помимо основных цветов) .

6)  Формирование умения правильно употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

А)  Подбор к прилагательным существительных в прямом и переносном значении.

Предлагается подобрать к данным прилагательным существительные в прямом и переносном значении.          

львиная -,серебряный -, глухой -, открытый -,резкий -,прямой -,тяжёлый -, медвежья –,холодный –,железная -.

Б)   Нахождение в тексте прилагательных в прямом и переносном значении.

* Поёт зима – аукает,                      Озябли пташки малые,

 Мохнатый лес баюкает                  Голодные, усталые,

 Стозвоном сосняка.                        И жмутся поплотней.

 Кругом с тоской глубокою              А вьюга с рёвом бешеным

 Плывут в страну далёкую              Стучит по ставням свешенным

 Седые облака.                                 И злится всё сильней.

 А по двору метелица                     И дремлют пташки нежные

Ковром шелко́вым стелется,         Под эти вихри снежные

Но больно холодна.                        У мёрзлого окна.

Воробышки игривые,                      И снится им прекрасная,

Как   детки сиротливые,                  В улыбках солнца, ясная

Прижались у окна.                           Красавица весна.

                                                                               (С.Есенин)

 *****

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой…

                                                    (М. Лермонтов)

В) Подбор словосочетаний с переносным значением

Глубокая река - ,тёплая одежда –   ,горячая вода –  , кислое молоко – ,  пустой чемодан – , золотое кольцо –, острый нож -.

7) Развитие умения употреблять в речи наречия.

Предлагается подобрать к каждому слову как можно больше наречий .

Работать  -,писать – ,играть – ,думать – ,сказать –,читать – ,спать –, слушать –,плакать –,смеяться -.

 8) Образование наречий от   разных  частей  речи.

верх – ,новый –  ,двое –  ,скакать -,новый –  ,старый –  ,крепкий –  ,сухость –  чистота –,середина – .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Лексика" для учащихся 5 класса.

Данная проверочная работа  состоит  из деформированного  текста,  где пропущены  орфограммы, и заданий к  нему по  теме "Лексика"....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Формирование правосознания у учащихся старших классов

 Статья посвящена анализу особенностей формирования правового сознания и правового поведения старшеклассников. В ней раскрыта сущность правосознания, показана его связь с правовым поведени...

Работа по формированию лексики у учащихся старших классов, имеющих дизорфографию, на логопедических занятиях

Методические разработки по формированию лексического компонента у старшеклассников, имеющих дизорфографию...

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....