Словоизменение - игры для школьников.
материал ( класс) на тему
Материал содержит набор игр, направленных на формирование навыка словоизменения у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словоизменение существительных, прилагательных, глаголов. | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Учимся составлять предложения.
-Устно; письменно.
1. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Дети отвечают на вопросы (устно, письменно).
Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.
Игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко).
Игра «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
2. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»
-Устная работа с перекидыванием мяча.
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Ежик живет в гнезде.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк живет в логове.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Телята живут в телятнике.
Кролики живут в крольчатнике.
3. Игра « Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда» ).
На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
-Устно, письменно.
В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)
В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)
В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)
В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)
В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)
В чем подогревают еду? (Буду подогревают в миске.)
Запись предложений в тетрадь.
Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»
Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)
Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)
Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)
Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
4. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стул стоит...
Полочка с книгами висит...
Зайчик сидит...
Пирамидка стоит... Кукла лежит...
Лампа висит...
Окно находится...
5. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: « За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».
6. Игра «Путаница» (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеинои... Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.
7. Игра «Что (или кто) где находится?»
Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где находится?» В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.
8. Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.
9. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).
У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.
На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.
Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).
10. Игра «Различай предлоги».
На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенной схемой предлога.
11. Игра «Правильно подними, карточку».
У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.
12. Игра « Наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в — из, на—с, к— от).
Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил карандаш в ящик...
Света налила воду в стакан...
Бабушка положила яблоки на стол...
Брат поставил лампу на тумбочку...
Машина подъехала к дому...
Собака подошла к забору....
13. Составление рассказа по графической схеме.
На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Маша на прогулке», или «Прогулка в парке», или «Поездка на машине»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политические выборы (ко Дню молодого избирателя), ролевая игра для школьников
Это ролевая игра может использоваться во внеучебное время и как урок- практикум по обществознанию к темам "Выборы в демократическом обществе", "Процедура выборов" и "Политическая культура ...
Настольные игры для школьников на тему "Правильное питание"
В работах учеников представлены методические указание по организации и изготовлению настольных игр для младших и средних школьников. Игры можно использовать на уроках ОЗОЖ, а так же ...
Интерактивная игра для школьников-Комсомольск-на-Амуре
Интерактивная игра для школьников-Комсомольск-на-Амуре, посвящена 80-летию города. предназначена для детей 1-11 классов...
Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»
Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»...
Интеллектуальная игра для школьников 5-х классов «Юные эрудиты»
Материал предназначен для внеклассной работы по русскому языку.Можно использовать для Недели русского языка....
Совершенствованию процессов словоизменения у младших школьников, при помощи игры.
Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных, глаголов. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном ...
Игра со школьниками по мотивам телевизионной передачи "Своя игра" на тему "Грани здоровья" (собственная разработка)
Правила игры «Своя игра» для школьников:В игре принимают участие несколько команд. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно больше очков.В начале игры у каждой...