Словоизменение - игры для школьников.
материал ( класс) на тему

Коровинская Наталья Васильевна

Материал содержит набор игр, направленных на формирование навыка словоизменения у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учимся составлять предложения.

-Устно; письменно.

1. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети отвечают на вопросы (устно, письменно).

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

 Игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко).

Игра «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

2. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

-Устная работа с перекидыванием мяча.

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

3. Игра « Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда» ).

На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

-Устно, письменно.

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)

В чем подогревают еду? (Буду подогревают в миске.)

Запись предложений в тетрадь.

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

4. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стул стоит...

Полочка с книгами висит...

Зайчик сидит...

Пирамидка стоит... Кукла лежит...

Лампа висит...

Окно находится...

5. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: « За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

6. Игра «Путаница» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеинои... Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.

7. Игра «Что (или кто) где находится?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где находится?» В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

8. Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.

9. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.

На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.

Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).

10. Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенной схемой предлога.

11. Игра «Правильно подними, карточку».

У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.

12. Игра « Наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в из, нас, кот).

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил карандаш в ящик...

Света  налила воду в стакан...

Бабушка  положила яблоки на стол...

Брат поставил лампу на тумбочку...

Машина подъехала к дому...

Собака подошла к забору....

13. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Маша на прогулке», или «Прогулка в парке», или «Поездка на машине»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические выборы (ко Дню молодого избирателя), ролевая игра для школьников

Это ролевая игра может использоваться во внеучебное время и как урок- практикум по обществознанию к темам "Выборы в демократическом обществе",  "Процедура выборов"  и "Политическая культура ...

Настольные игры для школьников на тему "Правильное питание"

В работах учеников  представлены методические указание по организации и изготовлению настольных игр для младших и средних школьников. Игры можно использовать на уроках  ОЗОЖ, а так же  ...

Интерактивная игра для школьников-Комсомольск-на-Амуре

Интерактивная игра для школьников-Комсомольск-на-Амуре, посвящена 80-летию города. предназначена для детей 1-11 классов...

Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»

Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»...

Интеллектуальная игра для школьников 5-х классов «Юные эрудиты»

Материал предназначен для внеклассной работы по русскому языку.Можно использовать для Недели русского языка....

Совершенствованию процессов словоизменения у младших школьников, при помощи игры.

Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных, глаголов. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном ...

Игра со школьниками по мотивам телевизионной передачи "Своя игра" на тему "Грани здоровья" (собственная разработка)

Правила игры «Своя игра» для школьников:В игре принимают участие несколько команд. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно больше очков.В начале игры у каждой...