Формирование монологической речи у детей с СНР
статья ( класс) на тему
Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_-_statya_-_formirovanie_rechi.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование монологической речи у детей с СНР
Учитель-логопед Быстрова О.П.
Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды:
- устную (диалогическую и монологическую)
- письменную.
Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи:
- повествование (рассказ, сообщение)
- описание
- рассуждение.
У детей с нарушением интеллекта нарушена и монологическая, и диалогическая речь. Дети с трудом вступают в разговор, не всегда адекватно реагируют на обращённые к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего и наоборот. Нарушения монологической речи проявляются ещё более резко. Здесь отмечаются искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Кроме того, дети с нарушением интеллекта часто имеют серьёзные дефекты в произнесении звуков и звукосочетаний, имеют бедный словарный запас, как пассивный, так и активный.
Для формирования и развития монологической речи необходимы два вспомогательных фактора:
- наглядность
- зрительный план высказывания.
Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.
- Стимульный наглядный материал
- Тексты с картинками включениями
- Натуральные предметы и объекты
- Фотографии
- Иллюстрации
- Опорные сигналы
- Видеоматериалы
- Слайды
- Технологические карты
Зрительный план может быть представлен рисунками, графиками, таблицами, картинками (последовательными и, даже, сюжетными).
Виды творческих игр-заданий по обучению разным видам монологической речи:
Рассказывание по картине:
- игры и упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картин («Самый внимательный»).
- придумывание названия к каждой последовательной картинке данной серии (к каждому фрагменту, эпизоду).
- придумывание названия к картине или серии картинок.
- придумывания разных вариантов названия.
Обучение рассказыванию:
- составление текста коллективно (командами).
- придумывание предложения к действию, изображенному на картине.
- восстановление содержания изображенного на картине, закрытого экраном (фрагмент не показывается), опираясь при этом на вопросы учителя.
- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок, по таблице, схеме.
- сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. Взрослый начинает её, помогая связками «однажды», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось». В конце истории ребёнок придумывает заглавие.
- самостоятельное словесное творчество, специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок.
Обучение пересказу:
- рисование на тему пересказываемого с последующим пересказом другим обучающимся по выполненным рисункам.
- инсценировка сказки (самостоятельное разыгрывание и озвучивание сказки с помощью сшитых игрушек).
- словесное описание изделия по картине, по представлению.
- восстановление деформированного текста с последующим пересказом:
- восстановление нужной последовательности предложений
- подстановка в текст пропущенных словосочетаний
- упражнения в моделировании сюжета пересказываемого с помощью наглядной схемы, картинного панно.
Современное общество предъявляет свои требования к выпускникам коррекционных школ. Юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья должны быть достаточно адаптированы к современной жизни. А помогает им в этом хорошее владение речью.
Несомненно, что с возрастом их становится более совершенной, но без систематической специальной работы этого оказывается явно недостаточно для того, чтобы она стала полноценным средством общения. Работа учителя-логопеда, направленная на формирование навыков построения связных высказываний, в значительной степени способствует совершенствованию речевой практики детей, готовит их к высказыванию развёрнутых сообщений на уроках трудового обучения и других устных уроках, а главное, помогает им полнее реализовать себя при выходе из школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
формирование монологической речи 9класс
упражнеия для уч-ся , позволяющие формировать монолгическую речь( таблицы , опорные карточки) к учебнику Афанасьевой для школ с углубленным изучением английского языка)...
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В данной статье описываются трудности развития монологической речи на уроках математики, я расскажу о своем опыте работы с данной проблемой, а так же поделюсь своим педагогическим опытом в данном вопр...
Формирование монологической речи учащихся
Оприемах формирования монологической речи...
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...
Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"
Статья раскрывает ответы на вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....