Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики
статья ( класс) на тему

Солдатова Софья Алексеевна

Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлечения учением, активности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_poznavatelnoy_deyatelnostyu.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

      Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

     Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. оно является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

     В чем состоит суть управления познавательной деятельностью учащихся?

Не в требовании быть внимательными при объяснении учителя и в контроле над выполнением учащимися домашних заданий, а в умении создать атмосферу увлеченности учением, активности в поиске новых знаний, самостоятельности.
     Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю.

     В  становлении и развитии у учащихся интересов к учению учитель, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:

  1. Организация обучения, способствующего активным действиям ученика, вовлекающего его в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
  2. Разнообразие учебного труда, так как однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
  3. Понимание учащимися нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4.  Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  5.  Обучение должно быть трудным, но посильным. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.
  6.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7.  Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

     Можно написать для устного счета столбик примеров на доске или плакате, а можно те же примеры предложить в форме игры, соревнования или оформить рисунками.

     Возникновению интереса к изучаемому предмету способствуют демократичный стиль общения с учащимися и применение прогрессивных методов обучения - системы методов проблемного обучения, гарантирующей развитие творческого мышления учащихся. Проблемные ситуации должны присутствовать почти на всех этапах усвоения знаний учащимися. Неэффективно заставлять школьников механически запоминать формулы и законы, многочисленные даты и имена, сотни правил и исключений;  перегружать их память тем, что в жизни вряд ли пригодится.

     Чтобы не перегружать память глухих учащихся и облегчить им усвоение сложного материала по алгебре и началам математического анализа, в 11 и 12 классах по каждой теме разработаны комплекты таблиц с теоретическим, речевым, дидактическим и алгоритмическим материалом.

     Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. С активностью непосредственно сопрягается самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самими учащимися без помощи взрослых и учителей.  Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные, недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

     Управление активностью учащихся называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Основные пути активизации познавательной деятельности – разнообразие форм, методов, средств обучения и выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

     Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения задачи;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

     В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности выделяют:

  • творческий характер учебно-познавательной деятельности;
  • состязательность, особенно проявляющая себя на занятиях, проводимых в игровой форме;
  • игровой характер проведения занятий, так как любая игра побуждает ее участников к действию.

   Есть множество игр для проведения устного счета на уроках математики. В младших классах проведение уроков-сказок, когда учащиеся должны выполнить задание, чтобы помочь сказочным героям, активизирует их деятельность, повышает интерес к предмету.

   Проведение внеклассных мероприятий так же способствует развитию интереса к предмету и активизации познавательной деятельности. Продуманные и умело подобранные задания при проведении математических игр, викторин, устных журналов стараются выполнить все учащиеся, как сильные, так и слабые.

   В обучении активную роль играют учебные проблемы, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

  • метод проблемного обучения; проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую стороны, направляет деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом;
  • метод алгоритмизированного обучения; для построения алгоритма выбирается наиболее рациональный способ решения, который служит образцом деятельности для учащихся;
  • метод эвристического обучения; основной целью является поиск способов и правил, приводящих к открытию определенных законов и закономерностей;
  • метод исследовательского обучения; он рассматривает правила нахождения верных результатов, их проверку и границы применения.

     В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве. Методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

     Применяя все перечисленные методы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к преподнесению учебного материала, прежде всего, вызывает у учащихся интерес к занятиям, и они будут с радостью идти на них, потому что предугадать учителя не возможно.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности неслышащих обучающихся на уроках истории

У детей с нарушенным слухом отсутствуют широкие речевые возможности, познавательные интересы находятся на низком уровне.Это не позволяет обучающимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобр...

Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики

Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлеченности учением, активности, самостоятельности....

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках иностранного языка.

Для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, ...

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.

Управление познавательной деятельностью обучающихся  на уроке...

Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися на уроках математики и во внеурочное время

Одной из характерных примет современного образования является повышенный интерес учителей  к включению детей в проектно-исследовательскую  деятельность.  Эта работа способствует развити...

Критерии и уровни сформированности познавательного интереса глухих обучающихся к выполнению проектной деятельности

Критерии и уровни сформированности познавательного интереса глухих обучающихся к выполнению проектной деятельности...