Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися на уроках математики и во внеурочное время
статья
Одной из характерных примет современного образования является повышенный интерес учителей к включению детей в проектно-исследовательскую деятельность. Эта работа способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей , является эффективным средством формирования универсальных учебных действий.
Считаю, что одна из важных задач , которая стоит передо мной, как учителем математики — это развитие математических способностей учащихся. Правильно организованная проектно-исследовательская деятельность способствует решению этой задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися на уроках математики и во внеурочное время
Одной из характерных примет современного образования является повышенный интерес учителей к включению детей в проектно-исследовательскую деятельность. Эта работа способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей , является эффективным средством формирования универсальных учебных действий.
Считаю, что одна из важных задач , которая стоит передо мной, как учителем математики — это развитие математических способностей учащихся. Правильно организованная проектно-исследовательская деятельность способствует решению этой задачи.
Мини- исследования или краткосрочные проекты для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного - двух уроков непосредственно связаны с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
Совсем недавно с пятиклассниками мы закончили изучение темы «Задачи на проценты». Приведу пример организации проектно - исследовательской деятельности с обучающимися при изучении данной темы. При решении практически любой задачи мы проводили мини-исследование: обучающиеся находили различные способы решения одной и той же задачи, составляли задачи, обратные данной.
В этом году с пятиклассниками проводили исследование «Проценты в нашем классе» . Проблемой явилась следующая ситуация : в конце каждой четверти в нашей школе проходят линейки по подведению итогов работы. Выступая в конце 1 и 2 четвертей, завуч сказала, что выше качество знаний по школе в 5 а классе, а в 3 четверти - в 5б. Как она это определила? Гипотезы были разные: «Потому, что мы лучшие!», «Потому, что мы лучше пишем контрольные работы!», «Потому что мы побеждали в конкурсах» и т.д. В ходе дискуссии многие вспомнили, что в конце четверти вывешивается экран успеваемости, на котором указываются проценты.
Как рассчитать процент качества знаний? Логическим рассуждением определили, что при его расчете важно знать количество ребят, которые учатся на «4» и «5». Были сделаны расчеты качества знаний в III четверти:
* 100% = 63% - качество знаний в 5 а классе
* 100% = 65% - качество знаний в 5 а классе
При выполнении данной работы ни сама проблема , ни гипотеза, ни методы исследования не давались учащимся в готовом виде. Мне пришлось лишь ненавязчиво направлять их мысль в нужное русло. Ученики высказывали собственные суждения, более того, среди них были и явно ошибочные . Однако я ни в коем случае не навязывала ребятам своего мнения. Проделанная работа имела положительное воспитательное значение: способствовало формированию чувства коллективизма. Ребята сделали вывод, что работа каждого члена ученического коллектива влияет на итог работы всего коллектива. При выполнении данного исследования каждый ученик принимал активное участие в работе, равнодушных не было. В конце изучения данной темы каждый ученик работал над мини-проектом «Моя задача на проценты». Цель обучающиеся поставили самостоятельно: придумать и решить несколькими способами задачу на проценты. Форму защиты проекта каждый выбирал сам: кто-то защищал его перед классом, кто-то просил, чтобы его работу проверил и проанализировал одноклассник. Большинство задач были составлены по образцу тех, что имеются в учебнике. Некоторые задачи вызвали дополнительное исследование. Вот пример одной из таких задач: В корзине всего 35 яблок. Зеленые яблоки составляют 18% от общего числа яблок , а красные яблоки – 82%. Сколько яблок каждого вида в корзине?
В ходе прочтения условия задачи некоторые ребята заметили сразу: в условии есть данное, которое не надо указывать. Было четко сформулировано: «Если у нас есть два вида яблок, а процентное содержание одного из них известно, то процентное содержание второго можно найти»
Было проанализировано решение задачи.
Решение:
1) 35: 100 = 0,35(яб.) – составляет 1%
2) 0, 35*18 = 6,3(яб.) – зеленых
3) 0,35 * 82= 28,7(яб.) - красных
Ответ: 6, 3яблок; 28,7 яблок.
Предложенное решение тоже вызвало обсуждение. Без наводящих вопросов двое обучающихся заметили, что количество яблок должно быть натуральным числом. Решили : в задаче необходимо поменять наименование: яблоки на килограммы. Получилось следующее условие:
В корзине всего 35 кг. Зеленые яблоки составляют 18% всех яблок , а остальные - красные. Сколько килограммов яблок каждого вида в корзине?
Кто-то предложил: можно наименование оставить прежним, а поменять количество процентов. На сколько? 35 делится на 5 и 7 . Пятую долю хорошо можно представить в виде 20%. Значит, содержание задачи можно изменить так:
В корзине всего 35 яблок. Зеленые яблоки составляют 20% от общего числа яблок , а остальные - красные. Сколько яблок каждого вида в корзине?
Итак, в ходе исследовательской деятельности было уяснена сущность понятия «проценты», были открыты новые закономерности, продуктом явились новые знания.
Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в которой принимают участие обучающиеся, мотивированные на изучение того или иного предмета. Работы учащихся оценивает компетентное жюри, выявляя победителя и призера. В таблице показана тематика и результативность работ, представленных моими учениками на конференции.
Учебный год | Тема работы | Класс | Результативность |
2014-2015 | Умножение с увлечением | 9 | победитель |
2015- 2016 | Математика в литературных произведениях | 10 | победитель |
2016-2017 | Математика и здоровье | 11 | призер |
2017-2018 | Математика – страна без границ | 5 | призер |
Две первых указанных в таблице работы выполнила выпускница 2017 года Глущенко Ирина. Проектным продуктом первой ее работы стала содержательная, красочно оформленная книга «Умножение с увлечением». Эта ученица занимала призовые места в различных конкурсах по математике, в 2015 году стала победителем областной олимпиады по математике. Успешно сдала базу и профиль по математике.
Тема исследовательской работы «Математика и здоровье» ученицей Гарбуз Дарьей была выбрана не случайно. Медицина была ее мечтой. В этом году она поступила в Смоленскую мед. Академию.
Выполняя исследовательскую работу «Математика – страна без границ» пятиклассница Ходунова Настя, на примерах своих родителей и родителей своих одноклассников доказала, что математика нужна людям всех профессий. При выполнении работы ей помогал весь класс – ребята брали интервью у своих родителей и писали сочинение «Математика в профессиях родителей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Доклад на педсовете...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исслед...
Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»
Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную методиче...