Рабочая программа по учебному предмету "Устная речь" для учащихся с ОВЗ, 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Петушкова Надежда Дмитриевна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Устная речь»

6 класс

 

Рабочая программа по учебному предмету «Устная речь» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения: общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития,  расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников; адрес школы (по вопросам учителя);

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций в соответствии с речевыми возможностями;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций в соответствии с речевыми возможностями;

-выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

- слушать сказку, рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

 

         Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

         Предметом текущей аттестации является устный опрос, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

         Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

         Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ustnoy_rechi_6-g_kl.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Устная речь»

Класс: 6-г

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов 68, кол-во часов в неделю 2                                                                                                                   РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Устная речь» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У обучающихся недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений, навыков, с трудом формируются навыки связной речи.

Программа предназначена для обучения группы детей, имеющих разноуровневые возможности. У большинства обучающихся сформированы устойчивые навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовые умения; они имеют достаточно разнообразный опыт социального общения и способны к усвоению элементарных  учебных знаний.

Обучающиеся, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий.

Большинство детей, обучающихся по данной программе, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях. т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Задачей предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития.

        Программа разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, в условиях школы.

Программа предполагает:

-  развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;  

- развитие умений говорить и слушать, обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

- развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;


        - развитие звуковой культуры речи;

        -расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

        Программа "Устная речь" содержит следующие разделы:

  1. «Аудирование» - развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь; развитие умения слушать.
  2. «Дикция и выразительность речи»- отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.
  3. «Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания»- обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.
  4. "Культура общения» - организация специальной работы по обогащению речи обучающихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности и т.д., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
  5. «Общение и его роль в жизни"- организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневной жизни, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.

        Данный предмет интегрируется с учебными предметами, входящими в образовательную область "Родная речь", и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их

поступкам.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение ориентироваться в учебнике;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

      - делать элементарные выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Предметными результатами изучения курса "Устная речь"является сформированность следующих умений:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога (полный, развёрнутый ответ);
  • задавать вопросы;
  • пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемы результаты обучения

 Учащиеся должны уметь:

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников; адрес школы (по вопросам учителя);

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций в соответствии с речевыми возможностями;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций в соответствии с речевыми возможностями;

-выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

- слушать сказку, рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова,  Развитие речи, учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва, АРКТИ, 2003
  • Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская, Развитие речи, учебник для специальных (коррекционных) учреждений V вида, Москва, АРКТИ, 2012
  • С.В. Комарова, Устная речь, учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва, Просвещение, 2011
  • Расту культурным, 1,2части, дидактический материал
  • К.Н. Нефедова, Транспорт. Какой он?, дидактический материал
  • Транспорт, наглядное пособие
  • А.Е. Аникин, Из истории русских слов
  • О.Ю. Безина, Речевой этикет
  • Развиваем связную речь, дидактический материал
  • Т.Ю. Бардышева, Учусь пересказывать
  • Т.А Шорыгина, Какие месяцы в году?
  • Плакаты «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Смена времен года», «Погода на сегодня», «Осень в картинках», "Хорошие манеры",«Один дома», «Будь осторожен с незнакомцем», «Безопасность»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

Летний отдых.

- повторить сезонные признаки, летние явления природы, летние виды спорта, забав

- формировать умение составлять рассказ с опорой на серию картинок

-формировать умение использовать слова-действия, слова-признаки

Признаки лета. Сезонные изменения  летом. Летние забавы. Рассматривание фотографий о летнем отдыхе. Слушание рассказа о летнем отдыхе. Соотнесение картинки с содержанием рассказа.

 Коллективное составление рассказа «Летний отдых» по картинкам и опорным словам. Работа с учебником. Раскрашивание рисунка.

фотографии, иллюстрации, учебник, раскраска, цветные карандаши

2

Наша школа.

Выявить представления детей по теме, расширить знания о значении школы, ее структуре, школьных помещениях, правилах поведения в школе, пополнить активный словарь, учить отвечать полным ответом, правильно использовать местоимения, слова-действия

Беседа по теме. Экскурсия по школе. Называние школьных помещений, определение их назначения. Ответы на вопросы по речевому образцу. Определение на картинке нужного помещения. Рассматривание и соотнесение символов с определенным помещением в школе. Зарисовка символов. Чтение стихотворения. Коллективное составление правил поведения в школе.

Иллюстрации, учебник, символы помещений

3

Пришкольный участок.

Расширить представления о пришкольном участке, его назначении,  правилах безопасного поведения,  упражнять детей в четком произнесении названий, использовании множественного числа;

развивать умение  составлять вопросительные предложения

Беседа по теме с выходом на пришкольный участок. Называние оборудования пришкольного участка. Коллективное составление правил поведения на пришкольном участке. Составление аппликации «Пришкольный участок» из готовых деталей. Называние инструментов для ухода за пришкольным участком. Игра "Подбери инструмент".

Оборудование пришкольного участка, иллюстрации, учебник

4

Времена года. Осень. Основные признаки.

Закрепить и расширить представления о признаках осени, дифференцировать признаки осени и лета, пополнить активный словарь, учить отвечать полным ответом, правильно заканчивать фразу, использовать слова-признаки

Беседа по теме. Просмотр презентации. Повторение основных признаков осени: дни короче, холодно становиться, листья желтеют и опадают с деревьев, чаще идут дожди, туман. Работа с календарем погоды. Определение основных осенних цветов. Чтение стихотворения о приметах осени. Соотнесение картинки с текстом стихотворения.  Заучивание отрывка. Коллективное составление рассказа «Осень» по картинкам и опорным словам. Работа с учебником.

Иллюстрации, презентация

5

Осенние праздники. День учителя.

Уточнить и систематизировать знания об осенних праздниках; тренировать память при заучивании стихотворения с голоса учителя, учить употреблять нужную интонацию

Беседа об осенних праздниках. Коллективное рисование словесной картинки празднования 1 сентября в школе с использованием опорных слов.

Заучивание стихотворения о Дне учителя. Отработка интонации, диктуемой содержанием.

Иллюстрации, презентация

6

Животные осенью.

Расширить знания о поведении животных осенью;

дать элементарные о причинах изменения в жизни животных; пополнить активный словарь; учить использовать слова- действия

Работа с иллюстрациями. Характеристика изменений в жизни животных осенью, выделение основных ключевых слов.  Чтение рассказа. Определение главных героев рассказа. Выбор соответствующей иллюстрации из трех предложенных. Коллективное составление рассказа предложений по сюжетной картинке.

Иллюстрации, презентация

7

Осень в сказках.

Формировать умение слушать небольшую сказку, отвечать на вопросы информационного характера; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией

Чтение сказки. Ответы на вопросы учителя. Просмотр м/ф. Краткий пересказ по картинному плану, вопросам. Коллективное определение главных героев.

Текст сказки, м/ф, иллюстрации

8

Охрана здоровья.

Пополнение знаний о здоровом образе жизни, активного словаря, отработка умения составления рассказа по картинному плану

Беседа по теме. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Коллективное составление правил здорового образа жизни. Рассказ о распорядке дня по картинному плану

Иллюстрации, картинный план

9

Дом. Квартира.

-систематизировать и расширить знания по теме;

-учить выделять части дома, определять кол-во этажей;

-учить определять назначение помещений в квартире;

-формировать умение использовать слова-антонимы

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Определение частей дома, квартиры по иллюстрациям. Коллективное составление рассказа по опорным картинкам и словам. Рисование многоэтажного дома.

Учебник, презентация, иллюстрации

10

Поздняя осень.

Закрепить понятие «поздняя осень», формировать умение слушать небольшую сказку, отвечать на вопросы информационного характера; учить использовать в речи слова – признаки, слова-действия, отгадывать загадки

Просмотр презентации, иллюстраций, беседа, составление рассказа по вопросам учителя;

- подбор прилагательных к слову осень(осень – холодная, сырая), дождь (холодный, проливной);

-чтение рассказа о приметах осени;

- беседа по прочитанному;

ответы на вопросы;

- отгадывание загадок об осени.

Учебник, презентация, иллюстрации

11

Мой адрес.

Уточнить понятие «адрес»,

выучить наизусть свой адрес

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние адреса каждым учеником. Определение составляющих адреса. Значение знания собственного адреса.

Раскрашивание картинки «Улица города».

иллюстрации

12

Мир профессий.

Расширить представления  о людях разных профессий, учить использовать слова-действия

Беседа по теме. Называние известных профессий, их функций.

Выбор сюжетных картинок с называнием действия.

Отгадывание загадок. Работа с учебником.

Дидактические игры «Выберем картинку», «Помоги художнику».

Сюжетные картинки , предметные картинки, презентация, учебник

13

Я - пассажир.

Пополнение знаний о средствах передвижения, правилах пользования, отработка умения вести диалог в предложенной речевой ситуации

Краткая беседа по теме. Выделение ключевых слов.  Коллективное составление правил поведения в транспорте. Игра «Я пассажир».

иллюстрации

14

Я выбираю книгу.

Отработка умения подбирать слова и  вести диалог в предложенной ситуации, соблюдая правила вежливости

Краткая беседа по теме. Коллективное составление основных правил посещения библиотеки. Проигрывание речевой ситуации, выделение опорных слов. Отработка речевой ситуации в школьной библиотеке.

Сюжетные картинки по теме

15

Времена года. Зима. Основные признаки.

Закрепить и расширить представления о признаках зимы, дифференцировать признаки зимы и осени, учить использовать слова-признаки, отгадывать загадки

-беседа по теме, просмотр презентации, работа с учебником;

-подбор прилагательных к слову зима (зима – холодная, снежная, морозная, вьюжная), снег (белый, пушистый, липкий, холодный), составление словосочетаний;

- чтение рассказа о зиме, беседа по прочитанному;

-рассматривание снега, снежинок   составление предложений о снеге (снег белый, холодный, мокрый).

-отгадывание загадок о зиме;

- дидактическая игра «Где лежит снег?»

Презентация, учебник. иллюстрации, рисунки для раскрашивания, разрезные картинки

16

Природные явления зимой.

Дать элементарные сведения о понятии «погода», расширить представления о природных явлениях зимой, пополнить активный словарь

Беседа по теме. Просмотр презентации, работа с иллюстрациями. Работа с календарем погоды. Выделение ключевых слов, характеризующих погоду зимой.

- наглядный материал,

-презентация, -календарь погоды

17

Зимние забавы.

Уточнить и расширить представления детей о зимних забавах, учить правильно использовать слова-признаки, отрабатывать умение завершать фразу

Беседа по теме. Работа с иллюстрацией. Просмотр презентации. Составление словосочетаний.

Коллективное составление рассказа о зимних забавах по картинному плану и опорным словам.

Отгадывание загадок.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Учебник, презентация, иллюстрации

18

Зимние праздники. Новый год.

Уточнить и расширить представления детей о зимних праздниках,  формирование умения внимательно слушать аудиозаписи, пополнить активный словарь

Беседа по теме. просмотр презентации.

Составление предложений о предстоящих праздниках по сюжетным картинкам.

Отгадывание загадок по теме.

Чтение рассказа о праздновании Нового года,

определение эмоционального настроения.

Прослушивание песен о Новом годе,

Заучивание стихотворения.

Сюжетные картинки, предметные картинки, презентация, аудиозаписи

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

Зимние праздники. Повторение.

Повторить и активизировать  знания о признаках зимы, новогодних праздниках, учить пересказу текста, пополнить и активизировать словарь

Повторение признаков зимы (мороз, свойства снега).

Отгадывание загадок о зиме, зимних праздниках.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок ( с помощью учителя)..

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Пересказ текста по вопросам учителя.

Сюжетные, предметные картинки, учебник Б.Д. Корсунской «Читаю сам», сборник загадок

2

Игры зимой.

Уточнить и расширить представления детей о зимних забавах, обогатить и активизировать словарь, учить составлять предложения с предлогами с, на, краткий рассказ по картинке

Беседа по теме. Просмотр презентации.

Дидактические игры «Подбери картинку», «Один, много», «Катание на коньках», «Исправь ошибку».

Чтение учителем, заучивание стихотворения о зимних забавах.

Составление простых предложений с предлогами на, с.

Коллективное составление рассказа по картине «Зимние развлечения»

Разрезные картинки по теме «Зимние забавы», набор картинок для дидактической игры «Подбери картинку», презентация

3

Дом и его части.

Уточнить и расширить представления о типах домов, обогатить и расширить словарь, отработать на  практике применение мн. числа слова «дом»,

учить составлять описательный рассказ с помощью учителя.

Беседа по теме, работа с иллюстрациями,

Дифференциация понятия «большой - маленький», «высокий - низкий», "городской -сельский".

Чтение стихотворения Т. Волжиной «Где чей дом?»

Составление описательного рассказа "Мой дом" (с помощью учителя).

Предметные картинки с изображением различных типов домов.

4

Дом.  Квартира.

Повторить и активизировать знания об устройстве дома (элементы), квартиры (название комнат и их функционального предназначения), пополнить активный словарь, учить составлять простые предложения

Беседа по теме с использованием иллюстраций.

Составление плана квартиры из отдельных картинок (гостиная, спальня, кухня, детская, ванная комната);

Рассказ (составление простых предложений) по составленному плану об устройстве квартиры.

Конструирование многоэтажного дома из конструктора «ЛЕГО».

Иллюстрации - одно- и многоэтажные дома, помещения  квартиры, конструктор «ЛЕГО», картинки с изображением помещений квартиры

5

Книга. Книги в моём доме.

Расширить и закрепить знания об окружающих предметах, назначении книги, бережном отношении, учить правильно рассматривать книгу, читать название и автора книги, формировать интерес к чтению, пополнить активный словарь

Рассматривание книги «Сказки» А.С.Пушкина, выделение частей книги;

Посещение школьной библиотеки;

викторина "Мои любимые герои",

прослушивание отрывка сказки «О золотой рыбке».

Рассказ детей о личной домашней библиотечке (по вопросам учителя).

Книги,

Иллюстрации к сказке,

загадки

6

Труд людей зимой.

Расширить и закрепить знания  о труде людей зимой, учить правильно употреблять слова, обозначающие действие

 Беседа по теме. Просмотр презентации. Рассматривание сюжетных картинок «Труд людей в городе» (сезонная уборка города)

Коллективное составление рассказа из 3-4 предложений.

Беседа об уходе за пришкольным участком, называние необходимого инвентаря.

Составление предложений по сюжетным картинкам «Работа в саду, во дворе».

Подготовка к экскурсии.

Предметные картинки,

сюжетные картинки, презентация

7

Труд людей зимой в городском парке.

познакомить с видами сезонной работы в городском парке, учить выделять слова-действия

Экскурсия в Парк-усадьбу Трубецких.

8

Профессия – защитник Отечества.

продолжение знакомства с различными профессиями, их значением; обучение умению выделять главные слова, определяющие содержание профессии, составлять рассказ по картинному плану, формирование навыков диалогической речи.

Беседа о российской армии (солдаты, офицеры, священный долг – защита Отечества). Просмотр презентации.

 Ответы на вопросы учителя по предметной картинке «Солдат российской армии»

Дидактическая игра «Кто нас защищает»

Чтение учителем стихотворения С.Маршака «Пограничники».

Рисование (раскрашивание) картинки по теме.

иллюстрации с изображением солдата, корабля, самолета, танка, пограничников с собакой, презентация

9

Профессии: летчик, водитель.

продолжение знакомства с различными профессиями, их значением; обучение умению выделять главные слова, определяющие содержание профессии, составлять рассказ по картинному плану

Беседа о профессиях летчик, водитель. Просмотр презентаций. Коллективное определение содержания профессии, ее значения, выделение главных слов. Составление простых предложений по картинке о профессии «летчик».

Сюжетные картинки, иллюстрации, презентации

10

Государственный праздник 8 Марта.

Продолжать знакомить с традицией празднования женского дня, пополнить активный словарь, формировать выразительность речи при заучивании стихотворения

 Беседа о традиции празднования 8 Марта, просмотр презентации.

Заучивание стихотворений о маме. «Посидим в тишине» Е. Благининой.

Иллюстрации, презентация

11

Масленица.

- познакомить детей с традицией празднования Масленицы,

- учить слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы информационного характера;

- пополнить активный словарь

Беседа,  работа с иллюстративным материалом,

 просмотр презентации «Масленица».

Чтение краткого рассказа о праздновании Масленицы, ответы на вопросы учителя.

- иллюстрации,

- презентация « Масленица».

12

Охрана здоровья.

- дать элементарные представления о здоровом образе жизни;

- пополнить активный словарь, помогать правильно употреблять и произносить слова по данной речевой ситуации

Беседа по теме, просмотр презентации.

Коллективное составление распорядка дня.

Зарисовка распорядка дня с помощью символов.

Иллюстрации, презентация, образец распорядка дня

13

Моя семья.

Систематизировать представления о семье, продолжать формировать интерес к семье, побуждать называть членов семьи, их ФИО

Беседа по теме с опорой на сюжетные картинки.

Дидактические игры «Мамочка», «Кто старше?», «Назови ласково»

Составление предложений по сюжетным картинкам (мама варит суп, шьет, моет посуду)

Чтение учителем рассказа «Как Маша стала большой»

Называние членов семьи каждого ребенка.

Сюжетные картинки

14

Весна. Признаки начала весны.

Расширить представления о весенних изменениях, учить замечать их;

учить составлению описательного рассказа по серии карточек, правильно употреблять слова-признаки

Беседа по картинке «Весной в парке».

Рассматривание картины «Грачи прилетели», ответы на вопросы.

Отгадывание загадок о весне.

Составление панно «Весна» с использованием картинок «Признаки весны».

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

иллюстрации, набор предметных картинок для панно.

15

16

Приглашаем гостей.

Библиотека.

Дать представление о правилах приглашения гостей, этикетных выражениях, пополнить активных словарь

Расширить представления о библиотеке, ее назначении, учить правилам посещения библиотеки, учить вести диалог в предложенной ситуации, соблюдая правила вежливости

Беседа по теме речевой ситуации. Работа с иллюстрациями. Составление предложений по теме. Выделение этикетных слов. Коллективное составление устного приглашения гостей. Дидактическая игра «Приходите в гости!».

Краткая беседа по теме речевой ситуации.

Посещение школьной библиотеки. Выделение ключевых слов в диалоге с библиотекарем.

иллюстрации

17

Весенние забавы детей.

Закрепить и расширить представления о весенних играх и забавах, познакомить с правилами безопасности, формировать слуховое внимание и восприятие художественных  произведений

 Беседа по теме, работа с иллюстрациями, просмотр презентации; называние видов игр (игры в мяч, скакалку, рисунки на асфальте); правила езды на самокате, велосипеде (ПДД);

чтение рассказов: В. Берестова «Велосипед», З. Александровой «Светофор».

Иллюстрации, презентация

18

Природные явления и погодные изменения весной. Ледоход.

 Расширить представления о природных явлениях и погодных изменениях весной,

дать элементарные сведения о ледоходе, пополнить активный словарь

- беседа по теме;

- называние природных явлений весной;

- рассматривание и описание  сюжетной картинки «Ледоход на реке»;

-чтение отрывка стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа»;

- составление рассказа из 3-4 предложений.

Предметные картинки, сюжетные картинки

19

Прогулка весной.

Уточнить и расширить представления детей о признаках весны, сезонной одежде, учить правильно отвечать на вопросы, пополнить активный словарь

Беседа по теме, работа с иллюстрациями;

составление предложений по сюжетной картинке «На прогулку»;

называние предметов; демисезонной одежды.

 рассматривание и сравнение предметных картинок «Плащ, куртка, шапочка и т.п.»;

 игра «Одень куклу на прогулку»;

ответы на вопросы «Что мы оденем на прогулку?».

 Чтение стихотворения З.Александрова «Сережа моет калоши».

Предметные картинки,

набор парных картинок для дидактических игр

20

Православный праздник Пасха.

Познакомить с традицией празднования православного праздника, активизировать речь детей, пополнить активный словарь

- беседа по картинкам,

- просмотр презентации «Пасха»,

- рассказ детей по вопросам учителя о подготовке к Пасхе в семье,

- раскрашивание яиц.

Предметные, сюжетные  картинки,

презентация,

раскраски.

21

День космонавтики.

- расширить представления о космосе, его освоении, первом космонавте;

- закрепить знания о празднике «День космонавтики»,

- обогатить словарь, помогать употреблять слова в соответствии со смыслом

- беседа,  просмотр презентации,

- выделение ключевых слов,

- раскрашивание сюжетных картинок,

- работа с карточками «Выложи последовательность».

- предметные картинки,

- презентация,

- карточки «Выложи последовательность».

22

Труд людей весной.

Расширить и закрепить знания  о труде людей весной; учить правильному грамматическому строю речи

-рассматривание сюжетных картинок «Труд людей в городе»;

-составление рассказа из 3-4 предложений;

- беседа, просмотр презентации «Труд людей в саду, огороде весной»;

- называние садового инвентаря: лопата, лейка, грабли;

- составление предложений по сюжетным картинкам «Работа в саду, на клумбе»;

- раскрашивание картинок.

Предметные картинки.

Презентация.

Раскраски.

23

Весна  в городском парке.

Показать весенние изменения в природе, активизировать речь учащихся

Экскурсия в парк Девичьего поля.

24

Поведение перелетных птиц весной.

Закрепить понятие «перелетные птицы», расширить представления о жизни птиц весной, учить составлять краткий рассказ

- работа с иллюстрациями;

-просмотр презентации;

- составление рассказа-описания по плану;

- отгадывание загадок;

- игра «Чье гнездо?».

Иллюстрации с изображением птиц, презентация

25

Времена года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Лето.

 

- расширить представления о сезонных изменениях в природе;

- учить выделять признаки поздней весны и начала лета;

- учить подбирать главные слова для описания времени года, соотносить картинки с содержанием

Работа с иллюстрациями. Подбор слов для характеристики погоды в конце весны. Определение основных цветов поздней  весны. Соотнесение содержания  картинок с названием времени года.

Сюжетные картинки, иллюстрации, презентации.

26

Мои летние каникулы.

- повторить тему «Времена года. Лето»;

-активизировать речь учащихся, пополнить словарь;

- учить правильно использовать слова-признаки

- беседа  по теме, ответы на вопросы о предстоящем семейном отдыхе;

- чтение стихотворения учителем О.Зыковой «Скоро лето»;

- дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

- отгадывание загадок о солнце, радуге, дожде.

Предметные картинки, иллюстрации.

Набор парных картинок для дидактических игр.

Сборник загадок.

Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  6. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
  7. Программы специальных(коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, Спб, филиал изд. "Просвещение", 2007
  8. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.Статус программы: рабочая программа  учебного курса.Назначение программы:- для обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...